Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила проведения ревизии




Отличие ревизии от аудита

Ревизия Аудит
Цель – проверка обоснованности и целе­сообразности действий должностных лиц приемами и методами, ха­рактерными для ревизии Цель – выявить по документам отклонения в действиях работников при выполне­нии операций конкретного бизнес-процесса
Потребность в ревизиях более четко выражена в организациях, в которых система управления построена преимуще­ственно структурно. Потребность в аудиторских проверках наи­более актуальна в организациях, в которых работники действуют строго в соответствии с утвержденными бизнес-процессами.
Ревизор выявляет ответственность должностного лица. По ито­гам работы ревизора могут быть собраны материалы для принятия решения о соответствии лица занимаемой должности, его материаль­ной и уголовной ответственности. Аудитор выявляет слабые стороны бизнес-процессов. По итогам его работы ставится задача изменения правил ведения процессов или ужесточения требований к их соблю­дению.  
Специальных нормативных документов, где прописывались бы требования к действиям ревизора, нет. Деятельность аудитора регла­ментирована специальными документами, которые получили название стандартов аудиторской деятельности.
Ревизор проверяет финансовую и хозяйственную деятельность Аудитор проверяет бухгалтерскую и финансовую отчетность.
Обязанность ре­визора состоит в определении обоснованности и целесообразности дей­ствий должностных лиц Обязанность аудитора в представлении квалифициро­ванного мнения об отчетности организации
Ревизия выявляет виновных лиц и причины неэффективных дей­ствий и нарушения действующего законодательства. По ее итогам при­нимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия, возможна передача дел в следственные органы. В ходе аудита проверяется соот­ветствие процессов нормам и правилам, определенным положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими нормативными документами. По аудиторским документам, содержащим отрицательное мнение, при­нимаются решения об изменении процессов в учетном органе и дви­жении первичных документов.
Ревизор может вы­сказать строго обоснованное мнение о должностных лицах.   Этические нормы аудита запрещают высказывать свое мнение о должностных лицах, определять их виновность.

Существуют два противоположных подхода к управлению орга­низацией: структурный и процессный.

При структурном подходе строится управление из различных ком­бинаций линейной и функциональной подчиненности. Линейная су­бординация — директор, главный инженер, начальник цеха, мастер. Функциональная зависимость — главный экономист, начальник плано­вого отдела, экономист цеха. Взаимодействие работников в таких орга­низациях осуществляется через должностных лиц.

По-иному обстоит дело при процессном подходе. Он ориентирован не на организационную структуру, а на бизнес-процессы. Как правило, основу для классификации бизнес-процессов составляют четыре базо­вые категории:

1) основные бизнес-процессы;

2) обеспечивающие бизнес-процессы;

3) бизнес-процессы развития;

4) бизнес-процессы управления.

Основные бизнес-процессы ориентированы на производство продук­ции или оказание услуг, представляющих ценность для клиента, и обес­печивают получение доходов для организации.

Обеспечивающими бизнес-процессами являются вспомогательные процессы, предназначенные для обеспечения выполнения основных бизнес-процессов.

Бизнес-процессы развития включают в себя проектирование, стра­тегическое планирование и т.д.

Бизнес-процессы управления основаны на выделении систем управ­ленческих действий по работе с документами.

 

Задачи ревизии

 

Ревизия как элемент контроля наиболее эффективна в тех орга­низациях, где преобладает административная система управления.

Ре­визорские действия всегда направлены на усиление иерархии в организации и укрепление субординационных начал в структуре управле­ния.

Задачи ревизии подразделяются на:

I Общие:

1. Выявление должностных лиц, ответственных за незаконные и неце­лесообразные операции, совершенные в прошедшем периоде.

К незаконным относятся такие операции, которые запрещены действующим законо­дательством и внутренними нормативными актами проверяемой орга­низации. Они трактуются ревизором как злоупотребление служебным положением.

Нецелесообразными операциями являются те, которые ведут к прямым потерям или снижению эффективности работы.

2. Выявление сбоев в системе постоянно действующего оперативного
контроля.

Сбои могут возникнуть из-за того, что устарели требования
внутренних нормативных документов организации, формы первичных
документов. К причинам неэффективности оперативного контроля
относятся отсутствие у новых процессов и процедур соответствующих
инструкций и положений, а также неувязка должным образом оборота
электронных и бумажных документов и т.п.

II Частные, подразделяются на две группы, соответствующие факторам производства:

1) задачи ревизии, соответствующие труду. В эту группу входят задачи по проверке исполнительской дисциплины персонала.. При этом выполняется контроль следующих факторов:

1. Обеспеченность организации управленческой документацией:

ü проверка соответствия уровней управления организационным документам;

ü эффективности структурных подразделений организации;

ü целесообразности филиалов и представительств;

ü исполнения распорядительных документов;

ü делопроизводства и документооборота;

ü норм материальной ответственности, действующих в организации.

2. Договорная дисциплина:

ü проверка оформления документами договорных отношений;

ü соответствия договоров действующему законодательству;

ü эффективности условий заключенных договоров;

ü договорных отношений;

ü правомерности крупных сделок.

3. Дебиторская и кредиторская задолженность:

ü экспертиза состава дебиторской и кредиторской задолженности

ü проверка оперативной системы контроля дебиторской задол­женности;

ü обоснованности применяемых способов погашения дебиторской и кредиторской задолженности (зачет, перемена лиц в обязательстве, вексель, договоры мены, поручения, комиссии, агентирования).

4. Обязательства организации:

ü проверка целесообразности займов и ссуд;

ü обоснованности кредитных операций.

5. Расчеты с подотчетными лицами:

ü проверка обоснованности командировочных расходов орга­низации;

ü обоснованности расходов должностных лиц на хозяйственные
нужды; и обоснованности представительских расходов организации;

ü правил оформления должностными лицами отчетов по расходованию подотчетных сумм.

6. Расчеты по заработной плате:

ü анализ потерь рабочего времени;

ü проверка соотношения производительности труда и заработ­ной платы;

ü соблюдения положений штатного расписания и утвержденных схем должностных окладов;

ü соответствия действующих премиальных систем распоряди­тельным документам предприятия;

ü целесообразности привлечения совместителей и внештатных
сотрудников по договорам подряда;

ü эффективности учета рабочего времени;

ü соблюдения норм и нормативов в использовании трудового
потенциала организации.

2) задачи ревизии, соответствующие матери­ально-вещественным условия труда. В эту группу входят задачи по проверке со­хранности и эффективности использования имущества. При этом выполняется контроль следующих факторов:

1. Основные средства:

ü проверка целесообразности действующей структуры основных
фондов;

ü поступления основных средств;

ü сохранности основных средств;

ü соответствия изменения стоимости основных средств требованиям законодательства Российской Федерации;

ü внутреннего перемещения основных средств;

ü соответствия ремонта основных средств корпоративным требованиям;

ü консервации основных средств

ü обоснованности аренды основных средств;

ü выбытия основных средств.

2. Нематериальные активы и НИОКР:

ü проверка прав предприятия на нематериальные активы (НМА),
числящиеся в учете;

ü операций с НМА;

ü прав предприятия на НИОКР, числящихся в учете;

ü НИОКР, осуществляемых собственными силами;

ü НИОКР, проводимых сторонней организацией по договору.

3. Товарно-материальные ценности:

ü проверка поступления ТМЦ;

ü сохранности ТМЦ в центральном складе и цеховых кладовых;

ü списания ТМЦ в производство;

ü выбытия материалов на сторону;

ü сохранности и использования горюче-смазочных материалов
(ГСМ);

ü сохранности и использования тары;

ü сохранности и использования запасных частей;

ü сохранности и использования шин;

ü сохранности и использования инвентаря;

ü сохранности и использования инструментов.

4. Готовая продукция:

ü проверка обоснованности формирования себестоимости продукции, работ, услуг;

ü эффективности учета выпуска готовой продукции;

ü контроля качества готовой продукции;

ü сохранности готовой продукции и незавершенного производ­ства;

ü отгрузки готовой продукции.

5. Денежные средства:

ü проверка безопасности хранения денежных средств и операций в центральной кассе;

ü безопасности операций кассиров-операционистов;

ü безопасности операций кассиров-раздатчиков.

6. Вложения в ценные бумаги:

ü проверка прав предприятия на бездокументарные акции;

ü операций с акциями внебиржевого оборота;

ü операций с акциями биржевого оборота;

ü обоснованности передачи акций в доверительное управление;

ü обоснованности операций с собственными векселями;

ü операций с векселями банков и других лиц.

7. Капитальные вложения:

ü проверка целевого использования вложений собственников;

ü экономного и целевого использования прибыли;

ü обоснованности затрат капитального характера.

 

Правила проведения ревизии

1. Внезапность. Ревизор должен применять неожиданные для кон­тролируемых лиц средства и способы проверки их действий. Важней­шим условием достижения внезапности ревизии является неразглаше­ние этапов ее подготовки и начала.

2. Активность. Ревизор должен проявлять инициативу в поиске
приемов и средств проверки, высокую оперативность в работе, а так­
же соблюдать сроки проверки. Медлительность в ревизии в ряде
случаев позволяет скрыть нарушения (оформить документы, завезти
и вывезти ценности, оприходовать неучтенное и т.п.). Однако не нуж­но проявлять опрометчивость и делать поспешные выводы (сообщать
следствию непроверенные данные, отстранять от работы должност­ных лиц).

3. Непрерывность. Ревизоры не могут остановить проверку орга­низации на несколько дней. Начатые ревизионные действия должны
вестись активно и непрерывно до полного объяснения обнаруженных
фактов, возмещения выявленного ущерба, привлечения виновных
к ответственности, т.е. до выполнения намеченных в программе ревизии заданий.

4. Обоснованность. Вскрытые факты и выводы ревизии должны
быть документально обоснованы, что предполагает дополнительную
проверку любого факта, приводимого заинтересованными лицами в свое оправдание. Нельзя говорить об обоснованности ревизии, если игнорируются просьбы заинтересованных лиц о выполнении каких-либо ревизионных действий, в результате которых могут быть установ­лены важные обстоятельства, в частности данные, оправдывающие заинтересованных лиц. Необъективность и связанная с ней односто­ронность ревизии приводят к тому, что отдельные нарушения так и остаются до конца не выясненными. Несоблюдение правила обосно­ванности является причиной повторных и дополнительных ревизий, бухгалтерских экспертиз, возврата материалов ревизии следственны­ми органами.

5. Гласность. О проведении ревизии следует широко оповещать.
Ревизоры с момента начала ревизии устанавливают контакт с работниками всех структурных подразделений организации, объявляют о ме­сте и времени приема лиц, желающих переговорить по вопросам, от­носящимся к ревизии. Первоначально результаты ревизии обсуждают­ся с руководством обревизованной организации, а затем о них инфор­мируют непосредственного заказчика данной работы (собственника, руководство вышестоящей организации). Правило гласности ревизии способствует устранению любой ошибки, допущенной ревизующими, и ориентирует их на объективную оценку материалов.

6. Независимость. Как известно, полной независимости не быва­ет. Ревизор должен быть организационно и финансово независим от
юридического лица, где проводится ревизия, и от физических лиц, чью
деятельность он проверяет.

Организационная независимость достигается соответствующим правовым статусом ревизора, который опреде­ляется организационными или распорядительными документами про­веряемой организации.

Финансовой независимости можно добиться путем соразмерной оплаты ревизорских услуг, обеспечения независи­мыми средствами связи, средствами тиражирования, автономной от предприятия организацией быта ревизора, если он является команди­рованным.

Нужно сделать все, чтобы у ревизора контакты с сотрудни­ками ревизуемого предприятия были связаны только с исполнением
им своих обязанностей.

7. Законность. Деятельность ревизора должна строго соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и норма­тивных локальных актов проверяемого предприятия. Итоговые акты
ревизии должны быть составлены так, чтобы иметь юридическую силу
для юридических и физических лиц, органов власти, судебных органов.

8. Ответственность. Ответственность ревизора определяется тем,
кто организует ревизию. На ревизора должна быть возложена организационным или распорядительным документом ответственность за сроки ревизии, за выполнение возложенных на него задач, соблюде­ние правил проведения ревизии, объективность и достоверность вы­водов, соблюдение им прав и обязанностей ревизора.

9. Сбалансированность. Для качественного выполнения задач ревизии необходимо выделить адекватный им объем финансовых ресур­сов и предусмотреть разумные сроки проведения ревизии, т.е. сбалан­сировать деньги, время на проведение ревизии и задачи ревизии.

 

Виды ревизии

1) По субъекту контроля:

ü ревизии государственных органов;

ü внутрихозяйственные ревизии;

ü ревизии, проводимые аудиторскими фирмами.

2) По организационному признаку:

ü плановые ревизии, которые проводятся в соответствии с пла­ном ревизионной работы вышестоящей организации или органа уп­равления, но не реже одного раза в год;

ü внеплановые ревизии и проверки, которые осуществляются
по специальным заданиям собственника или вышестоящей организации (например, при ухудшении результатов работы по основным производственным и финансовым показателям), при замене руководите­ля или главного бухгалтера организации.

3) По объему проверки:

ü сплошные ревизии, которые предусматривают проверку финансово-хозяйственной деятельности путем изучения и анализа всех бухгалтерских документов и учетных записей организации за ревизу­емый период.

При сплошных ревизиях изучаются все документы и ре­гистры бухгалтерского учета, где отражена производственная и фи­нансовая деятельность организации.

Сплошные ревизии могут применяться не только в целом по операциям хозяйственной деятель­ности организации, но и по отдельным однородным операциям (кас­совым, банковским счетам, расчетам с поставщиками и заказчиками и т.д.).

Как правило, к сплошным ревизиям прибегают в случаях уста­новления хищений и злоупотреблений, такие ревизии из-за затрат на них большого количества времени проводятся сравнительно редко;

ü выборочные ревизии предусматривают проверку части хозяйственных операций, документов и регистров бухгалтерского учета по предварительно намеченному плану после общей проверки данного вида хозяйственных операций.

При этом некоторые хозяйственные операции проверяются не за весь ревизуемый период, а лишь за от­дельные отрезки времени.

При подготовке и проведении таких реви­зий очень важно правильно выбрать отрезок времени, за который нуж­но осуществлять проверку соответствующих документов и операций, а также определить их количество. Это полностью зависит от квали­фикации и опыта ревизора.

Выборочные ревизии — один из основных способов проверки деятельности организаций. Однако методика их осуществления пока разработана недостаточно. Во многих случаях даже опытным ревизорам не всегда удается из общей массы выделить для исследования нужную часть документов или хозяйственных операций.

ü полные ревизии, когда проверяется вся деятельность органи­зации;

ü частичные ревизии, в ходе которых проверяют лишь отдель­ные области деятельности или отдельные виды хозяйственных операций организации (ревизия затрат и выхода продукции, товарно-мате­риальных ценностей и др.);

ü комбинированные ревизии, которые представляют собой сочетание видов ревизий по объему проверки (например, в ходе полной ревизии поставлена задача проверки всей деятельности организации, при этом финансовая деятельность проверяется сплошным методом, а производство — выборочно).

4) По кругу вопросов, подлежащих проверке.

ü тематические (частичные) ревизии, которые предусматрива­ют проверку ряда организаций по отдельным специальным вопросам (темам) или проверку состояния отдельных разделов (частей, участков) экономической и социальной деятельности организации.

Темами по­добных ревизий могут, например, быть «Ревизия сохранности и пра­вильности использования материальных ценностей», «Ревизия пра­вильности образования и использования фондов организации», «Ре­визия правильности использования фондов заработной платы и расчетов с рабочими и служащими».

Цель тематической ревизии — получить общую характеристику состояния дел по данному вопросу.

Та­кие ревизии назначаются по мере необходимости для выправления положения на проверяемых участках экономической и социальной деятельности организаций, а также по требованию правоохранитель­ных органов.

ü сквозные ревизии, которые охватывают ряд подразделений,
входящих в состав одной организации, при этом проверяется деятель­ность головной организации и входящих в ее состав подразделений.

Цель сквозной ревизии — наряду с проверкой финансово-экономической деятельности подразделений организации установить качество управления их деятельностью.

Сквозные ревизии весьма трудоемкие и применяются в исключительных случаях, когда имеются данные о не­достаточном уровне руководства деятельностью подразделений орга­низации со стороны вышестоящего органа управления;

ü комплексные ревизии, в ходе которых изучается широкий круг
вопросов хозяйственной деятельности организации.

Такие ревизии обычно проводят бригады, в которые кроме бухгалтера-ревизора вхо­дят работники планового отдела, отдела кадров и другие специалисты.

Комплексные ревизии — наиболее эффективный способ проверки
финансово-хозяйственной деятельности организации.

Цель таких ре­визий — объективная, полная и правильная оценка работы анализиру­емой системы, разработка технически и экономически обоснованных
предложений по ее совершенствованию и обеспечению успешного
выполнения экономических показателей деятельности организации.

ü некомплексные ревизии, которые проводит обычно один ревизор путем проверки хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерской документации, учетных регистров и отчетности.

5) По способу контроля за результатами ревизионной работы:

ü дополнительные ревизии, которые проводят, когда имеются
данные о том, что при проведении плановой ревизии не полностью
вскрыты факты нарушений финансово-хозяйственной деятельности организации.

ü повторные ревизии, которые практикуются для усиления кон­троля за качеством ревизионной работы. Обычно их проводят после
плановой ревизии за тот же период. Цель повторной ревизии — выяс­нить, как организация ликвидирует недостатки, отмеченные в акте плановой ревизии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...