Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

января 1797 года родился Франц Шуберт - гениальный австрийский композитор, положивший начало европейскому музыкальному романтизму.

ШУБЕРТ

 

января 1797 года родился Франц Шуберт - гениальный австрийский композитор, положивший начало европейскому музыкальному романтизму.

Шуберт - одна из трагических фигур в истории мировой музыкальной культуры. Его недолгая, безрадостная, полная лишений жизнь оборвалась, когда ему не было и 32 лет – в расцвете сил и таланта. Рукописи композитора, часть из которых была утеряна, а другая – хранилась у родственников или друзей, долго не были собраны воедино. До конца XIX века значительная часть его произведений оставалась неопубликованной и даже неисполненной. Всего Шубертом было написано около 1000 произведений, в том числе шесть месс, восемь симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершённых и незавершённых фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.

Уже к 19 годам Шуберт написал более 250 песен, несколько симфоний и других музыкальных произведений. По масштабу творчества его сравнивают с Моцартом. Фортепианные сочинения, в числе которых сонаты, квартеты и другие камерно-инструментальные произведения, мессы, кантаты, оратории, вокальные ансамбли, оперы, зингшпили, составляют богатство, которое по-настоящему стало осваиваться только в XX веке. В это трудно поверить, но такой пианист, как Рахманинов, например, узнал, что Шуберт писал сонаты, только на празднование столетней годовщины со дня смерти композитора, то есть в 1928 году. Вопреки устоявшемуся представлению, мир прекрасно жил без Шуберта и жил бы без него до сих пор, если бы не усилия его поклонников, в первую очередь Роберта Шумана и Феликса Мендельсона. Именно первое исполнение "Большой" симфонии под управлением Мендельсона открыло миру Шуберта-симфониста.

Творчество Шуберта - это рассвет музыкального романтизма. Порой его называли "композитором песен", но он стал новатором и в симфоническом жанре, создав принципиально новый тип симфонии, который позже нашёл своё продолжение в творчестве Брукнера и Малера. "Бесспорно, в Шуберте есть искра Божья. Поверьте, когда-нибудь он прогремит на весь мир", - сказал Бетховен, когда друзья показали ему песни Шуберта. Сам композитор и не посмел придти к своему кумиру, хотя они жили в одном городе. На похоронах Бетховена, за два года до собственной смерти, 29-летний Шуберт нёс гроб в числе знаменитых венских музыкантов.

При жизни композитора был организован один единственный концерт из его произведений, который состоялся в 1828 году в Вене. Только однажды, он узнал, что такое настоящий успех, который превзошел все ожидания. Венские музыкальные критики замолчали тогда этот публичный концерт Шуберта потому, что их внимание целиком поглотило выступление кумира того времени Никколо Паганини. За свои венские гастроли Паганини получил в 807 раз больше Шуберта, 28 тысяч гульденов. Выручка же Шуберта составила 320 флоринов, и он наконец-то смог купить себе рояль. Несмотря на постоянные лишения, иногда ему не хватало денег даже на нотную бумагу, в отсутствии возможности исполнять и издавать свои произведения, он не терял трудоспособности до последних дней.

Шуберт подарил миру неоценимое сокровище, и в тоже время практически не осталось достоверных свидетельств о конкретных событиях его жизни. 19 ноября 1828 года его не стало. В предсмертном бреду Шуберт завещал похоронить его рядом с Бетховеном, на том же кладбище, но денег на это не было. Только через много лет останки двух великих композиторов перенесли на центральное венское кладбище, и сегодня памятники Бетховену и Шуберту стоят рядом. На памятнике Шуберту выгравированы слова поэта Франца Грильпарцера: "Здесь погребён большой музыкальный дар, но ещё более светлые надежды".

"Вечерняя Москва" предлагает вниманию читателей пять фактов из биографии гениального композитора.

1. Одно из самых известных произведений Шуберта, фантазия для четырех рук фа минор, посвящено графине Каролине Эстерхази. Композитор сочинил его в 1828 году всего за девять месяцев до рагической смерти. Каролина была ученицей гениального композитора, она начала заниматься с ним в возрасте 12 лет, а последние уроки он дал ей, когда Каролине исполнилось 22. Каролина всю жизнь оставалась его музой. Понятно, что никакие отношения между ними были не возможны: он простой учитель без дворянского звания, а она – дочь графа. Однажды она выразила досаду, что композитор не посвятил ей ни одного своего произведения, на что Шуберт якобы меланхолически ответил: "Для чего? Всё и так посвящено вам".

2. Шестая симфония Шуберта была отвергнута Парижским симфоническим оркестром. Лондонская филармония посмеялась над ней, а ее дирижер отказался даже репетировать. Пьеса не исполнялась публично ещё лет тридцать после написания. Как-то известный дирижер и скрипач Шуппанциг сказал, играя ре-минорный квартет Шуберта: "Нет, это плохо; не путайся с подобными вещами, держись лучше своих песен". Это было сказано при полной аудитории во время премьеры. Шуберт подошел к музыкантам, собрал с пюпитров листы с нотами, и больше при его жизни никто не слышал о квартете ре минор.

3. В апреле 1816 года Шуберт послал Гёте тетрадь тщательно переписанных песен на его тексты, включавшую ряд шедевров, в частности "Лесной царь". Жанр этой песни – баллада, которая была распространена в романтической поэзии. У Шуберта получилась настоящая драма, с несколькими действующими лицами, что требовало колоссального мастерства исполнителя. Шуберт чтил Гёте и поклонялся ему, дважды он пытался установить личный контакт с поэтом. Но все попытки не увенчались успехом, поэт не понял гениальности Шуберта. Тем не менее, Гёте оказал на личность композитора огромное влияние.

4. Вершиной творчества Шуберта принято считать Большую до-мажорную симфонию. Ее партитура была случайно обнаружена только через десять лет после смерти Шуберта. В 1838 году, Роберт Шуман, страстный поклонник его творчества, среди бумаг брата покойного композитора нашел эту партитуру. Точное время работы над ней композитора неизвестно. Рукой композитора в партитуре отмечено - март 1828 года. Но это может быть и дата окончания произведения, и дата его последней редакции. Первое исполнение Большой до-мажорной симфонии, как ее принято называть, состоялось 21 марта 1839 года в Лейпциге оркестром Гевандхауза под управлением Феликса Мендельсона и открыло миру Шуберта-симфониста. "Гигантское произведение, отличающееся громадными размерами и громадной силой и богатством вложенного в него вдохновения", - так отзывался об этой симфонии Чайковский.

5. Существует предание о том, как в один из осенних дней 1817 года Шуберт встретил на улице Вены богато одетую даму с белым лицом и старомодной прической. Назвав Франца по имени, она представилась его Судьбой и предложила ему на выбор определить будущее: остаться безвестным учителем и умереть в глубокой старости, окруженным детьми и внуками, или подарить миру сказочно-красивую музыку, но уйти из жизни в неполные тридцать два года. Через несколько дней Шуберт бросил школу, чтобы навсегда посвятить себя музыке.

 

 

ШУМАН

 

(Schumann) Роберт (полное имя Роберт Александер) (8 июня1810, Цвиккау - 29 июля 1856, Эндених, предместье Бонна), немецкий композитор.


Победила любовь к музыке

Родился в семье книготорговца и издателя. Рано обнаружил способности пианиста и композитора, а также литературный дар (до зрелого возраста сохранил юношеское пристрастие к творчеству немецкого писателя-романтика Жана Поля, в чьем творчестве лирика причудливо переплетается с гротеском и иронией). В 1828 отправился в Лейпциг изучать право, однако значительную часть своего времени посвящал литературным занятиям и музицированию; брал уроки фортепиано у видного педагога Фридриха Вика (1785-1873), написал несколько фортепианных пьес и песен. Из Лейпцига Шуман переехал в Гейдельберг, где также вместо юриспруденции занимался главным образом музыкой. Вскоре он сумел убедить свою семью в том, что карьера пианиста больше соответствует его наклонностям, и в 1830 вернулся в Лейпциг, где поселился в доме Вика. Вскоре он повредил руку (возможно, из-за использования самодельного механизма для тренировки пальцев) и вынужденно отказался от намерения стать концертирующим пианистом. Тем не менее он продолжал сочинять музыку для фортепиано; в 1830 появился его опус 1 - "Вариации на имя ABEGG" (в теме этих вариаций зашифрована фамилия тогдашней подруги композитора).

Давидово братство

В 1834 Шуман основал в Лейпциге периодическое издание Neue Zeitschrift fur Musik ("Новый музыкальный журнал") и до 1844 оставался его главным редактором и выступал в нем в качестве автора. Проявил себя как блестящий, проницательный музыкальный критик, приверженец передовых тенденций в искусстве, первооткрыватель молодых талантов. Свои статьи Шуман нередко подписывал псевдонимами Эвзебий и Флорестан, первый из которых олицетворял лирически-созерцательную, второй - импульсивную, пылкую сторону его личности. Эти герои, наряду с Ф. Шопеном, Ф. Листом, Н. Паганини и будущей женой Шумана пианисткой Кларой Вик вошли в состав придуманного Шуманом фантастического "Давидова братства" (Davidsbund), противостоящего филистерским взглядам на искусство. Для музыкального воплощения своей склонности к фантазированию в литературных образах молодой Шуман избрал форму фортепианного цикла, состоящего из разнообразных по настроению и фактуре характерных пьес. В течение 1830-х годов появились циклы "Бабочки", "Карнавал" (в нем фигурируют музыкальные "портреты" членов Давидова братства - давидсбюндлеров), "Танцы давидсбюндлеров", "Детские сцены", "Крейслериана" (по мотивам прозы Э. Т. А. Гофмана), "Венский карнавал", сборник миниатюр "Фантастические пьесы". "Флорестановское" и "эвзебиевское" начала прихотливо сочетаются и в многочастных непрограммных произведениях этого же периода - трех сонатах (третья из них включает обаятельные "Вариации на тему Клары Вик"), масштабной трехчастной Фантазии, "Симфонических этюдах" (в форме вариаций на тему Ф. Вика), "Юмореске".

Любовь

Сердечные дела всегда играли важную роль в жизни Шумана, влияя на его творчество. В середине 1830-х годов начался роман Шумана с Кларой, дочерью Вика, который всячески стремился воспрепятствовать их браку. Противодействие Вика было преодолено только решением суда, в 1840 признавшего за Кларой право на замужество без отцовского согласия. Период борьбы за Клару и вынужденной разлуки с ней был отмечен в жизни композитора глубокими депрессиями. Бракосочетание Шумана и Клары состоялось в сентябре 1840. Биографы композитора часто именуют этот год "годом песен". В едином творческом порыве Шуман создал свыше 100 песен для голоса с фортепиано, в том числе вокальные циклы "Любовь и жизнь женщины" (на слова А. Шамиссо, в 8 частях) и "Любовь поэта" (на слова Г. Гейне, в 16 частях). Песни, составляющие каждый из циклов, складываются в целостный сюжет с трагическим концом; оба цикла завершаются большими фортепианными "эпилогами", ностальгически воссоздающими безмятежную атмосферу начальной песни (в "Любви и жизни женщины") или одной из центральных частей (в "Любви поэта"). Изобилующий деталями, насыщенный подтекстами фортепианный аккомпанемент - отличительная черта большинства лучших вокальных миниатюр Шумана, в том числе из сборника "Мирты" (26 песен на слова разных поэтов) и тетрадей на слова Гейне (соч. 24) и Й. фон Эйхендорфа (соч. 39).

Зрелый Шуман

В 1841 Шуман писал преимущественно оркестровую музыку. Из-под его пера вышли, в частности, 1-я симфония, первая редакция 4-й симфонии и предназначенная для Клары поэтичная Фантазия для фортепиано с оркестром, впоследствии ставшая первой частью Фортепианного концерта ля минор (закончен в 1845). В 1842, пока Клара находилась в длительной концертной поездке, Шуман, который не любил бывать в тени собственной жены и поэтому предпочитал оставаться дома, написал несколько крупных камерно-инструментальных опусов, в том числе популярный Квинтет для фортепиано и струнных. К этому времени стиль Шумана, в значительной степени утратив прежнюю импульсивность и непосредственность, стал более уравновешенным, на смену характерной для произведений 1830-х годов многослойной, богато декорированной ("арабесочной") фактуре пришли более экономные и традиционные формы изложения. Следующий, 1843 год был отмечен созданием большой симфонической кантаты (по существу, светской оратории) "Рай и Пери" (по поэме Т. Мура) и началом работы над музыкой для солистов, хора и оркестра к отдельным сценам "Фауста И. В. Гете; первой была написана музыка к заключительной сцене трагедии - одно из самых величественных и гармоничных творений композитора.

Трудные годы

Тогда же Шуман занял должность профессора только что открывшейся Лейпцигской консерватории, во главе которой стоял его друг Ф. Мендельсон. Очень скоро обнаружилось, что Шуман совершенно неспособен к преподаванию; его попытки заняться дирижированием также привели к весьма скромным результатам. В 1844 Шуман вместе с семьей переехал в Дрезден, где его продолжали преследовать депрессии, серьезно затруднявшие его деятельность. Лишь в 1847-48 композитор пережил относительный творческий подъем, сочинив несколько камерных опусов, ряд песен и хоров и оперу "Геновева" (ее премьера в Лейпциге прошла без особого успеха). В 1848 Шуман основал и возглавил дрезденское Общество хорового пения, силами которого в 1849 были впервые исполнены отрывки из его музыки к "Фаусту".

В 1850 Шуман занял пост городского музикдиректора в Дюссельдорфе. Поначалу он чувствовал себя счастливым и испытал прилив вдохновения, о чем выразительно свидетельствуют обаятельные Концерт для виолончели с оркестром и 3-я симфония, так называемая "Рейнская" (одна из ее частей навеяна впечатлениями от знаменитого Кельнского собора). Однако возможности Шумана-дирижера оказались слишком ограниченными для работы в качестве музыкального руководителя целого большого города; в 1852-53 его физическое и душевное состояние ухудшилось, и он осознал, что больше не сможет выполнять свои обязанности. Последние крупные опусы Шумана (Фантазия для скрипки с оркестром, 3-я соната для скрипки и фортепиано, Концерт для скрипки с оркестром) свидетельствуют об упадке его вдохновения. В 1854 у Шумана начались галлюцинации, и 27 февраля он совершил попытку самоубийства, после которой был помещен в психиатрическую больницу, где умер два года спустя. Судя по всему, душевная болезнь Шумана явилась результатом сифилиса, которым он заразился в юности. До последнего дня о нем заботились Клара и молодой И. Брамс.


У Клары и Роберта Шуман родилось восемь детей. Клара пережила своего мужа на 40 лет. До 1854 она сочиняла музыку; ее лучшие произведения (Фортепианное трио, некоторые песни) характеризуются незаурядной фантазией и мастерством. Современники ценили Шуман-пианистку не только за блестящее владение новейшим репертуаром (Шопен, Шуман, Брамс), но и за высокую культуру интерпретации и певучий тон. До конца жизни она поддерживала близкие отношения с Брамсом.

 

ШОПЕН

16 ноября 1848 года в Лондоне дал свой последний концерт Фредерик Шопен. Польский композитор и пианист-виртуоз мог играть лишь в темноте и время от времени видел умерших родственников. Мы составили подборку интересных фактов о Шопене.

Еще будучи ребенком, Шопен привык играть в кромешной тьме. Садясь за фортепиано, он непременной гасил свечи. Только так мальчик мог настроиться на нужный лад. Эту привычку он пронес с собой до последних дней. Даже играя в гостях, Шопен просил погасить свет в комнате.

Учась играть, Фредерик Шопен очень полюбил некоторые аккорды, но его детские пальцы еще не могли их брать. Тогда мальчик решил растянуть свои пальцы и даже придумал для этого приспособление. Оно причиняло довольно сильную боль. Несмотря на это, юный пианист носил его постоянно, не снимая даже ночью.

Прислуга, которая жила в доме Шопена, была уверена, что мальчик сошел с ума. По ночам он вскакивал и бежал к фортепиано, чтобы играть. Уже позже Шопен стал сам жаловаться на здоровье. Великий композитор страдал эпилепсией. Недуг сопровождался видениями. К Шопену приходили умершие родственники, а иногда другие духи, угрожавшие ему. В одном из своих писем он даже писал, что увидел в чреве своего фортепиано неких «проклятых тварей».

В возрасте 10 лет Щопен сочинил марш, посвященный великому князю Константину, который был напечатан, правда, без имени автора, и даже несколько раз исполнялся военным оркестром.

Известное, пожалуй, всем произведение «Собачий вальс» тоже сочинил Шопен. У Жорж Санд, с которой он был в отношениях несколько лет, была собачка, с которой она любила играть. Однажды женщина обмолвилась, что если бы могла, обязательно сочинила бы песню о своем четвероногом друге. Желание возлюбленной - закон. И Шопен сочинил чудесный вальс (опус № 64), который друзья и ученики прозвали «Вальс маленькой собачки».

Композитор был очень чувствителен в случаях, связанных с женщинами. Его помолвка была расстроена из-за пустяка. Шопен был влюблен во внучку одного знаменитого музыканта и даже подумывал на ней жениться. Но его чувство подверглось слишком серьезным испытаниям. Однажды он пришел в гости к возлюбленной с другом. Девушка предложила приятелю жениха сесть раньше, чем ему самому. Возмущенный Шопен не вынес подобного оскорбления и передумал жениться.

В Берлине создали комикс, рассказывающий о жизни Шопена в наши дни. В нем рассказывается история современного Шопена, который отправляется в тюрьму, чтобы дать там концерт, причем сопровождает композитора его бритоголовый приятель. В одной из сцен, представленных в комиксе, Шопен стоит на сцене, а заключенные в нецензурных выражениях требуют, чтобы он «убрался» оттуда. Этот комикс назвали непристойным. Глава МИД ПольшиРадослав Сикорский запретил его распространение. Однако авторы утверждали, что лишь хотели в доступной форме познакомить современных немецких детей с польской культурой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...