Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К вопросу о современном европейском сепаратизме и регионализме.

Несколько последних десятилетий зарубежная Европа переживает динамичный подъём сепаратистских и регионалистских настроений. Термин «сепаратизм» можно найти в Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом": «сепаратизм» - какое-либо деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части его территории, или дезинтеграцию государства, совершаемое насильственным путем, а равно планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему.

В настоящее время практически все европейские страны испытали на себе центробежные стремления национальных государств, или государств, считающих себя национальными, к созданию нового суверенного государства (сепаратизм), или же к борьбе за национально-культурную, экономическую и политическую автономию в пределах границ уже существующих стран (регионализм).

Status-quo на настоящий момент таков, что в Европейское сообщество принимается всё больше новых малых государств (в том числе стран Балтии, а также стран, располагающихся на территории бывшей Федеративной Югославии), что чревато неизбежным усилением сепаратизма, который уже достигает критических отметок. Недавний финансовый кризис лишь обострил сложившуюся ситуацию: дистанция между национальными правительствами и регионами продолжает увеличиваться, особенно данная тенденция показательна на примере тех стран, где регионы являются донорами государственных бюджетов, поскольку всё их недовольство заключается в желании вернуть свои взносы обратно.

Чтобы прийти к пониманию, что же движет указанными процессами в настоящем, необходимо проанализировать некоторые исторические причины, давшие столь мощный толчок к дроблению современной зарубежной Европы. Любое государство, если достаточно глубоко погрузиться в изучение его истории, не один десяток раз подвергалось территориальной, национальной, культурной и иным деформациям.

Многие из стран современной Европы оформились в «официальное» государство сравнительно недавно. Шотландии и Англии в 1707 году приняли «Акт об унии» и объединились в одно – Королевство Великобританию; в 1861 году скопление мелких автономных государств объединилось в государство - Италию; Германия объединила несколько десятков независимых государств к 1871 году).

Для государства указанные промежутки времени слишком коротки для того, чтобы сгладить многочисленные различия внутри новообразовавшейся нации. Тезис: задуманный когда-то общеевропейский проект изначально разрабатывался с перспективой на дуалистичность создаваемых государств. Данный проект - «бомба замедленного действия», поскольку он являлся компиляцией регионалистских ценностей с октроированной наднациональной установкой. На данный момент времени невозможно удовлетворить все имеющиеся национальные притязания, поскольку нельзя осуществить на практике унификацию естественных, национальных и экономических границ, в связи с существованием огромного количества пограничных зон с разнородным национальным составом, его конкретными экономическими и политическими интересами.

Стремительное развитие сепаратизма связано с падением авторитарных, диктаторских, националистических режимов (в основном, в период после Второй мировой войны. Мощный наплыв сепаратистских и регионалистских движений на мировой арене происходил посредствам реализации парламентской формы борьбы за расширение политических прав нацменьшинств.

В 1979 году был образован «Европейский свободный альянс», объединяющий, для осуществления своих задач, регионалистские и гражданские национально-демократические партии Европы. Партии представляют интересы национального меньшинства, основной целью ставят достижение политического суверенитета или самоуправления. Членами альянса на данный момент являются 36 партий из 18 стран Европы. Далее, в 1985 году 47 регионов Европы объединились в «Ассамблею Европейских регионов», программными целями которой являются: продвижение принципа взаимопомощи и региональной демократии, усиление политического влияния регионов относительно европейских институтов. По состоянию на 2008 год, ассамблея объединяет 270 регионов из 33 стран и 16 межрегиональных организаций.

Все это свидетельствует об усилении регионального уровня власти в странах Европы. Регионы, благодаря Лиссабонскому договору, предусматривающему увеличение их представительства в Европарламенте, постепенно «приватизируют» полномочия у своих правительств. К сожалению, в ряде случаев сепаратистские движения не останавливаются на использовании парламентских форм борьбы за независимость / автономность. Зачастую случается и так, что эти движения прибегают к экстремизму (яркий пример – совершение более 400 громких терактов сепаратистами из Корсики, ратующими за отделение от Франции).

Стоит раскрыть проблематику сепаратизма и регионализма на примере Испании. Спецификой данного государства, пожалуй, является открытое легитимное управление автономными регионами, что стало возможным после закрепления в конституции права всех регионов реализовать частичное самоуправление. Каталония, получая всё больше прерогатив автономии (независимое региональное правительство, с широкими полномочиями; собственная полиция), стремится к фискальной монополии, как к одному из основополагающих признаков суверенного государства.

В ходе борьбы за автономию, Каталония подверглась, как и многие государства, в 2008 году финансовому кризису. Поскольку Каталония имеет развитую промышленность, туристическую отрасль и удачное расположение на берегу Средиземного моря, она долгое время держала за собой статус главного двигателя испанской экономики. В 2011 году ее ВВП составлял почти пятую часть объема экономики Испании. Однако во время кризиса можно было пронаблюдать следующий расклад: свыше 22,5% безработного населения Каталонии – трудоспособные; долг региона достигал отметки в 44 миллиардов евро, что составлял 22% от его ВВП. В 2012 году Каталония получила 5 млрд. евро помощи от испанского правительства, однако с точки зрения каталонских сепаратистов причина экономических проблем в том, что налоги, уплаченные каталонцами, уходят в Мадрид.

Итогом недовольств и социальной напряжённости стала масштабная манифестация за предоставление Каталонии независимости, прошедшая 11 сентября 2012 года в Барселоне, носившая неприкрыто националистический и сепаратистский характер. Гигантский митинг по официальным данным набрал около двух миллионов человек. Манифестация проводилась под эгидой представителей различных сепаратистских и регионалистских политических партий, объединённых одним лозунгом: «Каталония – новое государство Европы».

Каталония не является единственным примером нарастающих сепаратистских настроений в современной Европе. Например, Кельтская лига, функционирующая на британских островах и во французской Бретани, объединяет, кроме бретонцев и националистов Шотландии, Ирландии и Уэльса, региональные движения в Корнуэлле, на острове Мэн. В Италии – сепаратистские настроения в Ломбардии, а также относительно «паданского» проекта (об отделении Северной Италии и создании на ее территории независимого государства - Падании), существуют более локальные движения, например, в Венеции и «немецком» Южном Тироле. Во Франции сепаратистские настроения заметны в Савойе, на Корсике. В Польше - в Силезии; в Сербии - в Косово; в Бельгии – во Фландрии.

Усиление сепаратистских и регионалистских настроений, как мы выяснили, встречается в современных европейских странах повсеместно. Возникает вопрос – есть ли какие-либо субъекты на мировой арене, которым по определённым причинам стала бы выгодна реализация сценария «Европа ста цветов», по которому в состав Европы бы входило не 20-30 государств, а 100 или более регионов.

Вопрос: что происходит с новообразованным государством, либо получившим полную автономию регионом? При дроблении любой страны на малые государства, её составные части становятся экономически менее самостоятельными, зависимыми от развитых государств, их Банков и корпораций. Созданные малые государства выходят в Мировое сообщество при вынужденном состоянии спада в секторах промышленности, сельского хозяйства и в иных областях экономики. Создание нового государства подразумевает увеличение в определённом отношении расходов на обслуживание государственного аппарата, на охрану границ, таможню и пр.

Любая конкуренция стремится к монополии, следовательно, дробление Европы на малые государства выгодны в первую очередь основным экономическим конкурентам Европы на мировой арене – США, Китаю, транснациональным корпорациям, с целью монополизации европейского рынка. Экономическая и политическая несостоятельность созданных суверенных государств или регионов, приобретших полную автономию, на начальном этапе своего развития позволит более развитым в экономическом плане странам превратить их в свои рынки сбыта: США торопятся принимать новые малые государства в НАТО, т.к. эти страны автоматически становятся потребителями их оружия, производимого военно-промышленным комплексом США; Китай и транснациональные корпорации заполонят рынки этих новых государств своими товарами, что сделает товары этих новых стран абсолютно неконкурентоспособными.

Итак, к каким же выводам мы пришли. Мы выяснили, что сепаратизм для малых территорий чреват их сползанием к "нежизнеспособным государствам" т.к. они на начальном этапе просто не выдержат политического и, в первую очередь, экономического давлений. Любой практический опыт хотя бы одного из нестабильных регионов в деле обретения независимости может повлечь за собой цепь событий, которые раз и навсегда изменят политическую карту мира. Став свободными государствами, например, Каталония, Шотландия или Фландрия и многие другие, неизбежно столкнуться с необходимостью изменения отношений с остальной Европой (им придётся вновь добиваться членства в международных межправ-ных организациях, подписывать несколько тысяч международных договоров и т.д.). Что касательно status-future, ситуация вполне может сложиться так, что, став независимыми от, например, Испании, Великобритании или Бельгии и иных государств, эти регионы впадут в зависимость от других политических образований и в таком случае им придется идти на еще большие уступки и ограничения, чем это происходит сегодня.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...