Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идеология и экономическая теория




 

Уже в хрущевскне годы наметился кризис советской политической

идеологии. Но это был еще кризис лишь той формы идеологии, какая

сложилась в сталинские годы и была связана с сочинениями самого

Сталина. В брежневские годы мощный идеологический механизм, соз-

данный и работавший под руководством Суслова, предпринял усилия

преодолеть этот кризис. И он многого добился. Началась критика

сталинской вульгаризации философии. Достижения науки хлынули в

идеологию. Стала доступной западная философия и культура. Все

это способствовало улучшению репутации идеологии. Но вместе с

тем, это вело к снижению авторитета марксизма-ленинизма, оттес-

нение его на задний план в рамках самой идеологии. В какой-то

мере преодолев недостатки сталинском формы идеологии, сусловский

идеологический аппарат одновременно способствовал подготовке бо-

лее, обширного идеологического кризиса - кризиса марксизма-лени-

низма как идеологии коммунизма вообще.

В брежневские годы стало открыто осознаваться резкое расхожде-

ние между идеологической картиной реальности и самой реаль-

ностью, между идеалами коммунизма и объективнымн тенденциями

эволюции реального коммунизма, между интеллектуальным уровнем

образованной части общества и идеологией. Идеология фактически

перестала быть руководством к действию для властей. Хотя они

прикрывались фразами из идеологии,  практически они поступали

совсем иначе. Идеологический цинизм уничтожил остатки идеологи-

ческой веры.

В сталинские годы доминировала убежденность в том, что комму-

нистический социальный строй несет с собою освобождение трудя-

щихся от зол капитализма и что трудящиеся поддадутся обаянию

коммунистического земного рая. В брежневские годы активная часть

советского населения, включая представителей власти, которые на-

чали делать карьеру в хрущевские годы, сделала для себя открытие

огромного исторического значения. Она на своем опыте почувство-

вала то, что коммунистический социальный строй не является тем

земным раем, каким его изображают в советской идеологии и пропа-

ганде. На смену убежденности в истинности идеологии пришло чисто

прагматическое отношение к ней как к необходимому средству обра-

ботки и организации общественного сознания. На смену идеологи-

чески опосредованному отношению к реальности пришло непосредс-

твенное, лишенное субъективных иллюзий и лишь маскируемое идео-

логией.

Горбачевская политика гласности углубила и расширила идеологи-

ческий кризис. Началось безудержное и бесконтрольное словоблу-

дие, саморазоблачение, оплевывнние всех святынь советской исто-

рии, очернение советскои реальности. Все истины марксизма-лени-

низма были подвержены сомнению и осмеянию. Всякая защита "истин"

его рассматривалась как признак реакционности н отсталости. Ста-

ло неприличным произносить само слово "коммунизм". Было отменено

обязательное изучение марксизма-ленинизма во многих учебных за-

ведениях, сокращено время на него, сокращены или ликвидированы

совсем соответствующие семинары, школы, курсы. Короче говоря, с

марксизмом-ленинизмом обошлись чуть ли не как с враждебным идео-

логическим учением. Одновременно началось столь же безудержное

заимствование идей из западной идеологии. Стремление выглядеть

западнообразно и заслужить похвалу на Западе стало определяющим

в речах и в реформаторской суете самого Горбачева, а также всех

прочих реформаторов и идеологов перестройки.

Важнейшей особенностью идеологического кризиса является то,

что неверие в марксистские идеалы и отказ от марксизма-ленинизма

как от руководства к действию захватил самые верхи правящего

слоя. Дискредитация идеологии стала стимулироваться сверху, -

такого советская история еще не знала. Причем марксизм-ленинизм

при этом не был осмыслен и преодолен на научной основе, а просто

отодвинут как нечто уже непригодное ни для пропаганды, ни для

принятия важных решений. И это несмотря на то, что положения

марксизма-ленинизма могли бы как никогда послужить путеводной

звездой в современной запутанной ситуации в мире. Коммунисты

предали марксизм-ленинизм именно тогда, когда на нем стоило нас-

таивать особенно упорно.

Характерным примером варварского обращения со своей же, марк-

систско-ленинской идеологией может служить то, что горбачевцы

стали рассматривать свои реформы как революцию, причем - как ре-

волюцию, осуществляемую сверху, по инициативе высшего руководс-

тва, можно сказать - по инициативе лично Горбачева и под его

контролем. Инициатива сверху лишь дала толчок кризису - власть

потеряла контроль за ходом событии. Сейчас речь идет об идеоло-

гическом осмыслении проишедшего. Употребление выражения "револю-

ция" в применении к ситуациям такого рода, как была в Советском

Союзе, простительно западным деятелям культуры, журналистам и

политикам, не имеющим строгих ограничений в словоупотреблении.

Некогда поднаторевшие в марксизме советские партийные аппаратчи-

ки и оправдывающие их активность марксистско-ленинские теоретики

начинают так легко обращаться с важнейшими категориями государс-

твенной советской идеологии, то невольно закрадывается сомнение:

а в своем ли уме эти люди?! Давно ли они, сдавая экзамены по

марксизму-ленинизму, сами настаивали на том, что революционный

путь принципиально отличается от реформаторского, что социальная

революция есть способ перехода от изжившей себя общественно-эко-

номической формации к более прогрессивной. Конечно, как говорит-

ся, своя рука владыка. Высшая советская власть является высшей

властью и в идеологии. Она может позволить себе иногда пококет-

ничать фундаментальными понятиями подвластной идеологии. Тем бо-

лее это так лестно - войти в историю в качестве революционера,

причем - революционера особого рода, совершившего переворот,

можно сказать, в одиночку. Что за человечище! Маркс, Ленин и

Сталин вместе взятые были неспособны на такое. А о Хрущеве и го-

ворить нечего: мелочь!

Но дело в том, что и идеология имеет свои законы, неподвласт-

ные даже таким "революционерам", как Горбачев. И нарушение этих

законов не может пройти безнаказанно даже тем, кто хозяйничает в

идеологии. Легкомысленное обращение с фундаментальными понятиями

и положениями идеологии на самой вершине власти послужило зара-

зительным примером, и массы людей, как-то причастных к идеоло-

гии, ринулись в антимарксизм. И впереди всех бежали дезертиры

марксизма, которые, по идее, должны были бы защищать его до пос-

леднего слова. Новое мышление горбачевцев переросло в бездумную

и безответственную болтовню, чреватую тяжелыми последствиями.

Впечатление такое, будто огромная историческая бомба попала в

руки шалунов и недоумков, и те принялись колотить по ней чем по-

пало и ковыряться в ней с намерением полюбоваться на предполага-

емый фейерверк.

Отказавшись от марксистско-ленинской идеологии как от руко-

водства к действию, горбачевское руководство, однако, не сделало

таким руководством науку. Это не значит, что оно не привлекло к

себе на помощь профессиональных ученых. Наоборот, оно привлекло

их в огромном количестве, освободив их от всяких идеологических

пут и позволив писать и говорить все, что им придет в голову. Но

беда в том, что у этих ученых помощников и советников Горбачева

просто не оказдлось необходимой науки, которая могла бы быть на-

дежным наставником действий власти. Бесчисленные советские уче-

ные за много десятков лет существования "коммунизма" оказались

неспособными создать науку об этом типе общества, отвечающую

критериям современной науки. Важнейшим препятствием на пути соз-

дания такой науки была все та же государственная идеология. Вся-

кие попытки идти по этому пути рессматривались как враждебная

клевета на советское общество н преследовались. И теперь, когда

это препятствие отпало, советские ученые стали в спешке высказы-

вать свои кустарные и скороспелые суждения, включая в них заимс-

твованные на Западе идеи, что породило чудовищный интеллектуаль-

ный хаос в горбачевском окружении. В кратчайшие сроки было сочи-

нено огромное количество всяческой чепухи. Бесчисленные шарлата-

ны и безответственные болтуны, включая титулованных советских

академиков, бывших советских диссидентов, удравших на Запад за

славой и комфортом, и западных советологов, настолько засорили и

замутили интеллектуальную атмосферу в обществе, что только пол-

ное игнорирование производимой ими галиматьи и доверие к просто-

му здравому смыслу еще могло бы наставить руководство на путь

истинный. Но, увы, всякие здравые суждения стали рассматриваться

как проявления консерватизма, брежневизма и даже сталинизма.

Только ничем неограниченная чушь, облекаемая в наукообразную

форму, имела какие-то шансы быть замеченной.

 

Итак, советская официальная идеология обнаружила полную неспо-

собность отстаивать положительные достижения своего общественно-

го строя и критиковать дефекты западного, оказалась неподготов-

ленной к массированной идеологической атаке со стороны Запада. В

стране началась идеологическая паника. Появились идеологические

дезертиры, предатели, перевертыши. Идеологические генералы нача-

ли перебегать к противнику. Началась беспримерная оргня очерне-

ния всего, что касалось советской истории, советского социально-

го строя и коммунизма вообще.

Идеологический перелом не ограничился сферой сознаний. Новая

идеология ("новое мышление") стала внедряться в практику. Начав

с серии бессмысленных насильственных реформ и потерпев на этом

пути банкротство, советское руководство встало в конце концов на

путь насильственной "западнизации"**) страны - стало насаждать

западные политические формы и социальные отношения. В языке про-

паганды их назвали рыночной экономикой и демократией. Подчерки-

ваю искусственый и насильственный характер этих преобразований.

В Советском Союзе до этого не созрели и не могли созреть в прин-

ципе никакие предпосылки для перехода к капиталистическим соци-

альным отношениям и к соответствующим им политическим формам. В

массе населения не было никакой потребности в переходе к капита-

лизму. Об этом мечтали лишь преступники из "теневой экономики",

отдельные диссиденты, скрытые враги и часть представителей при-

вилегированных слоев, накопившая богатства и хотевшая их легали-

зации. Начавшийся позднее энтузиазм по поводу ломки всего со-

ветского был результатом новой, антисоветской и антикоммунист-

нческой пропаганды и массового помутнения умов, а в верхах влас-

ти - просто желанием угодить западным хозяевам, без поддержки

которых они давно были бы выброшены на помойку истории.

Результаты насильственной западнизацин Советского Союза не за-

медлили сказаться. Начался стремительный распад всех основ со-

ветского общества. Стала разваливаться экономика, деградировать

культура, разлагаться моральное и психологическое состояние ши-

роких слоев населения.

Под предлогом борьбы против якобы преступного коммунизма и

роспуска КПСС была буквально разгромлена вся система государс-

твенности. Распался Советский Союз. Страна покрылась сетью кро-

вавых конфликтов. Расцвела преступность. Разрушены все лучшие

достижения советской истории, доставшиеся ценой неимоверных уси-

лий миллионов людей в течение многих десятилетий. Началось такое

разграбление богатств страны, какого не позволяли себе победите-

ли в войнах прошлого с побежденной страной. "Холодная" война

вступила в завершающую фазу - в фазу превращения России в "коло-

ниальную демократию"***).

"Западнизация" есть особая форма колонизации, в результате ко-

торой в колонизируемой стране создается социально-политический

строй колониальной демократии. По ряду признаков это есть про-

должение той прежней колониальной стратегии западноевропейских

стран, особенно Великобритании. Но в целом это есть новое явле-

ние, характерное для современности. Изобретателем его можно с

полным правом считать США.

Колониальная демократия не есть результат естественной эволю-

ции колонизируемой страны в силу внутренних условий и закономер-

ностей ее социально-политического строя. Она есть нечто искусс-

твенное, навязанное этой стране извне и вопреки ее исторически

сложившимся тенденциям эволюции. Она поддерживается методами ко-

лониализма. При этом колонизируемая страна вырывается из ее

прежних международных связей. Это достигается путем разрушения

блоков страны, а также путем дезинтеграции больших стран, как

это имело место с советским блоком, Советским Союзом и Югослави-

ей.

За вырванной из прежних связей страной сохраняется видимость

суверенитета. С ней устанавливаются отношения как с якобы рав-

ноправным партнером. Для значительной части населения сохраняют-

ся какие-то элементы предшествующих догм жизни. Создаются очаги

экономики якобы западного образца под контролем западных банков

и концернов, а также - как явно западные или совместные предпри-

ятия. Я выше употребил слово "якобы", так как эти очаги экономи-

ки суть лишь имитация современной западной экономики.

Стране навязываются внешние атрибуты западной политической

системы - многопартийность, парламент, свободные выборы, прези-

дент и т.п. Но они тут являются лишь прикрытием режима совсем не

демократического, а скорее диктаторского (авторитарного). Экс-

плуатация страны в интересах Запада осуществляется силами незна-

чительной части населения, наживающейся за счет этой ее функции.

Эти люди имеют высокий жизненный стандарт, сопоставимый с тако-

вым самых богатых слоев Запада.

Колонизируемая страна доводится до такого состояния, что ста-

новится неспособной на самостоятельное существование. В военном

отношении она деморализуется настолько, что ни о каком сопротив-

лении и речи быть не может. Вооруженные силы сохраняются лишь

для того, чтобы сдерживать протесты населения и попытки оппози-

ции изменить ситуацию.

До жалкого уровня низводится национальная культура. Место ее

занимают самые примитивные образцы западной культуры, вернее -

псевдокультуры Запада. Массам населения предоставляется суррогат

демократии в виде распущенности, ослабленного контроля со сторо-

ны властей, доступные развлечения, система ценностей, избавляю-

щая людей от усилий над собой и от моральных ограничений.

Нужно быть слепым, чтобы не замечать, что Россию нынешние ее

правители усиленно толкают на путь колониальной демократии. И

нужно быть врагом своего народа и предателем Родины, чтобы изоб-

ражать этот процесс как благо для народа. Россия никогда и ни

при каких обстоятельствах не превратится в страну, аналогичную

странам Запада и равноценную им в этом качестве, - не станет

частью Запада. Это исключено в силу ее географических, истори-

ческих и современных международных условий, а также в силу ха-

рактера образующих ее народов.

Утверждая это, я не становлюсь на сторону проповедников теории

исключительности судьбы России. Я утверждаю, что исключительной

является историческая судьба Запада, а не России. Западный тип

общественного устройства (капитализм и демократия) дал положи-

тельные результаты лишь в немногих странах мира, а именно - лищь

в странах Запада с определенным человеческим материалом. Для по-

давляющего большинства народов планеты он оказался либо гибель-

ным, либо обрек их на роль придатков и сферы колонизации Запада.

Россия уже сыграла исключительную роль в истории человечества,

создав коммунистический социальный строй, который на некоторое

времи позволил ей сохранить независимость от Запада к вдохновил

другие народы на это. Теперь Россия эту роль утратила, возможно

- навсегда. Теперь Запад просто не допустит, чтобы в мире поя-

вился мощный западнообразный конкурент на мировых рынках в лице

России. Россия нужна Западу не как партнер в дележе мира, а лишь

как зона дележа. Русским в планах Запада уготована судьба, ана-

логичная судьбе незападных народов, т.е. судьба заурядная и по-

зорная для бывшей великой страны и второй сверхдержавы планеты.

Может ли Россия избежать такой участи? Возможности у нее для

этого не велики, но исключать их полностью было бы ошибочно. И

главное, на мой взгляд, условие для этого - осознать с полной н

беспощадной ясностью то, в каком положении она оказалась и по

какой причине. В России же ощущается страх перед такой ясностью.

Ничем не сдерживаемое словоблудие заполнило всю интеллектуальную

сферу общества. Люди боятся признаться себе в том, что совершили

беспрецедентную в истории глупость, поддавшись добровольно влия-

нию реформаторов и их западных наставников, н боятся это выска-

зать вслух. В этом страхе кроется, на мой взгляд, главное пре-

пятствие для реализации возможности, о которой я сказал выше.

 

 

                        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брагинский А.А., Певзнер Я.А. «Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути

  обновления» М. 1991г.

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс: принципы, проблемы и политика» Таллин 1995 г.

3. Конституция Республики Казахстан

4. Волков Ф., Борисов Е. «Основы экономической теории» Учебник. М. 1993 г.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...