Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень лабораторных работ




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ГЕОЭКОЛОГИЯ

 

НАПРАВЛЕНИЕ ООП: 022000 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ: ГЕОЭКОЛОГИЯ

КВАЛИФИКАЦИЯ: БАКАЛАВР

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС 3 СЕМЕСТР 6

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 3

ПРЕРЕКВИЗИТЫ: БИОЛОГИЯ, ГЕОГРАФИЯ, ПОЧВОВЕДЕНИЕ И ЭКОЛОГИЯ ПОЧВ, ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ, УЧЕНИЕ ОБ АТМОСФЕРЕ, УЧЕНИЕ О ГИДРОСФЕРЕ, УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ, УЧЕНИЕ О ЛИТОСФЕРЕ

КОРЕКВИЗИТЫ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

ЛЕКЦИИ 36 час.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 18 час.

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 54 час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 30 час.

ИТОГО 84 час.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЧНАЯ

 

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ – ЭКЗАМЕН В 6 СЕМЕСТРЕ

 

ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ КАФЕДРА «ГЕОЭКОЛОГИИ И ГЕОХИМИИ»

 

 

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ д. г.-мин. н., профессор Л.П. Рихванов

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП д. г.-мин. н., профессор Л.П. Рихванов

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ д. г.-мин. н., профессор Л.П. Рихванов

ст. преподаватель Т.В. Усманова

 

2011 г.


1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является:

1) формирование у студентов представлений о строении, составе и экологических функциях геосферных оболочек планеты Земля;

2) развитие у студентов способностей к восприятию, обобщению и анализу информации о воздействии антропогенных факторов на геосферные оболочки Земли и их последствиях;

3) подготовка к самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию;

4) подготовка студентов к научно-исследовательской, проектно-производственной и организационно-управленческой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла (модуль Основы экологии). Для успешного освоения дисциплины студент должен обладать знаниями и навыками, полученными при изучении дисциплин математического и естественнонаучного цикла, профессиональных дисциплин модуля Землеведение и дисциплины Общая экология. Знания по геоэкологии являются базовыми для решения вопросов охраны окружающей среды и создания ресурсоэффективных технологий природопользования. Пререквизитами дисциплины являются: биология, география, почвоведение и экология почв, общая экология, экология человека и социальная экология, учение об атмосфере, учение о гидросфере, учение о биосфере, учение о литосфере. Кореквизитами дисциплины являются: экологический мониторинг, правовые основы природопользования и охраны окружающей среды.

 

3. Результаты освоения дисциплины

Врезультате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- историю возникновения и развития геоэкологии как междисциплинарного направления, изучающего взаимосвязи природы, общества и техники (З.1);

- экологические функции геосферных оболочек Земли (З.2);

- основные закономерности взаимодействия человека и геосферных оболочек Земли (З.3);

- историю Международного экологического сотрудничества (З.4);

уметь:

- применять экологические методы исследований при решении типовых профессиональных задач (У.1);

- анализировать факторы антропогенного воздействия на геосферные оболочки Земли (У.2);

- оценивать последствия антропогенных процессов (У.3);

владеть:

- методами анализа и оценки различных антропогенных процессов и их проявления в геосферных оболочках Земли (В.1);

- методами оценки вклада различных отраслей промышленности в формирование геоэкологических ситуаций разной степени напряженности (В.2);

- методикой проведения природоохранных мероприятий для обеспечения оптимального функционирования нарушенных геосистем (В.3).

В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:

1.Универсальные (общекультурные):

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации (ОК-1);

- понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-3);

- способность работать с информацией из различных источников для решения профессиональных задач (ОК-6);

2. Профессиональные:

- иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах геоэкологии (ПК-4);

- способность понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6);

- способность решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы (ПК-12).

4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Содержание разделов дисциплины:

Раздел 1. Введение в геоэкологию.

Основная терминология. Геоэкология – как междисциплинарное научное направление. Взаимосвязь учебных дисциплин. Геосистема. Понятие географическое и геологическое. Сходство и различия. Геологическая и географическая среда. Экологические законы, реализуемые в природе и особенности их проявления в геосферных оболочках.

Раздел 2. Международное экологическое сотрудничество и механизмы его осуществления.

Римский клуб, его роль в формировании современных взглядов на взаимоотношения геосфер Земли и общества. Современные международные программы, исследующие глобальные изменения в экосфере (Международная геосферно-биосферная программа, Всемирная программа исследования климата, Программа по социально-экономическим аспектам глобальных изменений). Комиссия по окружающей среде и развитию под председательством Г.Х Брунтланд (отчет «Наше общее будущее»). Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.).

Раздел 3. Геосферные оболочки планеты Земля.

Классификации оболочек по физико-химическим особенностям, их структура, зональность. Взаимосвязь и общая пространственно-временная изменчивость геосферных оболочек.

Раздел 4. Магнитосфера и атмосфера.

Солнце и околосолнечные процессы. Солнечная активность и магнитные бури. Экологическая опасность космической деятельности. Строение и особенности состава атмосферы. Озоновый слой и его значение. Экологические функции атмосферы. Роль атмосферы для существования биологических видов и человека. Техногенное воздействие на атмосферу и его последствия. Самоочищение атмосферы. Международные соглашения (Киотский протокол).

Раздел 5. Гидросфера.

Строение и состав. Воды суши и мирового океана. Жизнь в океане. Экологические функции гидросферы. Роль существования биологических видов и человека. Техногенное воздействие на гидросферу и его последствия. Самоочищение гидросферы. Международное сотрудничество (Программа региональных морей ЮНЕП, Хельсинкская комиссия, конвенции ММО по сбросам загрязняющих веществ с судов и др.)

Раздел 6. Земная кора (литосфера).

Строение, состав, свойства литосферы. Взаимодействие с атмосферой, гидросферой. Экологические функции литосферы. Педосфера. Почва - как биокосная система. Экологические функции почв. Техногенное воздействие на литосферу и педосферу и его последствия. Проблема опустынивания: определение понятия, распространение, роль естественных и социально-экономических факторов, стратегии. Международная конвенция по борьбе с опустыниванием.

Раздел 7. Биосфера.

Общее определение биосферы как особой оболочки земной коры. Экологические функции живого вещества. Проблема обезлесения: распространение, природные и социально-экономические факторы, стратегии, международное сотрудничество. Программы «Всемирная стратегия охраны природы» (1980 г.) и «В заботе о Земле» (1991 г.). Национальные стратегии охраны природы. Программа Юнеско «Человек и биосфера». Биосферные резерваты.

Раздел 8. Ноосфера.

Ноосфера - как этап развития биосферы. Учение о ноосфере. Переход биосферы в ноосферу. Ноосфера как - геологическое явление. Феномен человека. Человек как исторически новый геологический, геохимический и геофизический факторы. Научная мысль – как геологическая сила.

Раздел 9. Техногенез.

Понятие техногенеза. Геохимия техногенеза. Изменение геохимических процессов под воздействием человека. Геохимические показатели техногенеза по А.И.Перельману, Н.Ф. и М.А. Глазовским. Геохимический кларк ноосферы. Технофильность и техногенность (общая и специальная) элементов. Полнота техногенного использования элемента. Модуль техногенного воздействия. Загрязнение природной среды - как отрицательное действие техногенеза. Техногенные геохимические аномалии и состояние здоровья человека.

Раздел 10. Техносфера.

Геотехногенные и природно-техногенные системы (ПТС, ГТС). Основные этапы и стадии их развития ПТС (ГТС). Основные виды техногенных воздействий на геологическую среду. Классификации В.А.Королёва, Трофимова. Изменение поверхности; изменение состава гидросферы; изменение состава биоты. Взаимодействие геологической среды со смежными средами: атмосфера, гидросфера, биосфера. Управление геотехногенной системой. Техногенные ландшафты, почвы (техноземы). и продукты техногенеза (продукты серноколчеданных и угольных пожаров).

Раздел 11. Геоэкологические аспекты функционирования природно-техногенных систем

Геоэкологические аспекты энергетики. Геоэкологические аспекты сельскохозяйственной деятельности. Геоэкологические аспекты разработки полезных ископаемых. Потери и отходы горнодобывающего и перерабатывающего производства как фактор техногенной нагрузки на природную среду. Вторичные ресурсы. Рекуперация как основной процесс для сохранения минерально-сырьевой базы. Экогеотехнология. Геоэкологические аспекты промышленного производства. Геоэкологические аспекты транспорта. Геоэкологические аспекты урбанизации.

Перечень лабораторных работ

Тема 1. Геоэкологические проблемы территорий (по выбору);

Тема 2. Геоэкологические проблемы, связанные с разработкой месторождений нефти и газа;

Тема 3. Геоэкологические проблемы, связанные с разработкой рассыпных месторождений аллювиального типа;

Тема 4. Геоэкологические проблемы, связанные с разработкой угольных месторождений открытым способом;

Тема 5. Геоэкологические проблемы, связанные с разработкой угольных месторождений подземным способом;

Тема 6. Геоэкологические проблемы, связанные с разработкой урановых месторождений методом подземного выщелачивания;

Тема 7. Геоэкологические проблемы, связанные с разработкой золоторудных месторождений метод кучного выщелачивания;

Тема 8. Геоэкологические проблемы, связанные с разработкой торфяных месторождений;

Тема 9. Геоэкологические проблемы на полигонах твердых бытовых отходов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...