Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция памяти Тульвинга.




Согласно Э. Тульвингу, память состоит из трех систем. Эти три системы образуют единую иерархию в том смысле, что самая нижняя система - процедурная память - содержит в себе следующую систему - семантическую память как отдельную целостность, тогда как семантическая память включает эпизодическую память как свою отдельную специализированную подсистему. Каждая из более высоких систем зависит от нижней системы или систем и поддерживается ими; однако, каждая система обладает и своими уникальными возможностями.Эпизодическая память очень важна, поскольку составляет основу для опознания событий, людей и мест, встречавшихся в прошлом. Хотя информация этого вида памяти, как показывают исследования, часто подвержена искажениям при воспроизведении. Семантическая память - это память на слова, понятия, формальные правила и абстрактные идеи. По Э. Тульвингу, данный вид памяти организует знания человека о вербальных символах, их значениях, об алгоритмах манипулирования этими символами, понятиями, отношениями. Наша способность быстро обрабатывать разнообразную информацию существует благодаря высокоэффективному процессу воспроизведения и хорошей организации материала в семантической памяти.Еще одно важное различие между эпизодическим и семантическим видами памяти заключается в том, что эпизодическая память постоянно получает новые задачи (и изменяется в результате их выполнения), тогда как семантическая память остается относительно стабильной во времени.

Коннекционистская модель (PDP) пямяти Румельхарта и Мак-Клеланда

Модель Ориентированная на обработку сенсорной информации подход к восприятию, основанный на том, что сенсорная система имеет огромное, но конечное число функционирующих нейронных единиц и что паттерн, нейронных связей отражает специфические признаки сложного раздражителя.

Суть коннекционисткого подхода к когнитивному моделированию познания заключается в обращении к метафоре искусственной нейронной сети. Ее существенными характеристиками являются распределенность репрезентаций и параллельность переработки информации. Разнообразие разработанных нейронных сетей тем не менее предполагает наличие фундаментальных основ такой когнитивной архитектуры. Например, Д.Е. Румельхарт с соавторами выделяют такие аспекты моделей параллельной переработки:

• модель представляет собой сеть узлов переработки информации (или модулей, аналогов нейронов);

• каждый узел обладает активацией (аналог потенциала действия нейрона);

• каждый узел обладает функцией выхода;

• существует паттерн соединения узлов сети;

• существует правило распространения паттернов активации по сети;

• существует правило активации, согласно которому объединение входов узла с его текущим состоянием приводит к новому уровню активации узла;

• существует и детально описывается правило научения, согласно которому паттерны соединения модифицируются с приобретением опыта;

• существует окружение, в котором должна функционировать система

Модули (слои узлов) нейронных сетей обычно делят на три класса: входные (получающие информацию), выходные (выдающие результаты обработки информации), скрытые (промежуточные). Принцип взаимодействия узлов рассматривается как возбуждающий или тормозящий. Знания, управляющие процессом переработки, хранятся в форме весовых коэффициентов связей между узлами сети, а научение (динамика системы) трактуется как процесс изменения весовых коэффициентов связей (приспособления их к решению определенной задачи). Исследования таких моделей показали, что они способны к научению таким навыкам как распознавание лиц, чтение, определение простых грамматических структур.

 

 

Вопрос № 25. Концепция памяти в психоанализе. Механизмы забывания по теории З. Фрейда. Механизмы психологической защиты. Строение психики и личности человека согласно психоанализу, роль памяти в функционировании этих структур.

 

Для спасения от конфликта между "Я" и "ОНО" применяются средства психологической защиты: вытеснение, подавление – непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное "ОНО"; проекция – бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу; рационализация – бессознательная попытка рационализировать, обосновать абсурдную идею. замещение - один из механизмов перевода бессознательных, неприемлемых для "Я" ("сверх-Я") желаний в приемлемые формы. Результатом замещения являются, например, ошибочные действия, невротические симптомы, остроты, определенные характеристики сновидений. сублимация - отклонение энергии сексуальных влечений от их прямой цели получения удовольствия и направление ее к несексуальным (социальным) целям. регрессия - возврат психического развития на более раннюю стадию

Согласно Фрейду, психика человека состоит из трех компонентов: огромного темного бессознательного, которое никогда не будет до конца познано человеком («Оно», или «Ид»), из осознаваемого, рационального компонента («Я», или «Эго») и социального цензора («Сверх Я», или «Супер Эго»).Бессознательное («Оно») является наиболее древней основой психики, в котором господствуют первичные потребности. Здесь локализованы инстинкты (в первую очередь, по мнению Фрейда, сексуальный и агрессивный). «Оно» работает по принципу удовольствия. Контакт с этой частью своей психики человек может осуществлять во время сна, медитации, гипноза и при некоторых других формах измененного сознания.Вторая часть сознания человека — «Я» в большей степени соответствует представлению человека о себе, так как именно в этой части сознания мы «находимся» большую часть времени. Наши мысли, планы, чувства, оценки — все это компоненты «Я». Данная часть психики выполняет две важные функции: во-первых, руководит контактом с реальностью (при этом может как приспосабливаться к реальности, так и менять ее), а во-вторых, осуществляет связь с бессознательным, например, вытесняя психотравмирующие ситуации в область бессознательного (защитная функция). Фрейд считал, что основная задача «Я» состоит в том, чтобы поддерживать чувство собственной безопасности и самоуважения. Для этого «Я» приходится выводить за рамки сознательного социально неприемлемые бессознательные переживания. Сознание оказывает сопротивление бессознательному, не пропуская его в высшие этажи психики. В результате этого сопротивления могут возникать различные нарушения органов чувств и нервной системы. «Эго» работает по принципу целесообразности (биологической реальности).Наконец, третий компонент сознания — «Сверх Я», или, как его чаще называют, «Супер Эго» — совесть человека, его внутренний сторож, который осуществляет надзор как бы изнутри сознания. Фрейд считал, что «Супер Эго» является видоизмененным родительским авторитетом, сублимацией строгого, но справедливого отца, который в детстве следил за ребенком, контролировал его поступки и наказывал за нарушение правил. «Супер Эго» работает по принципу социальной реальности. Именно здесь рождается внутренняя критика.

 

 

Вопрос № 26. Концепция памяти в бихевиоризме, в гештальтпсихологии. Концепция памяти П. Жане. Деятельностная теория памяти. Когнитивная психологии: её роль в изучении закономерностей памяти и критика. Нейронные и биохимические теории памяти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...