Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кодификационная работа М.М.Сперанского при Николае 1

 

О царствовании Николая I у современников остались в основном мрачные воспоминания, но все же следует отметить, что к числу бесспорных достижений этого времени можно отнести кодификацию законов. Сам император впоследствии вспоминал: " Вместо сочинения новых законов я велел собрать сперва вполне и привести в порядок те, которые уже существуют, а самое дело, по его важности, взял в непосредственное мое руководство, закрыв прежнюю комиссию".

Речь шла о Комиссии составления законов, которая была преобразована во II Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, менее известное, но не менее важное, чем III Отделение, занимавшееся политическим сыском. Перед II отделения была поставлена задача по кодификации разрозненного и запутанного российского законодательства. Начальником II Отделения стал М.А.Балугьянский. Как считает В. Пригодич, царь (напомним, что в разгаре было следствие по делу декабристов) не доверял Сперанскому. Характерно, что при назначении на пост Балугьянского император сказал ему о Сперанском: "Смотри же, чтобы он не наделал таких же проказ, как в 1810-м году: ты у меня будешь за него в ответе".

В то же время именно Сперанскому, хотя он и не занял официального поста, было поручено общее "возглавление" всего дела. До самой смерти Сперанский руководил II Отделением без какого-либо юридического оформления своей нелегкой миссии.

Штат II Отделения состоял из 20 человек. Кроме чиновников, во II Отделение были зачислены известные ученые: профессор А.П.Куницын, преподававший в Лицее А.С.Пушкину, и профессор М.Г.Плисов - они оба были уволены из Санкт-Петербургского университета за вольнодумство и демонстративно приняты Сперанским и Балугьянским на службу, а также профессор В.Е.Клоков, действительный статский советник Цейер, коллежский секретарь Н.М. Старцов", ставший ближайшим помощником Сперанского в последние годы его жизни будущего графа, и барон Корф. На содержание II Отделения было ассигновано 37 800 рублей. Отдельной строкой финансировалось приобретение книг для II Отделения - 10 000 рублей в год.

И вот с этими сравнительно небольшими силами началась поистине титаническая работа, растянувшаяся на несколько лет. Был подготовлен четий план, наметивший три главных направления: 1)создание свода всех изданных в России законов, 2)систематизация действующих законов и разработка нового кодекса. Биограф Сперанского описывал ход работы: "Все чиновники трудились каждый день над своей частью и подавали письменный отчет о сделанном ими в продолжение недели. Каждый вечер в 7 часов старшие редакторы поочередно являлись к Сперанскому с своими тетрадями; а он в присутствии Балугьянского делал поверки и исправления, не пропуская ни одной строки; причем высказывал свои меткие наблюдения, остроумные замечания, тонкие выводы, обращая свой кабинет в школу высшей государственной науки и делового красноречия".

Уже в начале 1828 г. Сперанский имел возможность доложить царю о первых результатах.

Сперанский подчеркивал, что русский свод полнее французского, прусского и австрийского сводов. "Определение и удостоверение в материалах. Для сего сперва из разных архивов собраны реестры всех узаконений, по сим реестрам отысканы самые узаконения, таким образом полнота их удостоверена всеми возможными способами. "

К 1830 г. было составлено Полное собрание законов, которое включало более 30 920 нормативных актов, расположенных в хронологическом порядке, начиная с Соборного уложения 1649 г., и заканчивая Манифестом от 14 декабря 1825 г., написанным самим Сперанским. Первое издание Полного собрания законов состояло из 40 томов законов и 6 томов приложений (алфавитно-предметный и хронологический указатели, графики, рисунки и т.д.).

Публикация Полного собрания законов стала подготовительным этапом перед составлением и изданием Свода законов, который должен был включать только действующие нормативные акты. Проверка того, является ли тот или иной акт действующим и не противоречащим другим актам, возлагалась на специальные ревизионные комитеты, образованные при министерствах и главных управлениях. Законы систематизировались не по хронологическому, как в полном собрании законов, а по отраслевому принципу. Для каждой статьи Свода законов был подготовлен комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона.

10 января 1832 г. на заседании Государственного совета были рассмотрены Свод законов и Полное собрание законов. Было принято решение ввести в действие Свод законов с 1 января 1835 г., а перед этим разослать это издание во все правительственные учреждения для ознакомления и подготовки. По плану Сперанского создание Полного собрания законов должно было предварять создание Свода законов, а Свод в свою очередь должен был стать предварительным этапом перед подготовкой нового Уложения. Однако, как это уже не раз случалось в жизни реформатора, ему дозволили совершить лишь часть задуманного. Новое Уложение так и не было составлено, а его роль стал играть сам Свод законов.

Вместе с тем кодификация права была огромным шагом вперед. Заслуги Сперанского в осуществлении этого титанического труда были бесспорны и признаны Николаем I перед лицом всех сановников на заседании Государственного совета 19 января 1833, принявшем решении о введении в действие Свода законов. 1 января 1839 г. Сперанский был возведен в графское достоинство. Он выбрал для своего герба девиз: "In adversis sperat" ("В невзгодах уповает"), в котором фигурировало латинское слово, давшее начало его фамилии.

Таким образом, данную попытку кодификации российского права можно считать успешной, во многом это заслуга величайшего российского реформатора М.М. Сперанского.

 


Заключение

 

Сперанский продолжал трудиться до последних дней своей жизни. В апреле 1838 г. он был назначен Председателем Департамента законов Государственного совета", много сил по-прежнему отнимала работа во II Отделении. Особой строкой следует отметить его занятия с наследником престола, будущим императором Александром II. Главным воспитателем был назначен знаменитый поэт В.А. Жуковский, разработавший весьма обширный, проникнутый просветительско-либеральным духом план воспитания. Когда наследнику исполнилось 16 лет, в качестве главного преподавателя правовых дисциплин был приглашен Сперанский. Они занимались 12 часов в неделю. Это был обширный теоретико-практический курс, охватывавший все отрасли правоведения и государствоведения.

Здоровье Сперанского ухудшалось, но он не давал себе пощады, ежедневно просиживая за столом за письменными занятиями, требовавшими максимального напряжения не только умственных, но и физических сил. Он перерабатывал текст своих "бесед"-лекций с цесаревичем в учебник "Руководство к познанию законов", который, по мысли автора, должен был стать основным пособием по теории права для юридических факультетов университетов, но успел написать лишь 8 глав. А последней работой Сперанского стало эссе "О влиянии разума и совести на желания и намерения" - своеобразное философское завещание мыслителя, обращенное к потомкам. 7 февраля 1839 г. он вышел из дома в промозглую погоду и простудился. Через несколько дней у него случился "удар в голову и внутренности" (диагноз лейб-медика Н.И. Арендта). 11 февраля 1839 г. Сперанский скончался.

Итог нашей исследовательской работы состоит в следующем: каждая проведенная реформа сыграла свою роль и имела огромное значение для исторического и политического процесса в целом; реформы коснулись практически как всех сфер общественной жизни, так и государственного устройства и в области образования; уделив вниманию каждой реформе, можно четко сформулировать сложившуюся политическую обстановку в России. Определить значение каждого политического шага для развития и дальнейшего процветания российского государства; мы выявили цели исследования и решили все поставленные задачи, тем самым закончив работу с определенными выводами.

Из-за своей противоречивой политики Александра I называли двуликим. Так о нем писал русский историк П.Н. Милюков: «Царь не мог согласиться с реформой, ограничившей бы его личную власть… Его либерализм был поверхностным. Его мягкость была тактической, угловой и под маской благожелательности скрывалась презрение и недоверие к людям.

За такую двойственность ему пришлось расплачиваться: вынужденный скрывать свои мысли, носить маску на своем прекрасном челе, Александр обрек себя на полное душевное одиночество, постоянно затянувшее его существо апатией и заволокшее туманом лучезарные мечты его молодости». Эта цитата как нельзя лучше характеризует всю противоречивость политики Александра I, его несостоявшиеся планы, резкий поворот к реакции, вразрез идущими со взглядами молодого императора.

Какое идейное наследство оставил потомкам великий реформатор. К сожалению, большинство проектов Сперанского или вообще остались на бумаге или воплотились в жизнь со значительными изменениями. Из масштабного плана преобразований, задуманного им, была реализована лишь небольшая его часть.

И все же нельзя не отметить, что влияние идей Сперанского на современников было несравненно большим, чем возможное влияние его конкретных проектов на государственное устройство империи.

Сперанский одним из первых заговорил о разделении властей, о гражданских правах и свободах, о привлечении населения к управлению страной, о расширении круга лиц, пользующихся избирательным правом. Некоторые из предложенных Сперанским идей, например, об ограничении прав дворянства и о постепенной отмене крепостного права, были настолько революционны, что общество того времени оказалось просто не готово воспринять их. Частично идеи Сперанского осуществил Александр II, по инициативе которого было отменено крепостное право и проведена судебная реформа 1864 г.

По масштабам своих преобразований Сперанский входит в плеяду великих реформаторов наряду с Витте и Столыпиным. Методы, которыми Сперанский и Витте проводили финансовые преобразования, очень похожи. Для защиты российской экономики и повышения покупательской способности рубля Сперанский в свое время ввел высокий таможенный тариф и прекратил практику покрывать дефицит бюджета за счет выпуска ничем не обеспеченных ассигнаций. Витте в экономической сфере также придерживался протекционной политики, краеугольным камнем которой считал создание собственной промышленности, для чего привлекались иностранные капиталы и был введен золотой стандарт. Ограничение верховной власти "непременном законом", как того хотел Сперанский, произошло почти век спустя: при Николае II, в манифесте 17 октября 1905 года.

Роль преобразователя-агрария выпала Столыпину. И хотя фамилия в первую очередь ассоциируется с аграрной реформой, известны и его реформы в политико-социальной сфере: преобразование местного управления, государственное страхование рабочих, введение всеобщего начального образования и т.д.

Все трое реформаторов пришли к осознанию необходимости ограничить самодержавие.

Они понимали, что естественное развитие неизбежно приведет Россию к конституционному устройству и предупреждали, что постоянно откладывать мирные преобразования фактически означает ждать, пока они произойдут снизу уже в революционном порядке.

Нельзя не отметить, что судьбы реформаторов в России чем-то похожи. Идеи Сперанского, и Витте, и Столыпина оказывались не ко времени, а сами они - в противостоянии с консервативно настроенной верхушкой. Взлет всех троих на политическую арену был стремителен. Каждый становился правой рукой того монарха, при котором ему довелось служить, но на определенном этапе карьеры все пережили опалу и удаление от трона. Масштаб и смелость их проектов во многом объяснялись покровительством императоров - Александра I, Александра III, Николая II. Но в определенный момент мысль о необходимости поступиться частью своей власти пугала самодержцев и их реформаторский пыл угасал.

Если обратиться к современности, то мы увидим. что сейчас предпринимаются попытки ввести суд присяжных как гарантию независимого и объективного вердикта. Устройство государственного управления во многом напоминает план преобразований, предложенный Сперанским: разделение властей, двухпалатный парламент, всеобщее избирательное право, соответствие подзаконных нормативных актов и регионального законодательства Конституции и федеральным законам, единая организация управления на местном, региональном и общефедеральном уровне; суды разной юрисдикции и т.д. Также в Конституции (словно вслед за Сперанским) Россия провозглашается правовым государством, что должно означать господство права и верховенство закона, а права и свободы человека и гражданина объявляются высшей ценностью. Насколько все вышеперечисленное работает реально - это отдельный разговор, но суть от этого не меняется: идеи, заявленные почти два века назад живы и поныне.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...