Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Переведите все непонятные слова и запомните.

Цели урока:

1. расширить словарный запас иностранных студентов по теме «описание человека»;

2. научить студентов типам речи (описание, рассуждение, повествование);

3. стимулировать интерес иностранных студентов к изучению русской литературы и русского языка;

4. развить разные виды речевой деятельности: чтение, говорение, творческое письмо и др;

5. повторить и закрепить изученные знания;

6. сформировать коммуникативные умения и развить речь иностранных студентов.

Задачи урока:

1. ознакомить студентов с материалами;

2. систематизировать лексику по теме “описание человека”;

3. выполнить вышеизложенные цели, развить словарный запас и коммуникативные умения иностранных студентов, повторить ряд грамматических знаний и т. д.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока.

3. Объявление цели и задачи урока.

4. Предтекстовые задания.

5. Чтение и анализ отрывков из художественных текстов.

6. Послетекстовые задания и беседа по текстам.

7. Итог урока.

8. Домашнее задание.

 

Объявление темы урока. ( *Сначала студенты должны отгадать загадки. Цель: стимулировать интерес студентов к полученным знаниям)


(1)

· У́тром на четырёх,

· Днём на двух,

· А ве́чером на трёх. (человек)

(2)

· Не се́ют,

· Не сажа́ют,

· Сами выраста́ют. (волосы)

(3)

· Брат с бра́том

· Через доро́гу живут,

· А один друго́го не ви́дит. (глаза)

 

(4)

· Вот гора́,   (нос)

· У горы́ две глубо́кие но́ры.

· В этих но́рах во́здух бро́дит,

· То захо́дит, то выхо́дит.

(5)

· Когда еди́м – они рабо́тают.

· Когда не еди́м – отдыха́ют.

· Не будем их чисти́ть

·  – они заболя́т. (зубы)

(6) Что за обе́дом всего нужнее? (рот)

(7) Кто всё слышит, но не говорит. (уши)



Чтение отрывков:

ОТРЫВОК 1.

Л.Н. Толсто́й так описа́л Ната́шу Росто́ву в 1-м то́ме рома́на «Война и мир»: "...Черногла́зая, с больши́м ртом, некрасивая, но жива́я де́вочка, с свои́ми де́тскими откры́тыми пле́чиками, вы́скочившими из корса́жа от быстрого бе́га, с своими сби́вшимися назад чёрными кудря́ми, то́ненькими оголёнными рука́ми и ма́ленькими но́жками в кружевны́х пантало́нчиках и откры́тых башмачка́х, была в том милом во́зрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок еще не девушка...".

Лингвистическое комментирование:

вы́скочивший: действительное причастие, прошедшего времени, от глагола “вы́скочить”, значит выпрыгнуть/выбежать откуда-н.

корса́ж: часть женского платья от шеи до пояса.

сби́вшийися: причастие от глагола «сбиться», значит запутаться, смешаться, вступить в противоречие с самим собою.

то́ненький: (разг.) уменьш.-ласк. к тонкий в 1 и 2 знач., очень тонкий.

оголёный: не прикрытый одеждой, раздетый, голый.

башмачок: уменьш.-ласк. к “башмаки”, обувь.

 

Вопросы после текста:

1. Кто читал роман «Война и мир»? Кто такая Наташа Ростова?

2. Нравится ли вам Наташа Ростова? Почему?

3. Что вы можете сказать о Наташе Ростовой? (о внешности)

4. Отгадайте, сколько лет Наташе Ростовой (именно в отрывке), и объясните почему.

5. Найдите в отрывке все слова в уменьшительно-ласкательной форме и отгадайте цель писателя.

6. Какой характер Наташи писатель показывает нам?

7. Как писатель создаёт образ героя в этом отрывке?


8. Посмотрите на слайд (с.9), как вы считаете, которая из них больше соответствует описанию в тексте, и объясните свой выбор.

 

Упражнение 1: Образуйте слова по модели: нога́ – но́жка (то есть образуйте уменьшительно-ласкательные формы слова.)

рука́, плечо́, бро́ви, глаза́, нос, у́хо, щека́, рот, усы́, борода́, коса́, зуб

 

*ответы: рука́ (ру́чка), плечо́ (пле́чико), бро́ви (бро́вки), глаза́ (гла́зки), нос (но́сик), у́хо (у́шко), щека́ (щёчка), рот (роти́к), усы́ (у́сики), борода́ (боро́дка), коса́ (коси́чка), зуб (зубо́к/зу́бик)

 

Упражнение 2. Продолжите ряд. Образец: чёрноглазый – с чёрными глазами


с ка́рими глазами – карегла́зый


со све́тлыми глазами – светлогла́зый

с дли́нным но́сом – длинноно́сый


c больши́м но́сом – большено́сый


c то́лстыми губами – толстогу́бый

с то́нкими губами – тонкогу́бый


с кру́глым лицом – круглоли́цый


с бле́дным лицом – бледноли́цый


с густы́ми бровя́ми – густобро́вый

с тёмными бровя́ми – темнобро́вый

с коро́ткими во́лосами – коротковоло́сый

с редкими волосами – редковоло́сый


с кра́сными щека́ми – краснощёкий


с широ́кими плеча́ми – широкопле́чий

с у́зкими плеча́ми – узкопле́чий


с то́лстой ше́ей – толстоше́ий


с белой ко́жей – белоко́жий


с дли́нной бородо́й – длинноборо́дый

с длинными рука́ми – длиннору́кий

c ры́жими уса́ми – рыжеу́сый


 


ОТРЫВОК 2.

И.С. Турге́нев так описа́л Ната́лью в рома́не «Ру́дин»: "... Дочь Да́рьи Миха́йловны, Ната́лья Алексе́евна, с пе́рвого взгля́да могла́ не понра́виться. Она ещё не успе́ла разви́ться, была худа́, смугла́, держа́лась немно́го сутулова́то. Но черты́ её лица́ были краси́вы и пра́вильны, хотя слишком вели́ки для семнадцатиле́тней де́вушки. Осо́бенно хоро́ш был её чи́стый и ро́вный лоб над то́нкими, как бы надло́мленными середи́не бро́вями. Она говори́ла мало, слу́шала и гляде́ла внима́тельно, почти́ при́стально, – то́чно она себе во всем хоте́ла дать отчёт. Она часто остава́лась неподви́жной, опуска́ла руки и заду́мывалась; на лице́ её выража́лась тогда вну́тренняя рабо́та мы́слей... Едва́ заме́тная улы́бка появи́тся вдруг на губах и скро́ется; больши́е тёмные глаза́ тихо подыму́тся...".

ОТРЫВОК 3.

Н.В. Го́голь так описа́л ростовщика́ в по́вести «портре́т»: "...Высо́кий, почти необыкнове́нный рост, сму́глое, то́щее, запалённое лицо́ и какой-то непостижи́мо стра́шный цвет его, больши́е, необыкнове́нного огня́ глаза́, нави́снувшие густы́е бро́ви отлича́ли его си́льно и ре́зко от всех пе́пельных жи́телей столи́цы…Но что странне́е всего и что не могло́ не порази́ть мно́гих - это была́ стра́нная судьба́ всех тех, кото́рые получа́ли от него де́ньги: все они ока́нчивали жизнь несча́стным о́бразом...".

 

Лингвистическое комментирование:

сутулова́то: немного сутулый, сгорбленный, с приподнятыми плеча́ми и немного вы́гнутой спино́й.

при́стально: сосредоточенно, напряженно-внимательно, не отрываясь.

отчёт: объяснение

ростовщи́к: тот, кто дает деньги в рост (в долг, под высокий процент).

то́щий: очень худой из-за недостаточного физического развития, плохого питания, болезни.

непостижи́мо: непонятно

пе́пельный: светло-серый

порази́ть: нанести удар кому-нибудь, победить, сильно удивить

 

( * отрывок 2 и 3 – для сравнения описания положительного и отрицательного героя в художественном тексте)

Вопросы после текстов:

1. Опишите внешность Натальи по тексту.

2. Какой основной приём использует писатель для создания образа Натальи?


3. Какие черты характера у Натальи вы заметили из текста? Как писатель выражает эти черты?

4. Можно ли сказать, что Наталья – это положительный герой в романе? Почему?

5. Опишите внешность ростовщика.

6. Какое впечатление производит на вас внешность ростовщика?

7. Какие черты характера ростовщика автор подчеркнул в отрывке?

8. Как вы думаете, ростовщик – это положительный или отрицательный герой в повести? Объясните свой выбор.

 

Задание 3.Как вы понимаете следующие пословицы? Согласны ли вы с ними? Есть ли похожие выражения в вашей стране?

1. Глаза́ – это зе́ркало души́.

2. Коль о́чи све́тятся – душа чи́ста. (* коль: если; очи: устаревшее слово, значит “глаза”)

3. Хоро́шего человека по глаза́м видно.

4. Во́лос до́лог, да ум коро́ток.

5. Держи́ у́ши поши́ре, а рот поу́же.

6. Рот не воро́та, замко́м не запрёшь.

7. Голова́ без ума́, что фона́рь без свечи́.

8. Ру́ки рабо́тают, а голова́ ко́рмит.

9. Одна́ голова́ хорошо́, а две́ лу́чше.

 

Прочитайте отрывки из повести Н.В. Гоголя «Портре́т», и посмотрите как писатель по-разному описывает персонажей мужского пола в одном произведе́нии. ( * сравнение)

Портре́тная характери́стика Чартко́ва (нача́ло повествова́ния):

“…Ста́рая шине́ль и нещегольско́е пла́тье пока́зывали в нём того челове́ка, который с самоотверже́нием пре́дан был своему́ труду́ и не имел вре́мени забо́титься о своём наря́де, всегда име́ющем таи́нственную привлека́тельность для мо́лодости…”

 

Портре́т сы́на того самого́ худо́жника, кото́рый когда́-то со́здал портре́т ростовщи́ка:

“…Это был стро́йный человек, лет тридцати́ пяти́, с дли́нными чёрными кудря́ми. Прия́тное лицо́, испо́лненное какой то све́тлой беззабо́тности, пока́зывало ду́шу, чу́ждую всех томя́щих све́тских потрясе́ний; в наря́де его не было никаки́х притяза́ний на мо́ду: всё пока́зывало в нём артиста…”

 

Лингвистическое комментирование:

нещегольско́й: не изысканный, не нарядный, не модный.

наря́д: одежда, костюм.

беззабо́тность: сущ. по знач. прил.: беззаботный, не склонный утруждать себя заботами, беспокоиться о чём-либо; беспечный.

томя́щий: Из прич. по знач. глаг.: томить, мучить, угнетать.

потрясе́ние: сильное волнение, глубокое переживание; коренная ломка, коренное изменение чего-либо.

притяза́ние: стремление получить что-либо, предъявление своих прав на что-либо; стремление добиться чьего-либо признания, одобрения

 

Вопросы после чтения:

1. Найдите все слова и выражения, описывающие человека в отрывках.

2.Выявите, в чем отличие портретной характеристики Чарткова и портретной характеристики сына художника.

3. Почему Гоголь так по-разному строит описание?

4. Какие общие черты характера у них есть?

5. Посмотрите на портрет Чарткова, если бы вы были на месте писателя, как бы вы описывали его?

 

Повторите и запомните.

 Глагол Падеж Пример
Носить что? = ходить в чём? # носить джинсы = ходить в джинсах

Одевать / одеть

кого? одеть ребёнка раздевать/ раздеть ребёнка
во что? одеть в новую шубу

Надевать / надеть

что? снять шапку
что на кого? пальто на ребёнка
что на что? перчатку на руку
поверх чего? поверх костюма
подо что? под плащ

Одеваться / одеться

= надевать одежду на себя

Раздеваться/раздеться

как? со вкусом; плохо
где? у лучших портных, в хороших магазинах.

Упражнение. Дополните предложения глаголами из рубрики «Запомните!».

1. Каждое утро я быстро принимаю душ, __одеваюсь_____ и сажусь заниматься.

2. Обычно моя мама __ходит____ на работу в брюках, но вчера был день рождения компании, и она __надела____ новое платье.

3. Мне не нравятся девушки, которые __одеваются____ безвкусно.

4. Мужчины любят шутить о том, что женщине всегда нечего __надеть____, но,при этом, места для вещей в любом шкафу всегда мало.

5. В стране не нашлось портных, чтобы __одеть_____ президента.

6. На вопрос журналистов, что она __надевает_____ на ночь, Мэрлин Монро ответила: «Несколько капель духов Шанель № 5».

7. В этом сезоне модно __носить____ фетровые шляпы.

 

Систематизация лексики по теме “описание человека”

Челове́к: ма́льчик – подро́сток – молодо́й человек (20 лет / 25 лет) – мужчи́на (за 40/сре́дних лет, в по́лном расцве́те сил/лет, пожило́й, (пенсио́нного во́зраста) – стари́к; де́вочка – де́вушка – же́нщина – стару́ха (стару́шка).

О́бщая оце́нка вне́шности человека: с европе́йской (азиа́тской, восто́чной, африка́нской) вне́шностью/славя́нской нару́жности// краси́вый, симпати́чный, элега́нтный, уро́дливый, преле́стный, очарова́тельный, джентльме́нский.

О фигу́ре:по́лный челове́к / стро́йного телосложе́ния / с идеа́льной фигурой: высо́кой гру́дью, то́нкой та́лией, дли́нными стро́йными нога́ми...; толстя́к с широ́кими плеча́ми и «пивны́м» живото́м; худо́й (ху́денький), худоща́вый, по́лный, полнова́тый, то́лстый, стро́йный, изя́щный, спорти́вный, могу́чий, гру́зный, тяжёлый, суту́лый, то́нкая та́лия; дли́нные, стро́йные, коро́ткие, то́лстые но́ги, высо́кая гру́дь, широ́кие, спорти́вные пле́чи.

Челове́к како́го ро́ста: высо́кого (высо́кий ю́ноша), ни́зкого (ни́зкий па́рень), ма́ленького, сре́днего ро́ста; короты́шка, верзи́ла (разг.)

Лицо́: безборо́дое лицо, лицо с борода́вкой/ с монго́льским лицо́м: // борода́тое, чёрнобородое, большегла́зое, глаза́стое, щека́стое, заро́сшее во́лосами; кру́глое, квадра́тное, ова́льное, дли́нное, скула́стое, монго́льское, кру́пное, луноподо́бное; кровь с молоком, румя́ное (с румя́нцем, с румя́ными щека́ми), со здоро́вым цве́том лица, бле́дное, земли́стое, бескро́вное, мёртвое, полумёртвое, живо́е; вырази́тельное, обы́чное, невзра́чное, прия́тное, ми́лое, гру́бое; до́брое, злое, глу́пое, у́мное; печа́льное, улы́бчивое (улыба́ющееся), угрю́мое, хму́рое, деревя́нное, пусто́е, со́нное.

Выраже́ние лица́: засте́нчивое, гордели́вое, самоуве́ренное, злое, серди́тое, счастли́вое, заду́мчивое, трудно определя́емое, ничего не выража́ющее; с выраже́нием ску́ки/жизнелю́бия, с чуть заме́тной улы́бкой; весь в себе.

Глаза́: больши́е, кру́глые, у́зкие, восто́чные, минда́льные, прищу́ренные;ка́рие, зелёные, фиа́лковые, кофе́йные;вырази́тельные, по́лные печа́ли / стра́сти; бе́гающие, бездо́нные, живы́е, безжи́зненные, полусо́нные, холо́дные. О́чи. (очи – устаревшее слово, глаза)

Взгля́д: прямо́й, колю́чий, холо́дный, жёсткий, откры́тый, внима́тельный, мра́чный, го́рестный, больно́й, пусто́й, оце́нивающий. 


Нос: большо́й, кру́пный, ма́ленький (но́сик); прямо́й, гре́ческий, грузи́нский, карто́шкой, о́стрый, пра́вильный, курно́сый, пло́ский, ути́ный, орли́ный.

Гу́бы: а́лые, вишнёвые, я́ркие, си́ние, бескро́вные, бле́дные; больши́е, по́лные, у́зкие, то́нкие, ба́нтиком, серде́чком; чу́вственные, сексуа́льные, *упря́мые.

Рот: кру́пный, беззу́бый, тонкогу́бый, сжа́тый, упря́мый, улыба́ющийся. У него улы́бка во весь рот.

Ко́жа: белосне́жная, чи́стая, сму́глая, загоре́лая / темноко́жий человек, с бле́дной ко́жей, с ко́жей пе́рсикового цвета.


Во ́ лосы: све́тлые, чёрные, тёмные, кашта́новые, ру́сые, ры́жие, белоку́рые, седы́е, кра́шеные,обесцве́ченные, прямы́е, гла́дкие, мя́гкие, кудря́вые, курча́вые, волни́стые; коро́ткие, дли́нные, средней дли́ны, по пле́чи, по по́яс; с коро́ткой стри́жкой, с моде́льной причёской, с косо́й (ко́сами, коси́чкой), с хвосто́м, стри́женый наголо́. У него краси́вая, аккура́тная, коро́ткая стри́жка; она но́сит дли́нные во́лосы с чёлкой.
белоку́рый, ры́жеволосый человек /с седы́ми во́лосами / лы́сый (с лы́синой), блонди́н – блонди́нка, брюне́т – брюне́тка, шате́н – шате́нка.

Борода́: больша́я, дли́нная, коро́ткая, широ́кая, двойна́я; седа́я, чёрная, рыжева́тая, кудря́вая.

Усы́: дли́нные, прямы́е, аккура́тные; чёрные, седы́е, ру́сые; мо́дные у́сики.


!!! При́знак выража́ется: определе́нием – бле́дный; словосочета́нием – идеа́льной фо́рмы, ни́зкого ро́ста, обы́чной нару́жности, глаза́ с дли́нными ресни́цами; сравне́нием – (нос) карто́шкой, (гу́бки) ба́нтиком, (бро́ви) до́миком; а твои глаза как 2 тума́на, щёки как ро́зы, похож на во́лка. (вывод)

Задание: Посмотрите на слайд, опишите внешность разных людей. (о фигуре, о лице, о волосах…)

 

Домашние задания:

Переведите все непонятные слова и запомните.

2. Сделайте план описания человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...