III этап. Задняя риноскопия
Осмотр задних отделов полости носа (задняя риноскопия) более сложный метод осмотра. Для ее выполнения необходимо использовать носоглоточное зеркало и шпатель (рис.20). В левую руку врач должен взять шпатель и при открытом рте больного отдавить язык книзу, не касаясь при этом корня языка во избежание рвотных движений. В правой руке студент держит носоглоточное зеркало, которое обращено кверху. Зеркало предварительно подогревается на спиртовке, иначе оно запотеет. Отдавив язык, заводят зеркало за мягкое небо и просят больного сделать вдох через нос. Обращают внимание на купол, носовой части глотки, задний край носовой перегородки — сошник, задние концы носовых раковин, носовые ходы, выводные отверстия слуховых труб, располагающихся на боковой стенке носовой части глотки (рис. 21).
Рис.20. Задняя риноскопия.
Рис.21. Картина при задней риноскопии.
В случаях, когда задняя риноскопия не удается (чаще у детей раннего и дошкольного возраста), производят пальцевое исследование носоглотки. Вначале ребенка фиксирует помощник, врач становится справа от обследуемого. Затем указательным пальцем правой руки проникают в носоглотку и производят ощупывание (рис.22). При этом определяют наличие и степень аденоидов, размер опухоли, ее распространенность, плотность, подвижность и т.д.
Рис.22. Пальцевое исследование носоглотки.
Как уже отмечалось, осмотр полости носа дает представление и о состоянии околоносовых пазух. IV этап. Эндоскопическое исследование полости носа. Этот метод является наиболее информативным современным методом диагностики, заключается в применении жестких и гибких эндоскопов с различными углами обзора. Эндоскопы с различными углами поля зрения (от 0 до 90 град.) позволяют проводить осмотр самых труднодоступных отделов полости носа (рис.23).
Рис.23. Эндоскопическое исследование полости носа.
Внедрение этого высокотехнологичного метода существенно расширило горизонты диагностики заболеваний носа и околоносовых пазух.
V этап. Исследование дыхательной и обонятельной функций носа. Простым способом определения степени проходимости полости носа может быть такой: к ноздрям больного поочередно подносят пушинку ватки и просят сделать вдох и выдох. По степени ее отклонения судят о затруднении носового дыхания. Дыхание через каждую половину носа может быть нормальным, затрудненным или отсутствовать. Современный метод исследования носового дыхания может быть выполнен с помощью специального прибора и называется риноманометрия. Для исследования обонятельной функции производят поочередно вдох каждой половиной носа пахучих веществ из ольфактометрического набора. Чаще всего используют вещества с запахами возрастающей концентрации – винный спирт, настойка валерианы, раствор уксусной кислоты, нашатырный спирт. Ольфактометры — приборы, способные дозировать пахучее вещество, что позволяет определять порог остроты обоняния. VI этап. Рентгенография. Наиболее объективное представление о состоянии околоносовых пазух дает рентгенография, выполняемая в нескольких проекциях. Самой распространенной и достаточно информативной проекцией, выводящей все околоносовые пазухи, считается носоподборочная проекция, а лобные пазухи лучше видны на носолобной проекции (рис. 24).
Рис.24. Рентгенография околоносовых пазух в носоподбородочной (а) и носолобной проекциях (б).
О состоянии пазух судят по интенсивности их затемнения. Если пазухи по степени затемнения соответствуют глазницам, то они без патологии, пневматизация их не нарушена. При патологическом процессе в полостях околоносовых пазух они «затемнены», т.е. пневматизация пазух нарушена.
В течение последнего десятилетия появились гораздо более совершенные методы исследования – компьютерная томография (КТ) и магнитно-ядерная резонансная томография (МРТ), которые имеют намного большие разрешающие способности. Через некоторое время эти методы полностью заменят обычную рентгенографию (рис.25 и 26).
а) коронарная проекция б) аксиальная проекция Рис.25. Компьютерная томография околоносовых пазух
Рис.26. Магниторезонансная томограмма (МРТ) околоносовых пазух.
Заболевания носа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|