Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кризис личности. Кризис 13 лет

Особенности детей 14-18 лет, оставленных без попечения родителей.

Медведева М

Королёва М

Шабанова А

Социальная ситуация развития:

1. Неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них.

2. Нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства.

3. Низкий уровень социального интеллекта, мешающий понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им, нахождение подобных себе и привычного круга общения.

4. Слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие за судьбу тех, кто связал с ними свою жизнь, ярко проявляющееся чувство ревности к ним.

5. Потребительская психология отношения к близким, государству, обществу и нежелание отвечать самому за свои поступки.

6. Неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны.

7. Несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное и т. д.

8. Несформированность жизненных планов, потребность в жизненных ценностях, которые включают удовлетворение самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения).

9. Низкая социальная активность, проявление желания быть незаметным человеком, не привлекать к себе внимания.

10. Склонность к аддиктивному (саморазрушающему) поведению, злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков зависимости. Она может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т. д.).

 

Как видят образ будущего:

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они себя не считают готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, с другой стороны, – боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности старшеклассника своей жизнью и собой. Многие из них в это время получают профессиональное образование. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 95% случаев – это профессионально-техническое училище или техникум. Получая образование в данных учебных заведениях, они опять попадают в среду приблизительно таких же сверстников. Все они находятся на государственном обеспечении, живут в одном общежитии, в единой культурной и досуговой среде. Проблемы одиночества, ненужности, незащищенности остаются на таком же уровне. Несколько лучше положение у тех детей, которые живут в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и учатся в средних специальных или профессиональных учреждениях, так как они могут вернуться в привычное окружение, где о них заботятся.

В старшем школьном возрасте наиболее остро стоит проблема выбора профессии. Все дети мечтают о хорошей работе. Представления о хорошей работе у них особое, так как они представляют ее как ничегонеделание, но получение при этом больших денег. Поскольку на протяжении воспитания в государственных учреждениях дети практически не имели карманных денег, то, естественно, любая сумма, которую им называют как зарплату, для них является огромной. Стоимости вещей, необходимых для проживания, дети не представляют. Прожиточный минимум для них понятие несуществующее, так как они привыкли к хорошему питанию, покупке всех необходимых вещей, оборудования и т. д. Находясь в государственных учреждениях для детей-сирот, старшеклассники не представляют стоимости реальной жизни, не понимают стремления всех нормальных людей экономить деньги, покупать только необходимое, а не то, что им хочется.

 

Этапы развития личности:

Изменяющиеся отношения выпускников с внешним миром и требования окружающей действительности (социальные ожидания), а также нормативные этапы социального развития личности определяют этапы
их сопровождения:
1 этап: 10-14 лет – отрочество: формирование жизненной перспективы, развитие внимания и интереса к самому себе, развитие социальных компетенций, бытовых навыков, становление субъектности, готовности к преодолению трудностей, к преобразованию мира и самого себя; понимание ценности учения и труда в современном обществе; развитие чувства инициативы; знакомство с миром профессионально-трудовой деятельности; создание ситуаций успеха; переживание чувства взрослости и т.д.

2. «Ориентационный» этап (воспитанники 14-18 лет) – подготовка воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к получению профессии, выпуску из учреждения и самостоятельной жизни: развитие бытовых навыков и навыков самообслуживания; формирование социальной компетентности и социальной ответственности; развитие жизненной перспективы, развитие способности к умению делать ответственный выбор и краткосрочному планированию совей жизни.
3. «Адаптационный» этап – сопровождение выпускников в организациях профессионального образования в период их закрепления
по месту получения профессии (в учреждениях профессионального образования): обогащение социальных компетентностей, приятие на себя ответственности за своё настоящее и будущее, развитие способности к планированию будущего, планированию собственной жизни на далекую и среднесрочную (неделя, месяц, год) перспективу и принятию ответственности за её осуществление; формирование жизненной и профессиональной перспективы, установление системы позитивных отношений со сверстниками и социально значимыми взрослыми, развитие бытовых навыков на уровне, достаточном для самостоятельной жизни, развитие социально полезных навыков, получение дополнительного образования.
4. «Установочный» этап – сопровождение выпускников в организациях профессионального образования в период их обучения и подготовки
к трудовой деятельности (выпускники 16-18 лет): формирование ценности труда и овладения профессией, планирование карьеры, планирование жизни, подготовка к созданию семьи, развитие ответственного отношения к себе и другим людям, ценности собственной жизни и здоровья, включение в систему профессиональных отношений.
5. «Интеграционный» этап – сопровождение выпускников, получивших профессиональное образование, приступивших к трудовой деятельности (выпускники 18-23 лет): помощь в жизнеустройстве, решении возникающих социальных, жизненных, бытовых, юридических проблем, устройстве собственной жизни, закрепление на рабочем месте, вступление в систему значимых социальных и профессиональных отношений, помощь в самореализации.

 

Ведущая деятельность детей без попечения родителей:

Морально-личностное общение на интимно-личностные темы со сверстниками (14-17)

Профессионально-учебная деятельность (18)


10-14 развитие быт навыков, соц.компетенций, переживания, преодоление трудностей.
14-16 подготовка к получению профессии
16-18 овладение профессией.
14-18 опыт борьбы за жилье и прописку в этом возрасте. Проходя все ступени «жилищной социализации»: знакомство с родителями, обращение в судебные органы, проходят комиссию по жилищным вопросам, в некоторых случаях проходят через суд, вымогательство.

 

Кризис личности. Кризис 13 лет

Чрезмерная скорость роста организм."Мама, я весь дрожу и мне чего-то все время хочется. Я ем кислое, горчицу и другое, но не могу ничего найти. Ох, как мне тяжело". Мать этого отрока предложила ему записаться в атлетическую секцию, начала контролировать пищу. Скоро мальчик сообщил, что испытал облегчение от навалившейся на него "лишней энергии".

Многие подростки, подпадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.

Это период отчаянных попыток "пройти через все". При этом подросток по большей части начинает свой поход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки "из любопытства" пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость. Но и баловство, пробы могут привести к психологической зависимости, что проявляет себя в возникновении напряженности, тревоги, раздражительности.

Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. На этом фоне, рефлексируя на свое "падение", подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.

Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали достойные формы взаимодействия юных сексуальных партнеров. Многие подростки на почве неблагополучного опыта обретают неврозы, а некоторые - и венерические заболевания. Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве (курильщик, сексуальный партнер и др.) в результате потери самоидентичности толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса.

Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом - вот основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка.

Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле. В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых.

Симптомы кризиса

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники. Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Эту стадию можно сравнить только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи. Мышление в подростковом возрасте не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка. Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития. Второй симптом кризиса - негативизм. Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже - в 14-16 лет. Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения. Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков. Ребенок - потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей. На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода. Этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса. (Источник: Ефимкина Р.П. "Детская психология.

Нужно знать способы оказания помощи на разных этапах кризиса.

На первом этапе – изучить произошедшее событие, которое привело к кризису, уточнить влияние, оказанное на человека, разделить проблемы по значимости и решить, какая является самой значимой. Для середины кризиса важно выделить составляющие кризиса (потеря себя, беспокойство, событие-испытание и т. д.), изучить способы, которые использует ребенок, составить небольшой план, помогающий преодолеть некоторые проблемы. Например, у ребенка много проблем в школе – поведение, учеба, опоздания и т. д. Можно договориться с учителем, чтобы ребенок исправлял оценки постепенно, отрабатывая их разными способами (написал доклад, сделал карту и т. д.), при этом учителя не будут снижать оценки, если ребенок не смог решить задачу, и т. д. И для окончания кризиса необходимо обговорить с ребенком, какие проблемы удалось решить, и показать, что кризис преодолевается уже при решении одной проблемы, а не только всех одновременно.

Самый важный выход из кризисной ситуации, когда ребенок сам прожил эту кризисную ситуации, увидел ее изнутри и нашел выход для себя. В следующий раз при попадании в кризисную ситуацию он найдет способ выхода из нее или придет к любому специалисту и попросит у него разрешения просто посидеть в комнате, побыть рядом и помолчать. Самостоятельный выход из кризисной ситуации позволяет получить жизненный опыт, ребенок осознает, что с ним происходит и учится, как поступать в данной ситуации.

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...