Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение потребности в персонале

Оценка существующего персонала

Фактически это внутренняя аттестация работников на самом предприятии. Работающих в ОАО "Мортехсервис" в аспекте оценки их работы условно можно разделить на четыре группы:

1) работники, которые решают все поставленные перед ними задачи, достигают запланированных результатов;

2) работники, которые большую часть своих обязанностей выполняют добросовестно, но остальную часть по разным причи­нам выполнить не могут;

3) работники, которые не могут выполнить качественно боль­шую часть своих задач, а выполняют только меньшую часть задач;

4) работники, которые в настоящий момент организации не нужны, оплата труда которых составляет для организации прямой убыток.                                          

От работников третьей и четвертой групп служба персонала ОАО "Мортехсервис" обязана освободиться, расторгнув с ними контракт, оставив их в резерве, если они представляют интерес для организации. При расширении организации, производства их можно вновь пригла­сить на работу. Как правило, испытательный срок (а он в ОАО "Мортехсервис" – 3 месяца) – достаточный период, чтобы выявить неподходящих работников.

Оценка содержания работы на каждом рабочем месте осущест­вляется совместно с линейным руководителем (руководителем ремонтного цеха) ОАО "Мортехсервис".

Такая оценка в ОАО "Мортехсервис" включает:

1) наблюдения за работником с целью выяснения, как он рабо­тает, какие задачи решает на рабочем месте;

2) собеседование с работником на эту же тему;

3) заполнение работником вопросника на эту же тему (вопро­сы сформулированы таким образом, что ответы на них дают воз­можность судить о характере работы). Такой же вопросник запол­няет и непосредственный руководитель работ. Подобная практика возникла не так давно, но уже дала определенные результаты для размышления работникам отдела персонала.

Собрав соответствующую информацию, отдел персонала в состоянии ре­шать следующие задачи:

а) отделить бесполезные работы от полезных для сокращения штата;

б) исключить ненужное дублирование работ;

в) максимально расширить рабочие функции, задачи, решае­мые работником, избегая узкой специализации.

В результате проделанной работы отдел персонала составля­ет для себя описание всех работ — рабочих, технических, административных и т. п.

Эта информация необходима для принятия решения о пере­мещениях рабочей силы, реорганизациях, найме рабочей силы, установлении зарплаты, оценке деятельности персонала, повышении и понижении в должности. Это достаточно новый подход, который еще мало используется в других организациях г. Архангельска.

 

 

Определение потребности в персонале

 

Определение потребности в персонале является начальной ступенью процесса набора и отбора персонала, т.е. процесса формирования персонала и является первым этапом в процессе вхождения нового человека в организацию. Оно базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей. Проведем для примера в данной главе анализ потребности ОАО "Мортехсервис" именно в ремонтном персонале (рабочие-ремонтники), как части всего трудового коллектива организации. При определении потребности в таком персонале ОАО "Мортехсервис" принимают участие руководитель соответствующего подразделения (ремонтного цеха) и генеральный директор, которые совместно определяют как текущую, так и стратегическую потребность в персонале.

В основе стратегического определения в потребности персонала лежит сравнение потребностей организации в человеческих ресурсах с учетом того, что ОАО "Мортехсервис" расширяется, с фактическим их наличием. При обосновании качественного и количествен­ного состава ремонтного персонала должны быть соблюдены существующие ограниче­ния на финансовые ресурсы, а также учтены внешние и внутренние факто­ры, такие как: уровень безработицы в стране и регионе, существующее трудовое законодательство, уровень организации труда на предприятии т.п. В ОАО "Мортехсервис" наблюдается следующая тенденция. Отдел персонала отказывается от планирования численности персонала по принципу лимитов, то есть заранее согласованной и утвержденной на некоторой срок максимальной численности работников и фонда заработной платы, поскольку такой подход не позволяет руководству фирмы и отделу персонала гибко реагировать на воздействия изменяющейся среды. Вместо этого фирма напрямую увязывают свои потребности в трудовых ресурсах исходя из объема работы, оценки перспектив и других моментов.

Определение потребности в человеческом факторе по существу представляет собой применение методов и способов планирования для комплектации штата организации оптимальным образом. Для удобства можно считать, что процесс такого планирования включает в себя три этапа:

1. Оценка наличных ресурсов.

2. Расчет будущих потребностей.

3. Программа удовлетворения потребностей в персонале (набор и отбор).

На первом этапе руководство (отдел персонала и руководитель соответствующего отдела) проводит оценку наличных ресурсов, другими словами, рассчитывает, сколько человек занято выполнением каждой операции, требующейся для реализации конкретной цели и анализирует, насколько качественно каждый из них ее выполняет.

Второй этап - прогнозирование численности персонала, необходимого для реализации поставленных целей организации. ОАО "Мортехсервис" постоянно расширяется, а значит появляются новые рабочие места. Отделу персонала необходимо спрогнозировать, сколько для этого потребуется дополнительно персонала.

Третий этап представляет собой программу удовлетворения потребности в персонале, которая включает в себя конкретные, подробно разработанные мероприятия по привлечению, отбору, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации.

Конкретное же определение потребности в персонале представляет собой расчет необходимого числа работников по их количеству, квалификации, времени, занятости и расстановке в соответствии с текущими и перспективными задачами развития фирмы. Расчет производится на основе сравнения расчетной потребности фирмы в рабочем персонале и фактического состояния обеспеченности на определенную дату и представляет собой информационную основу для принятия управленческих решений в области привлечения персонала, его подготовки и переподготовки.

Другая задача программирования потребности в рабочем персонале — правильно организовать работу с персоналом, учитывая возможную потребность в снижении численности персонала вследствие рационализации, сокращения объемов реализации и т. д.;

При программировании потребности в персонале часто используют различные коэффициенты, помогающие получить более точный результат. Например, Грейсон Дж. Младший, О,Делл К., американские специалисты в области управления персоналом, предлагают использовать следующие коэффициенты[8]:

коэффициент текучести персонала (Г):

Г =    Число увольнений в плановый период

  Среднее число сотрудников в плановый период

 

или Среднегодовое число увольнений

   Среднегодовая численность персонала

 

коэффициент невыходов на работу (К):

К=       Число отработанных дней х 100

Число дней, которые должны быть отработаны

 

Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда поиск и отбор персонала заранее не планируются и осуществляются лишь в тот момент, когда руководитель сталкивается с необходимостью заполнения тех или иные вакансий. В таких случаях трудно избежать распространенных ошибок: набор недостаточного или чрезмерного числа работников определенной специальности; запаздывание обеспечении производственного процесс необходимыми персоналом и др.

При планировании процесса отбора следу­ет учитывать как количественную, так и каче­ственную потребность в персонале.

Количественная потребность в персонале - это потребность в определенном числе работни­ков разных специальностей[9]. Для определения количественной потребности в персонале ис­пользуют следующие подходы:

• метод, основанный на учете времени, необходимого для выполнения работ (численность рабочих определяется из произведения коэффициента пересче­та явочной численности в списочную на дробь, в числителе которой время, не­обходимое для выполнения производ­ственной программы, а в знаменателе полезный фонд времени одного рабо­чего);

• расчет численности персонала на осно­ве данных о трудоемкости рабочего про­цесса;

• метод расчета по нормам обслуживания;

• метод расчета по рабочим местам и нор­мативам численности (где норматив чис­ленности определяется из дроби, в чис­лителе которой объем работы, а в зна­менателе норма обслуживания);

• статистические методы, позволяющие увязать потребность в персонале с объе­мами производства, трудоемкостью ра­бот и др.

• методы экспертных оценок: простая эк­спертная оценка (когда потребность в персонале оценивается руководителем соответствующей службы) и расширен­ная экспертная оценка (когда потреб­ность в персонале оценивается группой экспертов).

Качественная потребность в персонале - это потребность в работниках определенных спе­циальностей необходимого уровня квалифи­кации[10]. Для определения качественной потреб­ности в персонале используют различные под­ходы. Среди них можно выделить следующие;

• профессионально-квалификационное деление работ на основе производствен­но-технологической документации;

• анализ положений об отделах, должно­стные инструкции и описание рабочих мест;

• штатное расписание;

• анализ документации, определяющей профессионально-квалификационный состав исполнителей для выполнение конкретных видов работ.

При определении потребности в персона­ле, кроме выявления потребности в людях с учетом планируемого объема производства или услуг, приходится также учитывать пред­полагаемое плановое (переводы, команди­ровки, учеба) и естественное выбытие персонала (болезни, декретные отпуска, увольне­ние по собственному желанию).

Как правило, потребность в персонале формируется под воздействием двух групп факторов:

-внутриорганизационных, определяемых стратегичес­кими и тактическими целями организации на планируе­мый период, а также показателями динамики рабочей силы на предприятии (увольнения, выход на пенсию, декрет­ные отпуска и т. п.);

-внешних, определяемых экономической конъюнктурой (структурные изменения в экономике, уровень инфляции, уровень безработицы, состояние рынка сбыта и т. п.). Для определения реальной потребности в персонале все но­вые и существующие работы и вакансии необходимо под­вергнуть анализу в разрезе предприятия в целом и его от­дельных подразделений в целях выяснения того, какая ра­бота действительно должна быть сделана и как она может быть сделана.

При проведении укрупненных расчетов определяется об­щая потребность предприятия или компании в персонале путем соотношения планируемых объемов производства и вы­работки одного работающего. Более точные расчеты можно проводить по отдельным категориям персонала.

На основе общей планируемой потребности можно уста­новить дополнительную потребность, которая представ­ляет собой разность между общей планируемой потреб­ностью и фактическим наличием персонала;

Особо следует остановиться на определении потребно­сти в специалистах. Повышение функциональной роли спе­циалистов, особенно с высшим образованием, требует к этой категории работников наиболее пристального внимания. Су­ществовавший ранее метод определения дополнительной по­требности в специалистах и служащих по числу вакантных должностей и с учетом ожидаемого их выбытия в нынешних социально-экономических условиях малопродуктивен. Повы­шение профессионально-квалификационного уровня и эффективности использования специалистов - вот два основных способа удовлетворения потребности в работниках данной категории. Существует несколько вариантов реализа­ции этих способов:

- видоизменить формы организации труда (например, вне­дрить гибкие формы организации работы и трудового рас­порядка):

- внедрить новейшие информационные компьютерные тех­нологии;

- направить работников на курсы или в центры повышения квалификации;

- использовать сверхурочные работы и соответствующие методы стимулирования;

- использовать временных работников (для формирования временных творческих коллективов) и др.

В современных условиях наиболее продуктивным являет­ся использование так называемых гибких стратегий заня­тости, включающих в себя;

- численную гибкость, т, е. повышение способности фир­мы или компании корректировать численность персонала в соответствии с поставленными производственными и коммерческими задачами, что достигается с помощью ис­пользования добавочных или альтернативных источников труда (привлечения временных работников, заключения краткосрочных контрактов, создания временных трудовых коллективов и т, л.), а также внедрения гибких моделей рабочего времени (гибких графиков работы, неполного рабочего дня и пр.);

- функциональную гибкость, которая выражается в при­ведении квалификации персонала в соответствие с тре­бованиями производства (изменение трудовой загрузки, внедрение новых технологий, в том числе информацион­ных или компьютерных и пр.);

- гибкость персонала, т. е. замену отношений найма ком­мерческими отношениями (например, использование суб­подрядных отношений вместо постоянного или времен­ного найма);

- финансовую гибкость, предусматривающую гибкость форм и систем оплаты труда и его стимулирования. Возрастание роли профессионального и особенно высшего образования обуславливает необходимость планирования и обеспечения эффективности использования специалистов, а также привлечения к работе наиболее высококвалифицированных специалистов по профильным направлениям подготовки.

К числу основных методов определения перспектив­ной потребности предприятия (фирмы, компании) в ра­ботниках, особенно специалистах, относят[11]:

-  экстраполяцию (с учетом планируемых изменений производственно-коммерческой деятельности пред­приятия и социально-экономической обстановки в целом);                                    

- метод экспертных оценок, т. е. использование мне­ния специалистов, или экспертов;

- компьютерные модели, позволяющие одновремен­но использовать методы экстраполяции, экспертных оце­нок и др.

Выявив перспективную потребность и установив не­обходимость в привлечении новых работников, службы уп­равления персоналом (или службы персонала) могут при­ступать к поиску требуемых работников, т.е. процессу набора персонала.


Набор персонала

Залог успешной системы производства — выбор эффективного персонала. Различие в производительности между средними и высококлассными рабочим может быть весьма существенным. Исследование, проведенное в 1987 году, американскими социологами, показало, что 27 % рабочего персонала компания осуществляют 52 % производства. Средний уровень текучести таких персонала составляет почти 20 %. Когда такой профессиональный работник увольняется, затраты на найм и обучение нового сотрудника, а также убытки из-за потери времени составляют значительную сумму, порядка 30 тыс. долларов. К тому же предприятие, в котором преобладают новички, малопродуктивно[12].

Отдел персонала ОАО "Мортехсервис" при приеме на работу, выделяет следующие качества, присущие большинству по настоящему хороших работников: развитое чувство ответственности, профессионализм, аккуратность.

При определении конкретного профиля работы рабочего персонала не­обходимо учитывать характер возлагаемых на него обязанностей: объем работы, возможность нервной работы, возможность физической работы.

В принципе, на сегодняшний день при устройстве человека на работу его физические данные (сила, выносливость) не имеют решающего значения. Развитие технологии позволило значительно сократить ряд работ, для которых были необходимы физическая выносливость и сила. Приоритетное значение отдается умственным способностям личности, которые могут быть определены как способность эффективно использовать свой интеллект – сумму общих умственных функций понимания, мышления, обучения, наблюдения, решения проблем, способность вступать во взаимные отношения. Успешное обучение и сдача экзаменов обеспечивают определенный уровень умственных способностей, хотя некоторые работодатели могут дополнительно потребовать от предполагаемых кандидатов решить тесты на проверку уровня интеллекта, а также склонностей характера.

В контексте подбора на работу важны личностные качества работника, которые обычно означают комбинацию эмоций, мотивации, интересов; определенное их соотношение позволяет создать благоприятный микроклимат в коллективе, что будет способствовать, например, повышению производительности труда.

Руководитель отдела персонала в ОАО "Мортехсервис", отвечающий за набор персонала, должен ответить на три вопроса:

• Где можно найти подходящих кандида­тов для имеющихся вакансий?

• Как лучше всего установить с ними кон­такт?

• Как заинтересовать их работой в орга­низации?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходи­мо знание рынка труда, источников рабочей силы и методов поиска кандидатов на имею­щиеся вакансии.

Выбор методов и средств поиска, а также путей привлечения кандидатов зависит от на­правления деятельности организации, от фи­нансовых средств, выделяемых на подбор персонала, от имеющихся вакансий и от того, насколько срочно должна быть заполнена дан­ная вакантная должность.

Набор персонала заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого далее отдел персонала отбирает наиболее подходящих для нее работников. Эта работа проводиться в ОАО "Мортехсервис" буквально по всем специальностям — техническим, административным, работников торговых точек. Например, необходимый объем работы по набору рабочих-ремонтников в значительной мере определяется разницей между наличием и будущей потребностью в нем. При этом учитываются такие факторы, как, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации. Набор рабочего персонала отдел персонала обычно ведет из внешних источников. Это связано с тем, что рабочий персонал, другими словами, ремонтники – низший уровень во всем персонале фирмы и нет смысла проводить внутренний набор на данную должность. Наоборот, вакансии на административные должности, как правило, заполняются людьми, давно работающими на фирме.

 

 

Внешний набор персонала

 

Возможными внешними источниками трудовых ресурсов для ОАО "Мортехсервис", как впрочем и для всех других, являются:

1) Объявление в средствах массовой информации - на телевидении, радио, в прессе. Цель - получить эффективный результат с минимально возможными затратами. Оно содержит информацию о ключевых элементах работы; требуемой квалификации; местонахождение; предполагаемом жалованьем т.д. В основном печатается в газете "Губерния", как основном источнике информации по вакансиям в городе.     Основное преимущество данного метода подбора кандидатов - широкий охват населения при относительно низких первоначальных издержках. Выбор средства массовой информации дол­жен быть обусловлен учетом существующих предпочтений потенциальных кандидатов. Для того, чтобы решить вопрос, через какое сред­ство массовой информации следует дать объявление о поиске кандидатов на вакант­ные должности в высшем руководстве, в эко­номической службе, в службе маркетинга и т.п., следует ответить на вопрос, какие газеты читают, какие радиостанции слушают потенциальные кандидаты на имеющиеся вакансии?

Хорошо продуманное рекламное объявле­ние должно одновременно решать ряд задач:

• привлечение наиболее подходящих кан­дидатов;

• исключение обращений со стороны лиц, мало подходящих для имеющихся вакан­сий. Это достаточно важный момент, поскольку перегрузка службы персонала "обвалом" звонков от явно не подходящих кандидатов часто является пустой тратой времени и препятствием на пути реальных претендентов на должность.

• обеспечение достаточного числа обра­щений со стороны потенциальных пре­тендентов на должность.

2. Самопроявившиеся кандидаты.

Отдел персонала постоянно получает резюме, телефонные звонки и другие обращения от людей, занятых поиском работы.

3. Ярмарки выпускников, устраиваемые руководством учебных заведений в целях трудоустройства студентов, на которые приглашаются работодатели.

5. Лизинг персонала (одна из форм временного привлечения персонала). В таких случаях заключается договор о предоставлении наемных работников на некоторое время.

6. Государственные агентства занятости.

ОАО "Мортехсервис" работает с центром занятости, т. е. биржей труда.

7. Рекрутинговые агентства.

Рекруитмент - это платные услуги по подбору персонала для компании – работодателя, осуществляемые по заказу последней.

Главное преимущество сотрудничества с рекрутинговыми агентствами по сравнению с агентствами по трудоустройству состоит в том, что они подбирают не просто квалифицированных, но и психологически совместимых кандидатов, т.е. специалистов соответствующих всем требованиям заказчика. Оплата услуг производится, как правило, в случае успешного отбора кандидатов и представляет собой определенный процент от его годовой оплаты труда. К этому методу набора фирма пока не прибегала, так как не исчерпаны более дешевые вышеперечисленные методы.

Многие руководители, встав перед необ­ходимостью поиска персонала - особенно на клю­чевые руководящие должности - полагают, что привлечь высококвалифицированных спе­циалистов можно только высокой зарплатой. Часто небольшие компании не имеют возмож­ности предложить кандидату такой же уровень оплаты, как крупные стабильные организа­ции. Чем же еще можно привлечь высоко­классных специалистов? Есть разные возмож­ности:

• Возможность быстрого роста, про­движения по службе. Динамично раз­вивающиеся организации часто дают уникальную возможность сделать быст­рую карьеру (что предполагает после­дующий быстрый рост зарплаты).

• Возможность самостоятельной ра­боты, без жесткого контроля и из­лишней бюрократии. Небольшие ком­пании свободны от жесткого бюрокра­тического регулирования деятельности каждого работника, они гибки и мобиль­ны. Путь от принятия решения до его реализации на практике быстр и коро­ток. Возможность увидеть результаты своих действий и предложений являет­ся довольно сильным стимулом, осо­бенно для молодых, амбициозных, ори­ентированных на развитие работников.

• Теплые, дружественные отноше­ния. Небольшие компании могут со­здать совершенно особый климат - кли­мат командной работы (или дух "одной семьи", как говорят американцы), ког­да каждый работник понимает, каков его вклад в общее дело, когда он видит, что успех общего дела зависит от усилий всех; Дух взаимопомощи, взаимопод­держки, тесные дружеские взаимоотно­шения могут явиться важным аргумен­том в выборе места работы для потен­циальных кандидатов.

• Дополнительные льготы. Если невозможно предложить высокий уровень оп­латы, нужно продумать, какие дополнитель­ные льготы может предложить ком­пания, чтобы привлечь высококвалифи­цированных кандидатов. Ими могут быть:

- бесплатное питание

- медицинское страхование за счет компании

- распродажи для работников компании. К примеру, некоторые торговые компа­нии устраивают распродажи отремонти­рованной некондиционной техники для своих сотрудников.

Шаги, которые следует предпринять для привлечения потенциальных кандидатов:

1 шаг.  Проанализировать уровень заработной платы на рынке труда.

2 шаг. Принять решение о том, ка­кой уровень оплаты может предложить организация.

3 шаг. Принять решение о том, какие дополнительные льготы организация может предложить для привлечения высоко­квалифицированных специалистов.

4 шаг.  Выбор наиболее подходящего средства массовой ин­формации для размещения рекламного объявления

5 шаг. Составление текста рекламного обьявления. В тексте рекламного объявления должно быть указано:

-наименование вакантной должности

-требования к потенциальным кандидатам (критерии отбора)

-информация, призванная заинтересовать, привлечь потенциальных кандидатов (уровень зарплаты, льготы, условия труда, сведения об организации и др.)

Формирование баз данных.

В процессе набора кандидатов первым делом отдел персонала ОАО "Мортехсервис" предлагает пре­тендентам на занятие вакантных мест пред­ставить свое резюме, в котором указываются лич­ные сведения и основная информация об об­разовании, профессиональном опыте, име­ющихся навыках и достижениях. Вторым важ­ным источником информации для базы дан­ных является стандартная форма "Сведения о кандидате", куда заносится основная информация о специалистах, не принятых на работу по одним вакансиям, но имеющих по всем данным хорошие шансы быть принятыми на работу по мере появле­ния других вакансий. Типовой бланк "Сведения о кандидате" со­держит следующие разделы:

• Ф.И.О., возраст, семейное положение, домашний адрес

• образование

• рабочий опыт

• предыдущие места работы и причины увольнения

• дополнительные сведения (навыки ра­боты с оргтехникой, увлечения в сво­бодное время и др.)

• рекомендации (Ф.И.О. адрес/телефон человека, дающего рекомендацию). Данное нововведение позволяет получать необходимую информацию о всех кандидатах, попавших под внимание отдела.

Следует учитывать, что база данных на специалистов, предлагающих свои услуги, быстро устаревает, так как люди не сидят, сложа руки в ожидании появления вакансии в ва­шей организации, а активно ищут и могут най­ти устраивающую их работу в другой органи­зации. Поэтому с базой данных надо посто­янно работать, периодически обновляя ее, добавляя новых кандидатов или удаляя инфор­мацию о тех специалистах, которые на дан­ный момент уже отказываются от рассмотре­ния предлагаемых вакансий.

Сбор предварительной информации о кандидатах.

Одной из основных целей этого этапа яв­ляется отсев по формальным характеристи­кам кандидатов, явно не подходящих для име­ющихся вакансий, не отвечающих минималь­ным требованиям вакантной должности. Кро­ме того, предварительная информация о ра­ботнике, собранная с помощью анализа пред­ставленных резюме, предварительного собе­седования и стандартной формы "Сведения о кандидате", дает ориентиры для построения итогового интервью с кандидатом. Например, интервьюер может захотеть уточнить причи­ны увольнения кандидата с предыдущего ме­ста работы или узнать более подробно о тех или иных направлениях его профессиональ­ной деятельности.

Предварительное собеседование.

Поиск кандидатов на вакантную должность обычно начинается с предварительного собеседования - обмена информацией между работником службы персонала (в ОАО "Мортехсервис" их трое) и претендентом на должность. Информация, полученная в результате предварительного собеседования, используется для того, чтобы выявить в первом приближе­нии отсутствие у кандидата тех или иных ограничений и несоответствия требованиям ва­кантной должности.

Одной из целей предварительного собесе­дования является сообщение кандидату инте­ресующих его сведений о работе и об орга­низации. Всегда есть опасность "упустить" подходящего кандидата, поэтому очень важно, чтобы у кандидата уже с первых минут знакомства с организацией составилось о ней благоприятное впечатление. Первое впечат­ление часто оказывается наиболее стойким и определяет последующее поведение, отно­шение и установки работника по отношению, к организации.

Предварительное собеседование обычно проводиться до того, как кандидат заполнил стандартную форму "Сведения о кандидате". Обычно это собеседование занимает несколь­ко минут. Оно дает возможность отсеять еще до заполнения стандартной формы неквали­фицированных, незаинтересованных работ­ников, тех людей, которых не устраивают ус­ловия, предлагаемые организацией (режим график работы, зарплата и т.д.), а также людей, которые производят явно неблагоприятное впечатление (низкий культурный уровень, неопрятная одежда, бросающиеся в глаза отклонения в поведении и т.д.).

Сбор и анализ сведений о кандидата.

Следующим этапом процесса набора является сбор и изучение информации, представленной кандидатами в резюме и в стандартной форме "Сведения о кандидате". Содержание стандартной формы со сведениями о кандидате может существенно различаться в разных организациях.

Общепринятая процедура в ОАО "Мортехсервис" состоит в при­глашении кандидата в организацию для запол­нения стандартной формы. В виде исключения кандидату предлагается написать автобиог­рафию.

Анализ сведений, указанных в резюме и в стандартной форме, и сопоставление получен­ной информации о кандидате с требованиями к должности позволяет произвести предвари­тельный отсев части претендентов, не подхо­дящих для работы в организации по формаль­ным признакам (возраст, профессиональный опыт, стаж работы, образование и др.).

Требования к содержанию стандартной формы.

Стандартная форма, которую заполняет кандидат, должна способствовать решению трех важнейших задач:

1. Она должна помочь ответить на вопрос, отвечает ли кандидат минимальным тре­бованиям, установленным организаци­ей для данной работы.

2. Стандартная форма призвана дать до­полнительные сведения, которые по­зволят подготовиться к проведению ин­тервью с кандидатом.

3. Стандартная форма является источни­ком биографических данных и информа­ции о профессиональном опыте канди­дата, которые могут быть использова­ны для прогноза его профессиональной успешности, склонности к прогулам, к увольнению после непродолжительно­го периода работы в организации и к проявлению других особенностей пове­дения, способных неблагоприятно от­разиться на рабочих результатах.

Для обеспечения максимальной информа­тивности стандартной формы, в нее должны быть включены пункты, которые:

• дают значимую информации о кандида­те

• позволяют получить представление о квалификации кандидата

• исходят из анализа той работы, для вы­полнения которой отбирается кандидат

•предварительно опробованы на степень связи информации, получаемой с их по­мощью, с будущей профессиональной успешностью

• позволяют получить информацию, ко­торая необходима для уточнения мето­дов и процедур, используемых в про­цессе отбора

•дают надежную информацию о канди­дате, которая, в случае необходимос­ти, может быть проверена

• соответствуют действующему законода­тельству.

Приведем для примера, как рассматриваются в ОАО "Мортехсервис" а процессе формирования персонала (а именно рабочих-ремонтников), некоторые критерии набора персонала.

Пожалуй, нет такой фирмы и ОАО "Мортехсервис" - не исключение, которая могла бы сказать, что ей не нужны профессиональные рабочие. Эта профессия на сегодняшний день является одной из самых востребуемых. И поэтому существует такое раз­нообразие в подходах и к набору такого персонала, и к стимули­рованию его труда. Одни компании стараются не тратить усилий на предварительный отбор - пред­почитают набрать сразу несколь­ко человек на одно место, и пусть каждый результатом свой рабо­ты докажет, на что способен. Однако практика ОАО "Мортехсервис" показывает, правы те, кто вкла­дывает силы, деньги, время на тщательный предварительный отбор персонала

Отбирая людей на должность рабочего, пожалуй, нигде больше нельзя стол­кнуться с таким разнообразием кандидатов. Это касается и воз­раста, и образования (выпускни­ки практически любого учебного заведения - текстильного, пищевого, дере­вообрабатывающего, горного, строительного и др.), и опыта ра­боты. Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть успешным рабочим? Кого чаше всего в ОАО "Мортехсервис" отбирают на эту должность?

Возраст.

Предпочтение отдают моло­дым людям. Они более мобиль­ны, активны, легче переносят не­удачи.

Образование.

Одна из немногих профессий, где образование может быть лю­бым. Отдается предпочтение среднему специальному. Зачастую профильное обра­зование не дает преимуществ, за исключение тех случаев, когда необходимо разби­раться в технологии. Главное в работе рабочего - хорошо раз­бираться в технологии, устройстве и материалах.

Опыт работы.

Прекрасно, если есть опыт работы, особенно если человек работал на аналогичном производстве, знает его и представляет воз­можности работы.

Личные качества.

В каждой профессии, чтобы добиться успеха, надо обладать неким набором качеств, и даже не столько их количеством, сколько их сочетанием. Для каждой про­фессии и должности существует баланс между опытом работы, образованием и личностными ка­чествами. Профессия рабочего-ремонтника относится к тому типу, где личные качества человека сто­ят не на последнем месте, и именно они определяют, насколько успешен он будет в работе. Обязательны­ми являются: умение быстро ус­танавливать контакт с людьми, добросовестность, ответственность и порядочность.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...