Программа кружка по ручному труду для детей старшего возраста «Бисеринка»
Цель кружка: обеспечение речевого благополучия детей с умственной отсталостью через виды ручного труда. Задачи: · совершенствовать речевую культуру через ознакомление с техникой бисероплетения; · содействовать выработки гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма; способствовать формированию у воспитанников качеств успешной творческой личности через социализацию в делах детского дома-интерната. Разрабатывая программу, попытались сделать ее более эффективной благодаря подбору интересных для детей тем кружковых занятий, включающих изготовление индивидуальных изделий и коллективные работы, позволяющие использовать их в играх как подарки, для оформления интерьера детских уголков. «Бисеринка»” предоставляет детям возможность овладеть традиционной техникой бисероплетения. При планировании работы кружка мы учли план коллективно-творческих дел, планирование познавательного блока, что помогло поддерживать и развивать положительную мотивацию детской деятельности и удовлетворить познавательный интерес к различным объектам и явлениям. Использование бисера положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитии мелких мышц кисти, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовывать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению. Календарно-тематическое планирование
Приложение 2
Примерное планирование уроков на год из опыта работы инструктора по труду ГУ РХ «Республиканский дом интернат для умственно-отсталых детей «Теремок»
1 Вводная часть «Предметы природного и рукотворного мира» 2 Вводный урок в раздел «Путешествие в Бумажную страну»: «Что нужно знать о бумаге». 3 Работа с бумагой. Аппликация из обрывных кусочков. 4, 5 Вводный урок в раздел «Пластилиновая сказка»: «Что надо знать о глине и пластилине». 6 Вводный инструктаж в раздел «Экскурсия в природу». 7 Работа с природным материалом. Аппликация. 8,9 Работа с пластилином. Лепка предметов из отдельных частей.
10 Работа с пластилином. Лепка предмета из шаровидных частей. 11 Работа с бумагой. Полуобъемная аппликация из смятой бумаги. 12 Работа с природным материалом и пластилином. Аппликация из гороха и пластилина. 13 Работа с бумагой. Складывание из бумаги. 14 Работа с бумагой. Складывание из бумаги. 15 Работа с бумагой. Складывание из бумаги. 16 Работа с бумагой. «Учимся работать с ножницами» 17 Работа с бумагой. Вырезание квадратов по короткой вертикальной линии. 18 Работа с бумагой. Вырезание треугольников по короткой наклонной линии. 19, 20, 21 Работа с бумагой. Складывание из бумаги. 22 Работа с бумагой. Вырезание и конструирование. 23 Работа с бумагой. Вырезание по длиной линии и конструирование. 24 Работа с пластилином. Лепка предметов шаровидной и овальной формы пластическим способом. 25 Работа с пластилином. Лепка предметов конической формы пластическим способом. 26 Работа с природным материалом. Конструирование из шишки и пластилина. 27 Работа с бумагой. Криволинейное вырезание. Плоскостная аппликация. 28 Работа с бумагой Криволинейное вырезание. Полуобъемная аппликация. 29 Работа с бумагой. Вырезание предметов округлой формы. Плоскостная аппликация. 30 Работа с бумагой. Вырезание по кривой линии(круг). Объемное конструирование. 31 Работа с бумагой. Вырезание по кривой линии(овал). Плоскостное конструирование. 32,33 Работа с бумагой. Складывание фигурок. 34 Работа с бумагой. Складывание фигурок. 35 Вводный урок в раздел «Мир ниток». 36,37 Работа с нитками. Сматывание ниток. 38,39 Работа с пластилином. Лепка предмета из отдельных частей. 40 Работа с бумагой. Симметричное линейное вырезание. Плоскостное конструирование. 41 Работа с нитками. Плетение. 42 Работа с бумагой. Симметричное линейное вырезание из бумаги, сложенной пополам. 43 Работа с природным материалом и пластилином. Конструирование из пушистой травы. 44,45 Работа с нитками. Шитье и вышивание. 46,47 Работа с пластилином. Лепка многодетальных изделий конструктивным способом. 48 Работа бумагой Предметное симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Аппликация. 49 Работа с бумагой. Складывание фигурки. 50 Работа с бумагой. Складывание фигурки. Полуобъемная аппликация. 51 Работа с бумагой. Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Объемное конструирование. 52,53 Работа с бумагой. Складывание фигурок. 54 Работа с бумагой. Симметричное вырезание орнамента из бумаги, сложенной пополам. 55 Работа с природным материалом (горох) и пластилином. 56,57 Работа с пластилином. Лепка многодетальных изделий конструктивным способом.
58 Работа с бумагой. Симметричное предметное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз. Коллективная аппликация. 59 Работа с бумагой Симметричное вырезание орнаментов из бумаги, сложенной несколько раз. 60,61 Работа с бумагой. Тиражирование деталей. Полуобъемная аппликация 62,63 Работа с природными материалами. Конструирование из разных материалов (еловая шишка, крылатки клена, Пластилин). 64,65 Работа с пластилином. Лепка многодетальных предметов конструктивным способом. 66 Работа с бумагой. Объемное конструирование на основе конуса. 67 Работа с бумагой. Объемное конструирование на основе цилиндра. 68,69 Работа с нитками. Вышивание по проколам.
Приложение 3
Примерное содержание отдельных уроков из опыта работы инструктора по труду ГУ РХ «Республиканский дом интернат для умственно-отсталых детей «Теремок»
Вводный урок в раздел «Пластилиновая сказка».
Тема: «Что надо знать о пластилине» и «Как работать с пластилином». Изделие: Аппликация «Яблоко». Задачи: Знакомство с физическими свойствами пластилина, определение цвета пластилина. Изучение правил обращения с пластилином, инструментами. Обучение приему размазывания пластилина по поверхности. Формирование умения повторять за учителем анализ образца и планировать ход работы. Развитие мышечной системы, пространственной ориентировки. Оборудование: Иллюстративный материал. Коробка с пластилином; подкладные доски, тряпочки для вытирания рук. Ход урока:
1. Работа с иллюстративным материалом. Знакомство с персонажем Толстячком – Пластивичком, с помощью которого организуется работа по формированию представлений о глине и пластилине как о поделочных материалах, а также знаний о предметах, сделанных из глины. Определяется их функциональная значимость в жизни человека. Происходит знакомство с физическими свойствами глины (сухая глина – твердая, размоченная – мягкая) и пластилина (холодный пластилин – твердый, теплый – мягкий, липкий, вязкий). У детей формируются умения узнавать и называть цвета пластилина. 2. Знакомство с приемом размазывания пластилина по поверхности листа. Повторение пройденного по вопросам учителя: «Что такое аппликация из бумаги?», «Как ее сделать?». Указывается на сходность практических действий при работе с бумагой и пластилином. Объясняется технология выполнения аппликации из пластилина: отщипнуть от бруска пластилина небольшой кусочек, приложить его к поверхности и размазать большим или указательным пальцем; аналогичные движения выполняются по всей площади контурного рисунка. 3. Анализ аппликации из пластилина «Яблоко» проводится по вопросам учителя: «Какой предмет изображен?» (Яблоко); «Из каких частей состоит яблоко?» (само яблоко, два листочка); «Какого цвета яблоко?» (справа – желтое, слева – красное); «Какого цвета листочки?» (зеленого). 4. Обучение детей ориентировке в пространстве дидактических листов, на которых располагаются графические изображения. 5. Выполнение практического задания по иллюстрации- заготовке, наклеенной на картон. Дети по указанию учителя отщипывают кусочек желтого пластилина и постепенно заполняют левую часть контурного рисунка. Затем красный пластилин размазывают на правой части рисунка. Зеленым пластилином заполняется левый листочек, а потом и правый. Проводится работа по формированию пространственной ориентировки. Отрабатываются понятия, содержащие пространственную характеристику (слева, справа, наверху, середина). 6. Оценка качества работы (проводится по вопросам учителя).
Тема: Аппликация из обрывной бумаги
Изделие: «Осеннее дерево» Задачи: Повторение ранее усвоенных знаний о бумаге. Формирование представлений о физических свойствах бумаги (разрывается, обрывается и т.д.) в процессе предметно практических действий. Обучение приему разрывания бумаги на две части по линии сгиба. Развитие координации правой и левой кистей рук, точности и плавности движений. Обучение приему обрывания кусочков цветной бумаги. Обучение приему наклеивания обрывных кусочков на основу. Оборудование: Цветная бумага, иллюстрация – заготовка, на которой дети выполняют практическое задание, клей, кисточка для клея, тряпочка для вытирания рук.
Ход урока:
Повторение путем ответа на вопросы учителя о физических свойствах бумаги (плотная, тонкая, мягкая, жесткая и т.д. Беседа по иллюстративным материалам: 1. Выполнение заданий по разрыванию листа бумаги по линии сгиба и без нее. 2. Тренировочное движение по обрыванию бумаги. 3. Разбор понятия «аппликация из обрывной бумаги» (если оторвать от листа цветной бумаги небольшие кусочки и наклеить их на белый или цветной картон, получится аппликация). Учитель анализирует аппликацию «осеннее дерево» Определяется состояние природы. Изучается строение дерева(ствол, крона, листочки). Особое внимание уделяется технологии изготовления обрывной аппликации. Пальцами обрываются небольшие кусочки (от 1,5до2см.) от листа цветной бумаги и наклеивается на предварительно проклеенный небольшой участок внутри контурного изображения. 4. Организация рабочего места. 5. Практическая работа с иллюстрацией- заготовкой. Выполнение изделия по инструкции и показу приемов работы. Учитель объясняет, что необходимо заполнить свободные места внутри контура в иллюстрации – заготовки оборванными кусочками зеленой, желтой и оранжевой бумаги. 6. Оценка качества работы (проводится по вопросам учителя).
Тема: Аппликация из засушенных листьев по образцу
Изделие: «Птица или бабочка»
Задачи: Закрепление представления о деревьях; развитие воображения; закрепление понятия «аппликация», формирование умения повторять за учителем анализ образца, выполнение аппликации по инструкции учителя и предметно – операционному плану; формирование представления о направлении, положении и пространственных связях частей, развитие умения ориентироваться на плоскости листа; обучение приемам приклеивания природного материала на поверхность. Воспитание навыков использования графических изображений на листах дидактического материала. Оборудование: Иллюстративный материал, листочки для бабочки- два одинаковых больших и два одинаковых маленьких листочка вяза, дин удлиненный ивовый; для птички – один целый лист вяза, один лист вяза, разрезанный пополам, и три удлиненных листочка ивы. Белый или цветной картон, кисточка для клея, клей ПВА, тряпочка. Ход урока:
1. Работа с иллюстративным материалом. Беседа на тему «Фантазируй вместе с нами». Оказывается природа – самая большая фантазерка. Присмотрись внимательно в лесу к старым пням, сухим корням и веткам. Некоторые из них напомнят птиц, зверей и даже человека. Давай для начала поиграем в угадайку: «внимательно посмотри на картинку и скажи что ты узнаешь в этих сучках? (человечек, собачка, птичка). 2. Ориентировка в здании. Учитель предлагает посмотреть в учебнике, что можно сделать из засушенных листочков и цветочков. Засушенные листочки или цветочки можно наклеить на белый или цветной картон и сделать аппликации на разные темы, например:»бабочка или птица». Дети отвечают на вопрос: «что такое аппликация?». При этом следует особое внимание обратить на взаимное расположение деталей (туловища и крыльев). 3. Выполнение изделия по инструкции с опорой на предметно – операционный план. Детям выдается белый или цветной картон, на котором нарисована линия композиционного центра. Эта линия служит основным ориентиром для начала работы над аппликацией. Природный материал (листочки вяза или ивы) промазывается клеем, накладывается на поверхность картона и проглаживается ладонью через вспомогательный лист тонкой белой бумаги. Оценка качества работы (проводится по вопросам учителя)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|