Подготовка к централизованному тестированию без репетитора
От составителей
Конспекты теоретических сведений по русскому языку помогут старшеклассникам подготовиться к ЦТ без репетитора, а учителям русского языка – организовать повторение, систематизацию знаний по предмету за курс средней школы.
Теоретический материал предлагается изучить с учётом той последовательности, которая предусмотрена в заданиях ЦТ. Такой подход поможет учащимся увидеть принцип наполнения тестового задания как теоретическим, так и практическим материалом и приблизиться к желаемому результату.
После изучения каждого конкретного вопроса теории целесообразно выполнить соответствующее задание практического характера в 10 вариантах ЦТ, которые публикуются каждый год после экзамена. Если в следующем году нумерация заданий ЦТ будет изменена, не составит труда по оглавлению найти нужный теоретический материал.
Содержание
Номер тестового
задания
Тематика тестовых заданий
А1
Правописание ь и ъ знаков
А2
Правописание согласных в корне слова. Правописание приставок на -з, (-с)
А3
Правописание суффиксов -к- и -ск- у прилагательных. Правописание суффиксов
-чик- и -щик- у существительных
А4
Правописание о/ё после шипящих в разных частях речи
А5
Правописание гласных о–а в корне. Соединительные гласные в сложных словах. Окончания существительных с суффиксами -ишк-, -ышк-, -ушк-, -юшк-; -ищ-
А6
Правописание безударных гласных е - и в корне. Приставки пре- и при-
А7
Правописание суффиксов, окончаний существительных и прилагательных
А8
Правописание суффиксов и окончаний причастий и глаголов
А9
Правописание н и нн
А10
Не с разными частями речи
А11
Слитное, раздельное и дефисное написание сложных слов
А12
Слитное и раздельное правописание наречий, предлогов, союзов
А13
Тире в простом предложении
А14
Обособленные второстепенные члены предложения
А15
Вводные слов и словосочетания
А16
Однородные члены предложения и пунктуация при них
А17
Пунктуация сложного предложения (ССП и СПП)
А18
Чужая речь. Пунктуация при прямой речи, диалоге, косвенной речи
А19
Запятая в конструкциях с как
А20
Пунктуация в сложном предложении с разными видами связи
А21
Части речи и их морфологические признаки
А22
Склонение существительных
А23
Простое и составное сказуемое. Синтаксическая роль инфинитива
А24
Односоставные предложения
А25
Строение слов
А26
Словообразование
А27
Речевые ошибки
А28
Орфоэпические нормы
А29
Соответствие между разделами науки о языке и изучаемыми в них понятиями
Текст
А30
Признаки текста (тематическое единство, смысловая связность и др.)
А31
Стили, жанры, типы речи
А32
Лексические признаки слова
В1
Средства связи предложений
В2
Фонетика
В3
Признаки причастий и деепричастия
В4
Синтаксис сложного предложения
В5
Правописание частиц не и ни
В6
Пунктуация БСП
В7, 8
Морфологические и синтаксические нормы
А1 Правописание Ь и Ъ знаков
Ь знак служит
для смягчения согласных для разделения звуков для указания на форму слова
Правило №1 Ь как показатель мягкости согласных
пишется
не пишется
1)на конце слова: ремень, заповедь, лось, рысь, грязь
2)после буквы л перед другими согласными: килька, вальс, пальцы, пульт, гольфы
3)в середине слова после мягкого согласного перед твёрдым: тоньше, меньше, тоньше ведьма, гурьба
4)между мягкими согласными, если при изменении слова первый согласный остаётся мягким, а второй становится твёрдым:
горький – горького, деньги – деньгами
1)между двумя буквами л: иллюзии, иллюминатор, параллель
2)между мягкими согласными, если при изменении слова оба согласных становятся твёрдыми: б а нт ик – ба нт, ви нт ик – ви нт, во нз ить – во нз ает
Помни!
ра зв е, пе ст ик, ле нт яй, во зн я
3)между мягкими согласными, находящимися в начале или в конце слова: ст епень, ве ст ь, гры зт ь, зло ст ь, гво зд ь, жи зн ь
5)если перед -ня в И.п. стоит гласная: ябл о ня – яблон ь, б а ня – бан ь, н я ня - нян ь
5)если перед -ня в И.п. стоит согласная:
в и ш ня – вишен, ба ш ня – башен, спа ль ня- спален, чере ш ня – черешен
Искл.: деревень, кухонь, барышень, боярышень
Ь у прилагательных перед суффиксом -ск-
пишется
не пишется
6)если прилагательное образовано от существительного с основой на л:
Урал – уральский
6)если прилагательное образовано от сущ. с основой на -нь или -рь:
конь – конский, Рязань – рязанский, Сибирь – сибирский, богатырский
Но! тянь-шаньский
Помни!
Сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, февральский, апрельский, июньский, июльский, а также день-деньской
Но! январский
Ь у числительных
пишется
не пишется
7)на конце числительных:
-от 5до 20и 30 (пят ь, шест ь, сем ь … двадцат ь, тридцат ь)
8)в середине числительных:
-от 50 до 80 (пятьдесят …восемьдесят)
-от 500 до 900 (пятьсот … девятьсот)
Правило №3 Ь как показатель формы слова, или ь после шипящих
1)на конце сущ. ж. р. 3-го скл.: помощь, тишь, дичь, вещь, рожь
2)в глаголах:
· неопределённой формы (беречь);
· 2-го лица ед.ч. наст. и буд. времени (идёшь, смеёшься);
· повелительного наклонения (отрежь, намажьте)
3)на конце наречий на -чь, -шь: наотмашь, вскачь, прочь
1)на конце сущ. м. р. 2-го скл.: товарищ, мяч, шалаш, плащ, гараж
2)на конце сущ. 1 и 2 скл. мн. ч. в форме Р.п.:
радиопередач, из туч, мимо рощ, среди луж
3)у кратких прилагательных:
жгуч, дремуч
3)на конце наречий на -ж:
уж, замуж, невтерпёж
НО! настежь