Нормативная правовая информация
Стр 1 из 17Следующая ⇒ ББК 32.81 Г12 Сведения об авторе: Гаврилов Олег Алексеевич — доктор юридических наук, главный научный сотрудник Института государства и права РАН, академик Российской академии естественных наук и Международной академии информатизации, член Ассоциации искусственного интеллекта и Научно-консультативного совета при Государственной Думе. Один из создателей нового направления в юридической науке и практике — правовой информатики и правовой кибернетики. Автор работ: "Изучение права методами математической логики" (1967); "Математические модели в криминологии" (1970); "Методологические проблемы социально-правовых исследований" (1982); "Математические методы и модели в социально-правовом исследовании" (1980); "Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование" (1995); "Законодательство. Политика. Экономика" (1995); "Основы правовой информатики" (1998); "Информатизация правовой системы России" (1998); "Компьютерные технологии в правотворческой деятельности" (1999). Рецензент: Толстошеев В. В., доктор юридических наук, академик Международной академии информатизации. Гаврилов О. А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. — М.: Г 12 Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2002. — 432 с. ISBN 5-89123-435-1 (НОРМА) ISBN 5-16-000246-4 (ИНФРА • М) Данный курс представляет собой фундаментальное многоаспектное исследование, выполненное на стыке теории права и информатики. Опирается на методы логики, математики, лингвистики, теории систем и теории искусственного интеллекта. Обобщен современный опыт развития компьютерных систем и сетей в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности Российского государства. Все затрагиваемые вопросы рассматриваются через призму юридических категорий и норм.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, инженерно-технических вузов, работников органов законодательной и исполнительной власти. Изложенные в курсе данные также могут быть использованы инженерами и специалистами технических наук, работающих в сфере информатизации. © О. А. Гаврилов, 2000 © Издательство НОРМА, 2000 Содержание
Предисловие.............................................................................................................................................. 5 Часть общая Теоретические и методологические основы правовой информатики.............................. 6 Глава 1. Понятие информации в теории права и законодательстве РФ............................................. 6 § 1. Роль информации в жизни общества........................................................................................... 6 § 2. Понятие социальной информации............................................................................................. 10 § 3. Понятие правовой информации................................................................................................. 12 § 4. Информационные процессы в механизме правового регулирования................................... 16 § 5. Информационные отношения.................................................................................................... 18 Глава 2. Государственная политика информатизации правовой сферы........................................... 21 § 1. Понятие информатизации........................................................................................................... 21 § 2. Задачи государственной политики информатизации правовой сферы................................. 25 § 3. Создание единого информационно-правового пространства России и государств — участников СНГ.......................................................................................................................................... 29 § 4. Проблема вхождения России в мировое информационное пространство............................ 30 § 5. Информационная безопасность.................................................................................................. 33
§ 6. Государственная информационная политика........................................................................... 36 Глава 3. Правовая информатика в системе наук................................................................................. 38 § 1. Предмет правовой информатики............................................................................................... 38 § 2. Интегративная функция правовой информатики.................................................................... 41 § 3. Метод анализа систем.................................................................................................................. 42 § 5. Метод моделирования................................................................................................................. 46 § 6. Метод формализации................................................................................................................... 50 § 8. Понятие алгоритма...................................................................................................................... 52 § 9. Методы измерения количества информации............................................................................ 54 Глава 4. Методологические основы правовой информатики............................................................ 57 § 1. Информатика и проблема искусственного интеллекта........................................................... 57 § 2. Информатика и кибернетика...................................................................................................... 62 § 3. Об идеях социальной кибернетики............................................................................................ 66 § 4. Логическое моделирование структуры правовой нормы........................................................ 68 § 5. Право и законы логики норм...................................................................................................... 73 § 6. Математический аппарат............................................................................................................ 75 § 7. Техническая основа правовой информатики............................................................................ 81 Часть особенная. Основные направления информатизации правовой системы РФ........................... 84 Глава 5. Создание Общенациональной системы правовой информации......................................... 84 § 1. Структура Общенациональной системы правовой информации........................................... 84 § 2. Российская автоматизированная система информации о нормативных правовых актах... 88 § 3. Автоматизированная система информационного обеспечения — Юстиция....................... 93 § 4. Автоматизированная система информационного обеспечения органов МВД РФ.............. 95 § 5. Автоматизированная система информационного обеспечения органов прокуратуры РФ. 99 § 6. Государственная автоматизированная система "Выборы".................................................... 101
Глава 6. Информатизация правотворческой деятельности.............................................................. 103 § 1. Правовое регулирование информационных процессов в сфере правотворчества............ 103 § 2. Информационная основа правотворческой деятельности.................................................... 105 § 3. Информатизация деятельности Государственной Думы....................................................... 108 § 4. Информатизация деятельности Совета Федерации............................................................... 112 Глава 7. Информатизация правоприменительной и правоохранительной деятельности............. 116 § 1. Задачи информатизации правоприменительной и правоохранительной деятельности.... 116 § 2. Компьютеризация расследования уголовных дел.................................................................. 119 § 3. Следственная тактика и теория игр......................................................................................... 121 § 4. Автоматизированное рабочее место юриста........................................................................... 124 Глава 8. Информационный поиск в правовой сфере........................................................................ 128 § 1. Основы теории информационного поиска............................................................................. 128 § 2. Информационно-поисковый язык. Правовой тезаурус......................................................... 131 Глава 9. Применение математических методов и ЭВМ в судебной экспертизе............................ 136 § 1. Автоматизация судебно-экспертных исследований.............................................................. 136 § 2. Формы применения математических методов в судебной экспертизе................................ 138 § 3. Математические основы криминалистической идентификации......................................... 144 § 4. Математические методы установления групповой принадлежности объектов................. 146 Глава 10. Социологическая информация........................................................................................... 149 § 1. Математическая фирма представления эмпирических данных............................................ 149 § 2. Методы измерения уровня знания права................................................................................. 152 § 3. Методы измерения правовой установки личности................................................................ 157
§ 4. Основные понятия теории распознавания образов................................................................ 160 § 5. Применение методов распознавания образов......................................................................... 161 Глава 11. Статистическая информация............................................................................................... 166 § 1. Понятие статистической информации.................................................................................... 166 § 2. Выборочный метод получения эмпирической информации................................................ 168 § 3. Методы изучения взаимосвязей социально-правовых явлений........................................... 173 § 4. Создание и эксплуатация автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС) по статистике.................................................................................................................................................. 178 Глава 12. Проблемы федерального информационного права.......................................................... 181 § 1. Конституционные и международно-правовые основы федерального информационного права.................................................................................................................................................................... 181 § 2. Юридическая природа федерального информационного права........................................... 184 Приложение 1. Нормативные акты..................................................................................................... 188 Конституция Российской Федерации............................................................................................. 188 Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. № 24-ФЗ*.................................................................................................................................................... 189 от 19 февраля 1993 г. № 4524-I*...................................................................................................... 198 Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ*........................................................................................................................................ 201 Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля 1996 г. № 85 –ФЗ*...................................................................................................................................................... 202 Закон Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. № 5485-I*...... 207 Проект Федерального закона «О государственной автоматизированной системе "Выборы"» 210 Приложение 2. Основные математические понятия и символы, примененные в Курсе............. 212 Приложение 3. Краткий словарь терминов по информатике и вычислительной технике*........ 214
Предисловие В середине XX века во всех развитых странах начался стремительный рост правовой информации, что было вызвано усложнением задач социального управления и регулирования. Число законодательных и иных нормативных правовых актов достигло сотен тысяч. Это привело к возникновению информационного кризиса.
Выход из создавшегося положения был найден благодаря широкому и эффективному использованию современной электронно-вычислительной техники. В практической деятельности юристов все большее место занимают компьютерные системы, функциональные возможности которых расширяются. Как показывает опыт развитых стран, компьютер является идеальным средством аккумуляции, хранения и выдачи правовой информации. Согласно прогнозам XXI век станет веком глобальной информатизации и компьютеризации всего мира. На волне "электронной революции" появятся сотни и тысячи национальных, региональных и планетарных компьютерных систем и сетей. В большинстве стран будет создано информационное общество и информационная экономика (т. е. экономика, основанная на знаниях). Возникнет планетарная система телекоммуникаций. Эти процессы окажут огромное позитивное воздействие на структуру социального управления, развитие и функционирование государства, права, демократии. Конституция Российской Федерации официально признает право граждан на информацию в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Важнейшим событием в рассматриваемой сфере является принятие Государственной Думой 25 января 1995 г. Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации",* который формулирует основные начала законодательства, регламентирующего информационные отношения. Во всех министерствах и ведомствах юридического профиля (Министерстве юстиции РФ, Генеральной прокуратуре, МВД, Верховном Суде и др.) разработаны и приняты концепции и программы информатизации. Законодательные органы оснащаются современными средствами электронно-вычислительной техники, что способствует повышению эффективности законодательного процесса. * Собрание законодательства РФ (далее — СЗ РФ). 1995. № 8. Ст. 606. (Далее — Федеральный закон "Об информации".)
Как свидетельствует опыт информационно развитых стран, главные финансовые и материальные ресурсы необходимо направлять в сферу образования и подготовки специалистов, глубоко владеющих информационной культурой. Для России в настоящее время это одна из наиболее насущных проблем. В данной сфере надо выделить четыре проблемы: — общая подготовка юристов, т. е. достижение сплошной компьютерной грамотности; — подготовка специалистов более узкого профиля, умеющих обращаться с ЭВМ на уровне профессионала (специалистов по теории и практике правовой информатики); — переподготовка работающих юристов в целях свободного владения компьютером; — формирование кадров преподавателей и профессоров по дисциплине "правовая информатика".* * Приказом Министерства науки и технологии РФ от 25 января 2000 г. введена новая специальность 05.25.05: правовые аспекты информатики.
С начала 80-х гг. курс правовой информатики читается в высших учебных юридических заведениях Российской Федерации. Подготовлен ряд учебников и пособий. Это прежде всего учебники "Правовая кибернетика социалистических стран" (1987) и "Правовая информатика и кибернетика" (1993), написанные под руководством профессора Н. С. Полевого. Однако сегодня назрела объективная необходимость создания фундаментального курса правовой информатики. Предлагаемый курс основан на опыте чтения автором лекций на юридическом факультете МГУ, в Академическом правовом университете при Институте государства и права РАН и обобщает многолетний опыт научно-исследовательской и практической работы автора в сфере правовой информатики и кибернетики. Часть общая Теоретические и методологические основы правовой информатики Глава 1. Понятие информации в теории права и законодательстве РФ § 1. Роль информации в жизни общества Информация является одной из фундаментальных характеристик мироздания наряду с материей, энергией, пространством-временем. Она связана с такими свойствами материи, как отражение, структура, разнообразие. Информация не может существовать вне материального носителя — физического объекта, иного энергетического субстрата или социальных и психологических процессов. Формой бытия информации является движение. Постоянно циркулируя в физической или социальной среде, она удовлетворяет потребности людей в общении и взаимодействии. Человек отражает реальность в форме иерархии информационных моделей и систем; В основу понятия информации должно быть положено свойство "отраженного разнообразия". Информация, заложенная в рельефе ключа, позволяет открыть (с его помощью) определенный замок. Информация, которая содержится в радиосигналах с Земли, включает двигатель на космическом корабле и переводит его на другую орбиту. Информация, запечатленная в структуре биологической молекулы, позволяет живой клетке производить определенные белки для новых тканей или уничтожения попавших в организм микробов. Существуют различные научные подходы к феномену информации. Суммируя их, можно сказать, что информация — сведения (сообщения) об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах и отношениях, которые уменьшают степень их неопределенности.* * В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об информации" информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. Можно утверждать, что информацией являются используемые данные, представленные в форме, пригодной для передачи и обработки. Информация: существует объективно (вне зависимости от сознания) и является неотъемлемым свойством (атрибутом) материальных образований, а также сознания человека; имеет не только количественную, но и качественную сторону; качественно различна для разных видов и форм движения материи, сознания, общества. Характеризуя информацию, говорят о ее полноте, своевременности, точности, достоверности, полезности, ценности. Полнота информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор данных. Своевременностью обладает информация, которая может быть учтена при выработке решения с учетом параметра времени. Точность информации определяется степенью близости отображаемого параметра и истинного значения этого параметра. Достоверность информации — это ее свойство отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. Полезность информации обусловлена особенностями ее использования в той или иной сфере. Ценность информации — комплексный показатель ее качества, мера пригодности для принятия решений в конкретной сфере. Прагматическая теория информации изучает проблемы ее ценности для конкретного пользователя. Семантическая теория информации изучает содержательность и динамичность информации, ее смысл и значение. Во всяком обществе информация выполняет следующие основные функции: интегративную — сплочение членов общества и социальных групп; коммуникативную — общение и взаимопонимание; инструментальную — участие в организации производства и управления; познавательную — установление объективных закономерностей природы, общества, мышления. Общество представляет собой целостную многофакторную систему, состоящую из ряда автономных подсистем. Оно скрепляется наличием средств приобретения, использования, хранения и передачи информации. В обществе, слишком большом для прямых контактов, эти средства суть пресса, книги, радио, телефонная связь, телеграф, почта и т.д. В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций (преодолений информационных барьеров). Первая связана с появлением языка как средства общения и взаимодействия. Язык возник более 25 тысяч лет назад. В настоящее время имеется около 3 тыс. языков. Вторая революция — изобретение письменности и книгопечатания, что привело к качественному и количественному скачку в распространении знаний. Третья была обусловлена изобретением телеграфа, телефона и радио. Четвертая (50—70-е гг. XX в.) связана с разработкой компьютерных технологий. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети и системы передачи данных.* * Информация, таким образом, становится глобальным ресурсом человечества.
Создание (генерация) информации осуществляется в процессе экономической, политической, научно-технической, управленческой и иной деятельности, после чего она включается в информационный процесс. Производимая информация облекается в материально-вещную форму (документы, статистические данные, научные отчеты и т. д.). Процесс создания информации реализуется в двух формах: — производство информации является самостоятельной задачей данного субъекта, органа, коллектива, производственного звена. Примером может быть деятельность средств массовой информации; — производство информации выступает в качестве дополнительной функции, сопровождающей и опосредующей основной процесс. Пример — любая форма общественного производства. Правовая информация создается в процессе правотворческой и правоприменительной деятельностью. С начала 60-х гг. формируется рынок информационных услуг, важнейшим видом которых стало предоставление баз данных. С середины.70-х гг. ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных. До середины 80-х г. лидирующее место на этом рынке занимали США. С середины 80-х гг. их догнали Япония и страны Западной Европы. Сегодня наиболее важную роль играют следующие виды информации: — биржевая и финансовая — котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены; — коммерческая — по компаниям и фирмам, корпорациям, направлениям их работы и продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Информация не является товаром, хотя эти категории нередко отождествляются. Согласно гражданскому законодательству понятия "собственность" и "товар" относятся к вещному праву. Информация под категорию "вещь" не подпадает. Она не предназначается для обмена путем купли-продажи. Поэтому на информацию нельзя распространять законы товарного производства. Американский ученый Н. Винер подчеркивал, что подход к информации как к товару приводит к ее неправильному пониманию. Он писал: "Что делает вещь доброкачественным товаром? В сущности, то обстоятельство, что она может переходить из рук в руки, прочно сохраняя свою стоимость, а также тот факт, что отдельные образцы этого товара должны арифметически складываться точно таким же образом, как и уплаченные за них деньги. Способность сохранять себя представляет собой очень удобное свойство доброкачественного товара". Информацию не следует смешивать с информационными изданиями (книгами, периодическими изданиями), которые подчиняются законам товарного производства.* * В этом случае информация выступает как потребительская стоимость, характеризующая информационное издание.
Информационные процессы могут быть описаны на математическом языке. Существенным свойством информации является рассеивание. Закон рассеивания научных статей в журналах был открыт в 1934 г. английским ученым С. Брэдфордом, который дал ему следующую формулировку: если научные журналы расположить в порядке убывания числа помещенных в них статей по какому-либо заданному предмету, то в полученном списке можно выделить ядро журналов, посвященных непосредственно этому предмету, и несколько групп или зон, каждая из которых содержит такие же статьи, что и ядро. Каждая из трех групп содержит по одной трети всех статей. Тогда число журналов в ядре и в последующих зонах будет относиться как: Р1: Р2: Р3 = 1: а: а 2. Для измерения скорости старения публикации Р. Бартон и Р. Кеблер предложили в 1960 г. меру, названную "периодом полужизни" публикаций (по аналогии с показателем скорости распада радиоактивных веществ)*. * По-английски термин "полураспад" звучит как "halflife".
В 1926 г. А. Лотка (США) исследовал частотное распределение научной результативности на основе статистики публикаций, получив зависимость, сформулированную следующим образом: в совокупности N авторов численность группы авторов N(q), опубликовавших за полный период своей деятельности хотя бы q работ, обратно пропорционально квадрату этого числа: N(q) = N/q 2. Пусть, к примеру, совокупность насчитывает 100 авторов, которые опубликовали не менее одной работы. Тогда группа авторов, каждый из которых опубликовал по крайней мере 2 работы, будет состоять из 25 чел.; группа написавших по 5 работ — из 4 чел. и т. д. При этом половина всех печатных работ написана десятью наиболее результативными из них, а вторая половина — теми, кто имеет менее 10 работ, одна четверть написана двумя учеными, и другая— группой, состоящей из авторов одной или двух работ.* * Описанные распределения являются частными случаями лингвистического закона Ципфа, выражающего универсальное свойство естественных языков.
Украинский исследователь проблем науки Г. М. Добров проанализировал так называемые кривые "старения публикаций". Эмпирические исследования, рассматривающие в качестве показателя "старения" число ссылок на данную публикацию, дают основание выделить два участка кривой "старения": нарастание числа ссылок (восходящая ветвь) и затем — постепенное убывание (нисходящая ветвь). В математической форме это представляется уравнением где Z 0 — масштаб амплитуды; а — мера затухания "старения"; mа — мера возрастания. Специалистами в области информатики был установлен количественный закон увеличения информации в обществе. Этот закон представляет собой экспоненциальную функцию: График этой кривой представлен на рис. 1. С 1800 г. объем информации удваивается каждые 50 лет. С 1950 г. — каждые 10, с 1970 г. — каждые 5 лет; с 1990 г. — ежегодно. Быстрый рост количества информации, характеризуемый метафорой "информационный взрыв", не замедляется. Это происходит в результате постоянного расширения масштабов деятельности людей — главным образом за счет информации (данных), получаемой при проведении исследований поверхности, недр и атмосферы Земли, океанов, космического пространства, микромира и т.д.* * Только одна Система наблюдения за Землей (Earth Observing System) Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США ежедневно порождает 1012 байт данных, что эквивалентно 520 тыс. печатных книг объемом по 200 страниц каждая. Существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации.
Стремительное развитие процессов информатизации различных стран привело к тому, что вопросы информации стали отражаться в праве и законодательстве. В некоторых актах дано законодательное определение информации. Установлены принципы ее открытости, всеобщей доступности, а также презумпция истинности компьютерной информации. Право на информацию рассматривается как естественное и неотчуждаемое право человека и гражданина; охраняемое законом. Так, в США приняты федеральные законы "О свободе информации" — в 1967 г., "Об охране личности" — в 1974 г. (регулирует правовой режим персональных - данных), Закон под условным названием "Правительство при свете дня", Закон "О разоблачителях" — в 1978 г. "Билль о правах в эру информации" (1990) — документ федерального правительства США о принципах обеспечения доступности информации, обязательной для применения всеми подразделениями федерального правительства, администрацией и частным сектором при проведении информационной политики. В нем признается, что общедоступная информация — это национальное богатство, приумножаемое и сохраняемое в интересах общества. В 1978 г. в изданном Министерством юстиции США уголовном кодексе понятие "компьютерное преступление" подразделялось на три категории: 1) злоупотребление компьютером — ряд действий с его использованием в целях извлечения выгоды, что нанесло или могло нанести ущерб другим лицам; 2) прямое незаконное использование компьютеров при совершении преступления; 3) любое незаконное действие, для успешного осуществления которого необходимо знание компьютерной технологии. Представляет интерес и законодательство Франции. Закон "Об информатике, картотеках и свободах" от 6 января 1978 г. закрепляет права граждан в сфере автоматизированной обработки информации личного характера. Детально регламентированы права и установлены подробные гарантии. Национальная Комиссия информатики и свобод следит за тем, чтобы автоматизированная обработка информации личного характера (государственная или частная) осуществлялась в соответствии с положениями Закона. "Закон о мерах, направленных на улучшение отношений между органами управления и общественностью" от 17 июля 1978 г. установил юридический порядок и свободу доступа к управленческим документам (досье, доклады, исследования, протоколы, статистические материалы, директивы, инструкции, циркуляры, министерские запросы и отчеты, содержащие толкования позитивного права и описания управленческих процедур, заключения, указания и решения в письменной форме, звуко- и видеозаписи, данные банков информации, не содержащие сведений персонального характера). В большинстве западноевропейских стран и в США в 70-х годах были приняты законы о защите информации.* Одновременно создаются соответствующие нормы международного информационного права. В 1985 г. в Канаде принят Закон "О доступе к информации".** * Например, это Закон США "О компьютерной безопасности" (Computers Security Act). При Министерстве торговли был создан Консультативный совет по безопасности компьютерных сетей и конфиденциальности. ** Близкие по смыслу законы приняты и в ряде других стран. Таковы Закон США "О доступе к информации о деятельности ЦРУ" (1984), Закон Великобритании "О доступе к информации о деятельности органов местного самоуправления" (1983).
§ 2. Понятие социальной информации Все виды информации, функционирующей в обществе, можно назвать социальной информацией. Как родовое понятие она охватывает политическую, правовую, экономическую и другие виды информации.* К ней применим и термин "интеллектуальная информация". * Социальная информация является разновидностью семантической информации.
Содержание социальной информации раскрывается через категории "интерес", "активность", "потребность" и др. Социальная информация — это сведения об общественных процессах и отношениях, понимаемых в широком контексте. Различают следующие виды социальной информации. По сфере применения: массовая информация; правовая информация; научно-техническая информация; политическая информация; статистическая информация; информация о чрезвычайных ситуациях; информация о личности (персональные данные). По режимам доступа: открытая информация (без ограничения); информация с ограничением доступа; закрытая; государственная тайна; конфиденциальная информация; коммерческая тайна; профессиональная тайна; служебная тайна. Информация по видам носителей: на бумаге; машиночитаемых носителях; в виде изображения на экране; в памяти ЭВМ; информация, передаваемая по каналам связи; на других носителях. Основным источником высокозначимой информации является наука (научные знания— высшая форма информации). Интеллектуальный потенциал науки определяется ее способностью производить новую научную информацию на единицу потребляемой исходной. По функциональному назначению информация может быть разделена следующим образом. Политическая информация — информация о статике и динамике политических отношений, политической линии государства, деятельности политических партий и общественных объединений, имидже политических деятелей, всех элементах политической системы общества. Разновидность—внешнеполитическая информация — данные о внешнеполитическом курсе государства, внешнеполитических акциях, конфликтах, состоянии международных отношений. Вместе с тем имеется такая политическая информация, которая является одновременно и правовой, т. е. имеет "двойное подчинение". Примером могут быть конституционные нормы о предоставлении политического убежища (ст. 63 Конституции РФ), о государственном языке (ст. 68), об участии Российской Федерации в международных объединениях (ст. 79). Потоки информации в политической сфере не урегулированы, имеют во многом хаотический характер. Информационное обеспечение политической системы должно охватывать и федеральные органы законодательной власти (Федеральное Собрание), и общественные объединения, и политические партии, и органы местного самоуправления, и др.* * Необходима подготовка и принятие законопроекта "О политической информации".
Проект федерального закона "О государственной автоматизированной системе "Выборы" устанавливает, следующие виды информации, включаемой в состав информационных массивов и баз данных: персональные данные членов избирательных комиссий, избирателей, кандидатов на выборную должность или в выборный орган государственной власти, местного самоуправления; информация о ходе и результатах голосования; служебная информация, связанная с деятельностью избирательных комиссий; нормативная правовая информация; иная информация, необходимая для решения задач ГАС "Выборы". Экономическая информация отражает процессы производства, распределения и потребления, происходящие в обществе. Одно из основных понятий рыночной экономики — цена является носителем информации о состоянии экономических процессов. Информатизация бизнеса приводит к тому, что сделки заключаются в компьютерных сетях. Законодательное определение данного вида информации необходимо. Экономическая информация — совокупность сведений, отражающих экономические процессы и отношения; представляется в виде сводных показателей, характеризующих финансовую, денежно-кредитную политику, формирование структур рыночной экономики, состояние приватизации, земельной реформы, степень демонополизации, число банкротств и т. д. Сюда же относится информация о недвижимом имуществе. В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. государственная регистрация является единственным доказательством существования права на недвижимость. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.* * СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.
Информация о частной жизни. Термин "частная жизнь" вытекает из концепции гражданского общества. Понятие информации о частной жизни лица закреплено в ч. 1 ст. 24 Конституции РФ, согласно которой сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Понятие "частная жизнь" трактуется как жизнедеятельность человека в особой сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений, не подлежащих контролю со стороны государства, общественных организаций, граждан. Она соприкасается с деятельностью человека в профессиональной, юридической, медицинской, педагогической и иных сферах. Здесь используются понятия профессиональной, медицинской, адвокатской, следственной тайны. В состав понятия "информация о частной жизни" входят и информация о гражданах ("персональные данные") — ст. 11 Федерального закона "Об информации". Научно-техническая информация. В соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г.,* научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение и реализацию новых знаний. * СЗ РФ. 1996. № 35. С.т. 4137.
Научно-техническая информация — это публично оглашаемые сведения об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники и производства, полученные в ходе научно-исследовательской, опытно-конструкторской, проектно-технологической, производственной и общественной деятельности. Эта информация, являясь продуктом интеллектуального творческого труда, представляет объект права интеллектуальной собственности. Документированная информация — зафиксированная на материальном носителе в виде символов, знаков, букв
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|