Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Период наблюдений и описаний




Дошедшие до нашего времени древние трактаты — индийский "Камасутра", китайский "Искусство спальни", так же как "Наука любви" Овидия и другие — и сегодня представляют не только исторический интерес.

Наблюдения каких-либо явлений, их описание и сравнение полученных сведений стали первой, достаточно робкой, но достаточно конкретной попыткой объективного исследования. Понятно, что само объективное изучение сексуальности было невозможно без предварительного развития базовых наук — философии и биологии (медицины). Из периода ранней истории человеческой цивилизации наиболее содержательно в этом смысле наследие философов и других ученых античности, и прежде всего — Древней Греции.

Афинский законодатель и политик Солон (7-8 век до н. э.) регламентировал проституцию, впервые в мировой истории возведя это явление в ранг общественного института. В Древней Греции функционировали специальные учреждения для проституток—диктерионы. Проституция приравнивалась к торговле или ремеслу, и представительницы древнейшей профессии даже платили налоги в государственную казну.

Отражая взгляды современного ему общества, Солон расценивал сексуальную связь с подростками как достаточно допустимое деяние, усматривая в нем позитивное воспитательное значение, а в гомосексуальных наклонностях видел проявление утонченного эстетства. В то время гомосексуальные пары совершали паломничество к могиле Ялноса, возлюбленного Геркулеса, чтобы там дать официальную клятву в вечной любви и принять на себя обязательства во взаимной заботе. Любопытно, что гомосексуальные контакты среди рабов сурово карались: рабовладельцам было выгодно получать от них немалочисленное потомство.

Философским осмыслением феномена любви впервые занялся великий греческий мыслитель Платон (V—IV век до н. э.). На самом деле он не разделял любовь на духовную (платоническую) и телесную, считая красоту человеческого тела неотделимой от высшей духовной любви, а сексуальное наслаждение расценивал как источник поэтического и философского вдохновения. При этом различие полов для Платона не было необходимым условием любовных отношений. В то же время общество, государство, по мысли Платона, являются наивысшей ценностью и индивид обязан полностью подчиняться их интересам. Поэтому следует упразднить обычную, моногамную семью, ввести общность жен, детей отделить от родителей и их воспитание поручить государству.

Не менее значимой является фигура ученика Платона — Аристотеля (IV век до н. э.). Его теория во немалом противоречит взглядам учителя. По мнению Аристотеля идеальное общество должно создать условия для максимального развития индивидуальных способностей каждого. Разум, по Аристотелю, — выше страсти и обязан ее контролировать.

Ученик Сократа Аристипп (V— IV век до н. э.) — один из родоначальников теории гедонизма, этической доктрины, согласно которой наслаждение является единственной целью жизни, главным мотивом всех человеческих поступков и абсолютным благом. Смысл бытия — в получении чувственного удовольствия.

Развивая концепцию гедонизма, другой древнегреческий философ Эпикур (IV— III век до н. э.) считал, что понятие счастья связано с хорошим самочувствием, ощущением свободы, независимости даже от собственных желаний. Человеческое бессмертие, по Эпикуру, достигается благодаря памяти потомков, что, в свою очередь, обеспечивается сохранением человека как вида. Он видел опасность цивилизации в порождении все новых потребностей и желаний, деморализующих людей и лишающих их внутреннего покоя и чувства гармонии. Эпикур впервые сформулировал мысль о том, что судьбы людей зависят от них самих, а не от влияния богов.

Великий врач и мыслитель Гиппократ (V—IV век до н. э.) заложил основы врачебной этики и учения о темпераментах. Он впервые поднял вопрос об отрицательных последствиях сексуального воздержания. В то же время его утверждение о том. что при этом семя, скапливающееся во всех частях тела, особенно в голове, вредно для организма, представляется современной науке нелепым!

Гиппократ считал, что при половом акте между мужчиной и женщиной происходит взаимный и весьма благотворный обмен выделениями, что является гарантией укрепления здоровья и продления жизни. Отражением этого взгляда стала концепция герокомии, согласно которой половой контакт с молоденькими девушками способствовал омоложению мужчин. Смысл гомосексуального контакта Гиппократ видел в передаче мужественности и положительных качеств через семя от взрослого мужчины подростку.

Среди наследия ученых Древнего Рима стоит отметить 27-томную "Естественную историю" Плиния Старшего (I век н. э.), содержащую весьма важную информацию о сексуальной жизни и размножении животных.

В дальнейшем развитие сексологии оказалось на долгое время невозможным из-за господствовавшего в средневековой Европе отношения к проявлениям сексуальности как к тяжелому греху. В эту эпоху тело человека рассматривалось как источник "грязных" потребностей и противопоставлялось проявлениям духовности. Моральный кодекс того времени допускал проявления сексуальности только в целях оплодотворения и продления рода. Люди с сексуальными девиациями жестоко преследовались, вплоть до лишения жизни. Широко распространилось демонологическое отношение к сексуальности вообще, а к женской — в особенности, что получило свое крайнее выражение в пытках и сожжении "ведьм".

Негативное отношение к сексуальности нашло отражение и во врачебной среде. В представлении врачей того времени сексуальные расстройства представляли собой некую расплату за нарушения этики и морали, предписывавшихся религией. Именно это убеждение породило "методику" экзорцизма, т. е. применение истязаний в целях изгнания из человека дьявола. Даже в XIX веке официальная мораль европейского общества оставалась по сути антисексуальной и антителесной. И в то же время, несмотря на неблагоприятные условия для развития сексологии, уже в средние века отмечались единичные попытки объективного изучения феномена сексуальности.

Первой ласточкой можно считать труд Анри де Мон-девиля — придворного хирурга французских королев Филиппа IV Красивого и Людовика Х (начало XIV в.). В нем автор привел достаточно объективные сведения о физиологии и гигиене половых органов. В изучение анатомии половых органов внес свой вклад и гениальный Леонардо да Винчи (1452—1519). Свое дальнейшее развитие сексология получила и в новое время. В XVI веке впервые в истории анатом из Падуи Андреас Везалий (1514—1564), тайно вскрыв труп беременной, описал строение матки и яичников. В том же XVI веке придворный хирург французского короля Карла IX Амбруаз Паре (1510—1590) издал учебник по акушерству, в котором обосновал важность для женщины получения сексуального удовлетворения и описал способы его получения. В 1675 году французский медик Никола Венет опубликовал (под псевдонимом) иллюстрированный труд, где точно и достоверно описал анатомию и физиологию половых органов. Несколько позже он же издал книгу "Картина супружеской любви". В 1720 году появился фундаментальный труд немецкого врача Мартина Шурига в котором наряду с описанием половых органов содержалось исследование значения самой половой жизни, полового акта и мастурбации. Кроме этой книги М. Шуриг в дальнейшем выпустил еще ряд изданий, посвященных проблемам сексуальности.

По мнению Г. С. Васильченко (1977), датой рождения научной сексологии и сексопатологии можно считать 1836 год — именно тогда в Париже вышел в свет трактат Клода Лаллемана "О непроизвольных потерях семени". К. Лаллеман впервые применил специальный инструментарий, позволявший производить прижигание задней уретры, что в определенных случаях приводило к излечению некоторых форм расстройств эякуляции. В то же время он не дифференцировал различные формы этих расстройств, а пытался их объединить под термином "сперматорея", то есть непроизвольное истечение семени, возводя в ранг нозологии.

Клинический период

Родоначальниками клинического периода в становлении сексологии и сексопатологии считаются следующие выдающиеся ученые:

Рихард фон Крафт-Эбинг (1840—1902) — австрийский невропатолог, психиатр и криминалист, профессор Венского университета. Его основной труд "Сексуальные психопатии" (1886) интересен и для современного читателя;

Август Форель (1848—1931) — швейцарский невропатолог, психиатр и энтомолог, книгами которого зачитывались не только специалисты;

Альберт Молль (1862—1939) — немецкий психиатр, который, будучи консерватором по убеждениям, стал истинным научным новатором;

Магнус Гиршфельд (1868—1935) — немецкий психиатр, изучавший сексуальность не только в медицинском, но и в социальном и историческом аспектах. В 1918 году он основал в Берлине первый в мире сексологический институт, он же стал организатором первого в мире сексологического конгресса (1921), на котором была создана Всемирная лига сексуальных реформ;

Иван Блох (1872—1922) — немецкий дерматолог и венеролог. Его труд "Сексуальная жизнь нашего времени в ее отношениях к современной культуре", уже упоминавшийся выше, не потерял актуальности и сегодня. Особенно глубоко он изучал проблему садизма и мазохизма;

Генри ХэвлокЭллис (1859—1939) — английский врач и писатель, книги которого вызывали немалочисленные дискуссии.

Особо следует отметить австрийского психиатра Зигмунда Фрейда (1856—1939) — родоначальника психоанализа, о котором речь пойдет ниже.

Клинический этап развития сексологии характеризуется первым делом ослаблением жесткого биологического детерминизма в пользу сложных психологических теорий, а также расширением и усложнением самого понятия нормы.

Кроме того, клинический этап был в определенной мере обогащен возникшей только в XIX веке психиатрией, а позднее и психологией.

Статистический период

Клиническая сексология начала XX века рассматривала базовое понятие нормы в рамках моральных критериев, что вскоре перестало удовлетворять специалистов и исследователей. Определение того, что есть норма в реальном сексуальном поведении среднестатистического человека, невозможно без массовых опросов и статистических исследований, которые и начались во многих странах.

В России первое исследование такого рода, посвященное изучению сексуального поведения студентов, было проведено в 1903—1904 годах М. А. Членовым. Проводились они и в 1920-е годы в СССР (И. Г. Гельман, С. Я. Голосовкер, М. С. Бараш, Д. И. Лас и др.). Однако подобные исследования носили единичный характер, до ставшего переломным 1948 года, ознаменовавшего начало статистического (параметрического) этапа в развитии сексологии. Именно тогда вышел в свет первый том коллективного труда под редакцией и руководством американского биолога Альфреда Кинзи (1894—1956), который начал свои исследования еще в 1930-е годы. Он провел 19 тысяч интервью по стандартизированной матрице, содержащей 521 пункт информации. Итоги этой титанической работы были подведены в двухтомном труде "Сексуальное поведение мужчины" (1948) и "Сексуальное поведение женщины" (1953), который получил известность как "Отчет Кинзи".

В ходе исследований, проведенных А. Кинзи, выяснилось. что диапазон индивидуальных проявлений сексуальности человека гораздо шире, чем это представлялось ранее. Кроме того, стали более понятны возрастные и культурные проявления сексуальности у человека. И, наконец, благодаря его исследованиям обозначились связи между основными сексуальными характеристиками и проявлениями индивидов и целым спектром социальных факторов.

В целом можно утверждать, что именно работы А. Кинзи положили начало массовым социологическим исследованиям сексуального поведения человека, которые достаточно актуальны и для современной науки.

Психоаналитический период

Фактически основные психоаналитические положения были сформулированы за два-три десятилетия до выхода "Отчета Кинзи". Однако в связи с тем, что психоаналитический этап в становлении сексологии и сексопатологии еще далеко не закончен, его рассмотрение допускает нарушение хронологической последовательности.

Пожалуй, среди всех пионеров и основателей сексологии и сексопатологии наиболее известной фигурой является именно Зигмунд Фрейд. Безусловно, именно он первым открыл глаза общественности на роль сексуального поведения и сексуальности в целом в индивидуальной жизни человека, в его развитии, особенностях и склонностях, в его совместной жизни с другими людьми. 3. Фрейд рассматривал сексуальность как основу, базис человеческого существования. Источником мотивации всей деятельности человека, по Фрейду, является либидо (желание, влечение, сексуальная энергия), отсюда всякое эмоциональное удовлетворение по сути является сексуальным. 3. Фрейд изменил понятие "сексуального", вкладывая в него сущностный смысл:

"В первую очередь сексуальность отделяется от своей слишком тесной связи с гениталиями и рассматривается как более общая телесная функция, имеющая своей це- лью удовольствие и только опосредованно служащая целям воспроизводства". Выявление и структурирование 3. Фрейдом бессознательного уровня личности является одним из самых замечательных научных открытий XX века.

Не ограничиваясь исследованием индивидуального сексуального поведения. 3. Фрейд стремился обнаружить связь между потребностями индивида и этическими нормами, между моральными предписаниями и запретами он исследовал также роль символов в сексуальной сфере. Благодаря исследованиям 3. Фрейда о взаимосвязи сексуального и несексуального в природе человека, стало ясно, что нет личности без сексуальной сферы и нет секса без личностного контекста. Не менее ценным оказался вывод 3. Фрейда об толькой важности периода раннего детства каждого индивида, его первичных отношений с родителями как камертона всех будущих отношений в его жизни.

Шокирующим для всех слоев общества стало открытие 3. Фрейдом того, что половые девиации и перверзии являются не столько патологией, сколько фиксацией определенных стадий нормального психосексуального развития, либо гипертрофией отдельных его компонентов. Пережив период гневного осуждения, психоанализ не только утвердил себя как метод лечения невротических и психосексуальных расстройств, но и стал проникать в социальную психологию, искусствоведение, культурологию. Не только противники 3. Фрейда, но и его ученики и последователи часто критиковали психоанализ за пансексуализм. Однако расширительное толкование 3. Фрейдом либидо как первоисточника всей эмоциональной жизни индивида в определенной мере нейтрализовало критику.

Более обоснованы упреки в адрес предложенной им трактовки женской сексуальности. В определенной степени сам Фрейд не избежал сексизма, т. е. представления о изначальном неравенстве полов, что неудивительно, если вспомнить специфику того времени, когда жил и творил автор психоанализа.

Фрейдовская теория детской сексуальности при явной ценности некоторых наблюдений и выводов, подтвердивших прозорливость ее автора в ряде положений, подверглась серьезной и обоснованной критической переработке.

До сих пор не утихают споры по поводу так называемой психогидравлической модели сексуальности Фрейда, согласно которой энергия индивида реализуется в зависимости от типа культуры того общества, в котором он существует. Количество этой энергии фиксировано и ограничено, поэтому каждый человек вынужден выбирать между собственной сексуальной активностью и определенными видами деятельности, принятыми в том или ином обществе. Именно в этом 3. Фрейд видел неустранимый конфликт между сексуальностью и культурой. Подавление сексуальности порождает неврозы у личности, а ее свободное проявление — упадок культуры общества.

В целом же влияние психоанализа на сексологию и сексопатологию и сегодня достаточно выражено.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...