Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учет нематериальных активов




ОТЧЕТ

 

об учетно-аналитической практике по бухгалтерскому учету

на ОАО «Швейная фирма «Лона»

 

Студентка УЭФ

3 курс, гр. ДЭП-2 А.С.Комисарук

 

Руководитель практики

от БГЭУ В.О.Зарецкий

 

Руководитель практики

от организации В.В.Пальчук

 

МИНСК 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.................................................................................................................4

1 Общие вопросы организации производства и управления на

ОАО «Швейная фирма «Лона»............................................................................

2 Учёт основных средств......................................................................................

3 Учет нематериальных активов..........................................................................

4 Учет производственных запасов.......................................................................

5 Учет труда и заработной платы.........................................................................

Заключение.............................................................................................................

Приложение А. Схема организационной структуры управления предприятием ОАО «Швейная фирма «Лона»............................................................................

Приложение Б. Отчет по основным средствам за июль 2012 г...................

Приложение В. Акт о приеме-передаче объекта основных средств...........

Приложение Г. Инвентарная карточка учета объекта основных средств..

Приложение Д. Инвентаризационная опись основных средств...................

Приложение Е. Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств...........................................

Приложение Ж. Акт приемки объекта, законченного ремонтом.................

Приложение И. Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств..................................................................................................................

Приложение К. Договор купли-продажи здания............................................

Приложение Л. Акт приема-передачи здания по договору купли-продажи между ИП Ткачук В.В. и ОАО «Швейная фирма «Лона».............................

Приложение М. Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)................................................................................

Приложение Н. Накладная №25 от 25.05.2012...............................................

Приложение П. Акт о списании автотранспортных средств........................

Приложение Р. Акт определения драгметаллов, находящихся в основных средствах, электротехническом оборудовании, малоценных быстроизнашивающихся предметах и извлечение драгметаллов при списании материальных ценностей, содержащих драгметаллы и определения износа драгметаллов........................................................................................................

Приложение С. Журнал-ордер №12 за июнь 2012 г.....................................

Приложение Т. Анализ счета о2 за июнь 2012 г............................................

Приложение У. Расчет арендной платы за помещения, арендуемые КВХ «Виллия-агро»......................................................................................................

Приложение Ф. Приходный ордер №53............................................................

Приложение Х. Товарно-транспортная накладная.........................................

Приложение Ц. Карта раскроя............................................................................

Приложение Ш. Товарная накладная.................................................................

Приложение Щ. Приходный ордер №484........................................................

Приложение Э. Ведомость выдачи фурнитуры...............................................

Приложение Ю. Норма расхода фурнитуры и сырья....................................

Приложение Я. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60.....................

Приложение 1. Карточка складского учета материалов..............................

Приложение 2. Журнал-ордер и ведомость по счету 10.5..........................

Приложение 4. Акт на списание материалов..................................................

Приложение 5. Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы................................................................................................

Приложение 6. Расчетный лист.........................................................................

Приложение 7. Листок нетрудоспособности.................................................

Приложение 8. Сводная ведомость по видам оплат и удержаний............

 


ВВЕДЕНИЕ

В период с 30 июня по 29 июля 2012 года во время прохождения учетно-аналитической практики на открытом акционерном обществе «Швейная фирма «Лона» с целью углубления и закрепления теоретических знаний, полученных в процессе обучения, а также приобретения практических навыков, были рассмотрены и изучены материалы бухгалтерского учета.

Для достижения поставленных целей в процессе прохождения практики необходимо решить следующие задачи:

1. ознакомиться с организационной и управленческой структурой предприятия, его специализацией и условиями производственной деятельности;

2. изучить документальное оформление хозяйственных операций по учету основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, труда и заработной платы;

3. ознакомиться с первичными документами, применяемыми формами бухгалтерского учета;

4. оценить уровень использования современных информационных технологий и т.д.

Открытое акционерное общество «Швейная фирма “Лона” является одним из швейных предприятий концерна «Беллегпром», специализирующееся на изготовлении курток спортивно-бытового назначения всех возрастных групп из плащевых, драповых, курточных тканей, пальто женские и детские, комбинезоны детские на подстежке из натурального меха, утепленные, брюки, жакеты и др.

Предприятие является коммерческой организацией, имеет статус юридического лица, самостоятельный баланс, печать, штампы, фирменные бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков РБ. Швейная фирма «Лона» действует на основании Устава фирмы и законодательства об унитарных предприятиях. Полномочия собственника по управлению государственным имуществом и контроль за его использованием осуществляет концерн «Беллегпром». Взаимоотношения между швейной фирмой «Лона» и концерном «Беллегпром» определяются Уставом фирмы и Уставом концерна.

Открытое акционерное общество «Швейная фирма «Лона» зарегистрировано решением Брестского облисполкома от 16.11.2009 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 200094018, выдано свидетельство № 0049767 от 16.11.2009 года. Общество создано в соответствии с Законом Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».

Уставный фонд предприятия составляет 2894 млн. руб.

Юридический адрес: 225306, г. Кобрин, ул. Ленина д. 6, что соответствует его фактическому месторасположению.

Филиалов, представительств и обособленных подразделений на территории Республики Беларусь и за ее пределами фирма не имеет.

Предметом хозяйственной деятельности фирмы является:

- производственная деятельность по изготовлению швейных изделий;

- деятельность по оказанию услуг;

- внешнеэкономическая деятельность.

Основной целью фирмы является деятельность, направленная на всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в продукции, товарах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при рациональных затратах.

При написании данного отчета были использованы различные документы по бухгалтерскому учету основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, труда и заработной платы, предоставленные ОАО «Швейная фирма «Лона».

 


1 Общие вопросы организации производства и управления на ОАО «Швейная фирма «Лона»

 

 

Открытое акционерное общество «Швейная фирма “Лона” – одно из швейных предприятий концерна «Беллегпром», специализирующееся на изготовлении курток спортивно-бытового назначения всех возрастных групп из плащевых, драповых, курточных тканей, пальто женские и детские, комбинезоны детские на подстежке из натурального меха, утепленные, брюки, жакеты и др.

Предприятие является коммерческой организацией, имеет статус юридического лица, самостоятельный баланс, печать, штампы, фирменные бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков Республики Беларусь. Швейная фирма «Лона» действует на основании Устава фирмы и законодательства об унитарных предприятиях. Полномочия собственника по управлению государственным имуществом и контроль за его использованием осуществляет концерн «Беллегпром». Взаимоотношения между швейной фирмой «Лона» и концерном «Беллегпром» определяются Уставом фирмы и Уставом концерна.

Уставный фонд предприятия составляет 2894 млн. руб.

Юридический адрес: 225306, г. Кобрин, ул. Ленина д. 6, что соответствует его фактическому месторасположению.

Филиалов, представительств и обособленных подразделений на территории Республики Беларусь и за ее пределами фирма не имеет.

В настоящее время, в структуре производственных цехов выделены следующие подразделения:

1. цеха основного производства:

– экспериментальный;

– подготовительно-раскройный;

– швейный цех;

2. участки вспомогательного производства:

– ремонтно-механический участок;

– ремонтно-строительный участок;

– центральный склад готовой продукции.

Структура управления фирмы является линейно-функциональной. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.). Элементами производственной структуры фабрики являются цехи, участки и рабочие места, т.е. предприятие имеет цеховую производственную структуру.

Предметом хозяйственной деятельности фирмы является:

1. производственная деятельность по изготовлению швейных изделий;

2. деятельность по оказанию услуг;

3. внешнеэкономическая деятельность.

Основной целью фирмы является деятельность, направленная на всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в продукции, товарах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при рациональных затратах.

Основными рынками сбыта продукции являются внутренний рынок Республики Беларусь, рынки стран ближнего зарубежья, в основном Российской Федерации, рынки стран дальнего зарубежья.

Ведется фирменная торговля через собственный магазин в городе Кобрине и магазин концерна «Беллегпром» в городе Минске. Функционируют фирменные секции в городах: Гомель, Лунинец, Волковыск, Минск. Продукция реализуется как в крупных областных городах республики (Бресте, Витебске, Минске, Гродно, Гомеле, Могилеве), так и районных центрах.

Согласно учетной политике бухгалтерский учет на предприятии ведется бухгалтерией по всем видам деятельности (производство, торговля, общественное питание) раздельно. Обязанности между работниками бухгалтерии распределяются согласно утвержденным должностным инструкциям. Функции бухгалтерии определены Положением о бухгалтерии.

Руководство бухгалтерским учетом осуществляет главный бухгалтер, указания и распоряжения которого, в пределах его компетенции, обязательны для работников всех структурных подразделений. Прием на работу, перемещение и увольнение работников, с которыми заключены договора о полной материальной ответственности, производятся по согласованию с главным бухгалтером.

Бухгалтерский учет ведется с применением правил двойной записи и системы счетов, предусмотренной Рабочим планом счетов, разработанным на основе Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного постановлением Министерства Финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50.

Организацией применяется журнально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета.

Основными регистрами синтетического учета являются:

1. главная книга (на электронном носителе);

2. журналы-ордера;

3. оборотные ведомости.

Управленческий и финансовый учет ведется в рамках единой системы счетов. Организацию и ведение сводного учета затрат на производство, калькулирование фактической себестоимости, составление и представление сводной бухгалтерской отчетности по предприятию обеспечивает главный бухгалтер. Формирование внутренних отчетов и анализ затрат производится в оперативном порядке по мере необходимости в произвольной форме по заданию директора.

В целях обеспечения контроля за сохранностью материальных ценностей и денежных средств на предприятии проводятся периодические инвентаризации активов и пассивов баланса. Даты проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих проверке, состав инвентаризационных комиссий, ответственные за проведение инвентаризации; порядок оформления, предоставления и рассмотрения результатов инвентаризации в каждом конкретном случае оформляется приказом по предприятию.

Схема организационной структуры управления предприятием ОАО «Швейная фирма «Лона» приведена в приложении А.

Бухгалтерский учет на предприятии автоматизирован почти на 100%, каждый работник бухгалтерии обеспечен персональным компьютером, что значительно увеличивает результатные показатели работы как каждого бухгалтера, так и бухгалтерии в целом, а, следовательно, и всего предприятия в целом. В данный момент повсеместно на фирме используется программа «1:С Бухгалтерия».

Стационарные компьютеры, расположенные на рабочем месте бухгалтера каждого участка, объединены во внутреннюю сеть, что значительно сокращает временные и трудовые затраты, увеличивает производительность труда и облегчает работу бухгалтера. Кроме того каждый работник, в чьем распоряжении имеется компьютер, имеет выход в Интернет, а также в любое время может обратиться за помощью к аналитической правовой системе «Бизнес-Инфо Беларусь». Также в дополнение к городскому, установлен внутренний телефон, что также является хорошим показателем информатизации филиала.

 


 

Учёт основных средств

 

 

Активы, имеющие материально-вещественную форму, организация принимает к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении следующих условий:

– активы предназначены для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для использования во вспомогательных, обслуживающих производствах и хозяйствах, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

– активы предназначены для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев;

– активы способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

– активы не предполагаются на момент приобретения для последующей перепродажи.

Активы, в отношении которых выполнены условия и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не выше 30 базовых величин за единицу организации могут не относить к основным средствам и учитывать в бухгалтерском учете в составе средств в обороте.

На предприятии используются разнообразные по своему составу и назначению основные средства. Классификация основных средств разрабатывается и утверждается Министерством экономики, Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь.

На данном предприятии основные средства классифицируются по следующим группам:

1. здания;

2. сооружения;

3. передаточные устройства.

В Отчете по основным средствам (Приложение Б) приведены все имеющиеся на предприятии по состоянию на июль 2012 года основные средства, их балансовая и остаточная стоимость и сумма амортизации на начало и на конец периода.

Согласно учетной политике на ОАО «Швейная фирма «Лона» оценка основных средств производится по первоначальной стоимости при постановке на учет и по восстановительной стоимости после переоценки, проводимой по решениям Правительства. В балансе оценка основных средств ведется по остаточной стоимости.

Первоначальная стоимость основных средств – сумма фактических затрат на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку, установку, монтаж и др., непосредственно связанных с приобретением, сооружением, изготовлением объекта основных средств и доведением его до состояния, в котором он пригоден к использованию.

На предприятии оценка основных средств, приобретенных за иностранную валюту, производится в белорусских рублях по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату их приобретения.

Основные средства, полученные безвозмездно, оцениваются по рыночной стоимости, которая формируется на основании цены на данный или аналогичный вид основных средств, действующей на дату оприходования. Данные о такой цене должны подтверждаться документально и экспертным путем.

Основные средства, приобретенные по бартерной сделке, оцениваются по учетной стоимости отгруженного товара на дату отгрузки. При внешнеторговых бартерных сделках стоимость указывается в валюте на основании контракта, а в бухгалтерском учете исходя из учетной цены отгружаемого товара.

Переоценка основных средств, проводимая в установленном законодательством порядке, осуществляется без учета обособленно накапливаемых сумм, отнесенных на увеличение их стоимости после ввода объектов основных средств в эксплуатацию:

1. процентов по кредитам и займам (за исключением процентов по просроченным кредитам и займам), начисленных к уплате по приобретенным основным средствам;

2. курсовых разниц от переоценки кредиторской задолженности перед поставщиками (подрядчиками).

Сумма переоценки, подлежащая отражению по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 83 «Добавочный капитал», уменьшается на величину обособленно накапливаемых в течение отчетного года в пообъектном разрезе расходов (курсовых разниц, процентов по кредитам и займам), списанных в конце отчетного года в дебет счета 01 «Основные средства».

Переоценка в течение отчетного года относится на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Основные средства поступают на предприятие в результате:

1. строительства подрядным или хозяйственным способом;

2. приобретения за плату у юридических и физических лиц;

3. внесения основных средств учредителями в виде вклада в уставный фонд;

4. безвозмездного поступления от других предприятий и лиц;

5. получения в обмен на другое имущество;

6. в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Прием-передача одного объекта основных средств оформляется «Актом о приеме-передаче объекта основных средств» (форма № ОС-1) (Приложение В), группы объектов основных средств – «Актом о приеме-передаче групп объектов основных средств» (форма № ОС-1а).

Акты приема-передачи основных средств составляет комиссия, назначенная руководителем предприятия. К акту прилагаются оправдательные документы на поступление основных средств – товарно-транспортные накладные, счета, закупочные акты.

В бухгалтерском учете на основании «Акта о приеме-передаче объекта основных средств» делается следующая бухгалтерская запись:

Д-т 01 «Основные средства» К-т 08 «Вложения в долгосрочные активы» – введение в эксплуатацию объекта основных средств по первоначальной стоимости.

Основным регистром аналитического учета основных средств является «Инвентарная карточка учета объектов основных средств» (форма № ОС-6) (Приложение Г), которая составляется на основе акта о приеме-передаче объекта основных средств. В карточке указывают:

1. наименование и инвентарный номер объекта,

2. год выпуска,

3. дату и номер акта о приемке,

4. местонахождение,

5. первоначальную стоимость,

6. норму амортизационных отчислений,

7. шифр затрат,

8. сумму начисленной амортизации,

9. внутреннее перемещение и причину выбытия.

Так же в инвентарной карточке указывают сведения о дате и затратах по реконструкции, достройке, дооборудовании, частичной ликвидации и модернизации объекта, выполненных ремонтных работ, краткую индивидуальную характеристику объекта.

Инвентарная карточка составляется в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре.

В соответствии с п.23 Инструкции № 180 сведения о фактическом наличии основных средств записываются в «Инвентаризационные описи» (Приложение Д), которые составляются не менее чем в двух экземплярах. В них указываются наименование и краткая характеристика объекта, заводской и инвентарный номер, фактическое наличие и наличие по данным бухгалтерского учета.

Приемку законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных вложений, оформляют «Актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств» (Приложение Е).

Фактические затраты, связанные с модернизацией, реконструкцией, дооборудованием, достройкой основных средств, отражаются в бухгалтерском учете записями:

Д-т 08 «Вложения в долгосрочные активы» К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – при осуществлении работ подрядным способом.

Фактические затраты по законченным и оформленным актами приемки-сдачи работам, относимым в соответствии с законодательством на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств, отражаются в бухгалтерском учете:

Д-т 01 «Основные средства» К-т 08 «Вложения в долгосрочные активы».

В 2009 году в г. Кобрине прошёл республиканский праздник «Дожинки», в связи с чем проводились модернизация и капитальный ремонт зданий предприятия, средства на которые были выделены из инновационного фонда концерна «Беллегпром». По результатам завершения ремотно-строительных работ подписывался Акт приемки объекта, законченного ремонтом (Приложение Ж).

Внутреннее перемещение объектов основных средств оформляется «Накладной на внутреннее перемещение основных средств» (Приложение И). Она применяется при передаче объектов основных средств от одного материально ответственного лица другому внутри учреждения или при централизованном учете от одного учреждения другому.

В накладной указываются сдатчик, получатель, перемещаемый объект и краткая характеристика его технического состояния. Выписывается она в трех экземплярах.

Накладная на внутреннее перемещение основных средств выписывается сдатчиком и с распиской получателя после записи в инвентарный список формы № ОС-13 передается в бухгалтерию.

Бухгалтерия на основании полученной накладной делает записи в инвентарной карточке учета основных средств и перекладывает карточку в соответствующее место картотеки.

Перемещение основных средств отражается в “Ведомости движения основных средств”.

Для синтетического учета основных средств применяется активный счет 01 «Основные средства». Он предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.

Принятие основных средств к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости отражается по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения в долгосрочные активы».

Изменение первоначальной стоимости при переоценке основных средств производится по счету 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 83 «Добавочный капитал».

Для учета затрат на создание (увеличение) стоимости внеоборотных активов длительного пользования (сроком более года) предназначен активный счет 08 «Вложения в долгосрочные активы». По дебету этого счета собирается информация о капитальных затратах по строительству и иному приобретению объектов основных средств и нематериальных активов, включаемых в их первоначальную стоимость.

При приобретении оборудования, требующего монтажа и установки, его стоимость (без НДС) отражается по дебету счета 07 «Оборудование к установке и строительные материалы», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении технологического, энергетического и производственного оборудования, требующего монтажа и предназначенного доля установки в строящихся объектах.

Передача оборудования в монтаж оформляется «Актом о приеме-передаче оборудования в монтаж» (форма № ОС-15). При проведении монтажных работ подрядным способом в состав приемочной комиссии входит представитель подрядной монтажной организации. В этом случае отдельный «Акт на передачу оборудования в монтаж» не составляется. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте и ему передается копия акта.

Стоимость оборудования, сданного в монтаж, списывается с кредита счета 07 «Оборудование к установке и строительные материалы» в дебет счета 08 «Вложения в долгосрочные активы».

Выбытие основных средств на предприятии происходит по различным причинам:

1. при реализации;

2. безвозмездной передаче другим организациям;

3. списании по причине износа;

4. передаче в качестве вклада в уставный фонд другой организации;

5. передаче в обмен на другое имущество;

6. в иных случаях в соответствии с действующим законодательством.

При продаже объектов основных средств подписывается договор купли-продажи (Приложение К) и составляется акт приема-передачи основного средства по договору купли-продажи (Приложение Л). Списание объектов основных средств с бухгалтерского учета при выбытии вследствие продажи, обмена, внесения в качестве вклада в уставный фонд и в других случаях, установленных законодательством, производится на основании утвержденного руководителем предприятия Акта о приеме-передаче объекта основных средств. Списание пришедших в негодность объектов основных средств производится на основании Акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма №ОС-4) (Приложение М), который сопровождается накладной по передаче металлолома (Приложение Н). При списании автотранспортных средств составляется Акта о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а) (Приложение П). При списании автотранспортных средств так же составляется Акт определения драгметаллов, находящихся в основных средствах, электротехническом оборудовании, малоценных быстроизнашивающихся предметах и извлечение драгметаллов при списании материальных ценностей, содержащих драгметаллы и определения износа драгметаллов (Приложение Р). Одновременно производится отметка о списании с бухгалтерского учета объекта основного средства в инвентарной карточке.

Для обобщения движения основных средств используется Журнал-ордер №13 (Приложение С), в котором указываются списанные и введенные в эксплуатацию основные средства.

Согласно учетной политике ОАО «Швейная фирма «Лона» начисление амортизации основных средств производится в соответствии с «Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов», утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.09.2011г. № 162/101/45.

Сроки полезного использования основных средств определяются по каждой инвентарной единице в соответствии с Временным республиканским классификатором амортизируемых основных средств и нормативными сроками их службы (утвержденным Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 01.01.2012 №161).

Начисление амортизации по основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности, производится линейным способом, а по отдельным объектам основных средств – методом прямой оценки с привлечением специалистов центров переоценки. Линейный способ заключается в равномерном (по годам) начислении амортизации в течение всего срока полезного использования объекта основных средств.

При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из амортизируемой стоимости основных средств и срока его полезного использования путем умножения амортизируемой стоимости на принятую годовую линейную норму амортизационных отчислений. Сумма отчислений за месяц и сумма амортизации, начисленная с начала года отражается в «Отчете по ОС по документу: начисление амортизации и погашенной стоимости»».

В бухгалтерском учете начисление амортизации отражается по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции с дебетом счетов производственных затрат или источников финансирования:

1. дебет 20 «Основное производство»;

2. дебет 23 «Вспомогательные производства»;

3. дебет 25 «Общепроизводственные затраты»;

4. дебет 26 «Общехозяйственные затраты»;

5. дебет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;

6. дебет 44 «Расходы на реализацию».

Накопленные на счете 02 «Амортизация основных средств» (Приложение Т) суммы служат источником погашения первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств.

Начисление амортизации не производится:

1. по объектам, находящимся на реконструкции, модернизации, техническом перевооружении с полной или частичной их остановкой;

2. по объектам, не введенным в эксплуатацию или находящимся в запасе.

Так же стоит отметить, что с 1 января 2012 года у организаций Республики Беларусь появилась возможность при приобретении объектов основных средств и нематериальных активов использовать механизм так называемой амортизационной премии, суть которого состоит в следующем. Это предполагает, что плательщик имеет право на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве основных средств и (или) нематериальных активов включить в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, часть их первоначальной стоимости, сформированной в бухгалтерском учете на дату принятия к учету, в следующих пределах:

1. по зданиям, сооружениям – не более десяти процентов первоначальной стоимости;

2. по машинам и оборудованию, транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме эксплуатируемых в качестве служебных, относимых к специальным, а также используемых для услуг такси), нематериальным активам (за исключением средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг) – не более двадцати процентов первоначальной стоимости.

Если плательщиком включена в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, часть первоначальной стоимости основного средства и (или) нематериального актива, то при расчете амортизационных отчислений в целях налогообложения принимается стоимость основных средств и (или) нематериальных активов, уменьшенная на сумму части первоначальной стоимости, включенную в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав учитываемых при налогообложении.

Таким образом, применение амортизационной премии приведет к тому, что затраты для целей бухгалтерского и налогового учета в одном и том же отчетном периоде будут отличаться: с одной стороны, в периоде принятия к бухгалтерскому учету объекта основных средств или нематериальных активов затраты в налоговом учете будут выше затрат в бухгалтерском учете на сумму амортизационной премии. С другой стороны, общая сумма начисленной амортизации для целей налогового учета по такому объекту (в периоде принятия к бухгалтерскому учету и во всех последующих периодах эксплуатации объекта основных средств или нематериальных активов) будет меньше суммы амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета будет приводить к необходимости отражения в бухгалтерском учете отложенных налоговых обязательств. Величина отложенного налогового обязательства определяется путем умножения налогооблагаемой временной разницы, возникшей в текущем отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную налоговым законодательством, действующую на отчетную дату.

Отложенные налоговые активы и обязательства отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором возникли временные разницы, на основании которых они начислены. Начисление отложенного налогового обязательства отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 65 «Отложенные налоговые обязательства». По мере уменьшения или полного погашения налогооблагаемых временных разниц в бухгалтерском учете отражается уменьшение (погашение) отложенных налоговых обязательств по дебету счета «Отложенные налоговые обязательства» и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, при применении механизма амортизационной премии в периоде принятия объекта основных средств или нематериальных активов на баланс в бухгалтерском учете будет отражаться начисление налогового обязательства, величина которого в последующем по мере начисления амортизации будет уменьшаться.

Стоит отметить, что в ОАО Швейная фирма «Лона» амортизационная премия не используется.

Учет аренды основных средств.

В условиях рыночной экономики широкое распространение в хозяйственной деятельности предприятий получила аренда основных средств.

Получение-сдача в аренду и взаимоотношения арендатора с арендодателем регулируются договором аренды. В нём оговариваются состав и стоимость передаваемых в аренду объектов основных средств, размер арендной платы, продолжительность аренды, обязанности сторон по выполнению договору условий.

Основные средства у арендодателя как его собственность продолжают числиться на счете 01 «Основные средства». Бухгалтерия арендодателя делает отметку в инвентарной карточке объекта о передаче его в аренду, и копия инвентарной карточки передается арендатору, который зачисляет объект аренды на забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства» без использования двойной записи по счетам, т.е. получение отражается по дебету счета 001, а при возврате их арендодателю – по кредиту этого счета.

Затраты на капитальные вложения, произведенные арендатором, но за счет арендодателя, относятся на уменьшение арендной платы и увеличение стоимости основных средств. По окончании аренды их стоимость безвозмездно передается арендодателю и им присоединяется к стоимости возвращённых средств.

Расчет арендной платы за арендуемые помещения приведен в Приложении У.

На ОАО «Швейная фирма «Лона» используется усовершенствованная организация бухгалтерского учета, современные технологии автоматизированной обработки учетно-аналитической информации. Это позволяет осуществлять сбор информации, минуя стадию выписки первичного документа. Применяются усовершенствованные формы бухгалтерских регистров. Происходит сокращение документооборота и сохранение времени по заполнению документов, уменьшение расчетов, т. к. вместо бухгалтера их производит компьютер на основании введенных данных (например: не нужно рассчитывать громоздкие формулы по начислению амортизации, достаточно лишь ввести необходимые для расчета данные).


Учет нематериальных активов

 

 

Нематериальными активами для целей бухгалтерского учета признаются права и затраты, связанные с созданием объектов интеллектуальной собственности и приобретением программного обеспечения.

К нематериальным активам относятся документально оформленные промышленные образцы, изобретения, полученные права на использование объектов интеллектуальной собственности, программного обеспечения, природных ресурсов, приобретения лицензий, сертификатов; организационные расходы, связанные с государственной регистрацией (перерегистрацией) предприятия и др.

Согласно учетной политике на предприятии нематериальные активы принимаются по первоначальн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...