Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведущая система описания мира




Разные люди думают по-разному и по-разному строят свое описание мира. И эти различия соответствуют трем основным анализаторам: зрительному, слуховому и кинестетическому (наши ощущения). То есть внутри себя человек может создавать (представлять) зрительные образы, испытывать какие-либо ощущения или говорить сам с собой. Причем одна из этих систем представления или описания мира будет у него ведущей. Один из способов узнать об этом - прислушаться к тем словам, с помощью которых он описывает свой опыт. Эти особенные слова получили название "предикаты" (глаголы, наречия, прилагательные). Вот список типичных предикатов:

 

Зрительные - видеть перспективу - смотреть в будущее - яркий, смутный, четкий образ - несмотря ни на что - говорить туманно - темное прошлое - светлое будущее

 

Слуховые - слышать речь - громкий, тихий - звучит убедительно - скрипучий голос - звучание голоса - вслушаться в смысл происходящего - крик о помощи - шелест, шепот, шуршание - ты никогда не слышишь то, что я тебе говорю

 

Кинестетические - чувствовать, ощущать - тесный контакт - тяжелый, легкий - груз мыслей, тяжелый груз вины - шероховатости в общении - поползновения - слияние - слегка прикоснуться

 

Нейтральные (неспецифические) - знать, особенное знание - понимать происходящее, понимание процесса - делать полезные вещи - верить в необходимость изменений - возможность личного роста и развития - вы можете обнаружить - необходимо решить - обратить внимание - узнавать, вы можете узнать об этом

 

Разные люди все время используют все три системы. Но в определенных ситуациях они будут отдавать предпочтение одной из них. Например, во время занятий спортом на первом месте будет кинестетическая чувствительность. Когда вы смотрите фильм - зрительная. Слушаете музыку - слуховая (аудиальная).

Будьте особенно внимательны к тому, как и что говорит собеседник. Постарайтесь выяснить, какая у него ведущая система описания мира. Именно к ней вам и нужно будет присоединиться в дальнейшем.

Упражнение Выберите кого-нибудь из своего окружения и определите, какая ведущая система описания мира у этого человека. Это будет понятно по тем предикатам, которые он систематически будет использовать в своей речи. Теперь начните присоединяться к человеку с помощью предикатов. Если человек визуал (зрительно ориентированный), используйте в своей речи зрительные предикаты. Если аудиал (ориентированный на слух) - слуховые. Если кинестетик (чувства) - кинестетические.

Делайте это систематически в течение недели каждый день.

 

Упражнение для расширения сознания Это упражнение я уже приводил в своей книге "Сила намерения". Оно поможет вам расширить ваше сознательное восприятие и хорошо ориентироваться во всех трех системах представления.

 

Выполняется в несколько этапов.

1. Опишите какое-либо событие в своей жизни, используя только визуальные термины: яркий, увидеть, посмотреть, цвет, выглядеть и др.

Например, вы описываете свой поход в театр: "...И когда я вошел в зал, то увидел много людей. Каждый был одет очень красиво, торжественно. Было много света. Огромные прожектора освещали сцену. Я увидел свое место в четвертом ряду и сел на него. После чего я осмотрелся по сторонам. На стенах висели большие картины..."

 

2. Теперь опишите ту же ситуацию с использованием только аудиальных (которые относятся к тому, что мы слышим) терминов.

"...В зале было очень шумно. Люди разговаривали друг с другом. Одни говорили громко, другие - тихо, чтобы не мешать окружающим. Я слышал обрывки разных фраз. Я не стал прислушиваться к чужим разговорам, а сосредоточился на музыке. Вдруг раздался звонок. За ним еще один и еще один. В зале сразу стихло, и люди быстро стали рассаживаться по своим местам. Было слышно, как скрипят кресла..."

 

3. Теперь используйте только кинестетические слова (то есть свои ощущения).

"...Сидя на своем месте, я ощущал всю торжественность обстановки. Мне было очень приятно, что я попал на премьеру. То чувство радости, которое я испытывал, трудно было сравнить с чем-либо. Мне было хорошо и легко. И место мне досталось очень удобное. Кресло было мягкое. Оно было обито бархатной тканью, которая была приятна на ощупь. Мне нравилось проводить по ней рукой и испытывать снова и снова эти ощущения..."

 

4. А теперь используйте все три системы: и визуальную, и слуховую, и кинестетическую.

"...В зале было очень красиво и торжественно. Играла музыка, сцена освещалась со всех сторон. Было много людей. Мужчины и женщины были одеты очень красиво. Я себя чувствовал очень легко и радостно. Ведь я люблю театр. Было видно, что люди возбуждены в ожидании зрелища. Одни разбились на группы и громко что-то обсуждали. Другие молчаливо и задумчиво сидели на своих креслах. Вдруг раздался звонок, и я решил занять свое место. Когда я сел, то обратил внимание, что кресло было очень удобным. И место было очень хорошим - вся сцена лежала передо мной. Мне повезло..."

 

ПОЗА И ЖЕСТЫ

В последнее время вышло очень много книг о позах и жестах человека. В них подробно описывается, какой жест и какая поза что означают. Одна поза означает покровительство, другая - уверенность, третья - смущение и т. д.

Мое мнение - такой подход к общению неэффективен. Мало того, он уводит от главного, от сути. И вы поймете почему.

Язык тела не работает, как слова. Он работает по-другому. Движения тела передают не содержание, а информацию о процессе общения!

Не всегда наличие указательного пальца в носу или чесание в затылке означает задумчивость. А скрещенные руки на груди - закрытость. Не нужно фантазировать по этому поводу. Вы все равно не можете до конца понять смысл того или иного жеста человека, пока не станете им самим. Да это и не нужно.

Помню, как когда-то ко мне в кабинет пришли два тибетских монаха. Они рассказывали мне о своей жизни, о просветлении. Хотели, чтобы я оставил семью, работу и пошел с ними.

Я сидел в кресле со скрещенными на груди руками и внимательно их слушал. Один из них указал мне на мою позу и сказал: - Не закрывайтесь от нас. Мы хотим вам добра.

А я и не закрывался от них. Просто в моем кабинете было холодно, и поэтому я сел в такую позу, чтобы сохранить тепло.

 

 

В общем, как вы поняли, они меня не убедили, иначе вы не читали бы сейчас эти строки. А не убедили потому, что не смогли ко мне присоединиться.

Вообще будьте осторожны с жестами. В разных культурах один и тот же жест может иметь совершенно различный смысл.

Один крестьянин пришел к ксендзу и попросил дать ему во временное пользование небольшой кусок земли, которая принадлежала церкви.

- Этот кусок земли давно заброшен и никем не обрабатывается, - сказал крестьянин, -а у меня большая семья.

Ксендз задумался.

- Ну ладно, - сказал он, - я дам тебе эту землю. Но только в том случае, если ты выиграешь наш спор.

- Какой спор? - спросил крестьянин испуганно.

- Мы будем спорить без слов, - сказал ксендз. - Сначала я буду говорить с тобой жестами, а потом - ты.

Ксендз показал крестьянину палец.

Крестьянин, не долго думая, показал ему два пальца.

Ксендз удивился.

"Ну надо же, - подумал он, - как мудро этот крестьянин ответил на мой вопрос. Я показал ему, что Бог один, а он ответил мне, что мир двойственный".

Теперь ксендз положил на стол яблоко.

"Жизнь - это рай", - хотел сказать он.

Крестьянин порылся в своей сумке и положил рядом с яблоком луковицу.

"Но есть в нем и слезы", - "прочитал" послание служитель церкви.

- Ты выиграл! - воскликнул ксендз. - Забирай землю.

Крестьянин пришел домой счастливый.

- Ну что? - спросила жена. - Дал он землю?

- Да, - ответил крестьянин, - я выиграл ее в споре.

- В каком споре? - удивилась жена.

- Мы говорили с ним не словами, а жестами, - объяснил жене крестьянин. - Сначала он показал мне палец, что означало: "Я выколю тебе глаз". Я не растерялся и показал ему два пальца: "Я выколю тебе оба глаза". Тогда он удивился и достал яблоко, что означало: "Это мой завтрак". Я же выложил на стол луковицу: "А это - мой". После этого он сказал, что я выиграл, и отдал мне кусок земли.

Наша с вами задача - научиться присоединяться к позе и характерным жестам собеседника, чтобы говорить на одном с ним языке и сделать процесс общения максимально эффективным.

Упражнение Потратьте еще одну неделю на то, чтобы научиться хорошо присоединяться к позе и жестам кого-нибудь из ваших близких или друзей.

Если человек стоит скрестив руки на груди, то и вы встаньте в такую же позу. Не думайте о том, что это могло бы означать. Просто присоединитесь к нему. Если сидит нога на ногу, то и вы сядьте так же. Если ковыряется в носу, - ни в коем случае не делайте так! Не доводите все до абсурда. Некоторые жесты не надо копировать буквально. Можете просто почесать свой нос. В общем, ведите диалог с человеком в его позе.

 

ДЫХАНИЕ

Дыхание, как и сердцебиение, - это такое поведение человека, которое им, как правило, не осознается. Поэтому, если вы присоединитесь к дыханию, то это окажет на него очень сильное влияние.

Упражнение Найдите для себя время и возможность и поупражняйтесь в течение следующей недели в присоединении к дыханию человека.

Существует несколько вариантов присоединения к дыханию партнера.

Первый - дышать с тем же ритмом и глубиной, что и он.

Второй - синхронизироваться движением своей руки с подъемом и опусканием его грудной клетки.

И третий способ - соизмерять темп своей речи с движением грудной клетки партнера.

Например, говорите только тогда, когда собеседник делает выдох, и сделайте паузу, когда он делает вдох.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...