Теория эротического происхождения искусства
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Блок 1 (запускающий) К определению понятия «эстетическое» Доклад аспиранта кафедры ФиСК Темеревой Е.В. «Проблемное поле эстетики» Блок 2. (авторский) Современные философские концепции «эстетического» Доклад доцента кафедры философии и права ОмГПУ Краснояровой Н. Г. «Авангард в контексте философии искусства» Блок 3. (дискуссионный) Споры об искусстве в контексте современности Мера эстетического в техниках традиционного и современного искусства Список литературы: 1. Бычков В. В., Бычков О. О. Эстетика // Новая философская энциклопедия: В 4 т., Т. 4. М.: Мысль, 2001 г. 2. Кант И. Критика суждения вкуса // Иммануил Кант. Сочинения: В 6 т. Т. 5. М.: Мысль, 1966. С. 161-527. 3. Гулыга А.В. Кант сегодня // Иммануил Кант. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. 4. Огурцов А.П. Вкус // Новая философская энциклопедия: В 4 т., Т. 1. М.: Мысль, 2001. 5. Де Дюв Т. Кант по Дюшану и после Дюшана // Де Дюв Т. Именем искусства. К археологии современности. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2014. С. 85-138. 6. Хабермас Ю. Философия как «местоблюститель» и «интерпретатор» // Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. С. 7-33. 7. Шеллинг Ф.В. Философия искусства / Под общ. ред. М.Ф. Овсянникова; Пер. с нем. П.С. Попова. М.: Мысль, 1999. 8. Маньковская Н.Б. Классическая и неклассическая эстетика // Аспекты культуры: классика и современность: курс лекций прочитанных на факультете доп. образования/ Всерос. гос. ин-т. кинематографии им. С.А. Герасимова-М.: Изд-во ВГИК, 2001. С.154-194 9. Маньковская Н.Б. Неклассические формы художественно-эстетического сознания: (опыт хронотипологии) // Поколение в социокультурном контексте XX века.: сборник статей. М.: Наука, 2005. С. 545-565 10. В.В.Бычков. Проблемы и «болевые точки» современной эстетики [Электронный ресурс] http://iphras.ru/page51475021.htm
11. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда — ежегодник ИФ РАН http://iphras.ru/aest.htm
Теории происхождения искусства
Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в эпоху появления человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой человека. Как существует несколько теорий происхождения человека, так существует и несколько теорий происхождения искусства.
Теория прагматизма
Приверженцы этой теории считают, что создание первых произведений искусства-- преследовало четкие социальные цели. Общение, объединение общины, познание мира, передачу информации от взрослых детям об окружающем мире. То есть все эти произведения созданы для конкретных социальных целей данного племени. Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны — гименеи, погребальные причитания — орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению. Таким образом с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер. В рабовладельческом обществе с появлением избыточного продукта трудовой деятельности, который сделал возможным появление людей занимающихся только искусством. Также происходит разделение искусства на виды.
Искусство приобрело свои основные черты еще в античности, но там оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона «искусством» называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Сначала этот процесс обособления собственно эстетической деятельности, то есть искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах, а затем был перенесен и в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного. Психофизиологическая теория С точки зрения этой версии — искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и выжить (с точки зрения психологии) в этом сложном мире. Философ и психоаналитик Эрих Фромм так пишет о потребности человека в творчестве. «В отличие от пассивного приспособления, присущего животному, люди стремятся преобразовывать мир. А это невозможно без тяготения к запредельному, без поиска идеального. Без этой внутренней изготовки к возвышенному, к романтическому порыву личность не может подняться над повседневной прозой жизни. Эта потребность продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества человек соединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы».
Магическая теория Согласно магической теории, разработанной и созданной в трудах С.Рейнака, корни искусства лежат в магических обрядах. А главными магическими обрядами древности были конечно же обряды связанные с удаче в охоте. Эта теория представляет нам изображения животных пораженных стрелами, которые являются частыми среди памятников первобытного искусства--как несущие прежде всего магическую цель-принесение удачи, привлечение добычи, оберег самого охотника. Действительно, такие изображения создают ощущение очень натуральное и мощное и несут много информации для мага. Кроме изображений животных мы видим частое изображение самих магов, исполняющих ритуал шаманов. По этой теории именно шаманы были первыми художниками и музыкантами, а произведения искусства ‑ несло на себе отпечаток гораздо более важного действа-самого магического обряда.
Божественная теория Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии — «человек был создан Богом по его образу и подобию». Именно духовное начало человека предопределило появление искусства. Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным. «Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, — солнце, звезды, дикие животные и деревья — и стимулирует простейшие, но сильные эмоции — страх, смятение, покой. Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей. С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму». Теория игры Обычно эту теорию называют теорией Шиллера-Спенсера. Действительно она изложена в работах по эстетике Фридриха Шиллера, известного мыслителя и писателя романтика 18 го века. В основу этой теории положены два основания.
Во-первых, игра это всегда подражание. Во вторых, игрой называют деятельность связанную с избытком силы, которая не направляется на конкретные цели а выражается свободно. В какой то степени эта теория является теорией свободы, свободного творчества. Шиллер называл игру вхождением человека из сферы необходимости в сферу творчества. Как только у человека появилось свободное от выживания время, его сила начала проявляться в творчестве эстетически. Действительно, до сих пор, для того, чтобы творить необходимы эти условия ‑ свободное время и неизрасходованные силы. Эта теория проникнута пафосом свободного творчества и выходом человека из сферы быта в сферу более ему свойственную и приятную--свободного созидания. Самые ранние образцы творчества-отпечатки пальцев, свободные зигзагообразные линии содержат непроизвольность и игровой характер. Теория эротического происхождения искусства Возникла под влиянием работ психоаналитиков начала 20 века Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Приверженцы этой теории рассматривают действие произведений искусства как действие фантазий, "снов наяву", а художественное творчество ‑ выражение преломленного эротического желания и приносящее косвенное удовлетворение. Приверженцы этой теории усматривают в ритмичных узорах первобытности подсознательный эротизм, а практически в любом изображении ‑ символ половых органов. Я не скажу что эта теория полностью не верна. Видимо здесь есть какая то часть истины. Самая частая ошибка теоретиков всех мастей---это сделать свою теорию всеобъемлющей, даже если она затрагивает только часть реальности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|