Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар № 1. Сравнительная характеристика законника хаммурапи и Законов XII таблиц

Планы семинарских занятий для студентов заочного отделения СПДЗ

Часов

Учебная литература ко всем темам семинарских занятий

Учебники и учебные пособия

Кучма В. В. История государства и права зарубежных стран. Волгоград, 2007. – 606 с.

История государства и права зарубежных стран. В 2-х т. Т. 1. Древний мир и Средние века: Учеб. / Отв. ред. Н.А.Крашенинникова и др. - 3 изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2019 - 720 с. http://znanium.com/catalog.php

История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 320 с.: http://znanium.com/catalog.php

Фалалеева И.Н., Песковатскова А.В. История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие. Изд-во ВолГУ. Волгоград, 2013. - 120 с.

 

Хрестоматии и сборники документов

Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М., 1999.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2-х тт. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. Том 1 - М., Проспект, 2013.- 392 с. Т.2. – М., Проспект, 2016. – 520 с.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран:в двух томах: учебное пособие. Том 1, Древний мир и Средние века /Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; Сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз; Отв.ред. Н. А. Крашенинникова. -М.:Норма,2019. -816 с.

Семинар № 1. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОННИКА ХАММУРАПИ И ЗАКОНОВ XII ТАБЛИЦ

 (2 часа).

Проводится в форме интерактивного занятия «совместное проектирование» + «case - stady»

Некоторые ключевые понятия темы: авилум, баирум, библум, илку, мушкенум, талион, тамкар, тархатум, редумформы брака, формы наследования; агнат, вещное право, деликт, когнат, контракт, легисакционный процесс, манципируемые и не манципируемые вещи, нексум, сервитуты.

1. Общая характеристика Законника Хаммурапи и ЗаконовXIIтаблиц (хронология, социальное значение, структура, специфические особенности).

2. Гражданское право.

3. Брачно-семейное право.

4. Уголовное право.

5. Судебный процесс.

Цель: формирование ОПК-6: способность повышать уровень своей профессиональной компетентности; ПК-2 Способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; ПК-15: Способность толковать нормативные правовые акты через овладение навыками критического анализа источников древнего права и использования их для разрешения конкретных проблемных ситуаций.

Для этого решить следующие задачи:

1. Составить сравнительную характеристику изучаемых правовых кодексов, проанализировав отдельные правовые институты.

2. Решить смоделированные правовые казусы, опираясь на конкретные статьи кодексов.

Задачи для подгрупп:

1. Изложить главные цели кодификационной деятельности. Дать общую характеристику права по Законнику Хаммурапи и Законам XII таблиц (уровень правовой техники, казуистичность правовых норм, строгий формализм, связь права с религией и моралью, принципы систематизации правового материала).

2. Оценить общий уровень регулирования имущественных отношений, право собственности; основные источники обязательств, виды договоров, виды обязательств из причинения вреда.

3. Раскрыть сущность института брачно-семейного права, господствующее положение мужа в семье, степень правовой защищенности женщины; условия заключения и расторжения браков, проблему разводов и усыновлений, положение законнорожденных и внебрачных детей.

4. Охарактеризовать институт наследственного права: наследование по закону (очереди наследников, наследственные доли), элементы наследования по завещанию.

5. Проанализировать уголовное право. Оценить уровень развития институтов общей части уголовного. Перечислить виды преступлений. Изложить систему и цели наказаний. Описать принципы и стадии судебного процесса, исходя из анализа статей Кодексов.

Ход занятия:

Ответ готовится подгруппами в виде сравнительной таблицы. Для работы студенты используют критерии сравнения двух кодексов, предложенные преподавателем в презентации в 5-ти табличных формах: институт собственности; обязательства; брачное право; виды преступлений и наказании; суд и процесс.

1-й этап. Группа разбивается на пять равных подгрупп. Между подгруппами преподаватель распределяет правовые институты для сравнения. Каждая подгруппа делится поровну для работы с разными кодексами, но по одному правовому институту.

2-й этап. Под руководством модератора, назначенного преподавателем, студенты подгруппы анализируют источники (собственно правовые кодексы), при этом каждая микрогруппа формирует свой блок информации.

3-й этап. Студенты одноименных микрогрупп обмениваются данными и вместе изображают в таблице на листах формата А3 сравнительную характеристику «своего блока» памятников права.

4-й этап. Модераторы подгрупп защищают сравнительную характеристику своего правового института перед аудиторией. Члены других подгрупп должны задавать уточняющие вопросы.

Хронометраж:

Вводное слово преподавателя, постановка цели, распределение задания– 5 мин.

Работа подгрупп – 15 мин.

Доклады модераторов подгрупп – по 5 мин.=25 мин.

Взаимооценка и формулирование выводов с применением принципов «пять «П» и «ПОПС»* - 10 мин.

Подведение итогов преподавателем, объявление оценок –5 мин.

*Пять «П» (отзыв на ответ)

Полно: Обо всем ли сказано? Что опущено?

Правильно: Все правильно? Есть ли неточности, ошибки?

Последовательно: Были ли нарушения последовательности? Повторы?

Примеры: Насколько удачно примеры иллюстрировали теоретические положения?

Пояснения: Разъяснялись ли приведенные примеры? Насколько точно и понятно?

ПОПС - формула используется при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию:

П – позиция (точка зрения) – я считаю…

О – обоснование (доводы) - …потому, что…

П – пример (факты) - …например…

С – следовательно (вывод) – поэтому.

Письменное решение задач по Законам Хаммурапи и Законам XII таблиц в аудитории в парах с последующей аргументацией решения и взаимооценкой - 30 мин.

Примечание: обязательно наличие хрестоматии или распечатки Законов у каждого студента. Характеристика отраслей права дается с обязательной постатейной опорой на источник.

Литература

Емельянов В. В. Древний Шумер. СПб., 2001.

Корсаков К.В. Первоначальные формы уголовного наказания в истории Древнего мира // Вопросы истории. 2019. №7. С.137 – 144.

Кофанов Л. Л. Обязательственное право в архаическом Риме (VI-IV вв. до н.э.). М., 1994.

Кофанов, Л. Л. Владение и собственность в Законах XII таблиц // Древнее право. Iusantiquum. 2000. №6.

Никитина А.Д. Наложение санкций в праве государств — Ашшура и Вавилонии во II тыс. до н.э. Попытка законодательного закрепления личной свободы// История государства и права. 2017. №22 С. 3-7.

Томсинов В.А. Государство и право Древнего Египта. М., Зерцало-М. 2011. 512 с.

Шигабутдинова А. Л. Правосубъектность общины Древнего Востока: некоторые историко-правовые аспекты// Вестник Нижегородской академии МВД России, 2014, № 2 (26). С. 51-55.

 

Сравнительная характеристика Законов Хаммурапи и Законов Х II таблиц (приложение к семинару)

Институт собственности

Содержание Древний Вавилон Древний Рим
Особенности экономического строя    
Формы собственности    
Способы приобретения собственности    
Ограничения распоряжения собственностью    
Особенности регулирования земельной собственности    

 

Обязательства

Содержание Древний Вавилон Древний Рим
Основания возникновения обязательств    
Гарантии исполнения обязательств    
Требования к форме заключения договора    
Виды договоров и особенности регулирования    

Брачное право

Содержание / источники Древний Вавилон Древний Рим
Формы и характер брака    
Способы заключения брака    
Основания расторжения брака    
Имущественные права супругов    
Правовое положение детей    
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...