Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная структура общества

Содержание

Введение

1. Социология как наука

2. Предмет социологии

3. Объект социологии

Заключение

Список литературы


Введение

 

Любая сумма знаний людей об окружающем их мире может называться той наукой только в том случае, когда существует четко определенный предмет исследования, система знаний в результате длительного исторического периода.

В истории можно выделить три периода:

)   античность;

2) средневековье и новое время;

)   современность, а именно: XIX-XX вв.

Только в современный период социология становиться точной наукой, опирающейся на эмпирические факты, научный метод и теорию. Два предшествующих периода характеризуют ее донаучный этап, когда совокупной идеей, объясняющих человека и общество, формировалась в рамках социальной философии.

В системе научного знания социологии отведено особое место. Она единственная из наук, изучающих общество в целом, подобно тому, как физика - единственная наука, описывающая природу в целом. Обе они составляют фундамент человеческого знания. Социологию интересует не внутренний мир индивида, как психологию, а внутренний мир общества и поведение больших масс людей.

Социология изучает социальные механизмы и связи, которые лежат в фундаменте общественной жизни и, так или иначе, касаются всех людей, общностей, организаций. Чтобы понять эти механизмы и связи, социология использует особые приемы и методы, и, прежде всего - методы конкретно-социологических исследований, которые позволяют ей проникать в глубь социальных явлений.

Целью данного исследования является анализ содержания понятия "социология", рассмотрение ее предмета и объекта.


Социология как наука

 

Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин "социология", образованный из латинского socitas (общество) и греческого logos (учение). Этот термин ввел в науку Огюст Конт (1798-1857), которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе.

Выступая как часть тех или иных философских учений, социология не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые в последствии, стали предметами изучения наук.

Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. И сама она стала развиваться из нее отраслям знаний, но и универсальным философским системам прошлого.

Существует множество определений понятия "социология", ее характеристик как науки. Выберем наиболее интересные из них:

"Социология - общественная наука, предметом которой являются социальные институты, возникшие в результате промышленных преобразований за последние 200-300 лет" (Э. Гидденс)

"Социология…есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие (М. Вебер)

"Социология - система научного знания, излагающая основы устройства и тенденции поведения людей как представителей больших социальных групп" (А. Кравченко).

"Социология изучает общество как целостную организованную систему социальных связей т отношений, институтов, общественных групп, взаимодействующих друг с другом, т.е. социальные структуры общества. Специфика и отличие социологии от других общественных наук состоит в том, что она изучает влияние социальных отношений между людьми, а также их влияние на формирование человека, его сознание и поведение" (Г. Осипов).

"Социология есть наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных действий и массового поведения" (В. Ядов).

Рассмотрев содержание данных понятий, можно сделать вывод, что предметом внимания и изучения социологии все более становились фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости. Выделившись из универсальных философских систем и развиваясь как самостоятельная наука, "социология" тем не менее не утратила своего философского содержания. Она получила возможность расширить общесоциологический, т.е. по сути философский, анализ развития общества и существенно углубить исследования. В своих наиболее фундаментальных положениях и выводах общетеоретическая социология выступает и как философская наука. Она исходит из соответствующих философских предпосылок и базируется на определенном мировоззрении, в котором ведущую роль играет та или иная философская концепция. С позицией данной концепции решаются, скажем, проблемы движущихся сил развития общества, направленности социальных процессов, взаимодействия личности, социальных групп и общества, материального и духовного в историческом развитии, т.е. наиболее фундаментальные проблемы жизни и развития общества. Методологических проблем, в том числе, менее общих и даже проблем частного характера.

Мировоззрение социолога и методология, которую он принимает в своих исследованиях, свидетельствуют об органической взаимосвязи философии и социологии, хотя обе эти отрасли знания выступают как самостоятельные. На самостоятельный характер социологии, хотя обе эти отрасли знания выступают как самостоятельные. На самостоятельный характер социологии указал в свое время французский социологии указал, в свое время французский социолог Э. Дюркгейм. В работе "Метод социологии", он писал, что социология представляет собой "особую и автономную науку", направленную на объективное изучение социальных фактов. Такого же мнения о характере и значении социологии как науки придерживаются многие ее видные современные представители, в том числе П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Т. Парсонс и др. Однако объявляя социологию нефилософской наукой, они при объяснении многих социальных явлений прибегают именно к философской аргументации, в том числе из области позитивизма, прагматизма, интуитивизма и т.д. И в этом нет ничего удивительного. Сама логика углубленного социологического анализа каких-то общественных явлений приводит к необходимости философского осмысления вытекающих из данного анализа выводов и обобщений.

Итак, современная социология - это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Любое общественное явление предстает как элемент социальной системы, каковой выступает общество. В рамках этой системы анализируются все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии.

Предмет социологии

 

Предметом социологии выступает совокупность теоретических понятий, при помощи которых ученый описывает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы. Предметом социологии являются социальные связи и отношения, которые лежат в фундаменте общественной жизни и определяют целостность общественной системы. Социология изучает механизмы и закономерности, которые превращают простую совокупность индивидов в некоторое взаимосвязанное целое - в общество изучает, каким образом возникает социальная связь между людьми, не чем держатся отношения взаимозависимости и сотрудничества и почему происходят дезинтеграция и распад этих отношений, что заставляет людей объединяться и действовать сообща и почему возникают, социальная напряженность и конфликты.

Все связи и отношения в обществе проявляются через социальное взаимодействие между индивидами, социальными общностями и организациями.

Каждое конкретное социальное явление - будь то экономика или культура, государство или личность, - изучается социологией не само по себе, а с точки зрения той роли, которую играет данное явление в рамках общества как целого. Экономист, изучая, например, семью, будет обращать внимание на ее бюджет (доходы и расходы), юрист - на права и обязанности супругов, родителей и детей, педагог - на воспитание функции семьи, демограф - на половозрастной состав семьи и количество детей. Социолог изучая семью, будет смотреть на нее сквозь призму общества как целого, сточки зрения тех функций, которые семья выполняет как социальный институт.

Среди основных понятий мы видим два главных, которые назовем первокирпичиками, - это статус и роль. Первое дает статистическое изображение предмета социологии, а второе - динамическое. Статусом называется позиция (положение) человека в группе или обществе.

Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например в компании друзей, означает иметь неформальный, или личный, статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, республиканцем, бизнесменом - значит иметь формальный, или социальный статус. Иными словами, занимать определенное место в системе общественного разделения труда. У одного человека может быть множество статусов. А ролей?

Любой статус состоит из ролей, а те - из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисциплиной, т.е. выполнять различные роли. Права и обязанности определены социальными нормами. Другой пример: статус "отец" включает в себя несколько ролей - дисциплинатор для детей, обеспечивающий материальное благополучие семьи, партнер по играм с детьми и некоторые другие. У каждой роли - свой круг прав и обязанностей, которые определены либо законом, либо обычаем. Роль "дициплинатор" из статуса "отец" предполагает, что мужчина имеет право наказывать своих детей и несет обязанность перед обществом за то, что воспитает их в духе законопослушания, уважения традиций и обычаев своего народа.

У разных народов нормы дисциплинирования детей различны: в одних случаях детей не смеют ударить рукой, в других их избивают плетьми. Различаются эти формы и по социальным группам. Известно, что дети их привилегированных классов подвергаются меньшим наказаниям, нежели дети бедноты и рабочего класса.

Точно так же мы можем разложить на составляющие элементы другой статус - статус мужа. У него иной набор ролей, в частности сексуальный партнер, социальный партнер, организатор семейного быта и досуга, специалист по ремонту домашней утвари и квартиры и т.п. У каждой роли опять же свой круг прав и обязанностей, которые определены соответствующими нормами поведения. И так буквально с каждым социальным статусом. Нормы могут определять каждую роль по отдельности либо из совокупность в целом, т.е. статус.

Сделаем вывод: статус - ниша или место в социальной структуре общества (группы). Он включает несколько ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые определяются социальным нормами. В результате статус указывает на место, а роль - на способ поведения.

Модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами, называется ролью.

 

Социальная структура общества

 

Представим на минуту такую абстрактную ситуацию: все существующее в обществе статусы (а их десятки тысяч) мы оставили пустыми, наподобие незаполненных медом ячеек улья. Людей нет, есть только пустые статусы: одно название - один статус. Так вот, оказывается, что совокупность пустых, т.е. незаполненных людьми, статусов образует социальную структуру общества.

Она напоминает пчелиные соты, состоящие из взаимосвязанных, но пустых ячеек-статусов. Если мы заполним каждую ячейку людьми, как это сделано со статусом "ученик", то получим большие социальные группы людей, совокупность которых дает социальный состав населения. Его изучает статистика.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик и т.д.

А в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40 000, семейно - брачно-родственных отношений более 200 (дверь, сноха, кузина и т.д.), многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей планете 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа - нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными статусами.

Первокирпичники предмета социологии - статусы и роли. Первое дают статическую, а второе - динамическую картину общества. Совокупность незаполненных статусов дает социальную структуру общества. Ее мы уподобили пчелиным сотам в улье: множество пустых ячеек плотно подогнаны друг к другу. Обобщая, можно отметить, что предметом социологии являются закономерности возникновения и развития совместной жизни людей как представителей определенных социальных общностей и групп. Сведение предмета социологии только к социальным отношениям делает ее выразительницей хотя и важных, но далеко не всех актуальных проблем, которые волнуют как общество, так и человека.

Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентацией, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании: условия, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей.

Объект социологии

 

Объектом социологии как науки является "общество в целом". Подобный объект исследования - "общество в целом" - имеют еще социальная философия и история. Все остальные науки об обществе изучают отдельные сферы или уровни общественной жизни. В отличии от них социология подходит к изучению общества как к целому образованию, как к системе.

Под "объектом" науки обычно понимают какую-то часть окружающего мира (или даже мир в целом), а "предметом" является тот уголок зрения, под которым данная наука изучает свой объект. Каждое явление окружающего нас мира включено во множество различных связей и отношений, поэтому один и тот же объект может служить предметом изучения различных наук, каждая из которых будет выделять в нем свои особые, интересующие только данную науку связи и отношения. Наглядным примером может служить "человек", который является объектом изучения не только гуманитарных и общественных наук, но также и биологии, генетики, экологии, эргономики, психиатрии и т.д.

Долгое время в спорах о сущности и границах социологии как науки специально не выделялся вопрос об объекте социологии. Попытки поднять его практически оставались незамеченными. В какой-то мере это было объяснить тем, что общество является предметом изучения всех гуманитарных наук, и каждая их них имеет свой аспект.

В поисках собственной специфики социология сталкивалась с серьезными трудностями. Когда общество предстает перед нами экономической граню, то, очевидно, что весь комплекс экономических наук, и в первую очередь экономическая теория, направляет свои усилия на выявление сущности экономических законов, их системы и взаимодействия.

Если рассматривается политический строй общества (в том числе и правовые отношения), то на передний план выходит весь спектр правовых и политических наук.

В русской социологии тоже в течение длительного времени в качестве ее объекта рассматривалось общество в целом. Это характерно даже для той группы, которая исповедовала субъективизм и психологизм. Так, член Петербургской академии наук, историк и социолог Н.И. Кареев считал, что "социология ставит своей целью изучение общества вообще, т.е. взятого отвлеченного и, так сказать вне данных мест и данных времен". В дальнейшем он уточняет: для социологии помимо выяснения природы и генезиса общества представляют интерес основные его элементы, факторы и силы, их взаимоотношения, характер процессов, совершающихся в обществе вне зависимости от времени или места происхождения. Иначе говоря, им было обосновано положение о таком моменте жизни человека, который нельзя свести ни к политическому, ни к юридическому. Ни к экономическому компоненту. Вместе с тем он волей-неволей строил свои рассуждения в рамках социальной философии или по крайней мере не представлял возможность четкого ее разграничения с социологией.

Идея гражданского общества в советскую социологию пришла сравнительно поздно, что совпало с ее возрождением в конце 50 - начале 60-х годов. Одну из первых попыток выйти на проблемы гражданского общества как объекта социологии предпринял в своей работе Г.В. Осипов.

Но так как трактовка проблем гражданского общества сближалась с представлением о нем как о социальной сфере общественной жизни, это вызвало определенные возрождения в научной литературе.

социология общество социальная структура

Объекты изучения социологии и социальной философии практически совпадают - общество в целом. Главное разграничение между этими науками проходит по линии предмета и метода. Социальная философия изучает законы большей степени общности - она рассматривает общество как часть мироздания и пытается понять, каким образом в обществе проявляется действие наиболее универсальных законов движения и развития (диалектика количества и качества, непрерывного и дискретного, объективного и субъективного, развитие через противоречия и т.п.).

Объекты изучения социологии и истории также совпадают ("общество в целом"), однако если история обращена в прошлое, к свершившимся событиям, то социология занимается, прежде всего, настоящим и будущим. Историю интересует индивидуальное лицо событий во всех частностях и подробностях, социологию - общие закономерности и механизмы социальных явлений.

Объекты изучения социологии и политологии совпадают лишь частично, хотя политика оказывает прямое или косвенное влияние на развитие всех сфер общественной жизни.

Таким образом, объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Объектами социологического познания могут являться:

глобальное мировое сообщество;

традиционное национальное общество;

микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);

индивид.

Следует подчеркнуть, что социология мало интересуется отдельно взятым индивидом, его поведением, мыслями, чувствами, а если интересуется, то лишь типичными, повторяющимися у всех, или очень многих. Соответственно эта наука принципиально и изначально безличностна. В связи с этим некоторые социологи предлагают именовать отдельно взятого члена общества даже не индивидом, не личностью, а специальным социологическим термином, заимствованным из англоязычной социологии, à ктор - т.е. тот, кто совершает определенные акты, действия. Этим подчеркивается, что социология подразделяет людей не на личностей, а на типы. Особенно это проявляется в эмпирических социологических исследованиях, носящих преимущественно анонимный характер.

Предмет любого исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.

Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора - с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента - с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, - с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет. Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.


Заключение

 

На основании исследования в целом можно выделить следующие моменты.

Общая социология есть наиболее общая теоретическая наука о человеческом обществе, которая выясняет специфику общественных явлений и их отношения в структуре социальной деятельности, открывая социологические законы структуры и развития общественных явлений, более узких структурных целостностей и общества в целом.

Таким образом, общая социология изучает общество, устанавливая при этом, чем является общество как совокупность общественных отношений в смысле его понятийного отличия от природы, каковы закономерности возникновения общества и человека, закономерности структуры и движения человеческого общества. Проще говоря, предметом изучения общей социологии является общество, его возникновение, структура и его движение.

Определение предмета общей социологии не только показывает, чем она как наука отличается от остальных общественных наук, но и дает возможность более точно определить ее место в системе общественных наук, а также выяснить, насколько тесно она связана с отдельными из них.

Под "объектом" науки обычно понимают какую-то часть окружающего мира (или даже мир в целом). Объектом социологии как науки является "общество в целом".

В последнее десятилетие в России происходит глубокие структурные изменения, которые затрагивают все сферы общественной жизни - экономику, политику, науку и образование.


Список литературы

 

1. Беглинский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учебник / Под ред. канд. фил. Наук, доц.Д.Г. Лощакова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 304 с. - (Серия "Высшее образование").

2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

.   Волков Ю.Г., Социология. Челябинск, 1999.

.   Гиббенс Э. Социология. Челябинск, 1991Тощенко Ж. Социология. Общий курс. - 2-е изд., доп. и прераб. - М.: Прометей: Юрайт-М, 2001 - 511 с.

.   Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

.   Кравченко А.А. Введение в социологию. М., 1994.

.   Кравченко А.И. Основы социологии: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. - М.: Академический Проспект, 2000. - 384 с.

.   Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 1995. Харченко В. Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М.: Логос; КноРус, 2000. - 302 с.: ил.

.   Ядов В.А. Размышления о предмете социология // Социс. 1990 № 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...