Раздел 5. Методы управления рисками
5.1. Характеристика методов управления рисками. Существует целый набор разнообразных методов, позволяющих снизить степень риска и величину ущерба. На этапе выбора того или иного метода риск-менеджер рассматривает и анализирует существующие методы управления рисками применительно к конкретной ситуации, решает, как можно снизить риск, потери в случае наступления рисковой ситуации, ищет источники покрытия этого ущерба. Методы риск-менеджмента достаточно разнообразны. Это связано с неоднозначностью понятия риска и наличием большого числа критериев классификации методов управления рисками. Во-первых, подходы к управлению рисками можно сгруппировать как методы минимизации негативного влияния неблагоприятных событий следующим образом. • Уклонение от риска (избежание риска) – это набор мероприятий, приводящих к полному избеганию влияния неблагоприятных последствий рисковой ситуации. Методы этой группы предполагают исключение рисковых ситуаций из бизнеса. Руководители, использующие такой подход в своей практике, избегают сделок с ненадежными партнерами, клиентами, стараются сузить круг и тех, и других. От услуг неизвестных или сомнительных фирм они, как правило, отказываются. Кроме этого, такие субъекты отказываются и от инновационных, инвестиционных или иных проектов, если те вызывают хоть малейшую неуверенность в их успешной реализации. К примеру, такой стратегии придерживается банк, выдающий кредиты только под конкретный залог. • Сокращение (снижение) риска – это действия, приводящие к уменьшению ущерба. В данном случае фирма принимает риски на себя. • Передача (перенос) риска – это меры, позволяющие переложить ответственность и возмещение возникающего вследствие наступления рисковой ситуации ущерба на другого субъекта.
С другой точки зрения, методы управления рисками можно классифицировать по соотношению времени осуществления управляющих мероприятий и наступления рисковой ситуации. Передача (трансфер) риска используется как мелкими, так и крупными предприятиями. Причем для первых в качестве гаранта выступают, как правило, крупные компании, а для вторых – органы государственного управления. Такая сделка выгодна как для передающей (трансфер), так и для принимающей стороны (трансфери), благодаря следующим характеристикам подобных сделок: - потери, которые велики для передающей стороны, могут быть незначительными для стороны принимающей; - принимающая сторона может обладать лучшими возможностями для сокращения потерь; - принимающая сторона может находиться в лучшей позиции для контроля хозяйственного риска и предотвращения потерь [2]. При передаче риска заключается соответствующий контракт. К наиболее распространенным из них можно отнести следующие типы соглашений: 1) Строительные контракты предполагают передачу всех рисков, связанных с новым строительством, строительной компании. Это могут быть различные сбои при поставках, сложные погодные условия, забастовки и т. д. Несвоевременная сдача объекта, повреждение его конструкции в период строительства влечет за собой соответствующую ответственность одной из сторон. В Гражданском кодексе РФ говорится, что при случайных повреждениях объекта до его сдачи ответственность несет подрядчик. Если такое повреждение произошло вследствие использования недоброкачественных материалов или оборудования, предоставленного заказчиком, то ответственность ложится на заказчика. 2) Аренда – достаточно широко распространенный способ передачи риска. В случае передачи имущества в аренду (либо в финансовую аренду – лизинг) некоторые риски, связанные с этим имуществом, полностью или частично остаются на собственнике. Это может быть риск физического повреждения, риск увеличения налогов на имущество, риск снижения коммерческой ценности объекта и т. д. Путем специальных оговорок арендатору может быть передана большая доля рисков. Кроме того, Гражданский кодекс РФ предусматривает полную передачу арендатору риска случайной гибели и риска случайной порчи в момент передачи имущества.
При увеличении срока аренды арендодатель обеспечивает себе постоянный доход на этот период, но при этом увеличивается и уровень риска. Например, трудно предсказать, как в течение длительного промежутка времени будет меняться коммерческая ценность объекта. Для снижения риска в этом случае можно привязать арендную плату к объему продаж арендатора. При этом последний выплачивает фиксированный процент от выручки, но не ниже определенной суммы. 3) Контракты на хранение и перевозку грузов обеспечивают передачу транспортной компании рисков, связанных с порчей или гибелью имущества во время его транспортировки. Однако такие риски, как, например, падение рыночной цены продукции из-за транспортной задержки, несет уже само предприятие. 4) Контракты продажи, обслуживания, снабжения также предоставляют фирме широкие возможности передачи рисков. Потребитель товара передает риски, связанные с эксплуатацией или наличием дефектов, продавцу на период действия гарантии. Кроме того, между посредниками и производителем может быть достигнуто соглашение о возврате непроданных товаров. Дополнительно к данной группе контрактов можно отнести следующие: • соглашение о снабжении товаром на условиях поддержания остатка на складе; • гарантия технического обслуживания и ремонта оборудования при его аренде; • гарантия поддержания определенных технических характеристик используемого оборудования; • договора на сервисное обслуживание техники. 5) Контракт-поручительство позволяет должнику переложить часть риска отсутствия средств для возврата долга на поручителя. В данном соглашении участвуют три стороны: поручитель, принципал и кредитор. Поручитель дает гарантию того, что долг принципала будет возвращен независимо от успеха или неуспеха деятельности последнего.
Поручителем выступает физическое или юридическое лицо, но чаще всего это организация, которая специализируется на сделках поручительства. Такое поручительство считается наиболее надежным. Кредитор, в свою очередь, также передает риск невозврата кредита поручителю. Выгода принципала заключается в том, что он получает кредит, который не мог бы получить без поручительства. 6) Договор факторинга – это финансирование под уступку денежного требования. Он подразумевает передачу кредитного риска. В данном договоре участвуют три стороны: фактор-посредник (банк или иная организация, имеющая лицензию на данный вид деятельности), предприятие-поставщик и предприятие-покупатель. Фактор-посредник покупает у поставщика требования к его клиентам, т. е. дебиторскую задолженность. Обычно фактор-посредник покупает эти требования в течение нескольких дней, выплачивая 70-80% требований. Остаток выплачивается после погашения задолженностей. Выделяют два вида факторинга: открытый и закрытый. При открытом факторинге указывается, что требования переданы фактор-посреднику. При закрытом факторинге поставщик заключает договор с банком, высылая копии счетов по заключенным сделкам, но покупатели об этом не извещаются. Если покупатель не в состоянии оплатить счета в установленные сроки, то поставщик извещает его об уступке требований. В стоимость факторинговых услуг входят процентная ставка по кредитам (обычно выше учетной процентной банковской ставки) и комиссионные (обычно 0,5-2% от суммы требований). 7) Биржевые сделки снижают риск снабжения в условиях инфляционных ожиданий. Здесь передача риска осуществляется путем: • приобретения опционов на закупку товаров, цена на которые в будущем увеличится; • заключения фьючерсных контрактов на закупку растущих в цене товаров. Опцион – это документ, где поставщик гарантирует продажу товара по фиксированной цене в течение определенного срока. Опцион является ценной бумагой и может продаваться на вторичном рынке в ходе биржевых сделок. Текущая его цена определяется разницей между суммой, указанной в данном документе, и ценой товара на данный момент, а также от инфляционных ожиданий.
Цена товара, указанная в опционе, как правило, отличается от рыночной на момент продажи опциона. Однако рыночная цена товара в момент поставки обычно превышает указанную в опционе. То, что опцион может перепродаваться, обеспечивает ряд преимуществ для заказчика: • фирма может приобрести опцион не только у производителя, но и у временных держателей; • фирма может приобрести опционы на покупку сырья для производства еще не заказанной продукции; если эти заказы так и не поступят, то фирма сможет продать опцион, избежав таким образом риска неполучения заказа на производимую продукцию. Другой способ передачи риска через биржевые сделки – использование фьючерсных контрактов. Фьючерс отличается от опциона тем, что: • заключается между заказчиком и поставщиком с отсрочкой исполнения; • момент времени исполнения контракта строго фиксирован; • в контракте может быть предусмотрена «плавающая» цена поставки. Зарегистрированные на бирже фьючерсы и опционы могут вторично перепродаваться как поставщиком, так и заказчиком. Цена подобных контрактов – самостоятельный предмет биржевой котировки. Фьючерс позволяет, с одной стороны, снизить уровень инфляционного риска и риска снабжения, с другой стороны, он не лишает возможности отказаться от контракта в случае нахождения более выгодных условий поставки. Фьючерсный контракт может быть заключен не только как основной договор поставки, но и как резервный в дополнение к соглашению, вызывающему у организации определенные сомнения. При реализации основного контракта фирма продает фьючерс. Это подразумевает, что срок фьючерса должен быть больше, чем срок поставки по основному договору. Данными способами можно также снизить риск сбыта продукции, приобретая опционы и фьючерсы уже на поставку готовой продукции. Следует учесть, что трансфер (передача) риска – не самый безопасный и эффективный способ снижения предпринимательского риска. Принимающая сторона, как правило, не имеет средств для снижения уровня риска. Кроме того, у нее может не хватать средств для покрытия потерь, связанных с передачей риска. Следовательно, при использовании этих методов нужно принимать во внимание следующие моменты: • распределение рисков между передающей и принимающей сторонами должно быть четким и недвусмысленным;
• принимающая сторона должна иметь возможность быстро выполнить все принятые на себя обязательства; • принимающая сторона должна иметь полномочия для сокращения и контроля риска; • решение о передаче риска должно приниматься на базе сравнения с аналогичными по надежности методами; • риск должен передаваться по цене, одинаково привлекательной как для передающей, так и для принимающей стороны. • Дособытийные методы управления рисками – осуществляемые заблаговременно мероприятия, направленные на изменение существенных параметров риска (вероятность наступления, размеры ущерба). Сюда можно отнести методы трансформации рисков, которые связаны, в основном, с предотвращением реализации риска. Обычно эти методы ассоциируются с проведением превентивных мероприятий. • Послесобытийные методы управления рисками осуществляются после наступления ущерба и направлены на ликвидацию последствий. Эти методы направлены на формирование финансовых источников, используемых для покрытия ущерба. В основном это методы финансирования риска [1]. В графическом виде обе приведенные здесь классификации представлены на рис. 1.
Рисунок 5.1. Классификация методов управления рисками
Страхование рисков представляет собой метод управления риском, при котором ответственность за риск переносится на третье лицо. Для этого осуществляется поиск гарантов или страхование предпринимательского риска. Последнее подразумевает отношения по защите имущественных интересов лица при наступлении страхового случая за счет страховых взносов (страховых премий). Если исключить покрытие потерь из собственных источников организации, то страхование – это наиболее быстрый способ получить возмещение убытков. Однако для данного метода существуют определенные ограничения: • премия, запрашиваемая страховщиком, может быть слишком высокой; • некоторые виды рисков могут не приниматься страховщиком к страхованию, например, в случае высокой вероятности реализации риска. Если руководство решает использовать страхование, то необходима разработка комплексной программы защиты, а не единичные обращения в страховую фирму. Структура и состав этой программы сильно зависят от конкретного предприятия и условий, в которых оно функционирует. Тем не менее, можно обозначить общие положения страховой программы: 1) страхование имущества и имущественных ценностей (зданий, оборудования, складских запасов и т. д.) от несчастных случаев; 2) страхование грузовых потоков (принимаемых и отправляемых); 3) страхование общегражданской ответственности (например, риск вредного воздействия на окружающую среду), а также ответственности работодателя перед сотрудниками (например, риск получения увечья на рабочем месте); 4) страхование жизни и здоровья персонала. В том случае, если у предприятия не хватает средств для комплексной страховой защиты, необходимо выделить те риски, реализация которых связана с наибольшими потерями, и застраховать именно их. Если между страховой компанией и страхователем достигнуто соглашение о размерах возмещения (страховой суммы) и страховых премий, то заключается страховой договор, а страхователь получает специальный документ – страховой полис или свидетельство, в котором, помимо основных реквизитов, указываются: - реквизиты компании-страхователя и страховщика; - объект страхования; - размер страховой суммы; - страховой риск; - размеры и порядок уплаты страховых взносов; - срок действия договора; - дополнительные условия договора. При наступлении страхового случая страхователь может запросить дополнительные данные у правоохранительных органов, банков, либо других организаций, располагающих информацией об обстоятельствах страхового случая. Кроме того, страхователь может самостоятельно выявить причины наступления этого случая. Если страховой случай не спровоцирован страхователем, а также отсутствуют другие условия, при которых страховая сумма не выплачивается, то страховщик возмещает ущерб, нанесенный страхователю, в пределах зафиксированной в договоре суммы. Договор страхования в отдельных случаях может пересматриваться. К примеру, если страхователь осуществил какие-либо мероприятия, направленные на снижение вероятности наступления риска или повышение стоимости объекта страхования. При выборе методов управления риском менеджер формирует антирисковую политику для компании, включающую мероприятия, направленные на снижение степени неопределенности в ее работе. Основные вопросы, на которые необходимо обратить внимание, сводятся к следующим: • выбор наиболее эффективных методов управления рисками; • определение влияния выбранной антирисковой политики на совокупный риск в деятельности организации. По сути, выбор методов управления рисками сводится к расчету экономико-математической модели, где критериями и ограничениями выступают экономические и вероятностные характеристики риска. Кроме этого, на расчетную модель могут влиять и другие ограничивающие факторы, например, технические или социальные. При разработке системы риск-менеджмента менеджер должен учитывать, прежде всего, принцип ее результативности. Он заключается в том, что управляющие воздействия должны акцентироваться не на все риски, а в первую очередь на те, которые оказывают наибольшее влияние на деятельность компании. Например, в условиях бюджетных ограничений наиболее незначительные риски должны отбрасываться с целью экономии ресурсов (пассивная стратегия). В то же время, за счет освобожденных средств проводится интенсивная работа с более серьезными рисками (активная стратегия) [2,5,6]. Результатом данного этапа деятельности по управлению рисками будет программа управления рисками на предприятии. Она должна включать в себя детальное описание мероприятий, которые необходимо предпринять, ресурсное и информационное обеспечение, критерии определения эффективности программы, распределение ответственности.
5.2. Оценка эффективности управления рисками. На этапе мониторинга результатов и совершенствования системы управления риском должна реализовываться обратная связь в системе управления рисками. Первая задача этой связи заключается в определении общей эффективности функционирования системы в целом. Кроме того, выделяются узкие места и слабые стороны риск-менеджмента на предприятии. Вторая задача – анализ рисков, реализованных за проверяемый период. При этом следует выявить причины реализации рисков и связанные с этим изменения программы управления риском, если таковые требуются. Как следует из названия этапа, он направлен не только на наблюдение за процессом риск-менеджмента, но и на выявление тех усовершенствований, которые могут повысить эффективность работы системы управления рисками. Поэтому помимо двух вышеуказанных задач менеджер при реализации данного этапа управления рисками должен обратить внимание на следующие вопросы: • вклад каждого реализованного мероприятия в общую эффективность системы; • возможные коррективы в составе этих мероприятий; • гибкость и эффективность системы принятия решений. Помимо всего прочего, на данном этапе происходит пополнение информационной базы о рисках. Обновленная информация используется на следующем цикле процесса риск-менеджмента. Особенностью расчетов эффективности на данном этапе является учет гипотетических потерь. Это связано с тем, что за анализируемый период риски могли вообще не реализовываться, а расходы на функционирование системы управления рисками компания несет в любом случае. Если учитывать только реальные потери (ущерб от реализации рисков), то в некоторых случаях соотношение потерь и затрат на управление рисками будет говорить о нулевой эффективности работы системы риск-менеджмента. Однако отсутствие потерь может служить свидетельством высокой эффективности системы. Основная цель оценки эффективности реализованной системы мероприятий заключается в ее адаптации к изменяющейся внешней среде. Достижение этой цели осуществляется, прежде всего, через следующие изменения: • замена малоэффективных мероприятий более эффективными (в рамках существующих ограничений). • изменение организации исполнения программы управления риском. Разработка рекомендаций по уменьшению риска является заключительным этапом анализа риска. В рекомендациях представляются меры по уменьшению риска, основанные на результатах оценок риска. Меры по уменьшению риска могут иметь технический и (или) организационный характер. В выборе типа меры решающее значение имеет общая оценка действенности и надежности мер, оказывающих влияние на риск, а также размер затрат на их реализацию. На стадии эксплуатации опасного производственного объекта организационные меры могут компенсировать ограниченные возможности по осуществлению крупных технических мероприятий, направленных на уменьшение риска. При разработке мер по уменьшению риска необходимо учитывать, что вследствие возможной ограниченности ресурсов в первую очередь должны разрабатываться простейшие и связанные с наименьшими затратами рекомендации, а также меры на перспективу. В большинстве случаев первоочередными мерами обеспечения безопасности, как правило, являются меры предупреждения аварии. Выбор планируемых для внедрения мер безопасности имеет следующие приоритеты: 1) меры уменьшения вероятности возникновения аварийной ситуации, включающие: - меры уменьшения вероятности возникновения инцидента; - меры уменьшения вероятности перерастания инцидента в аварийную ситуацию; 2) меры уменьшения тяжести последствий аварии, которые, в свою очередь, имеют следующие приоритеты: - меры, предусматриваемые при проектировании опасного объекта (например, выбор несущих конструкций, запорной арматуры); - меры, относящиеся к системам противоаварийной защиты и контроля (например, применение газоанализаторов); - меры, касающиеся готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации последствий аварий [2,3]. При необходимости обоснования и оценки эффективности предлагаемых мер уменьшения риска рекомендуется придерживаться двух альтернативных целей их оптимизации: 1) при заданных средствах обеспечить максимальное снижение риска эксплуатации опасного производственного объекта; 2) обеспечить снижение риска до приемлемого уровня при минимальных затратах. Для определения приоритетности выполнения мер по уменьшению риска в условиях заданных средств или ограниченности ресурсов следует: - определить совокупность мер, которые могут быть реализованы при заданных объемах финансирования; - ранжировать эти меры по показателю «эффективность-затраты»; - обосновать и оценить эффективность предлагаемых мер. Для внедрения методологии анализа риска в практику обеспечения безопасности с учетом положений технического регулирования необходимо: 1) устранить различие в терминологии анализа риска, имеющееся в нормативных документах по промышленной, пожарной и экологической безопасности, взяв за основу положения РД 03-418-01, ГОСТ Р 51901-2002; 2) активизировать внедрение качественных (инженерных) методов анализа опасностей и совершенствование количественных методик оценки риска, в том числе для типовых сценариев аварий и основных эффектов-явлений (выброс, рассеяние, взрыв, «огненный шар», факельное горение и т.д.); объектов (магистральные трубопроводы, нефтебазы, газонаполнительные станции, объекты нефтегазодобычи, хранилища токсичных веществ и т.д.); 3) обеспечить совершенствование механизмов обучения и подтверждения квалификации специалистов через соответствующие системы аттестации и аккредитации, как это предусмотрено в системе экспертизы промышленной безопасности Ростехнадзора России. Поспешное установление в технических регламентах и стандартах количественных критериев приемлемого риска в условиях отсутствия единых методических подходов к оценке риска может вызвать трудности при их использовании на практике и, тем самым, снизит доверие к методологии анализа риска как основы принятия решений по обеспечению безопасности техносферы [2]. Под идентификацией рисков понимают выявление рисков, их специфику, обусловленную природой и другими характерными чертами рисков, выделение особенностей их реализации, включая изучение размера экономического ущерба, а также изменение рисков во времени, степень взаимосвязи между ними и изучение факторов, влияющих на них. Этот процесс подразумевает определение следующих моментов: • источники неопределенности и риска; • последствия реализации риска; • источники информации; • численное определение риска; • взаимное влияние рисков друг на друга. На данном этапе, прежде всего, создается информационная база для реализации дальнейшего процесса управления рисками: сведения о риске и его последствиях, величине экономического ущерба, количественная оценка параметров риска и т. д. Дополнительно следует отметить, что идентификация и анализ риска не является единовременно выполняемым комплексом действий. Скорее он представляет собой непрерывный процесс, осуществляемый на протяжении всего алгоритма риск-менеджмента [5,6].
Контрольные вопросы: 1. Охарактеризуйте метод уклонения от риска. 2. В каких случаях применяют метод удержания риска? 3. Охарактеризуйте метод передачи риска. Какие способы передачи риска существуют? 4. Дайте характеристику метода страхования рисков. 5. На основании чего происходит выбор метода управления риском? 6. Какие существуют способы снижения величины риска? 7. Как оценить эффективность мероприятий по управлению рисками? 8. Какие методы риск-менеджмента предполагают исключение рисковых ситуаций из бизнеса? 9. Какие типы соглашений могут заключаться при заключении сделок по передаче риска? 10. При каком методе управления риском ответственность за риск переносится на третье лицо? 11. Каким принципом прежде всего необходимо руководствоваться при разработке системы риск-менеджмента? 12. В чем заключается основная цель оценки эффективности реализованной системы мероприятий по управлению рисками? 13. Какой характер могут носить меры по уменьшению риска? 14. Какие действия следует предпринять, чтобы определить приоритетность выполнения мер по уменьшению риска в условиях ограниченности ресурсов? 15. Какие действия, кроме выявления рисков, выполняются на этапе идентификации рисков?
Список использованной литературы: 1. Боровкова В., Мокин В., Пирогова О. «Экономика недвижимости» / Питер-Пресс, Санкт-Петербург, 2007 – 416с. 2. Иванов А.А., Олейников С.Я., Бочаров С.А. Риск-менеджмент. Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 193 с. 3. Малашихина Н. Н., Белокрылова О. С. Риск-менеджмент. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 4. РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов», 2002 5. Ступаков В.С., Токаренко Г.С. Риск-менеджмент: Учебное пособие. – М.: Финансы истатистика, 2005. – 288 с. 6. http://www.univerlib.ru/book/ekonomika-predprijatija-2008-73.html Экономика предприятия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|