Сопротивление инновациям и методы его нейтрализации
Проанализируйте социальные аспекты инновационной деятельности Руководитель компании является центральным звеном и основной движущей силой любого инновационного процесса. Его деятельность затрагивает все этапы инновационного менеджмента, начиная с разработки инновационной идеи и планирования до осуществления контроля над ходом внедрения инноваций. В процессе инноваций руководство компании осуществляет все функции, связанные с управлением: стратегическое и текущее планирование процесса нововведений, принятие решений относительно распределения функций и формирования проектно-целевых групп, проведение кадровой политики и создание инновационного климата на фирме. Характерные черты эффективного руководителя: энергечность, желание руководить, самоуверенность, познавательная способность. Типы руководителей по степени их инновативности: Монархи -удерживая власть как можно дольше и всячески препятствуя инновациям. Генералы — это лидеры, выбранные Собранием акционеров или Советом директоров с целью внедрения определенной инновационной стратегии и соответственно замены старого консервативного руководства. Послы - полностью ориентированных на постоянные инновации и способных адекватно реагировать на любые изменения во внешней среде, обеспечивая гибкое искусное управление. Губернаторы — это бывшие средние и низовые менеджеры, достигшие вершины управленческой карьеры и знающие свою компанию «изнутри», Основные методы стимулирования инновационной активности сотрудников Высшее звено управления.. 1 Различные взгляды и разногласия стимулируют к использованию большого объема информации в процессе принятия решений и соответственно к анализу большего количества альтернативных путей внедрения инноваций.
2 существования независимого Совета директоров, активно представляющего интересы акционеров, президент вынужден учитывать их требования, иногда противоречащие собственным представлениям. 3 материальное стимулирование деятельности. Среднее звено управления: 1) усиление внутренней коммуникации, особенно обмена негативной информацией; 2) делегирование полномочий по принятию решений менеджерам подразделений, непосредственно выполняющим операции; 3) уверенность в том, что технологии не искажают реальных размеров изменений и не создают неверной интерпретации служащими сложившейся ситуации. Низовое звено управления: 1) участия в процессе принятия решений; 2) обеспечения доступа к информационным потокам; 3) внедрения адаптационной системы вознаграждений и мотивации; 4) повышения профессионализма. Такого рода участие, как правило, существенно снижает сопротивление инновациям. Сопротивление инновациям и методы его нейтрализации Под внутренним сопротивлением инновациям - нежелание или полный отказ участвовать в данном процессе со стороны организационных единиц компании, руководителей различных уровней управления и самих служащих. Среди основных факторов внутреннего сопротивления можно выделить: · характер внутрифирменного управления (планирование и контроль); · уровень развития коммуникаций и системы сбора и анализа информации; · профессиональную подготовку служащих; · практику принятия важнейших решений руководством компании.
Первоначальная реакция на инновационное решение руководства заключается в состоянии шока и иммобилизации всех затронутых субъектов. Затем наступает стадия отрицания, заключающаяся в негативном отношении к самому факту будущих изменений, при этом у человека появляется ощущение «ложной компетенции».
На третьем этапе, понимая неизбежность инновационного процесса и не обладая основной информацией о его сущности, служащие задаются вопросом об их роли в данном процессе. Далее следует пассивное согласие и полный отказ от прошлых планов. Пятая стадия характеризуется ускоренным ростом компетенции служащих по проекту, тестированием собственных возможностей, проявлением инициативы и заинтересованности. На шестом этапе служащие пытаются полностью осмыслить происходящие перемены, найти объяснение их неизбежности и важности для компании, максимально изучить детали инновационного проекта. На заключительной стадии происходит интегрирование служащих в инновационный процесс, поиск путей его оптимизации и формирование нового мировоззрения. Для снижения сопротивления инновациям руководитель обязан обеспечить участие низового звена управления и служащих в планировании инноваций и принятии инновационных решений. Информированность стимулирует служащих к выработке рационализаторских предложений по эффективному внедрению инновационных проектов, а участие в предпроектной фазе гарантирует поддержку проекта на стадии реализации. Внешнее сопротивление. Пять групп рыночных субъектов, активно влияющих на эффективность осуществления инноваций на фирме: Финансовые рынки - настороженно относятся к любой информации относительно политики инноваций, так как напрямую заинтересованы в рентабельности, стабильности, прибыльности компаний — основных показателях, в первую очередь снижающихся на стадии внедрения инноваций. Нейтрализовать путем четкого планирования инновационного процесса и создания доступной системы информации относительно будущих выгод от внедрения инноваций не только для фирмы, но и для ее кредиторов и финансовых контрагентов. Средства массовой информации - негативный характер, так как общественное мнение более подвержено воздействию негативной информации. Выходом является стимулирование СМИ для позитивной оценки нового товара, слияния, реорганизации и т. д. Основными методами здесь становятся презентации, пресс-конференции, дегустации или рассылка образцов продукции.
Государственные институты. Государство является одновременно и стимулирующим фактором инноваций, но и сильнейшим барьером на их пути. Политика ограничения конкуренции и субсидирования отдельных областей экономики часто приводит к пассивному отношению к новаторству со стороны рыночных субъектов. Образование. Стереотипы, полученным во время обучения. Общественные организации. Профсоюзы ограничивают способность фирмы реагировать на перемены во внешней среде следующим образом: 1. оговаривают многие правила работы, что снижает гибкость руководства в области освобождения одних и объединения функций других рабочих и служащих в целях более эффективного решения задач; 2. профсоюзы обязательно включают в трудовые контракты положение о росте стоимости жизни, что увеличивает постоянные затраты фирмы вне зависимости от рентабельности. Деловые сообщества. Нововведения одного члена сообщества незамедлительно сказывается на всех остальных, и тогда возникают две альтернативы: либо принять инновацию и сделать ее всеобщей, либо сообщество устанавливает своего рода вето на инновационную идею инициатора. Пути решения: 1) реально подходить к возможностям фирмы; 2) создать стройную систему сбора и обработки информации; 3) стимулировать поступление информации от всех функциональных подразделений; 4) внедрить систему консенсуса, коллективного принятия решений и коллективной ответственности с участием руководителей всех уровней и служащих; 5) построить мотивационную систему для стимулирования творческого подхода и генерации идей на низовых уровнях; 6) в инновационной деятельности ориентироваться на социально-этическую полезность нововведений для общества в целом; 7) создавать долгосрочные связи с кредиторами, поставщиками и потребителями, а также всячески взаимодействовать с общественными группами и учреждениями на взаимовыгодной основе, привлекая их к участию в инновационном процессе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|