Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Графический метод представления данных правовой статистики




Более полное и наглядное выражение изучаемых правовой статистикой явлений и процессов по данным статистических таблиц можно получить, используя графический метод их представления.

Наряду со статистическими таблицами графики – также важное средство выражения и анализа статистических данных, поскольку наглядное представление облегчает восприятие информации. Графики позволяют мгновенно охватить и осмыслить совокупность показателей и именно наглядно, выразительно, лаконично и доступно для понимания любого человека представить, выявить наиболее типичные соотношения и связи этих показателей, тенденции и закономерности их развития.

Графиком называют наглядное изображение статистических величин при помощи геометрических линий и фигур (диаграммы) или географических карт-схем (картограммы и картодиаграммы).

Графический метод в статистике насчитывает более 200 лет. Впервые о технике составления статистических графиков упоминается в работе английского экономиста У. Плейфера «Коммерческий и политический атлас», опубликованной в 1786 г. В книге использовались графические изображения статистических данных в виде линейных, секторных и столбиковых диаграмм.

В 1872 г. на VIII Международном статистическом конгрессе в Петербурге впервые в истории статистики был обсужден доклад о теории графических изображений. В 1887 г. русский статистик Ю.Э. Янсон во втором издании учебного курса «Теория статистики» предложил теорию графических способов анализа и изложения статистических данных.

Трактовка графического метода как особой знаковой системы (искусственного знакового языка) связана с развитием семиотики, науки о языках и знаковых системах. Она начала развиваться в 30-е годы нашего столетия.

Графический язык относится к языковым системам, поскольку является средством передачи людям сведений о наблюдаемых фактах. Языковые знаковые системы подразделяются на естественные языки (живую речь) и искусственные языки (знаковые системы). Искусственные языковые системы используются в различных областях науки и техники. Наряду с графиками к ним относятся системы математических, химических знаков, алгоритмические языки и др. Графики, как и другие искусственные языки, имеют ряд положительных свойств. Они лаконичнее естественных языков, в отличие от буквенных языков, они могут истолковываться только однозначно. Кроме того, графические образы позволяют сопоставлять размеры совокупностей, создавать модели структур, модели динамики. Эти модели – мощное средство анализа и прогнозирования социально-правовых явлений.

В настоящее время графики широко применяются в аналитической практике правоохранительных органов, в научно-исследовательской работе, пропаганде, рекламе и других областях общественной жизни.

Техника графического изображения показателей довольно проста. Графические схемы могут быть выражены в виде линий или диаграмм-столбиков на оси координат либо секторов круга. На осях координат по вертикали отмечаются показатели, а по горизонтали – годы. Желательно на одной схеме отразить и абсолютные показатели, и коэффициенты, и показатели, характеризующие численность населения. Тогда наглядны будут их отношения, взаимосвязи и зависимости. Чтобы различить изображения этих показателей, их вычеркивают разными по цвету линиями или штрихом. По – разному окрашивают или штрихуют и диаграммы-столбики.

Как и статистические таблицы, каждый график должен иметь заголовок, кратко, но точно раскрывающий основное содержание изображаемого явления, время и место приводимых показателей, а также обязательно расшифровку условных обозначений (экспликация графика). Кроме того, в каждом графике различают следующие основные элементы:

§ графический образ (основа графика) – совокупность геометрических знаков: линий, фигур и точек, которыми изображаются статистические показатели;

§ поле графика – это часть плоскости, пространство размещения знаков, которое имеет определённые размеры и пропорции, место;

§ пространственные ориентиры, определяющие размещение геометрических знаков на поле;

§ масштабные ориентиры, дающие этим знакам количественную определенность.

Графический образ характеризует язык графика. В зависимости от применяемых геометрических знаков графики подразделяются на точечные, когда в качестве графических образов применяются совокупности точек; линейчатые, когда применяются линии; столбиковые; полосовые; квадратные; круговые и т.д. Бывают и фигурные графики, которые изображаются в виде негеометрических фигур.

Поле графика характеризуется размерами и пропорциями. Размер поля зависит от назначения графика, а что касается пропорций, то чаще всего применяются графики с неравными сторонами.

Пространственные ориентиры задаются в виде системы координатных сеток. В статистических графиках обычно применяется система прямоугольных (декартовых) координат.

Масштабные ориентиры определяются системой масштабных шкал с их числовыми обозначениями. Масштабом графика называется условная мера перевода числовой величины в графическую. В статистических графиках обычно применяются прямолинейные (реже криволинейные, например круговые) масштабные шкалы (отметки), которые часто располагаются по осям координат.

Такие графики служат для анализа тенденций или изменения данных за некоторый период времени, что наглядно видно на следующем примере:

 

Таблица 4.6

Численность осужденных мужчин и женщин в 1990 –2000 гг. в Пензенской области, чел.

  Годы
                     
Женщины Мужчины                      

 

Рис.4.2.Динамика численности осужденных

Масштабные ориентиры статистического графика определяются масштабом и системой масштабных шкал. Масштаб статистического графика – это мера перевода числовой величины в графическую. Масштабной шкалой называется линия, отдельные точки которой могут быть прочитаны как определённые числа. Шкала имеет большое значение в графике. В ней различают три элемента: линию (или носитель шкалы), определенное число помеченных черточками точек, которые расположены на носителе в определенном порядке, цифровое обозначение чисел, соответствующих отдельным помеченным точкам. Как правило, снабжаются не все помеченные точки, а лишь некоторые из них, расположенные в определенном порядке. По правилам числовое значение необходимо помещать строго против соответствующих точек, а не между ними (рис 4.3)

 
 

 

Рис. 4.3. Масштабная сетка

Носитель шкалы может представлять собой как прямую, так и кривую линию. В соответствии с этим различают шкалы прямолинейные(например, миллиметровая линейка) и криволинейные – дуговые и круговые (циферблат часов).

Графические и числовые интервалы могут быть равными и неравными. Если на всем протяжении шкалы равным графическим интервалом соответствуют равные числовые, такая шкала называется равномерной. Если же равным числовым интервалам соответствуют неравные графические, и наоборот, - шкала называется неравномерной.

Рис. 4.4.Масштабы

Масштабом равномерной шкалы называется длина отрезка (графический интервал), принятого за единицу и измеренного в каких-либо мерах. Чем меньше масштаб (рис.4.4), тем гуще располагаются на шкалах точки, имеющие одно и то же значение. Построить шкалу – это значит на заданном носителе шкалы разместить точки и обозначить их соответствующими числами согласно условиям задачи. Из неравномерных наибольшее распространение имеет логарифмическая шкала. Методика её построения несколько иная, так как на этой шкале отрезки пропорциональны не изображаемым величинам, а их логарифмам. Так при основании 10 lg1 = 0; lg10 = 1; lg100 = 2 и т.д. Для этих величин логарифмическая шкала может быть представлена так, как это сделано на рис.4.5.

 

0 0.5 1


0 1 2 3

 


0 10 100 1000 Числа


0 1 2 3 Логарифмы чисел

 

Рис. 4.5. Шкалы

Последний элемент графика – экспликация. Каждый график должен иметь словесное описание его содержания. Оно включает в себя название графика, которое должно в краткой форме передавать его содержание, подписи вдоль масштабных шкал и пояснения к отдельным частям графика.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...