Работа с суждением историка.
Тренинг по теме «Россия при первых романовых» Работа с хронологией. А. Заполните таблицу.
Б. Определите последовательность событий. По какому признаку объединены события? (Используются материалы предыдущей темы.) 1. «Вечный мир» России и Речи Посполитой. 2. Андрусовское перемирие. 3. Вторжение войск Сигизмунда III в Россию. 4. Поход королевича Владислава и Деулинское перемирие. 5. Присоединение Украины к России. 6. Смоленская война. ___→___→___→___→___→___ Признак: __________________________________________
1. Восстание под руководством И. Болотникова. 2. Восстание под руководством Ст. Разина. 3. Медный бунт. 4. Соляной бунт. 5. Стрелецкий бунт и приход к власти царевны Софьи.
___→___→___→___→___ Признак: __________________________________________
1. Деятельность патриарха Гермогена. 2. Деятельность патриарха Филарета. 3. Лишение Никона патриаршего сана и проклятие «раскольников». 4. Соловецкое восстание. 5. Церковные реформы патриарха Никона. ___→___→___→___→___ Признак: __________________________________________ Работа с персоналиями. Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)
Работа со схемами. 1. Заполните родословную таблицу «Первые Романовы».
2. Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в конце XVII в.
Работа с картой. Найдите на карте: 1) походы Степана Разина; 2) Соловецкий монастырь; 3) места важнейших сражений украинских повстанцев с польскими войсками; 4) территории, отошедшие к России по Андрусовскому перемирию; 5) маршруты походов С. Дежнева, В. Пояркова, Е. Хабарова;
6) города Архангельск, Царицын, Астрахань, Симбирск, Азов, Смоленск, Киев, Якутск, Иркутск, Красноярск.
Работа с понятиями. Дайте определение понятий. 1. Мануфактура –
2. Ярмарка –
3. Протекционизм –
4. Белые слободы –
5. Сословно-представительная монархия –
6. Абсолютная монархия –
7. Старообрядчество –
8. Обмирщение культуры –
9. Нарышкинское барокко –
10. Парсуна –
Работа с источниками. О деятельности каких органов государственной власти и должностных лиц рассказывается в отрывках из документов? А. «Приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого всё Войско Запорожское с городами и с землями принять. А стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы, и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен и дворовых слобод тяглые люди, и стрельцы о государской чести и о приёме гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского допрашиваны ж по чинам, порознь». ______________________ Б. «В нем сидит дьяк, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские… И (туда) бояре и думные дьяки не входят и дел не ведают, кроме самого царя». _____________________ В. «Бояре и окольничие и думные дворяне садятся по чинам, от царя поодаль, на лавках: бояре под боярами, кто кого породою ниже, а не тем, кто выше и преж в чину; окольничие под боярами против того ж; под окольничими думные дворяне потом уж по породе своей, а не по службе; а думные дьяки стоят, а иным временем царь велит им сидеть; и о чем случиться мыслить, мыслят с царем». ______________________ Г. «В нем сидит думный дьяк, да два дьяка, да подьячих 14 человек. А ведомы (там) дела всех окрестных государств и послов чужеземских принимают… Также и русских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство получится». _________________________ Д. «Князь Иван Семенович Прозоровский с товарищи и всякие начальные люди… сели в осаде в кремле и заперлись накрепко, и городовые ворота заметали кирпичами. И Стенька (Разин) с воровскими казаками и с астраханцами-изменниками к тому городу-кремлю приступали приступом». ______________________ Работа с суждением историка. Прочитайте отрывок из работы историка и публициста И. Солоневича. Является ли высказанная им точка зрения общепризнанной? Можете ли вы опровергнуть какие-либо аргументы автора?
«Не прошло и трех-четырех десятков лет [после Смуты], и московское крестьянство подымается до того материального уровня, какого оно не имело никогда — или во всяком случае никогда в послепетровскую эпоху. Присоединяется Малороссия… Обескровленная Польша делает свой окончательный шаг в пропасть… Растет и крепнет военная сила Москвы. При Алексее Михайловиче не только строились оружейные и пушечные заводы, но стало фабриковаться даже нарезное огнестрельное оружие… В Москве появился первый театр, первая аптека, первая газета, на Дону был построен первый русский корабль — «Орел», у которого петровский ботик впоследствии безо всякого зазрения совести украл звание «Дедушки русского флота»… Москва первых Романовых росла поразительными темпами». _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа с изображениями
Самостоятельно найти в Интернете (или сканировать из книг) и вставить на данную страницу изображения: Теремной дворец в Кремле Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря Церковь Покрова в Филях (указать стиль)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|