И в виде благодати ( дождь с радугой)
И в виде разрушения (гром с молнией). 1. Дождь с радугой. Дождь представляет собой воду ниспадующую с неба, (звучание которого описывается «фликкер-шумом».) Значимость дождя всем понятна, ибо вода дает жизнь земле. Здесь необходимо сделать два примечания о милости Божией:
1.1. Из-за первородного греха, человек повреждает всю тварь, и поврежденной оказывается и вода. И здесь дело не только в углубляющейся экологической опасности постепенного замещения живой воды, неживой, «технической», отравленной. Это на поверхности. Вода «умирает» от греха человека. В православной церкви уже более 2000 лет ежегодно 19 января в день Богоявления, Крещения Господня, происходит великое освящение «всего естества воды». Православные христиане, запасаются на весь год «крещенской» воды, освященной Великим чином на Богоявление. Если бы этого не было мир давно бы погиб, ибо водой нельзя было бы пользоваться. Во все двунадесятые праздники происходит малое освящение воды, а также по просьбе прихожан.
1.2. Радуга показывает нам надежду и уверенность в милости Божией. Ибо радугой Бог заключил Завет между Богом и людьми. Радугой, Бог исключил новый потоп на землю за грехи людские. А. П. Лопухин помечает, что Бог обешает посылать Радугу, как символ помилования и избавления от небесной кары, (толк. на ст. 14.) «13. Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением (вечного) завета между Мною и между землею. 14. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга (Моя) в облаке. 15. и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душой живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти»… далее, ст. 16. и 17. (Бытие Гл. 9.).
Гром и молнии. 2.1. Молния сопровождает истребление (2 Цар.22.15.), Бог творит молнии при дожде (ПС.134.7.) среди дождя (Иер.10.13), символ власти Бога и т. п. 2.2. Бог посылает гром и дождь (1 Цар.12.17.), гром символ власти Бога и т. п. Любопытно, что гром «гремит» тембром мужского голоса (бас, баритон), приблизительно 50 - 500 гц.
«Глас хлада тонка», «звук легкого дуновения», «веяние тихого ветра» (Тихий, околопороговый особый шум.)
О явлении Господа пророку Илии на горе Хориве На церковно-славянском языке:. «И рече ему Господь: изыди, и стани на горе пред Господем, и се Господь мимо идет, и дух (буря) велий и крепок, но не в духе Господь: и по духе трус (землетрясение), и не в трусе Господь: и по трусе огнь, и не в огни Господь: и по огни глас хлада тонка, и тамо Господь» (3 Царств. XIX, 3 - 16) На русском языке: «Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь. После ветра землятрясение; но не в землятрясении Господь. После землятрясения огонь, но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра, и там Господь». (3 Царств. XIX, 3 - 16)
Процитирую обсуждение этого слова в Журнал Владимира Рокитянского - тишина в Библии October 12th, 2007 http://p-userpic.livejournal.com/73849446/11823790 греч. текст: φωνη αυρας λεπτης. Буквально: звук легкого дуновения. В еврейском там "коль демама акка" - что-то вроде следующего: "голос шуршащего, как песок, молчания"….leptos - сложное слово; вообще "тонкий", как одежда, слой пыли, которой "чуть-чуть"; по Лидделл-Скотту, исходное значение - "обшелушенный" (о ячмене, напр.); но таким может быть и движение воздуха (у Еврипида "дуновения" leptai, у Сапфо огонь leptos), и голос (только он не "тонкий", а какой-то тихо-нежный, насколько я понимаю)….исходное значение (лущеный) ведет к такому, примерно, общему смыслу - "меньше которого уже не может быть", "меньше которого уже ничто, пустота", "минимум, который еще ощущается осязанием"….В греческом fone auras leptes …Так что по-гречески точно "глас". aura - "дуновение", это уже, похоже, славянский вариант. Ну, а leptes - и правда, "тонка".
Толкования: «Веяние (3 Цар 19:12) в физическом смысле означает тихое дуновение ветра. Господь явился пр. Илии после землетрясения, огня, в веянии тихого ветра. В Свящ. Писании ему уподобляется благотворно действующее, успокаивающее и умиротворяющее спасительное действие благодати Божией на сердца человеческие». Архимандрит Никифор Библейская энциклопедия
Еще одно толкование: «12 веяние тихого ветра. Господь ответил на молитву Илии, но не так, как ожидал пророк. Бог пребывает с Илией в безмолвии, но безмолвие это отнюдь не означает молчания и бездействия Божия. Что же касается ветра, землетрясения и огня, то они символически соответствуют Азаилу (ст. 15), Ииую (ст. 17) и Елисею (ст. 17), а "веяние тихого ветра " - семи тысячам, сохранившим верность Господу (ст. 18).» Библиотека издательства Библеист Новой Женевской Библии 3 Царств Третья книга царств
Св.преп. Иоанн Кронштадтский о словах: «Глас хлада тонка» «Вы ощутили в теле своем во время молитвы или при чтении Слова Божия и других книг священного содержания (а иногда и светских - благонамеренного содержания, где, например, описывается какой-либо случай, представляющий действие Промысла Божия над людьми), или в благочестивых разговорах - глас хлада тонка, так что по телу вашему как будто пробежит электричество. Это Господь посещает вас. Глас хлада тонка - и тамо Господь [3 Цар. 19, 12].» Святой праведный Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе" (Слово 1382)
«…Господь говорит: "Дух дышит, где хочет... а не знаешь, откуда приходит и куда уходит" (Ин. 3:8). Нам не дано знать, почему Он приходит и почему уходит. Но есть в каждом из нас некое внутреннее чувство, которое помогает нам распознавать дыхание Духа Божия, как это было с пророком Илией, который почувствовал, что не в ветре, не в землетрясении, не в огне Господь, но в веянии тихого ветра (3 Цар. 19:11-12). Мы ощущаем это таинственное дуновение, словно веяние тихого ветра, когда Святой Дух приходит к нам. Он приходит, чтобы преобразить нашу жизнь, изменить нас изнутри и изменить все вокруг нас. Когда Святой Дух приходит, мы начинаем видеть мир другими глазами и оживаем, подобно тому, как весной, после долгой зимы, оживает природа, появляются цветы, травы, и дыхание жизни возвращается ко всему живому….» епископ Венский и Австрийский Иларион Алфеев № 110 за 18.06.2005 ЛАМПАДА. ВЕЯНИЕ ТИХОГО ВЕТРА
Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) пишет: «Поучения Господа – шопот Младенца, еле уловимый. Господь – единственный Младенец, который не кричит, а шепчет. Шепетом Его полны небо и земля.» (Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) «Избранное» Петрозаводск. 1992 г. с. 571)
Чудо Санкт-Петербурга.
Дерзнув участвовать в возрождении утраченного храма св.ап. Матфия, Покровская церковь, и углубляясь в историю храма, был удивлен, узнав, что становлению города Санкт-петербурга,, мы также "обязаны" шуму, ибо в документе 1720 г., глас Бога к Петру 14 мая 1703 г. говорится, что Петр 1 сначала почувствовал шум, а затем поднял голову и услышал шум от крыльев орла.. и... (подробнее,тема форума А. Кураева -Поздравление, от 29. 05. 2005 г.) Происхождение Санкт-Петербурга началось сакрально с шума,
которым сопровождался внутренний глас Бога к Петру 1 о необходимости поставить церковь св. ап. Петра и Павла на острове (будущая Петропавловская крепость).
И то, что Петр 1 как бы услышал шум от крыльев парения орла, сомнительно, ибо орлы низко не летают и шум от их крыльев маловероятно, чтобы слышал простой человек, стоящий на берегу шумящей реки, шелеста листьев на деревьях, в окружении малообузданной свиты....
Здесь именно шум сопровождает глас Бога о необходимости постановки храма, и это напоминает снисхождение Святого Духа на апостолов, который также сопровождается шумом (по церковнославянски "гласом")
Документ: . "О ЗАЧАТИИ И ЗДАНИИ ЦАРСТВУЮЩЕГО ГРАДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГАВ ЛЕТО ОТ ПЕРВАГО ДНИ АДАМА 7211. ПО РОЖДЕСТВЕ ИИСУС ХРИСТОВЕ 1703" "14-го Царское Величество изволил осматривать на взморье устья Невы реки и острова и усмотрел удобный остров к строению города.[1] "Когда сошел на средину того острова, почувствовал шум в воздухе, усмотрел орла парящего, и шум от парения крыл его был слышан; взяв у солдата багинет и вырезав два дерна, положил дерн на дерн крестообразно и, сделав крест из дерева и водружая в реченные дерны, изволил говорить: "Во имя Иисус Христово на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла".
[2] По довольном осмотре оного острова изволил перейти по плотам, стоящим в протоке, которая ныне меж городом и кронверком имеет течение".[3] По прошествии протоки и сошествии на остров [4] изволил шествовать по берегу вверх Невы реки и, взяв топор, ссек куст ракитовый, [5] и, мало отшед, ссек второй куст,[6] и, сев в шлюпку, изволил шествовать вверх Невою рекою к Канецкой крепости. 29-го оная Санкт-Петербургская крепость с великим поспешением отправляема была работою, и в 5 месяцев земляная Санкт-Петербургская крепость работою закончена, и в ней деревянная церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла построена и освящена, а по окончании каменной Петропавловской церкви перенесена и поставлена при солдатских слободах и названа церковь во имя святого апостола Матфия" (http://www.mitropolia-spb.ru/vedomosty/n30/n30.shtml)
В Христианстве особый шум сопровождает факты чудотворения, начиная с пятидесятницы со снисхождения Святого Духа на апостолов, и множество примеров сопровождения шумом чудес при обращении к Пресвятой Богородицы, святым и Бесплотным силам небесным.
В приведенном документе "О ЗАЧАТИИ И ЗДАНИИ ЦАРСТВУЮЩЕГО ГРАДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА летописец показывает этапы восприятия Петром 1 гласа Бога. 1. почувствовал шум в воздухе, 2. усмотрел орла парящего, 3. и шум от парения крыл его был слышан; взяв...
В этих ступенях восприятия гласа Бога, восприятие Петром 1 началось с шума, а не с орла, как об этом часто пишут истории и журналисты, в поисках сакральной символики начало Санкт-Петербурга. Орел, тварное существо, и необычность произошего является в предсопровождении появления, усмотрении, слышании орла шумом. Шум сакрально более первичен, чем орел. (вместо его может быть любая птица, и историки часто воспроизводят вместо орла и сокола, и иных птиц....).....
Свт. Филарет. Слова и речи, том I 1814 год.7. СЛОВО о гласе вопиющаго в пустыни и на воспоминание происшествий 1812 года. «Глас в природе. Если он мало слышим, то потому самому, что не престающ. Привычка слышать его притупила внимание, и его равномерность показалась безмолвием. Безбожник исповедал бы Бога, воззрев на небеса, и услышав вещание их, еслибы не родился под ними; каменное сердце разселось бы от стенаний земли, проклятой в делах человека, еслибы всем бытием своим не было погружено в сии стенания прежде, нежели ощутило само себя. Небеса, говорит один из имеющих уши слышати, – небеса поведают славу Божию так, что не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их (Псал. XVIII. 2 и 4), то-есть, нет языка или наречия, на котором бы само собою не выражалось их проповедание. Другой, среди сих торжественных гласов твари славословящей премудраго Творца, открывает болезненныя воздыхания твари повинувшейся суете: вемы, говорит, яко вся тварь совоздыхает и сболезнует даже до ныне (Рим. VIII. 20 и 22). Сии совокупные гласы и воздыхания твари, – глас от источника первоначальнаго в мире блага и воздыхание из бездны произникшаго зла, глас небеснаго порядка и воздыхание земнаго нестроения, глас жизни и воздыхание смерти, глас всеобщаго сохранения и воздыхание всеобщаго истления, – не суть ли, для разумевающих, некий глас вопиющаго в пустыни, или вопль самой всемирной пустыни, отвсюду гласящий человеку: «кто кроме тебя мог внести зло в творения Всеблагаго? Не ты ли, будучи поставлен их владыкою, соделался их поработителем? Не ты ли превратил царство благолепия в безобразную пустыню и окрест плодов жизни насадил терние и волчцы? Доколе убо и страждешь сам и с собою оставляешь всю тварь совоздыхать и сболезновать? Доколе не обратишься всем существом твоим, да с тобою приближится и все владычество твое к Единому Виновнику всякаго блага и совершенства, от Котораго ты удалился, но Который еще столь видимо к тебе приближается отвсюду и Своею славою и Своими щедротами? Доколе не уготовляешь пути Господня, и правых не творишь стезей Его»? – Боже мой! еслибы единый мгновенный вздох целыя Твоея твари мог быть измерен внешним чувством, – сколько бурь и громов он бы составил! Но вся тварь непрестанно воздыхает к нашему сердцу, неумолкно вопиет к уму: и мы не слышим, и еще веселимся ея страданием и разрушением!»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|