Четвертый метод: медитация на Пустоту
⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
"Все субстанции являются частью Моего собственного сознания. Это сознание пустое, Нерожденное и непрерывное." Медитируя таким образом, Позволь разуму отдохнуть В состоянии несотворенности, Подобно воде, сливающейся с водой. Пусть разум пребывает В свойственной ему легкости, В своем естественном, неизмененном, Чистом и трепещущем состоянии. Удерживая ум в состоянии Раскрепощенности и несотворенности, Ты предотвратишь новое рождение В обыденной игровой реальности. Медитируй на это до тех пор, Пока не убедишься, что свободен.
НАСТАВЛЕНИЯ К ВЫБОРУ НОВОЙ ЛИЧНОСТИ
(Имя), слушай: Уже близко время возвращения. Выбери свою будущую личность, Руководствуясь самым совершенным учением. Слушай внимательно: Приметы и характерные особенности Грядущего уровня существования Явятся тебе в предваряющих видениях. Распознай их. Когда ты поймешь, Что должен вернуться к реальности, Попытайся следовать за приятными, Просветленными видениями. Избегай темных и неприятных. Если твое возвращение Будет паническим бегством, То за ним последует состояние ужаса. Если ты пытаешься спастись От темных, мрачных видений, То попадешь в состояние печали. Если ты возвращаешься в сиянии, Тебя ожидает состояние счастья. Теперешнее состояние твоего сознания Будет влиять на уровень Твоего последующего существования. Что бы ты ни выбирал, Делай это беспристрастно, Без влечения или отвращения. Входи в игровое существование С готовностью, Осмысленно и свободно. Сохраняй спокойствие. Помни о наставлениях.
Об авторах
Ральф Метцнер, немец по происхождению, закончил Оксфорд и получил степень доктора медицины в Гарварде. Позднее работал преподавателем Медицинской школы при этом учебном заведении, специализируясь в области психофармакологии.
Ричард Олперт, известный как Баба Рам Дасс, защитил докторскую диссертацию в Стенфордском университете, стал доцентом в Гарварде, а затем был назначен членом Совета Гарвардского проекта по изучению психоделических средств. Тимоти Лири получил звание магистра в университете штата Вашингтон и степень доктора в Калифорнийском университете за работу "Общественные измерения личности". В 1957 году опубликовал классический учебник "Интерперсональный диагноз личности" и в I960 году был принят в Гарвардский Центр Исследований Личности.
[1]О. Хаксли. Двери восприятия. — Петербург — XXI век, 1994. — С. 41–42.
[2]Это утверждение справедливо по отношению к благоприятной ситуации до 1964-го года. Но теперь многое изменилось. В Соединенных Штатах психоделические препараты были классифицированы как «экспериментальные». Поэтому их нельзя получить по рецепту — их могут использовать только "квалифицированные исследователи". Федеральное управление по продовольствию и лекарственным препаратам (Federal Food and Drug Administration) под термином "квалифицированные исследователи" имеет в виду психиатров, работающих в психиатрических клиниках, исследования которых субсидируются из бюджета штата или государства.
[3]«Игра» — это поведение, определяемое ролями, правилами, ритуалами, целями, стратегиями, ценностями, языком, типичной пространственно-временной локализацией и типичными моделями движения. любое поведение, не имеющее этих девяти характеристик, является неигровым: это могут быть физиологические рефлексы, спонтанная игра и трансцендентная пробужденность.
[4]Тех, кто интересуется более детальной информацией о процессе "Переноса Сознания" мы отсылаем к книге "Tibetan Yoga and Secret Doctrines" ("Тибетская йога и тайные доктрины") В. И. Эванс-Вентца (Oxford University Press, 1958).
[5]Evans-Wentz. — С. 86, примеч. 2.
[6]Цитата из книжного обозрения в «Anthropology», помещенная на обороте обложки "Тибетской книги мертвых", выпущенной в издательстве Оксфордского университета.
[7]Evans-Wentz. — С. xiii-xiv.
[8]Для корректного сравнения Юнга с Зигмундом Фрейдом мы должны обратить внимание на тот фактический материал, который каждый из них использовал для своих исследований. Для Фрейда это были^ теория Дарвина, классическая термодинамика, Ветхий Завет, история культуры Возрождения и, что наиболее существенно, замкнутая, накаленная атмосфера еврейской семьи. Более широкий диапазон исходных материалов Юнга гарантирует и более высокую совместимость его теорий с современными разработками в области наук, изучающих разные виды энергии и эволюцию.
[9]Снижение ментального уровня (франц.); термин французского психолога и психопатолога П. Жане (1859–1947). — Ред.
[10]Достижение Пустоты, Невоплощешюго, Нерожденного, Несотворенного, Нспроявленного подразумевает достижение Состояния Будды, Совершенной Просветленности — состояния божественного ума Будды. Полезно вспомнить, что это древнее учение не противоречит современной физике. Физик-теоретик и космолог Георгий Гамов в 1950 году представил точку зрения, близкую к тому феноменологическому опыту, который описан тибетскими ламами. Если мы представим себе путешествие в историческое прошлое, то неизбежно попадем в эпоху "большого сжатия", когда все галактики, звезды, атомы и атомные ядра были сжаты как бы в некую пульпу. На ранней стадии эволюции материя должна была разделиться на свои элементарные составляющие… Мы называем эту первичную смесь илем. В исходной точке эволюции современного цикла, согласно мнению этого крупнейшего физика, существовало только Невоплощенное, Нерожденное, Непроявленное. И таким же образом, по мнению астрофизиков, все и закончится — безмолвным единством Не-проявленного. Тибетские буддисты считают, что интеллект в состоянии покоя способен переживать то, о чем говорят астрофизики. Это состояние Будды Вайрочаны, Дхьяни-Будды Центра, Проявляющего Феномены, — наивысший путь к Просветлению. В нем как в источнике всей органической жизни все вещи, видимые и невидимые, получают свое завершение н поглощаются им. Он ассоциируется с Центром, где вещи находятся в упакованном виде, то есть с семенем, в котором все силы и объекты вселенной сплочены в одно целое. Эта удивительное взаимопроникновение данных современной астрофизики и древнего ламаизма не нуждается в каких-либо сложных объяснениях. Пробуждепиость в космологии — как и пробужденность любого естественного процесса — заложена в человеческом мозге. Вы можете доказывать это дононятийное мистическое знание эмпирическими наблюдениями и подтверждать измерепнями, однако все это уже имеется внутри вашей черепной коробки. Ваши нервы «знают», поскольку они непосредственно связаны с процессом и являются его частью.
[11]Профессор Р. К. Цахнср, который, будучи востоковедом и «экспертом» в области мистицизма, должен был бы знать это лучше других, опубликовал описание, которое показывает, как это цепное переживание можно потерять и исказить, сведя его к ипохондрической жалобе знатока симптоматики заболеваний. … У меня было любопытное ощущение в теле, напомнившее мне то, которое мистер Кастенс описал как "покалывание в основании позвоночника", что, по его мнению, обычно предшествует приступу мании. Я пережил нечто подобное. Такое же ощущение наблюдалось и в "неприличном месте", но было более интенсивным. Я чувствовал, как тепло волной распространяется вверх по телу. Ощущение повторялось вновь и вновь, пока не была достигнута высшая точка эксперимента… Это мне совсем не поправилось. (R. С. Zaehner. Mysticism, Sacred and Profane. — Oxford Univ. Press, 1957. — С 214.)
[12]Выражением "цирк в глазной сетчатке" ("retinal circus") мы обязаны Апри Мишо ("Miserable Miracle ["Жалкое чудо"]), а термин "магический театр" ("magic theatre") мы позаимствовали у Германа Гессе ("Степной волк").
[13]Первым из Мирных Божеств, перечисляемых и "Бардо Тодол" является Бхагаваи Вайрочаиа, который занимает центр мандалы из пяти Дхьяни-Будд. В западных религиях его свойства источника-силы трансформировались в атрибуты монотеистического творца.
[14]"Дама Говинда говорит нам, что Амога-Сиддхи представляет"… мистическую активность духовных сил, работа которых отдалена от чувств, невидима и не-воспринимаема, ее цель — руководить личностью (или точнее, всеми живыми существами) на пути к завершению знания и достижению освобождения. Желтый свет (внутреннего) солнца, невидимый для человеческих глаз… (в нем открывается неизмеримое пространство вселенной), дает ясный зеленый (мистический) цвет Амога-Сиддхи… На уровне первоэлементов всепроникающая сила соответствует элементу воздуха — принципу движения и протяженности, жизни и дыхания (прана)". (Lama £ovinda. Foundations of Tibetan Mysticism. — London: E. P. Dutton & Co., Inc., 1959. — С 120.) На пятый день в "Бардо Тодол" умерший предстает перед Бхагаваном Буддой Амога-Сиддхи, Всемогущим Завоевателем из зеленой Северной Области Совершенных Деяний, появляющимся в сопровождении Божественной Матери и двух Бодхисаттв, которые представляют ментальные функции "равновесия, неизменности и всемогущества", а также функцию "рассеивания мрака".
[15]В "Тибетской книге мертвых" имеется блестящее описание этих внутренних шумов."… Бессчетное количество (других) видов музыкальных инструментов, наполняющих (музыкой) все системы внутреннего мира и заставляющих их вибрировать, дрожать и трепетать, издавая столь мощные звуки, что они потрясают мозг…" "Тибетские ламы во время ритуальных песнопений используют семь (или восемь) видов музыкальных инструментов: большие барабаны, цимбалы (обычно из латуни), трубы из раковин, колокольчики (похожие на те, что используются в христианской мессе), бубны, небольшие кларнеты (звучащие, как шотландские волынки), большие трубы и трубы из берцовых костей человека. Хотя сливающиеся звуки всех этих инструментов совсем не похожи на мелодии, ламы утверждают, что они физически вызывают в человеке, исполненном преданности и поклонения, состояние глубокого благоговения и веры, поскольку они имитируют те природные звуки, которые слышит человеческое тело, если человек закроет уши, чтобы не слышать внешних звуков. Отключая таким образом уши, человек слышит глухой звук, напоминающий звук удара в большой барабан; лязганье, подобное звуку Цимбал; шелест, похожий на шелест ветра в лесу, — будто дуют в трубу из раковины; звон, подобный звону колокольчиков; высокий легкий звук, как при ударе в бубен; жалобный звук, как звук кларнета; низкий стонущий звук, как из большой трубы; и пронзительный звук, как рук трубы из берцовой кости человека." "Это не только представляет интерес для теории тибетской духовной музыки, но и дает ключ к эзотерической Интерпретации символической природы звуков Истины (смотрите следующий абзац и весь наш дальнейший текст), Ключ, который соответствует интеллектуальным возмож-Яостям человека или является их продолжением." (Evans-Wents. — С. 128.)
[16]Мирным Божеством "Бардо Тодол", персонифицирующим это видение, является Будда Амитабха, все-различающая мудрость чувства, беспредельный свет, олицетворяющий вечную жизнь. Лама Говиида пишет: "Этот глубокий красный свет различающего внутреннего видения исходит из его сердца… ему соответствует огонь, а значит, согласно древнему традиционному символизму, — глаза и зрение". (Govinda. Foundations of… — С. 120.) С Бхагаваном Амитабхой приходит Водхисаттва Ченрази, воплощение милосердия и сострадания, Великий Сострадатель, который всегда на страже, готовый обнаружить страдание и оказать помощь в беде. К нему присоединяется Водхисаттва Великолепный, Обладающий Мягким Голосом и женские фигуры, воплощающие песню и свет.
[17]Мирным Божеством в "Бардо Тодол", персонифицирующим это видение, является Акшобья. Лама Говин-да пишет: "В свете Зеркалоподобной Мудрости… вещи свободны от их «вещности», своих оков, они более не подавляются своей формой; они сбрасывают свою материальность, не растворяясь при этом, поскольку творческий принцип ума, который находится в основании всех форм и любой материальности, сознается как активная сторона универсального Неподвижного Сознания (алайя-виджняна), на поверхности которого формы возникают и исчезают, как волны на поверхности океана…". (Govinda. Foundation of… — С. 119.)
[18]Мирное Божество пятого видения появляется в виде Бхагавана Ратнасамбхава, Рожденного из Драгоценности. Его обнимает Божественная Мать, Рожденная из Глаз Будды, которую сопровождают Бодхи-саттвы: Рождающее Чрево Небес, Всеблагий, Держащая Гирлянду и Держащая Благовония. "Па уровне первоэлементов Ратнасамбхава соответствует земле, которая песет в себе и питает все живущее со спокойствием и терпением матери, в чьих глазах все рожденные ею существа равны." (Govinda. Foundation of… — С. 199.)
[19]В "Бардо Тодол" на шестой день появляется лучезарный свет объединенных Пяти Родов Мудрости Дхьяни-Будд, божеств-хранителей (стражей мапдалы), и приходят Будды Шести Лок игрового существования. Лама Говинда говорит: "Внутренний Путь Ваджра-Саттва состоит в сочетании лучей Мудрости четырех Дхьяни-Будд и в их поглощении сердцем самого человека — другими словами, в распознавании того, что все эти излучения являются эманациями разума самого человека в состоянии совершенного покоя и безмятежности, состоянии, в котором ум постигает свою истинную универсальную природу". (Govinda. Foundation of…. — С. 262.)
[20]В "Тибетской книге мертвых" это описывается как видение пяти "Божеств — Хранителей Знания", расположенных в форме мандалы, каждый из которых находится в объятиях Дакини и кружится в экстатическом танце. Божества — Хранители Знания символизируют "наивысший уровень постижимых индивидуальных или общечеловеческих знаний, достигнутых сознанием великих йогииов, вдохновенных мыслителей, людей высокой духовности. Такие знания представляют последнюю ступень перед «прорывом» к космическому сознанию — или первую ступень при возвращении оттуда на уровень человеческого знания". (Govinda. Foundation of… — С. 202.) Дакини — это женские воплощения знания, которые символизируют вдохновляющие импульсы сознания, ведущие к такому прорыву. Четыре других Хранителя Знания, помимо верховного Бога Танца, это: Хранитель Знания на Земле, Хранитель Знания, чье имя Владыка Продолжительности Жизни, Хранитель Знания Великого Символа и Хранитель Знания Спонтанного Достижения.
[21]В "Бардо Тодол" двойником Бога Танца, его женским соответствием названа Божественная Мать, Красная Дакини. — Ред.
[22]Сделаем несколько общих замечаний о тибетской интерпретации этих видений. Гневные Божества рассматриваются как "те же самые Мирные Божества, но только в ином аспекте". Лама Говиида пишет: "Мирные формы Дхьяни-Будд представляют наивысший идеал состояния Будды в его полноте, законченности, достижении предельно возможной неподвижности и совершенства, идеал, познаваемый как состояние полного покоя и гармонии. С другой стороны, Херука, вписываемые как "пьющие кровь", гневные и «ужасающие» божества, — это просто динамический аспект Просветления, процесс становления Буддой, достижения озарения, что символизирует борьба Будды с Воинством Мары… Экстатические фигуры героических и ужасающих божеств выражают акт прорыва в направлении того, о чем нельзя помыслить, что интеллектуально «Непостижимо». Они представляют прыжок через пропасть, зияющую между интеллектуальным Поверхностным сознанием и интуитивным, надличностным глубинным сознанием". (Govinda. Foundation of… — С. 202.)
[23]В "Бардо Тодол" они названы "Палачами-Мучителями Бога Смерти". — Ред.
[24]По словам Юнга ("Psychological Commentary" to "The Tibetan Book of the Dead"> Evans-Wentz edition, p. xiii), "теория Фрейда является впервые предпринятой на Западе попыткой исследования снизу, от животной сферы инстинкта, той психической территории, которая соответствует Сидпа Бардо тантрического ламаизма". Описанное там видение, в котором человек видит сексуальную связь отца и матери, соответствует "начальной сцене" в психоанализе. И на этом уровне становится очевидной удивительная конвергенция Восточной и Западной психологии. Отметим также полное совпадение с психоаналитической теорией Эдипова комплекса.
[25]Более подробные рекомендации относительно дозирования можно найти в работе: Gary М. Fisher. Some Comments Concerning Dosage Levels of Psychedelic Compounds for Psychotherapeutic Experiences // Psychedelic Review, I, no. 2, 1963. — С 208–218.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|