Переведите все непонятные слова и запомните.
Цели урока: 1. расширить словарный запас иностранных студентов по теме «описание человека»; 2. научить студентов типам речи (описание, рассуждение, повествование); 3. стимулировать интерес иностранных студентов к изучению русской литературы и русского языка; 4. развить разные виды речевой деятельности: чтение, говорение, творческое письмо и др; 5. повторить и закрепить изученные знания; 6. сформировать коммуникативные умения и развить речь иностранных студентов. Задачи урока: 1. ознакомить студентов с материалами; 2. систематизировать лексику по теме “описание человека”; 3. выполнить вышеизложенные цели, развить словарный запас и коммуникативные умения иностранных студентов, повторить ряд грамматических знаний и т. д. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Объявление темы урока. 3. Объявление цели и задачи урока. 4. Предтекстовые задания. 5. Чтение и анализ отрывков из художественных текстов. 6. Послетекстовые задания и беседа по текстам. 7. Итог урока. 8. Домашнее задание.
Объявление темы урока. ( *Сначала студенты должны отгадать загадки. Цель: стимулировать интерес студентов к полученным знаниям) (1) · У́тром на четырёх, · Днём на двух, · А ве́чером на трёх. (человек) (2) · Не се́ют, · Не сажа́ют, · Сами выраста́ют. (волосы) (3) · Брат с бра́том · Через доро́гу живут, · А один друго́го не ви́дит. (глаза)
(4) · Вот гора́, (нос) · У горы́ две глубо́кие но́ры. · В этих но́рах во́здух бро́дит, · То захо́дит, то выхо́дит. (5) · Когда еди́м – они рабо́тают. · Когда не еди́м – отдыха́ют. · Не будем их чисти́ть · – они заболя́т. (зубы)
(6) Что за обе́дом всего нужнее? (рот) (7) Кто всё слышит, но не говорит. (уши) Чтение отрывков: ОТРЫВОК 1. Л.Н. Толсто́й так описа́л Ната́шу Росто́ву в 1-м то́ме рома́на «Война и мир»: "...Черногла́зая, с больши́м ртом, некрасивая, но жива́я де́вочка, с свои́ми де́тскими откры́тыми пле́чиками, вы́скочившими из корса́жа от быстрого бе́га, с своими сби́вшимися назад чёрными кудря́ми, то́ненькими оголёнными рука́ми и ма́ленькими но́жками в кружевны́х пантало́нчиках и откры́тых башмачка́х, была в том милом во́зрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок еще не девушка...". Лингвистическое комментирование: вы́скочивший: действительное причастие, прошедшего времени, от глагола “вы́скочить”, значит выпрыгнуть/выбежать откуда-н. корса́ж: часть женского платья от шеи до пояса. сби́вшийися: причастие от глагола «сбиться», значит запутаться, смешаться, вступить в противоречие с самим собою. то́ненький: (разг.) уменьш.-ласк. к тонкий в 1 и 2 знач., очень тонкий. оголёный: не прикрытый одеждой, раздетый, голый. башмачок: уменьш.-ласк. к “башмаки”, обувь.
Вопросы после текста: 1. Кто читал роман «Война и мир»? Кто такая Наташа Ростова? 2. Нравится ли вам Наташа Ростова? Почему? 3. Что вы можете сказать о Наташе Ростовой? (о внешности) 4. Отгадайте, сколько лет Наташе Ростовой (именно в отрывке), и объясните почему. 5. Найдите в отрывке все слова в уменьшительно-ласкательной форме и отгадайте цель писателя. 6. Какой характер Наташи писатель показывает нам? 7. Как писатель создаёт образ героя в этом отрывке? 8. Посмотрите на слайд (с.9), как вы считаете, которая из них больше соответствует описанию в тексте, и объясните свой выбор.
Упражнение 1: Образуйте слова по модели: нога́ – но́жка (то есть образуйте уменьшительно-ласкательные формы слова.)
рука́, плечо́, бро́ви, глаза́, нос, у́хо, щека́, рот, усы́, борода́, коса́, зуб
*ответы: рука́ (ру́чка), плечо́ (пле́чико), бро́ви (бро́вки), глаза́ (гла́зки), нос (но́сик), у́хо (у́шко), щека́ (щёчка), рот (роти́к), усы́ (у́сики), борода́ (боро́дка), коса́ (коси́чка), зуб (зубо́к/зу́бик)
Упражнение 2. Продолжите ряд. Образец: чёрноглазый – с чёрными глазами с ка́рими глазами – карегла́зый со све́тлыми глазами – светлогла́зый с дли́нным но́сом – длинноно́сый c больши́м но́сом – большено́сый c то́лстыми губами – толстогу́бый с то́нкими губами – тонкогу́бый с кру́глым лицом – круглоли́цый с бле́дным лицом – бледноли́цый с густы́ми бровя́ми – густобро́вый с тёмными бровя́ми – темнобро́вый с коро́ткими во́лосами – коротковоло́сый с редкими волосами – редковоло́сый с кра́сными щека́ми – краснощёкий с широ́кими плеча́ми – широкопле́чий с у́зкими плеча́ми – узкопле́чий с то́лстой ше́ей – толстоше́ий с белой ко́жей – белоко́жий с дли́нной бородо́й – длинноборо́дый с длинными рука́ми – длиннору́кий c ры́жими уса́ми – рыжеу́сый
ОТРЫВОК 2. И.С. Турге́нев так описа́л Ната́лью в рома́не «Ру́дин»: "... Дочь Да́рьи Миха́йловны, Ната́лья Алексе́евна, с пе́рвого взгля́да могла́ не понра́виться. Она ещё не успе́ла разви́ться, была худа́, смугла́, держа́лась немно́го сутулова́то. Но черты́ её лица́ были краси́вы и пра́вильны, хотя слишком вели́ки для семнадцатиле́тней де́вушки. Осо́бенно хоро́ш был её чи́стый и ро́вный лоб над то́нкими, как бы надло́мленными середи́не бро́вями. Она говори́ла мало, слу́шала и гляде́ла внима́тельно, почти́ при́стально, – то́чно она себе во всем хоте́ла дать отчёт. Она часто остава́лась неподви́жной, опуска́ла руки и заду́мывалась; на лице́ её выража́лась тогда вну́тренняя рабо́та мы́слей... Едва́ заме́тная улы́бка появи́тся вдруг на губах и скро́ется; больши́е тёмные глаза́ тихо подыму́тся...".
ОТРЫВОК 3. Н.В. Го́голь так описа́л ростовщика́ в по́вести «портре́т»: "...Высо́кий, почти необыкнове́нный рост, сму́глое, то́щее, запалённое лицо́ и какой-то непостижи́мо стра́шный цвет его, больши́е, необыкнове́нного огня́ глаза́, нави́снувшие густы́е бро́ви отлича́ли его си́льно и ре́зко от всех пе́пельных жи́телей столи́цы…Но что странне́е всего и что не могло́ не порази́ть мно́гих - это была́ стра́нная судьба́ всех тех, кото́рые получа́ли от него де́ньги: все они ока́нчивали жизнь несча́стным о́бразом...".
Лингвистическое комментирование: сутулова́то: немного сутулый, сгорбленный, с приподнятыми плеча́ми и немного вы́гнутой спино́й. при́стально: сосредоточенно, напряженно-внимательно, не отрываясь. отчёт: объяснение ростовщи́к: тот, кто дает деньги в рост (в долг, под высокий процент). то́щий: очень худой из-за недостаточного физического развития, плохого питания, болезни. непостижи́мо: непонятно пе́пельный: светло-серый порази́ть: нанести удар кому-нибудь, победить, сильно удивить
( * отрывок 2 и 3 – для сравнения описания положительного и отрицательного героя в художественном тексте) Вопросы после текстов: 1. Опишите внешность Натальи по тексту. 2. Какой основной приём использует писатель для создания образа Натальи? 3. Какие черты характера у Натальи вы заметили из текста? Как писатель выражает эти черты? 4. Можно ли сказать, что Наталья – это положительный герой в романе? Почему? 5. Опишите внешность ростовщика. 6. Какое впечатление производит на вас внешность ростовщика? 7. Какие черты характера ростовщика автор подчеркнул в отрывке? 8. Как вы думаете, ростовщик – это положительный или отрицательный герой в повести? Объясните свой выбор.
Задание 3.Как вы понимаете следующие пословицы? Согласны ли вы с ними? Есть ли похожие выражения в вашей стране? 1. Глаза́ – это зе́ркало души́. 2. Коль о́чи све́тятся – душа чи́ста. (* коль: если; очи: устаревшее слово, значит “глаза”) 3. Хоро́шего человека по глаза́м видно. 4. Во́лос до́лог, да ум коро́ток. 5. Держи́ у́ши поши́ре, а рот поу́же. 6. Рот не воро́та, замко́м не запрёшь. 7. Голова́ без ума́, что фона́рь без свечи́. 8. Ру́ки рабо́тают, а голова́ ко́рмит. 9. Одна́ голова́ хорошо́, а две́ лу́чше.
Прочитайте отрывки из повести Н.В. Гоголя «Портре́т», и посмотрите как писатель по-разному описывает персонажей мужского пола в одном произведе́нии. ( * сравнение) Портре́тная характери́стика Чартко́ва (нача́ло повествова́ния): “…Ста́рая шине́ль и нещегольско́е пла́тье пока́зывали в нём того челове́ка, который с самоотверже́нием пре́дан был своему́ труду́ и не имел вре́мени забо́титься о своём наря́де, всегда име́ющем таи́нственную привлека́тельность для мо́лодости…”
Портре́т сы́на того самого́ худо́жника, кото́рый когда́-то со́здал портре́т ростовщи́ка: “…Это был стро́йный человек, лет тридцати́ пяти́, с дли́нными чёрными кудря́ми. Прия́тное лицо́, испо́лненное какой то све́тлой беззабо́тности, пока́зывало ду́шу, чу́ждую всех томя́щих све́тских потрясе́ний; в наря́де его не было никаки́х притяза́ний на мо́ду: всё пока́зывало в нём артиста…”
Лингвистическое комментирование: нещегольско́й: не изысканный, не нарядный, не модный. наря́д: одежда, костюм. беззабо́тность: сущ. по знач. прил.: беззаботный, не склонный утруждать себя заботами, беспокоиться о чём-либо; беспечный. томя́щий: Из прич. по знач. глаг.: томить, мучить, угнетать. потрясе́ние: сильное волнение, глубокое переживание; коренная ломка, коренное изменение чего-либо. притяза́ние: стремление получить что-либо, предъявление своих прав на что-либо; стремление добиться чьего-либо признания, одобрения
Вопросы после чтения: 1. Найдите все слова и выражения, описывающие человека в отрывках. 2.Выявите, в чем отличие портретной характеристики Чарткова и портретной характеристики сына художника. 3. Почему Гоголь так по-разному строит описание? 4. Какие общие черты характера у них есть? 5. Посмотрите на портрет Чарткова, если бы вы были на месте писателя, как бы вы описывали его?
Повторите и запомните.
Одевать / одеть
| кого? | одеть ребёнка раздевать/ раздеть ребёнка | |||||||||||||||||||||
во что? | одеть в новую шубу | ||||||||||||||||||||||
Надевать / надеть | что? | снять шапку | |||||||||||||||||||||
что на кого? | пальто на ребёнка | ||||||||||||||||||||||
что на что? | перчатку на руку | ||||||||||||||||||||||
поверх чего? | поверх костюма | ||||||||||||||||||||||
подо что? | под плащ | ||||||||||||||||||||||
Одеваться / одеться = надевать одежду на себя Раздеваться/раздеться | как? | со вкусом; плохо | |||||||||||||||||||||
где? | у лучших портных, в хороших магазинах. |
Упражнение. Дополните предложения глаголами из рубрики «Запомните!».
1. Каждое утро я быстро принимаю душ, __одеваюсь_____ и сажусь заниматься.
2. Обычно моя мама __ходит____ на работу в брюках, но вчера был день рождения компании, и она __надела____ новое платье.
3. Мне не нравятся девушки, которые __одеваются____ безвкусно.
4. Мужчины любят шутить о том, что женщине всегда нечего __надеть____, но,при этом, места для вещей в любом шкафу всегда мало.
5. В стране не нашлось портных, чтобы __одеть_____ президента.
6. На вопрос журналистов, что она __надевает_____ на ночь, Мэрлин Монро ответила: «Несколько капель духов Шанель № 5».
7. В этом сезоне модно __носить____ фетровые шляпы.
Систематизация лексики по теме “описание человека”
Челове́к: ма́льчик – подро́сток – молодо́й человек (20 лет / 25 лет) – мужчи́на (за 40/сре́дних лет, в по́лном расцве́те сил/лет, пожило́й, (пенсио́нного во́зраста) – стари́к; де́вочка – де́вушка – же́нщина – стару́ха (стару́шка).
О́бщая оце́нка вне́шности человека: с европе́йской (азиа́тской, восто́чной, африка́нской) вне́шностью/славя́нской нару́жности// краси́вый, симпати́чный, элега́нтный, уро́дливый, преле́стный, очарова́тельный, джентльме́нский.
О фигу́ре:по́лный челове́к / стро́йного телосложе́ния / с идеа́льной фигурой: высо́кой гру́дью, то́нкой та́лией, дли́нными стро́йными нога́ми...; толстя́к с широ́кими плеча́ми и «пивны́м» живото́м; худо́й (ху́денький), худоща́вый, по́лный, полнова́тый, то́лстый, стро́йный, изя́щный, спорти́вный, могу́чий, гру́зный, тяжёлый, суту́лый, то́нкая та́лия; дли́нные, стро́йные, коро́ткие, то́лстые но́ги, высо́кая гру́дь, широ́кие, спорти́вные пле́чи.
Челове́к како́го ро́ста: высо́кого (высо́кий ю́ноша), ни́зкого (ни́зкий па́рень), ма́ленького, сре́днего ро́ста; короты́шка, верзи́ла (разг.)
Лицо́: безборо́дое лицо, лицо с борода́вкой/ с монго́льским лицо́м: // борода́тое, чёрнобородое, большегла́зое, глаза́стое, щека́стое, заро́сшее во́лосами; кру́глое, квадра́тное, ова́льное, дли́нное, скула́стое, монго́льское, кру́пное, луноподо́бное; кровь с молоком, румя́ное (с румя́нцем, с румя́ными щека́ми), со здоро́вым цве́том лица, бле́дное, земли́стое, бескро́вное, мёртвое, полумёртвое, живо́е; вырази́тельное, обы́чное, невзра́чное, прия́тное, ми́лое, гру́бое; до́брое, злое, глу́пое, у́мное; печа́льное, улы́бчивое (улыба́ющееся), угрю́мое, хму́рое, деревя́нное, пусто́е, со́нное.
Выраже́ние лица́: засте́нчивое, гордели́вое, самоуве́ренное, злое, серди́тое, счастли́вое, заду́мчивое, трудно определя́емое, ничего не выража́ющее; с выраже́нием ску́ки/жизнелю́бия, с чуть заме́тной улы́бкой; весь в себе.
Глаза́: больши́е, кру́глые, у́зкие, восто́чные, минда́льные, прищу́ренные;ка́рие, зелёные, фиа́лковые, кофе́йные;вырази́тельные, по́лные печа́ли / стра́сти; бе́гающие, бездо́нные, живы́е, безжи́зненные, полусо́нные, холо́дные. О́чи. (очи – устаревшее слово, глаза)
Взгля́д: прямо́й, колю́чий, холо́дный, жёсткий, откры́тый, внима́тельный, мра́чный, го́рестный, больно́й, пусто́й, оце́нивающий.
Нос: большо́й, кру́пный, ма́ленький (но́сик); прямо́й, гре́ческий, грузи́нский, карто́шкой, о́стрый, пра́вильный, курно́сый, пло́ский, ути́ный, орли́ный.
Гу́бы: а́лые, вишнёвые, я́ркие, си́ние, бескро́вные, бле́дные; больши́е, по́лные, у́зкие, то́нкие, ба́нтиком, серде́чком; чу́вственные, сексуа́льные, *упря́мые.
Рот: кру́пный, беззу́бый, тонкогу́бый, сжа́тый, упря́мый, улыба́ющийся. У него улы́бка во весь рот.
Ко́жа: белосне́жная, чи́стая, сму́глая, загоре́лая / темноко́жий человек, с бле́дной ко́жей, с ко́жей пе́рсикового цвета.
Во ́ лосы: све́тлые, чёрные, тёмные, кашта́новые, ру́сые, ры́жие, белоку́рые, седы́е, кра́шеные,обесцве́ченные, прямы́е, гла́дкие, мя́гкие, кудря́вые, курча́вые, волни́стые; коро́ткие, дли́нные, средней дли́ны, по пле́чи, по по́яс; с коро́ткой стри́жкой, с моде́льной причёской, с косо́й (ко́сами, коси́чкой), с хвосто́м, стри́женый наголо́. У него краси́вая, аккура́тная, коро́ткая стри́жка; она но́сит дли́нные во́лосы с чёлкой. белоку́рый, ры́жеволосый человек /с седы́ми во́лосами / лы́сый (с лы́синой), блонди́н – блонди́нка, брюне́т – брюне́тка, шате́н – шате́нка.
Борода́: больша́я, дли́нная, коро́ткая, широ́кая, двойна́я; седа́я, чёрная, рыжева́тая, кудря́вая.
Усы́: дли́нные, прямы́е, аккура́тные; чёрные, седы́е, ру́сые; мо́дные у́сики.
!!! При́знак выража́ется: определе́нием – бле́дный; словосочета́нием – идеа́льной фо́рмы, ни́зкого ро́ста, обы́чной нару́жности, глаза́ с дли́нными ресни́цами; сравне́нием – (нос) карто́шкой, (гу́бки) ба́нтиком, (бро́ви) до́миком; а твои глаза как 2 тума́на, щёки как ро́зы, похож на во́лка. (вывод)
Задание: Посмотрите на слайд, опишите внешность разных людей. (о фигуре, о лице, о волосах…)
Домашние задания:
Переведите все непонятные слова и запомните.
2. Сделайте план описания человека.
|
|