Основные причины возникновения трещин и оценка возможности проведения ремонтных работ
Рис.4. Ремонт плит покрытия железобетонных резервуаров: 1 – существующая плита; 2 – балка; 3 – конструктивная арматурная сетка; 4 – новый слой бетона Трещины и разломы в плитах перекрытия разных видов проявляются по-разному и могут иметь различные последствия. В сплошных железобетонных плитах появление трещин – крайне редкое явление, которое, как правило, происходит из-за механического повреждения верхнего слоя бетона или же вследствие длительного воздействия факторов окружающей среды. Ремонт железобетонных плит производится в соответствии с имеющимися повреждениями. В случае если на плите появились мелкие трещины или несколько глубоких трещин, вполне можно просто заделать их, препятствуя их увеличению. Если повреждение большое, то необходимо проведение ремонтных работ, направленных на устранение коррозии арматуры и восстановление поврежденного слоя бетона. Ребристые плиты в большинстве случаев требуют такого же ремонта, как и сплошные железобетонные плиты.
Разрушение защитных покрытий, раковины, отколы, несоответствие проекту площадей опирания элементов, отверстия и т.п. в железобетонных конструкциях перекрытий следует устанавливать визуальным осмотром и измерением геометрических размеров дефектных или поврежденных участков. При обследовании железобетонных конструкций перекрытия и выявлении внешних повреждений необходимо определить внутренние дефекты и в частности, прочностные характеристики бетона. Выбор технологического решения по ремонту конструкции при наличии участков оголения арматуры зависит от величины коррозии. Таблица. Выбор технологического решения ремонта конструкции в зависимости от степени коррозии арматуры
При выборе метода усиления конструкции в конкретных условиях необходимо учитывать приемлемость того или иного метода, с точки зрения технического состояния усиливаемой конструкции, агрессивности, пожаро- и взрывоопасности среды, возможности достижения необходимой степени увеличения прочности, выполнения усиления без остановки производства, в минимальные сроки, с минимальным уменьшением габаритов помещения, технологичности и экономичности, эстетичности и др. При определении причин прогибов железобетонных элементов перекрытий необходимо учитывать, что прогиб элемента, вызванный нагрузками или недостаточной несущей способностью, сопровождается раскрытием трещин на внешней стороне кривой прогиба, а прогиб без трещин, как правило, является изначальным искривлением, полученным при изготовлении элемента. Монолитные плиты перекрытия можно усиливать методом наращивания, т.е. бетонированием дополнительной железобетонной плиты поверх существующей, а также подведением дополнительных опор в виде монолитных железобетонных или металлических балок. Сборные железобетонные пустотные плиты могут усиливаться с использованием пустот. Для этого сверху в зоне расположения канала пробивают полку и устанавливают арматурный каркас. При усилении только опорной части плиты каркасы располагаются на части ее пролета, а при необходимости усиления по нормальному и наклонному сечениям — по всей длине плиты. После этого канал заполняют пластичным бетоном на мелком щебне и плиту рассчитывают с учетом дополнительной арматуры (см рис.5)
Коррозионный износ арматуры железобетонных конструкций перекрытия следует определять в местах с разрушенным защитным слоем, а при необходимости производить вскрытие на требуемых участках. Наиболее эффективным способом защиты арматуры является торкретбетон. Дефектные участки конструкции очищаются от поврежденного защитного слоя с помощью зубила и молотка или отбойных молотков (при значительной площади повреждения), затем арматуру полностью или частично оголяют и очищают от ржавчины с помощью металлических щеток или пескоструйных аппаратов. К оголенной арматуре прикрепляют сетку из проволоки диаметром 2... 3 мм с ячейками размером 50x50 мм, поврежденные участки промывают из брандспойта под давлением и производят их торкретирование по влажной, но не мокрой поверхности.
При обследовании металлических конструкций перекрытий необходимо выявлять видимые дефекты и повреждения: - деформации отдельных элементов или конструкции в целом; - смещение от проектного положения отдельных элементов или конструкции в целом; - отсутствие отдельных элементов в конструкции; - искажение формы или нарушение геометрических размеров сечений или профиля элементов; При недостаточной несущей способности отдельных элементов производят их усиление. - механические или температурные повреждения металла; - трещины в металле различного характера; - дефекты и разрушения стыковых соединений (сварных, заклепочных); - смещения в узлах сопряженных конструкций; - дефекты и разрушения узловых соединений (сварных, болтовых, заклепочных); - разрушение антикоррозионных защитных покрытий и коррозионные повреждения металла и соединений в спаренных элементах вследствие расширения зазоров между профилями при скоплении продуктов коррозии. Коррозионный износ металлоконструкций перекрытий необходимо определять измерением толщин каждого конкретного элемента в разных точках с помощью ультразвуковых толщиномеров. Для измерения коррозионного износа элементы металлоконструкций необходимо предварительно очистить от загрязнений и продуктов коррозии. Трещины в металле должны выявляться, как правило, визуальным осмотром, а ширина их раскрытия - с помощью градуированной лупы или мерительного микроскопа. Перед обследованием места возможного наличия трещин должны быть очищены от коррозии и зачищены. Внешние дефекты и повреждения (неполномерность шва, резкие переходы от основного металла к наплавленному, наплывы и натеки наплавленного металла, неравномерная ширина и перерывы шва, кратеры, поры, трещины в шве и околошовной зоне, подрезы и прожоги основного металла) следует выявлять, как правило, визуальным осмотром с предварительной очисткой шва и прилегающего к нему металла от шлака и металлических брызг, в случае необходимости следует применять лупу.
При необходимости швы с предполагаемым скрытым дефектом или повреждением следует проверять дефектоскопом. При болтовых и заклепочных соединениях неплотная затяжка болтов, дрожание и подвижность заклепок, неплотное заполнение отверстий телом заклепки должны устанавливаться путем простукивания молотком массой 300 - 400 г. Степень опасности дефектов и повреждений, таких как отклонение металлических конструкций от проектного положения, деформации отдельных элементов, а также потери площади сечения элементов в результате коррозии, механического износа, наличия надрезов и вырезов, должна устанавливаться на основе поверочных расчетов в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов. Элементы сварных конструкций, испытывающие растяжение, сжатие или изгиб, могут быть усилены увеличением сечений путем приварки новых дополнительных деталей. Несущая способность элемента при этом возрастает с увеличением его сечения или жесткости. Однако нагрев элемента в процессе Сварки может снижать его несущую способность. Степень снижения зависит от режима сварки, толщины и ширины элемента, направления сварки. Для продольных швов снижение прочности не превышает 15%, для поперечных может достигать 40%. Поэтому наложение швов поперек элемента при его усилении под нагрузкой категорически запрещается. В связи с некоторой потерей прочности элементов при сварке, а также перераспределением напряжений как по сечению элемента, так и между элементами усиление под нагрузкой производят при напряжениях, не превышающих 0,8 Rv где Rv — расчетное сопротивление для стали, из которой изготовлен элемент.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|