Правовое положение иностранной рабочей силы в РФ
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание
1. Вопрос 12. Правовое положение иностранной рабочей силы в РФ 2. Вопрос 21. Расторжение трудового договора по собственному желанию 3. Задача 62 Правовое положение иностранной рабочей силы в РФ
Трудовая миграция составляет на сегодняшний день основной поток мигрантов в Россию, и именно она определяет миграционный климат в стране. В условиях стремительного «старения» и убыли населения миграция представляет возможность пополнить недостающие резервы рабочей силы, привлечь молодых специалистов. Как показывает практика, мигранты занимают те рабочие места, которые не пользуются большим спросом среди местного населения. Основные сектора экономики, которые особенно нуждаются в иностранной рабочей силе: строительство, промышленность, сезонная сельскохозяйственная работа [3, с. 56]. В настоящий период порядок пребывания иностранных граждан на территории РФ и привлечение их к трудовой деятельности регламентируется следующими законодательными и нормативными актами: - законами РФ «О государственной границе РФ» и о «Порядке выезда из РФ м въезда в РФ» (принят Государственной Думой 18 июля 1996 года); - законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115- ФЗ; - положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу от 30 декабря 2002 года № 941; - постановлением Правительства РФ от 30 октября 2002 года № 782 «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности». Помимо выше перечисленных законов, на трудящихся-мигрантов распространяются также следующие нормативно-правовые документы РФ:
·Конституция РФ (ст. 62 п.3), определяющая правовой статус иностранных граждан в РФ в общем виде. Она предоставляет им равные с гражданами РФ права и обязанности, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ; - Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года № 2146 «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» (с изменениями от 5 октября 2002 года), который определяет условия и порядок выдачи разрешений на привлечение в РФ иностранной рабочей силы; - Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 года № 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение»; - Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 года № 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу». К позитивным изменениям нового законодательства следует отнести, тот факт, что в настоящее время иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность на территории РФ не только на основании трудового, но и гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Кроме того, они могут осуществлять деятельность, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя. Вместе с тем, действующие нормативы в области внешней трудовой миграции не устанавливают статус работника-мигранта как правоспособного субъекта в трудовых отношениях, отсутствуют и какие-либо нормы, предоставляющие право самому работнику воздействовать на работодателя с целью заключения с ним надлежащего трудового договора. Такой подход изначально ставит мигранта в зависимое положение от работодателя. Эта зависимость является реальной предпосылкой установления работодателем дискриминационных условий труда для трудящегося-мигранта. Поэтому проблема легализации миграции вообще и в том числе трудовой является одной из самых актуальных. Действующее законодательство России направлено, в основном, на ужесточение контроля, санкций к работодателям и к мигрантам. Меры по легализации отношений, которые сегодня вытеснены в не правовую область, пока не популярны среди лиц, принимающих решения в области миграционной политики, что на наш взгляд, не соответствует задекларированной национальной стратегии на прием мигрантов [6, с 33.].
Россия за короткий исторический период времени испытала на себе явление международной миграции населения во всем его многообразии, прошла беспрецедентно короткий путь от полного отсутствия законодательства и институционального обеспечения миграции до их формирования. Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ №115) устанавливает особенности трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации. Право иностранного гражданина на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности подтверждается разрешением на работу. Общим условием для его получения является достижение 18-летнего возраста. Разрешение на работу выдается в пределах численности, установленной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников. Разрешение выдается работодателю для каждого иностранного работника, причем при условии внесения работодателем средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника из России. Таким образом, Закон предусматривает разрешительный порядок привлечения и использования иностранных работников в России. Разрешение выдается, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год. Разрешение не подлежит передаче другим работодателям. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю. [6, с 1033].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|