Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подводная лодка К – 141 «Курск»

Сражения ВМФ

Сражение у мыса Тендра

11 сентября отмечается очередной День воинской славы России — День победы русской эскадры под началом контр-адмирала Федора Федоровича Ушакова над османским флотом у мыса Тендра. Этот День воинской славы был учрежден Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 г. «О днях воинской славы и памятных датах России».

Утром 21 августа основная часть турецкого флота была сосредоточена между Хаджи-беем (Одесса) и мысом Тендра. Под началом Гуссейн-паши была значительная мощь 45 кораблей: 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 вспомогательных судна, при 1400 пушках. В это время русские войска начали наступление в районе Дуная, и их была должна поддержать гребная флотилия. Однако из-за присутствия вражеского флота Лиманская флотилия не могла поддержать сухопутные силы.

25 августа Ушаков вывел свою эскадру в море, в её составе было: 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль и 16 вспомогательных судов, при 836 орудиях. Утром 28 августа русский флот появился у Тендровской косы. Русские обнаружили противника, и адмирал дал приказ идти на сближение. Для турецкого капудан-паши появление русских кораблей стало полной неожиданностью, он считал, что русский флот ещё не оправился после Керченского сражения и стоит в Севастополе. Завидев русский флот, турки бросились поспешно обрубать якоря, ставить паруса и в беспорядке двинулись к устью Дуная.

Русские корабли начали преследование отходящего врага. Турецкий авангард во главе с флагманским кораблем Гуссейн-паши, пользуясь преимуществом в ходе, вырвался вперёд. Опасаясь, что отставшие корабли будут настигнуты Ушаковым и прижаты к берегу, турецкий адмирал был вынужден сделать поворот. В то время когда турки перестраивали свои порядки, русская эскадра по сигналу Ушакова построилась из трёх колонн в боевую линию. Три фрегата - «Иоанн Воинственник», «Иероним» и «Покров Богородицы», были оставлены в резерве и расположились у авангарда, что бы при необходимости пресечь атакующие действия передовых вражеских кораблей. В три часа обе эскадры пошли параллельно друг другу. Ушаков приказал сократить дистанцию и открыть огонь по неприятелю.

На рассвете следующего дня на русских кораблях обнаружили турецкий флот, который был «рассыпан весь в разные места».

В это время другие русские корабли нагнали вражеский 66-пушечный линейный корабль «Мелеки-Багари», блокировали его и принудили капитулировать. Затем были захвачены ещё несколько судов. Всего в плен попало более 700 турков. По турецким донесениям флот потерял убитыми и ранеными до 5,5 тыс. человек. Оставшиеся турецкие корабли в беспорядке отступили к Босфору. По пути в Босфор затонул ещё один линейный корабль и несколько небольших судов. О воинском умении русской эскадры говорят её потери: 46 человек убитыми и ранеными.

В Севастополе эскадре Фёдора Ушакова была устроена торжественная встреча. Русский Черноморский флот одержал над турками решительную победу и внёс значительный вклад в общую победу. Северо-западная часть Чёрного моря была очищена от ВМС врага, и это открыло доступ в море кораблям Лиманской флотилии. При содействии кораблей Лиманской флотилии русские войска взяли крепости Килия, Тульча, Исакчи и, затем, Измаил. Ушаков вписал в морскую летопись России одну из её блестящих страниц. Манёвренная тактика морского боя Ушакова полностью себя оправдала, турецкий флот перестал господствовать в Черном море.

Чесменское сражение

Чесменский бой произошел 26 июня 1770 года, относится к русско-турецкой кампании 1768-1774 года. Чесменский бой навсегда войдет в учебники русской истории, как показатель храбрости и мужества русских матросов.

Эскадре адмирала Спиридова, состоявшей из 9 линейных кораблей, 3 фрегатов и 18 маленьких судов, вооруженных 730–ю пушками противостоял турецкий флот, численность которого превосходила нашу. А именно6 16 линейных кораблей, 4 фрегата, галер и других мелких судов около сотни, 16 тысяч турецких матросов, на вооружении у которых 1430 орудий. Русскому флоту предстоял тяжелый бой…

Турецкий флот выстроился двумя линиями поперек Хиосского пролива. Русские адмиралы приняли решение атаковать турок с севера, по плану наши корабли должны были идти один за другим, и колонной навалиться на противника.

Первым, в авангарде колоны, шел линейный корабль «Европа», а за ним флагманский корабль «Евстафий», третьим шел корабль «Три святителя». Корабли двигались вперед, под шквальным огнем турецкого флота, не делая выстрелов. Адмирал Спиридов стоял на корабле с обнаженной шпагой, на корме корабля играла музыка, для поднятия боевого духа команды.

Корабли турок не выдерживали напора русского оружия, поворачивались кормой и бежали, получая большой урон.

Ночью русский флот пошел в атаку. Корабль «Европа» подавил турецкую батарею, дав возможность нашим судам войти в гавань, и открыть прицельный огонь по бухте. Через час были взорваны еще два турецких корабля, и еще три пылали огнем.

Турки сначала подумали, что к ним плывут дезертиры, опомнившись, открыли огонь, но было поздно. Одной русской брандере удалось доплыть до цели. Русские подожгли брандеру, кинулись в шлюпку и, направили ёё (брандеру) на 84-ех пушечный корабль. По цепочке турецкие суда начали взрываться, один за другим. Утром русские вошли в Гавань. Весь гарнизон Чесменской бухты бежал в Смирну.

Чесменский бой – славная страница в истории русского военно-морского флота, которая навсегда войдет в учебники истории и память народа.

Гангутское сражение

Сражение при Гренгаме — морское сражение, произошедшее 27 июля (7 августа) 1720 года в Балтийском море около острова Гренгам (южная группа Аландских островов), явилось последним крупным сражением Великой Северной войны.

После Гангутского сражения Англия, озабоченная возрастанием могущества русской армии, образовала военный альянс со Швецией. Однако, демонстративное приближение объединённой англо-шведской эскадры к Ревелю не заставило Петра І искать мира, и эскадра отошла к берегам Швеции. Пётр I, узнав об этом, приказал переместить русский флот от Аландских островов к Гельсингфорсу, а около эскадры оставить несколько лодок для патрулирования. Вскоре одна из этих лодок, попавшая на мель, была захвачена шведами, в результате чего Пётр приказал возвратить флот обратно к Аландским островам.
26 июля (6 августа) русский флот под командованием М. Голицына в составе 61 галеры и 29 лодок приблизился к Аландским островам. Разведывательные лодки русских заметили шведскую эскадру между островами Ламеланд и Фритсберг. Из-за сильного ветра атаковать её было невозможно, и Голицын принял решение идти к острову Гренгам с целью подготовки хорошей позиции среди шхер.

Когда 27 июля (7 августа) корабли русских приблизились к Гренгаму, флот шведов под командованием К.Г. Шёблада, имея 156 орудий неожиданно снялся с якоря и пошёл на сближение, подвергнув русских массированному обстрелу. Русский флот стал поспешно отступать на мелководье, куда и попали преследующие его шведские корабли. На мелководье более маневренные русские галеры и лодки перешли в атаку и сумели взять на абордаж 4 фрегата (34-пушечный «Стор-Феникс», 30-пушечный «Венкер», 22-пушечный «Кискин» и 18-пушечный «Данск-Эрн»), после чего оставшаяся часть шведского флота отступила.
Результатом сражения при Гренгаме стал конец безраздельного шведского влияния на Балтийском море и утверждение на нём России. Битва приблизила заключение Ништадтского мира.

Силы сторон:
Российская империя - 61 галера и 29 лодок
Швеция - 1 линейный корабль, 4 фрегата, 3 галеры, 3 шхербота, шнява, галиот и бригантина

Военные потери:
Российская империя - 82 убитых (2 офицера), 236 раненых (7 офицеров). Всего - 328 чел.(в т.ч.- 9 офицеров).
Швеция - 4 фрегата, 103 убитых (3 офицера), 407 пленных (37 офицеров). Всего - 510 чел.(в т.ч.- 40 офицеров), 104 орудия, 4 флага.

 

Подводная лодка К – 141 «Курск»

12 августа 2000 года, в третий, предпоследний, день учений Северного флота, в Баренцевом море погибла подводная лодка К-141 «Курск». Почти сразу начались спасательные работы. Работы были закончены 21 августа, но ни один подводник не спасен. У любого, даже не столь чрезвычайного происшествия всегда есть версии причин, его вызвавших. Атмосфера секретности при спасательных работах, трудности обследования и установления характера повреждений, а также явное наличие политической подоплёки привели к тому, что число версий трагедии определяется заявлениями военных и правительства, фантазией наших и зарубежных СМИ, а также попытками специалистов, не имеющих единой точки зрения, на основе скуднейшей информации разобраться в причинах трагедии.

Впечатляющая своими формами АПЛ К-141 «Курск», длина которой в два раза превышает длину «Боинга-747», совершала свой последний поход, участвуя в самых крупных военно-морских учениях, организованных Северным флотом РФ за последнее десятилетие. Возвращаясь в субботу с учений, «Курск» плыл на глубине примерно 20 метров с поднятым перископом. И вдруг произошло нечто страшное, четкого объяснения чему пока никто не нашел. Два удара или взрыва страшной силы с интервалом в пару минут - и мощнейщий атомоход застыл в илистом дне, оказавшись на глубине 108 метров. Вода, мгновенно затопив первый отсек, залила аккумуляторные ямы. Лодка обесточилась, на реакторе сработала защита, и он отключился. Мощнейшая субмарина погибла всего за 100-120 секунд. Никакими средствами спасения - ни индивидуальными, ни коллективными - никто из экипажа не воспользовался. Никаких аварийных сигналов подано не было.

В Видяево о катастрофе стало известно уже в пять часов вечера 12 августа. Командование ВМФ много раз меняло версии относительно аварии, в том числе относительно времени, когда она произошла. Сегодня уже точно известно, что первый из двух взрывов, зарегистрированных в том месте, где находилась К-141, - короткий резкий удар – произошел 12 августа в 11.28.Через 2 минуты 15 секунд последовал более мощный раскатистый взрыв.

Результаты обследования корпуса лодки вскоре после катастрофы дали очень неутешительные результаты. Подводный ракетоносец имеет серьезнейшие механические повреждения легкого и прочного корпусов. Правильнее будет сказать, что носовых отсеков у атомной подводной лодки просто нет.

Даже после того, как подлодка затонула, российские официальные лица не сообщали об инциденте до утра 14 августа.

Правительственная комиссия остановились на трех версиях катастрофы. Версия № 1 – столкновение с иностранной подводной лодкой. Версия № 2 – подрыв на мине. Версия № 3 – ЧП в первом отсеке. Но существует одно общее предположение, к которому склоняются все специалисты: атомоход пострадал от сильного динамического удара. Остальное – гипотезы. Многие российские чиновники уверяют, что дело во внешних факторах: столкновение, старая мина. Запад в основном настаивает на внутренних причинах: взрыв торпеды, вероятные ошибки экипажа…

Сражение при Калиакрии

Сражение при Калиакрии — последнее морское сражение Русско-турецкой войны 1787—1791 между флотами России и Османской империи, состоявшееся 31 июля (11 августа) 1791 года в Черном море у мыса Калиакра (северная Болгария).

Российский флот под командованием адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова в составе 15 линейных кораблей, 2 фрегатов и 19 меньших судов (990 пушек) вышел из Севастополя 8 августа 1791 года, и в полдень 11 августа обнаружил турецко-алжирский флот под командованием Хуссейн-паши в составе 18 линейных кораблей, 17 фрегатов (1 500-1 600 пушек) и большого количества меньших судов на якоре недалеко от мыса Калиакра в северной Болгарии. Ушаков построил свои корабли в три колонны, с северо-востока, между османским флотом и мысом, несмотря на то, что на мысе находились турецкие батареи. Сеит-Али, командующий алжирским флотом, поднял якорь и последовал на восток, за ним последовал Хуссейн-паша с 18 линейными кораблями.
Российский флот повернул на юг, сформировав одну колонну и затем атаковал отступающий флот противника. Турецкие корабли получили повреждения и в беспорядке бежали с поля боя. Сеит-Али был тяжело ранен в голову. Потери русского флота:17 человек погибло, 28 ранено и только один корабль был тяжело повреждён.

Битва приблизила окончание Русско-турецкой войны, которая закончилась подписанием Ясского мирного договора.

Силы сторон:
Российская империя - 15 линейных кораблей, 2 фрегата, 19 вспомогательных кораблей
Османская империя - 18 линейных кораблей, 17 фрегатов, 48 вспомогательных кораблей, береговая батарея

Потери:
Российская империя - 17 убитых, 28 раненых
Османская империя - Неизвестно


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...