Техники психологического консультирования
Невербальные техники обеспечивают климат атмосферу консультирования. Они имеют первостепенное значение формирования консультативного контакта - контакт глаз- для клиента иногда важно заглянуть в глаза психолога для того, чтобы проверить, насколько внимательно его слушают, не смеются ли, не осуждают ли. - тон и громкость голоса - тон должен соответствовать тому, что говорится психологом, голос должен быть приглушенный, чтобы сложилось ощущение доверительности и интимности - использование паузы - наличие пауз создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать то, что говорит клиент. - выражение лица - доброжелательное внимание. -поза тела- ненапряженная, незакрытая (своеобразный телесный контакт возникает тогда, когда клиент не осознавая, начинает зеркально отражать позу, поведение консультанта) Вербальные техники - Активного слушания - сосредоточения внимания на высказываниях и состоянии клиента. Цель- понять то, о чём говорит клиент, удовлетворять его потребность быть услышанным и принятым. Ведомое активное слушание является эмпатическое слушание-это слушание клиента, при котором консультант чувствует эмоции, переживания, смыслы клиента в каждый момент времени и передаст это понимание клиенту.
- Повтор - воспроизведение значимого слова или словосочетания клиента. Рекомендуется повторять эмоционально окрашенные слова логическим ударением. Цель- акцентрирование внимания на значимом материале. Ведёт к большему углублению диалога и большего осознания.
-Перефраз - возвращение клиенту его высказывания в обобщённом виде при сохранении изначального смысла.
Рекомендации: · Перефразирование должно быть коротким, локаничным · Важно сохранить образы или значимые слова клиента · Выбирать для перефразирования самое существенное, опускать детали · Важно концентрироваться на актуальном содержании Цели: · Дать понять клиенту, что вы его слышите и понимаете · Прояснение чувств мыслей клиента · Удержание контекста беседы · При работе с эмоциональными клиентами периферия помогает стабилизировать состояние и определить приоритеты · Укрепление консультативного контакта
-Резюмирование (структурирование)- подытоживание высказываний клиента, определение ключевых моментов и обобщение. Рекомендуется в конце сессии. Цели: · Объединение отдельных фрагментов беседы в единое целое · Удержание контекста разговора · Осознание значимого материала · Завершение диалога и выход из пространства рабочих отношений
- Отражение чувств клиента - определение и словесное выражение ведущих и актуальных чувств, переживаний, состояний о которых клиент не говорит,но которое лежит в контексте его слов.
Цели: · Помочь клиенту идентифицировать свои чувства и осознать их и признать · Помочь клиенту вентилировать свои чувства и т. Обр. снизить уровень напряжения · Показать клиенту, что вы понимаете и принимаете его чувства · Углубления контакта
- Обратная связь - высказывания консультанта о своих чувствах и намерениях относительно конкретных проявлений или слов клиента. Цели: · Чем конкретнее будет изначальная фраза консультанта, тем лучше · Не интерпретировать проявления клиента · Отказаться от оценок · Уменьшение «слепого пятна» клиента
- Вопрос - обращение к клиенту направленное на получение каких либо сведений, требующие ответа. Виды вопросов: · Открытый вопрос - даёт клиенту свободу в выборе того содержания которое будет озвучено
Цели: - исследование жизненного мира клиента - осознание клиентом значимого материала - возврат ответственности клиенту за ход консультирования · Уточняющий вопрос- позволяет конкретизировать, детализировать то содержание которое уже было озвучено клиентом Цели: - прояснение проблемы - «заполнение пробелов» - важно уточнить сведения в которых содержаться следующие слова: «часто», «редко», «всегда», «мало», «никогда», «обычно», «постоянно». · Альтернативный вопрос- вопрос предлагающий несколько вариантов ответов. Использовать только в том случае, если клиент затрудняется ответить на конкретный вопрос. · Закрытый вопрос- выбор клиентом одного из двух-трёх несодержательных малоинформативных ответов.
- Конфронтация - · Это возврат клиенту очевидных противоречий в его поведении или словах. · Борьба консультанта с деструктивными аспектами «Я» или моделями поведения клиента · Несогласие консультанта с патогенными убеждениями клиента · Противостояние Цели: - осознание значимого материала - возврат клиенту ответственности за его действия и решения - помощь клиенту в трансформации его личности
- Интерпретация - толкование выявление скрытых т.е. неосознаваемых мотивов, желаний, моделей поведения и т.д. клиента Цель: - осознание защитных механизмов - трансформации личности клиента Источники интерпретации: · Высказывание клиента · Фантазии, сновидения · Наблюдения консультанта · Интуиция и контрпереносные реакциями консультанта
Этапы интерпретации: · Сбор информации · Конфронтации · Прояснение · Собственно интерпретация · Тщательная проработка
Виды интерпретации: · Генетическая- связывает чувства, мысли, конфликты, в настоящем клиента с их историческими предшественниками · Динамическая- направлена на прояснение конфликтующих психических тенденций, проявляющихся в поведении, чувствах, отношениях. · Гистерпритация переноса- раскрывает и объясняет искажение психоаналитических отношений основанных на смещении аналитика чувств установок, отношений, изначально относившихся к значимым фигурам из детства. · Аналитическая – интерпретация сновидений, фантазий, метафор клиента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|