Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологический эффект цветов




 

Цвет Давление крови Пульс, дыхание Мускульное напряжение Воздействие на эмоции
Красный Увеличивает Ускоряет Увеличивает Возбуждает
Оранжевый Слегка увеличивает Слегка увеличивает Увеличивает Стимулирует
Желтый Не меняет Не меняет Не меняет Уравновешивает
Зеленый Незначительно уменьшает Незначительно уменьшает Незначительно уменьшает Уравновешивает
Голубой Уменьшает Успокаивает Уменьшает Успокаивает
Синий Значительно уменьшает Значительно уменьшает Уменьшает Затормаживает
Фиолетовый Сильно уменьшает Сильно успокаивает Сильно уменьшает Подавляет

 

Список литературы. В список литературы включают все использованные в работе источники в алфавитном порядке. Сведения о книгах (мо­нографиях, учебниках, учебных пособиях, справочниках) должны включать: фамилию, инициалы автора (авто­ров), заглавие, данные о последующих изданиях, место издания, издательство, год издания и объем в страницах. Название места издания приводится полностью, допускаются сокращения только нескольких названий Москва – М., Ленинград – Л., Санкт–Петербург – СПб.

В сведения о статье из периодической печати включают: фа­милию и инициалы автора (авторов), заглавие статьи, наиме­нование издания (журнала), наименование серии (если она обо­значена), место издания, издательство, год выпуска, том, но­мер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.

Набор элементов в библиографических описаниях и пос­ледовательность их расположения регламентируется стандартом. Все описания должны быть составлены в соответствии с ГОСТом 7.1–84 «Библиографическое описание доку­мента. Общие требования и правила составления», ГОСТом 7.12—93 «Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила» и ГОСТом 7.11—78 «Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании».

Примеры библиографических описаний

Произведения печати одного автора или составителя:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ.; Отв. ред. М.С. Мацковский. СПб.: Лениздат, 1992.

2. Грановская P.M. Элементы практической психологии. – 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Свет, 1997.

Произведения печати двух–трех авторов:

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. М.: Академия, 2000.

2. Талызина Н.Ф., Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Природа индивидуальных различий. М.: МГУ, 1991.

3. Тарасов Е.А., Ковалева Н.И. Прикажите себе выжить: Тесты, советы психологов, смехотерапия, приемы самореруляции. М.: Звоница, 1996.

Произведения печати более трех авторов:

1. Агаджанян Н.А. и др. Основы физиологии человека: Учеб.пособие / Н.А.Агаджанян, И.Г. Власова, Н.В. Ермакова и др. М.: РУДН, 2000.

2. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовер­шеннолетних с девиантным поведением / С.А. Беличева, О.В. Кардашина, Н.Д. Линде и др.; Под ред. С.А. Беличевой. М.: Здоровье России, 1999.

 

Работы (статьи) авторов как составная часть книги (сборника, журнала):

1. Ваганова В.И., Карпов В.В. Методика применения учебных телепередач // Теория и практика применения нагляд­ных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе: Сб. учеб.–метод. ст. / Под ред. А.А. Кыверъялга, А.В. Батаршева. М.: Высш. шк., 1990. – С. 117—127.

2. Гуткина Н.И. Психологические проблемы взаимодействия учителя с подростком // Вопр. психологии. 1984. № 2. – С. 99–106.

3. Демкин В.П., Серкова Н.В. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения // Социальная психология – XXI век: Доклады участников симпозиума / Отв. ред. В. В. Козлов. Т. 1. Ярославль, 1999. – С. 176—179.

4. Журавлев А.Л. Социальная психология личности в малых группах // Психол. журнал. 1993. Т. 14. № 4. – С. 4—15.

5. Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания // Психология: Учеб. / Отв. ред. А.А. Крылов. М.: Проспект, 1998. – С. 442—453.

6. Aronov A.G. Magnetic effects in disordered conductors // Rev. Mol. Phys. 1987. V.59. N 3. – P. 755–778.

 

Авторефераты диссертаций:

1. Кольев А.Ф. Особенности индивидуального психологического консультирования и диалогического общения: Автореф. дис... канд. психол. наук (19.00.01). М.: АПН СССР, 1991. – 18с.

2. Шмелев А. Г. Психосемантика и психодиагностика личности: Автореф. дис.... д-ра психол. наук (19.00.01). М.: МГУ, 1994. – 40с.

3. Ягафарова Д.С. Теоретические основы преемственности подготовки сельского учителя в школе и педагогическом вузе: Автореф. дис... д-ра пед. наук (13.00.01). Казань, 1991. – 37 с.

 

Источники на русском языке располагаются в начале списка, а затем располагаются все источники на иностранных языках. В самом конце списка могут быть сделаны ссылки на Интернет-ресурсы.

Окончательно отработанный и тщательно проверенный список литературы размещается в конце работы (после заключения).

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВКР

 

ВКР и курсовые работы делятся по своему содержанию на теоретические, эмпирические и экспериментальные.

Необходимо корректно употреблять понятие "экспериментальное исследование" – не всякое эмпирическое исследование является экспериментальным. В связи с этим необходимо помнить, что эмпирическое исследование, в отличие от экспериментального, не должно содержать в своих выводах утверждения о причинно-следственных зависимостях между переменными. Выводы должны содержать утверждения лишь о взаимосвязи переменных и степени ее значимости.

Экспериментальные работы связаны с проблемой моделирования ситуации и управления независимой переменной. Следует также обращать внимание (особенно в экспериментальном исследовании) на формы контроля за переменными, способными оказать прямое или косвенное влияние на результаты.

При проведении эмпирических и экспериментальных исследований следует соблюдать корректность применения статистических критериев. Оценка результатов с помощью нормального распределения требует получения не менее 30 измерений каждого свойства объекта исследования. Как правило, это касается количества испытуемых, которое минимально должно составлять 30 человек, а оптимально (учитывая ограниченность времени, отводимого для выполнения диплома) – 70 человек.

Допускается и теоретический характер ВКР. Но следует учесть, что выполнить их гораздо сложнее, чем экспериментальные и эмпирические, а должны быть выполнены за счет простого реферирования психологической литературы. Они должны содержать изучение большого количества научных источников и известных концепций, самостоятельные выводы, касающиеся фундаментальных проблем психологии, собственные концептуальные идеи, подтвержденные качественно-количественным анализом результатов исследований других авторов.

 

Типовая структура работ

 

Любая научно-исследовательская работа должна иметь следующую структуру: титульный лист (номер страницы не ставится), задание по подготовке к дипломной работе (номер страницы не ставится), календарный график выполнения дипломной работы (номер страницы не ставится), оглавление (страница 2 и т. д.), введение, основная часть, заключе­ние, список литературы, приложения (если в них имеется надобность). Такой структуры следует придерживаться при написании курсовой и дипломной работ.

Титульный лист ВКР, задание по подготовке ВКР и календарный график выполнения ВКР выдаются на выпускающей кафедре в соответствии с формой, принятой в ИвГУ. Бланки задания и календарного графика приводятся в приложении 1.

Пример составления оглавления приведен в приложении 2.

Введение занимает 1–2 страницы. В нем должны быть кратко отражены: обоснование темы исследования и ее актуальность, фундаментальная проблема, которой посвящена работа, частные проблемы, объект, предмет и задачи исследования, основные подходы и идеи, предлагаемые автором для решения поставленной задачи, новизна и практическая значимость проблемы. Знакомясь с введением, читатель должен получить информацию, в какой степени соответствует его научным интересам данная работа, стоит ли ее читать далее полностью.

Пример введения приведен в приложении 3.

Обоснование темы исследования и ее актуальность. Кратко излагается состояние исследуемых психологиче­ских фактов и явлений по данным литературных источни­ков. Определяется круг нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов. На основе этого выявляет­ся противоречие, устранение которого может быть осуще­ствлено с помощью решения вытекающей из него пробле­мы исследования. Проблема, которую автор предпола­гает решить в своей работе, является основным критерием актуальности намеченного исследования.

Цель исследования. Цель исследования формулируется, исходя из проблемы, которую следует разрешить студенту в процессе выполнения работы, например: «Определение возможностей рисуночной психотерапии в повышении уровня интеллектуального развития подростков».

Объект исследования. Объектом исследования в психологии являются личности или социальные группы, а также их взаимодействие в процессе деятельности и общения.

Предмет исследования должен быть четко обозначен как психологическое явление. Так, например, если объектом исследования ВКР студента выбраны подростки, обучающиеся в профессиональных учебных заведениях, то предметом исследования может быть уровни интеллектуального развития учащихся профессиональных учебных заведений.

Рабочая гипотеза исследования строится, исходя из проблемы, цели и предмета исследования. Ниже приводится один из вариантов гипотезы:

«Повышение интеллектуального уровня подростков будет обеспечено, если:

– разработать основы рисуночной психотерапии;

– определить способы и приемы использования рисуночных тестов при обучении и воспитании подростков;

– внедрить в практику обучения и воспитания учащихся профессиональных учебных заведений метод рисуночной психотерапии».

В соответствии с целью и предметом исследования и, исходя из рабочей гипотезы, определяются задачи исследования. Такими задачами могут быть:

– анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ рисуночной психотерапии;

– определение взаимосвязи цветовых предпочтений и характера рисунков подростков с их психологическими свойствами;

– разработка практических рекомендации по использованию рисуночных тестов в психокоррекционной работе с подростками.

Задачи, выдвигаемые в исследовании, могут быть решены с помощью как основных, так и специализированных методов, применяемых в социальной и педагогической психологии.

К ним относятся:

– метод тестирования как основной инструмент педагогической психологии;

– метод наблюдения психологических явлений в социальных общностях (социальных объектах, к которым относятся от­дельные индивиды, малые группы, коллективы, другие социальные общности);

– метод интервью;

– метод беседы;

– методы статистической обработки результатов исследования и др.

Новизна и практическая значимость исследования. Крат­ко излагается, в чем заключается новизна исследования (новое видение проблемы, новые методические разработки, уточ­нение некоторых концептуальных положений), какова его практическая значимость (предлагаемые практические рекомендации, методические приемы и способы психодиагностических процедур, психокоррекционной работы).

Новизна выявляется в результате анализа литературных источников, уточнения концептуальных положений (опре­деление новых моментов в психодиагностическом исследо­вании, более детальная разработка методик психодиагнос­тики).

Практическая значимость подробно отражается в прак­тических рекомендациях (основная часть ВКР). Здесь же во введении следует кратко описать, в чем конкретно заключается ценность результатов исследования для практики.

База исследования. Указывается количество испытуе­мых, коллективы, в которых проводилось исследование, и другие данные, характеризующие базу исследования.

Обычно основная часть состоит из трех глав. Главы, в свою очередь, состоят из параграфов, которые могут разбиваться на пункты. Наличие большого количества параграфов в главе (более 5) – не целесообразно.

Первая глава. Она включает в себя исследование состояния проблемы исследования или литературный обзор (общий объем не более 1/3 всего объема работы, то есть порядка 10–25 с.). В задачу данного раздела входит ознакомление читателя с наличным положением дел в соответствующей предмету исследования области, как это представляется с позиции автора. Кроме краткой истории вопроса необходимо осветить наиболее известные (не только в России, но и во всем мире) точки зрения и подходы к постановке и решению интересующей автора проблемы, а также современное (за последние 5 лет) состояние исследований в этой области.

Изложение материала необходимо проводить не в виде набора фактов и цитат, а давать обоснованный ссылками авторский анализ и интерпретацию предлагаемых подходов и известных фактов, структурировать материал, обозначать соответствующие подразделы, а также называть весь этот раздел, исходя из логики раскрытия проблемы исследования. В данном разделе автор должен продемонстрировать свое понимание исторической логики развития проблемы и подвести читателя к пониманию актуальности, значимости и необходимости именно такой постановки проблемы исследования, как это будет делать далее автор. Завершать литературный обзор рекомендуется четко сформулированным резюме, содержащим краткие выводы.

Вторая глава обычно носит методологический характер. В ней должна быть отражена постановка проблемы исследования, кратко описываются основные идеи и подходы к решению данной проблемы, выдвинуты гипотезы и дано описание программы исследования (1–3 с.). Здесь же формулируются предмет, объект, выборка (не путать с объектом). Отдельным параграфом можно изложить методологические принципы, на которых строится исследование.

Эта часть работы должна логически следовать из материалов, представленных в предыдущем разделе (являться как бы его заключением), и объяснять структуру дальнейшего изложения материала.

Следующим параграфом главы может быть обоснование и, при необходимости, краткое изложение конкретных методик, примененных в исследовании. Если методики хорошо известны, то достаточно ссылки на источники, из которых она взята. Если методики не достаточно известны, то следует уделить особое внимание их валидности и надежности.

При проведении эксперимента следует уделить не только особое внимание обоснованию экспериментальной модели, но и указать оборудование, то есть привести перечень и существенные технические показатели использованных приборов и экспериментальных установок, их название согласно техническому паспорту. Следует также дать номенклатуру материалов, с которыми работали испытуемые – их существенные технические и/или психологические характеристики.

Третья глава, как правило, эмпирическая. Ее объем обычно составляет 15–30 страниц. В ней должна быть дана, по возможности, наиболее полная характеристика испытуемых – пол, возраст, образование, социальное положение и другие, важные с точки зрения данного исследования параметры, с указанием их количества, принципов отбора и прочее. Особое внимание необходимо уделить вопросам этики научного исследования. Если используются индивидуальные данные и требуется обозначать испытуемых, то все упоминания и ссылки на них необходимо давать в закодированном виде, сохраняя анонимность респондентов, сохраняя медицинскую тайну диагнозов и фактов из истории болезни и личной жизни.

Далее указывается точная процедура эмпирического исследования и приводятся инструкции, даваемые респондентам в ходе исследования. В случае эксперимента фиксируются задачи испытуемых (инструкции испытуемому) в соответствующих сериях эксперимента, последовательность их проведения. Указывается, что предъявляется и что регистрируется.

Последующий текст содержит указание на методы обработки и анализа данных – кратко описываются используемые методики математической обработки и анализа данных (по возможности приводятся точные формулы) со ссылками на соответствующие литературные источники (справочники, таблицы, учебники и пр.), а также на используемые компьютерные программы.

В целом данный раздел очень важен. Он должен дать читателю полную информацию, необходимую как для проверки достоверности и надежности полученных результатов, так и для их интерпретации. Такая интерпретация может отличаться от авторской, но иметь большое значение для развития научных представлений и перспектив использования полученных данных.

В заключительном параграфе третьей главы приводятся основные эмпирические данные, полученные в ходе исследования, как правило, в виде сводных таблиц.

Изложение материала структурируется, исходя из логики решения проблемы, в соответствии с экспериментальным планом.

Приводимые данные, обобщенные в виде схем, графиков и таблиц, должны доказывать или опровергать выдвинутые ранее гипотезы.

На схемах и графиках (или в подписях к ним) необходимо подробно разъяснять все условные знаки и обозначения. Каждый график целесообразно дублировать таблицей (в приложении) для того, чтобы дать возможность читателю, если его заинтересуют представленные данные, использовать их и для других целей, например, для проверки других зависимостей, не упомянутых в данном разделе.

В целом данный раздел должен предоставить исчерпывающую информацию обо всех выявленных в данной работе фактах и закономерностях и заканчиваться кратким заключением, в котором можно сделать выводы относительно доказательства гипотез.

В конце каждого из параграфов (пунктов) к главам со­ставляется резюме, делается краткий вывод, излагается сущ­ность исследуемого вопроса. Каждая из глав заканчивается выводами. Их может быть несколько. Обычно 3—4. В них да­ются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы. Выделяется существенное, главное как результат исследовательской работы.

Заключение (объем 1–3 страницы). В заключении кратко характеризуются самые главные результаты и выявленные закономерности; выводы должны соответствовать поставленным задачам и целям работы, главному тезису, выносимому на защиту. Большое число выводов или их чрезмерно подробное описание свидетельствует о неумении автора выделить главное в своих результатах. Завершать заключение лучше всего перспективами дальнейшего развития исследований над избранной проблемой.

Приложения – необязательный раздел, объем которого не входит в расчет общего объема работы. Если данный раздел есть, то он должен быть хорошо структурирован и оформлен. Каждое приложение должно сопровождаться не только номером и названием, но и необходимыми комментариями (подписями), расшифровывающими аббревиатуры. Читатель должен иметь всю необходимую информацию, чтобы разобраться в материалах приложения без обращения к основному тексту работы.

 

 

Главные критерии оценки ВКР (курсовых работ)

В связи с вышеизложенным преподаватели или члены комиссии, оценивающие качество представленных работ, могут ориентироваться на следующие главные критерии:

1. Реальная научная новизна работы. Учитываются содержание (суть) предложенного автором подхода, полученных результатов и обоснованность сделанных выводов, вклад автора в изучение данной проблемы исследования.

2. Оформление работы. Учитывается, в какой степени автор сумел представить (выразить, донести) свое понимание проблемы исследования, полученные данные, согласованность собственных и литературных данных (например, если работа содержит более трех не выправленных опечаток, то это снижает оценку работы).

3. Трудоемкость. Оценка реального объема проделанной работы (трудоемкость организации, методического обеспечения и проведения исследования).

4. Гармоничность (общая культура работы). Итоговая оценка того, в какой степени согласуются содержание и способ представления (оформление) в работе, согласования замысла и реализации, общее впечатление читателя о проделанной автором работе, показанных им умениях, знаниях и затраченных усилиях. В итоге оценивается научная позиция самого автора, как она проявляется в тексте: присутствие в его работе равновесия (гармонии) между заинтересованностью в доказательстве выдвинутых гипотез и непредвзятостью в оценке и интерпретациях полученных результатов.

 

При подготовке методических указаний использовались следующие литературные источники:

1. Рефераты, контрольные и дипломные работы по психологии. Практические рекомендации по разработке и оформлению (для студентов, аспирантов, преподавателей, практических психологов) / Сост. А.В.Батаршев. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144 с.

2. ГОСТ 7.1 – 84. «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

3. Материалы сайта www.flogiston.ru.

 

Приложение 1

Кафедра____________________________

„УТВЕРЖДАЮ“

Зав.кафедрой________________________

„_______“______________ ________г.

З А Д А Н И Е

По подготовке ВКР

Студенту________________________________________________________________

1.Тема работы____________________________________________________________

(утверждена распоряжением деканата от________________________№______________).

 

2. Срок сдачи студентом законченной работы_________________________________

3. Исходные данные к работе_______________________________________________

4. Перечень подлежащих разработке в дипломной работе вопросов или кратко содержание

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Консультанты по работе с указыванием относящихся к ним разделов работы_______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________6. Дата выдачи задания_________________________________________________________

Руководитель работы ___________________________________

(подпись)

 

Задание принял к исполнению _______________ _____________________

(дата) (подпись студента)


 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

г. Иваново, ул. Ермака,39

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой________________________

«_______»________________ ________г.

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК

 

Выполнения дипломной работы___________________________________________

(фамилия и инициалы студента)

___________________________________________________________

(факультет)

______________________________________________________________

(кафедра)

______________________________________________________________

 

Характер и объем работы Срок выполнения Отметки о выполнении
1. Теоретический анализ проблемы    
2. Определение направления эмпирического исследования    
3. Организация и проведение эмпирического исследования    
4. Анализ и обсуждение полученных результатов    
5. Оформление и представление дипломной работы в ГАК    

 

Подпись студента__________________________________

Согласен

Научный руководитель______________________________

 

«_______»_______________ 201___г.

 

 

Приложение 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...