Семинар № 1. Сравнительная характеристика законника хаммурапи и Законов XII таблиц
Планы семинарских занятий для студентов заочного отделения СПДЗ Часов Учебная литература ко всем темам семинарских занятий Учебники и учебные пособия Кучма В. В. История государства и права зарубежных стран. Волгоград, 2007. – 606 с. История государства и права зарубежных стран. В 2-х т. Т. 1. Древний мир и Средние века: Учеб. / Отв. ред. Н.А.Крашенинникова и др. - 3 изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2019 - 720 с. http://znanium.com/catalog.php История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 320 с.: http://znanium.com/catalog.php Фалалеева И.Н., Песковатскова А.В. История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие. Изд-во ВолГУ. Волгоград, 2013. - 120 с.
Хрестоматии и сборники документов Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М., 1999. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2-х тт. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. Том 1 - М., Проспект, 2013.- 392 с. Т.2. – М., Проспект, 2016. – 520 с. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран:в двух томах: учебное пособие. Том 1, Древний мир и Средние века /Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; Сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз; Отв.ред. Н. А. Крашенинникова. -М.:Норма,2019. -816 с. Семинар № 1. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОННИКА ХАММУРАПИ И ЗАКОНОВ XII ТАБЛИЦ (2 часа). Проводится в форме интерактивного занятия «совместное проектирование» + «case - stady» Некоторые ключевые понятия темы: авилум, баирум, библум, илку, мушкенум, талион, тамкар, тархатум, редумформы брака, формы наследования; агнат, вещное право, деликт, когнат, контракт, легисакционный процесс, манципируемые и не манципируемые вещи, нексум, сервитуты.
1. Общая характеристика Законника Хаммурапи и ЗаконовXIIтаблиц (хронология, социальное значение, структура, специфические особенности). 2. Гражданское право. 3. Брачно-семейное право. 4. Уголовное право. 5. Судебный процесс. Цель: формирование ОПК-6: способность повышать уровень своей профессиональной компетентности; ПК-2 Способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; ПК-15: Способность толковать нормативные правовые акты через овладение навыками критического анализа источников древнего права и использования их для разрешения конкретных проблемных ситуаций. Для этого решить следующие задачи: 1. Составить сравнительную характеристику изучаемых правовых кодексов, проанализировав отдельные правовые институты. 2. Решить смоделированные правовые казусы, опираясь на конкретные статьи кодексов. Задачи для подгрупп: 1. Изложить главные цели кодификационной деятельности. Дать общую характеристику права по Законнику Хаммурапи и Законам XII таблиц (уровень правовой техники, казуистичность правовых норм, строгий формализм, связь права с религией и моралью, принципы систематизации правового материала). 2. Оценить общий уровень регулирования имущественных отношений, право собственности; основные источники обязательств, виды договоров, виды обязательств из причинения вреда. 3. Раскрыть сущность института брачно-семейного права, господствующее положение мужа в семье, степень правовой защищенности женщины; условия заключения и расторжения браков, проблему разводов и усыновлений, положение законнорожденных и внебрачных детей. 4. Охарактеризовать институт наследственного права: наследование по закону (очереди наследников, наследственные доли), элементы наследования по завещанию.
5. Проанализировать уголовное право. Оценить уровень развития институтов общей части уголовного. Перечислить виды преступлений. Изложить систему и цели наказаний. Описать принципы и стадии судебного процесса, исходя из анализа статей Кодексов. Ход занятия: Ответ готовится подгруппами в виде сравнительной таблицы. Для работы студенты используют критерии сравнения двух кодексов, предложенные преподавателем в презентации в 5-ти табличных формах: институт собственности; обязательства; брачное право; виды преступлений и наказании; суд и процесс. 1-й этап. Группа разбивается на пять равных подгрупп. Между подгруппами преподаватель распределяет правовые институты для сравнения. Каждая подгруппа делится поровну для работы с разными кодексами, но по одному правовому институту. 2-й этап. Под руководством модератора, назначенного преподавателем, студенты подгруппы анализируют источники (собственно правовые кодексы), при этом каждая микрогруппа формирует свой блок информации. 3-й этап. Студенты одноименных микрогрупп обмениваются данными и вместе изображают в таблице на листах формата А3 сравнительную характеристику «своего блока» памятников права. 4-й этап. Модераторы подгрупп защищают сравнительную характеристику своего правового института перед аудиторией. Члены других подгрупп должны задавать уточняющие вопросы. Хронометраж: Вводное слово преподавателя, постановка цели, распределение задания– 5 мин. Работа подгрупп – 15 мин. Доклады модераторов подгрупп – по 5 мин.=25 мин. Взаимооценка и формулирование выводов с применением принципов «пять «П» и «ПОПС»* - 10 мин. Подведение итогов преподавателем, объявление оценок –5 мин. *Пять «П» (отзыв на ответ) Полно: Обо всем ли сказано? Что опущено? Правильно: Все правильно? Есть ли неточности, ошибки? Последовательно: Были ли нарушения последовательности? Повторы? Примеры: Насколько удачно примеры иллюстрировали теоретические положения? Пояснения: Разъяснялись ли приведенные примеры? Насколько точно и понятно? ПОПС - формула используется при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию: П – позиция (точка зрения) – я считаю… О – обоснование (доводы) - …потому, что…
П – пример (факты) - …например… С – следовательно (вывод) – поэтому. Письменное решение задач по Законам Хаммурапи и Законам XII таблиц в аудитории в парах с последующей аргументацией решения и взаимооценкой - 30 мин. Примечание: обязательно наличие хрестоматии или распечатки Законов у каждого студента. Характеристика отраслей права дается с обязательной постатейной опорой на источник. Литература Емельянов В. В. Древний Шумер. СПб., 2001. Корсаков К.В. Первоначальные формы уголовного наказания в истории Древнего мира // Вопросы истории. 2019. №7. С.137 – 144. Кофанов Л. Л. Обязательственное право в архаическом Риме (VI-IV вв. до н.э.). М., 1994. Кофанов, Л. Л. Владение и собственность в Законах XII таблиц // Древнее право. Iusantiquum. 2000. №6. Никитина А.Д. Наложение санкций в праве государств — Ашшура и Вавилонии во II тыс. до н.э. Попытка законодательного закрепления личной свободы// История государства и права. 2017. №22 С. 3-7. Томсинов В.А. Государство и право Древнего Египта. М., Зерцало-М. 2011. 512 с. Шигабутдинова А. Л. Правосубъектность общины Древнего Востока: некоторые историко-правовые аспекты// Вестник Нижегородской академии МВД России, 2014, № 2 (26). С. 51-55.
Сравнительная характеристика Законов Хаммурапи и Законов Х II таблиц (приложение к семинару) Институт собственности
Обязательства
Брачное право
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|