Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Феномен группового давления (феномен конформизма)

Динамические процессы в малой группе.

 

Малые группы характеризуют статистические процессы (композиция, границы..), так и динамические процессы. Главной задачей социально-психологических исследований является изучение динамических процессов. В результате этих исследований выявляются общие закономерности общения и взаимодействия, реализуемые в малой группе.

Т.о., одной из важных характеристик МГ является групповая динамика.

Понятие ГД может употребляться в 3-х значениях:

1. направление исследования малых групп в западной социальной психологии (школа К. Левина);

2. обозначение методик, используемых при изучении малых групп, разработанных в школе К.Левина

3. совокупность процессов, которые происходят в малой группе.

ГД- это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешним воздействием на группу. Групповая динамика обозначает совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (Г. Андреева).

Важнейшие групповые процессы:

1. Образование малых групп – как объективно возникшая группа становится группой в психологическом значении этого слова

2. Групповая сплоченность;

3. Лидерство;

4. Принятия группового решения;

5. Эффективность группы

 

Развитие группы.

В отечественной социальной психологии существует несколько моделей развития группы, согласно которых выделяются стадии или уровни развития группы.

Одна из наиболее известных и разработанных моделей – психологическая теория коллектива, разработанная А.В.Петровским. Рассматривалось развитие группы – итогом такого развития является коллектив.

Признаки группы Степень выраженности признака
· наличие общей цели; согласованность действий, направленных на достижение цели; · совместная деятельность; · организованность; · сплоченность; · наличие групповых норм; · ЦОЕ – определяется степенью совпадения позиций и оценок по отношению к общей деятельности, а также важным ценностям группы (общие ценности, позиции, оценки)     Þ отсутствие признака Þ слабое выражение признака Þ наличие признака  

 

По уровню развития Петровский выделяет следующие фазы развития МГ:

1) диффузная группа – (на остановке ждут транспорт)

• в состоянии “рассеивания” часто находятся группы в первый период своего существования – формальное объединение людей;

• отсутствуют основные признаки СГ;

• взаимоотношения определяются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями;

• общих ценностей нет

 

2) группа – ассоциация (группа друзей, приятелей).

• слабо выражены признаки СГ;

• отсутствует совместная деятельность (объединяющая и требующая определенной организации);

• более постоянная цель и намеки на общую цель, есть значимый момент (например, абитуриенты)

• некоторый уровень сплоченности определяется совместным общением членов группы;

• взаимоотношения определяются личностно значимыми целями

 

3) группа - кооперация

• реально действующей организационной структурой

• есть общественно значимая деятельность, она объединяет.

• отношения носят деловой характер, подчиненный достижению цели

• некоторые общие ценности.

 

4) группа – коллектив – группа высокого уровня развития;

• наличие всех основных признаков СГ;

• оптимально могут сочетаться личные и общественные цели и ценности; высшая ступень ЦОЕ

устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив – это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.

 

Последовательное изменение группы возможно как от низкого к более высокому уровню развития, так и наоборот.

 

 

***


Групповая сплоченность –

это взаимное тяготение членов группы.

ГС основывается на понимании группы, как системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу.

Понятие «групповая сплоченность» многомерное. Существует множество формулировок и трактовок этого понятия.

1. В социометрическом направлении сплоченность связывалась с высоким процентом взаимных выборов.

А.Б.Лотты – ГС обусловлена межличностной аттракцией (механизм социальной перцепции, обусловленный устойчивыми положительными чувствами к другим).

2. Л.Фестингер предложил проводить анализ сплоченности на основе частоты и прочности коммуникативных связей. Силы, удерживающие индивидов в группе представлялись как:

1) привлекательность группы для индивида;

2) удовлетворенность членством в группе.

3. Д.Картрайт считал, что сплоченность зависит не только от свойств группы, но и от соотношения с потребностями членов группы, с их ожиданиями «благоприятного членства».

4. Отечественная психология. Предпринята попытка интерпретировать ГС с позиции совместной деятельности. Принципы изучения сплоченности разработал А.В.Петровский. Основная идея: малая группа состоит из 3-х (позднее 4-х) слоев:

1) внешний уровень – эмоциональные межличностные отношения;

2) ЦОЕ – отношения опосредованы совместной деятельностью, на основе чего и возникает единство основных ценностей;

3) ядро –члены группы разделяют цели групповой деятельности; (поэтому здесь могут выявляться мотивы выбора членами группы друг друга, которые в свою очередь могут опосредоваться общими ценностями: отношением к миру, обществу, труду).

Три слоя структур одновременно могут рассматриваться как три уровня развития группы, в том числе и три уровня развития групповой сплоченности.

 

К факторам, обеспечивающим сплоченность можно отнести:

* сходство отношения к целям групповой деятельности (соответствие потребностям членов группы);

* сходство взглядов, ценностей членов группы;

* удовлетворенность групповой динамикой;

* характер руководства (стиль руководства);

* характер принятия решений и участие членов группы в выработке групповых решений;

* структурные особенности группы (статусно-ролевые аспекты структуры, модели коммуникативных связей);

* групповая атмосфера (особенности межличностных отношений в группе, привлекательность членов группы - степень испытываемой симпатии);

* величина группы.

 

 


Феномен группового давления (феномен конформизма)

Выявлен в экспериментах С.Аша. Суть явления состоит в изменении позиций (поведения) индивида под влиянием группы. Был использован прием «наивного субъекта» и подставной группы. Т.е. автор договаривался с группой о заведомо неправильном ответе, о чем не знал опрашиваемый. Обнаружено, что под влиянием группы 33% испытуемых давали неверный ответ, тогда как при индивидуальной работе эти ответы были верны.

 

А) Личностность стремится к автономии, независимости в группе.

Б) Нормы выработанные самой группой (для достижения общей цели, для сохранения стабильности группы и др), защищаются ее членами.

Группа осуществляет давление на своих членов, заставляя подчиняться этим нормам.

 

Действие группового давления – побуждает человека вести себя определенным образом в соответствии с ожиданиями других.

 

В социально-психологической литературе используют понятия конформность, негативизм, нонконформизм -

• психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы;

• позиция определяется психологическими качествами, которые формируются у человека в процессе социализации;

• эти качества во многом определяют поведение человека и особенности его взаимодействия с другими людьми в социальной группе;

Конформностьэто зависимость человека от группы, определяющая влияние группы на принимаемые им решения, действия, отношения.

Результаты американского исследования - 75% людей хотя бы 1 раз показали конформность; у 37% - имели место стабильные проявления конформности.

 

Конформность может проявляться

1) в рамках группы,

2) в рамках общества (например, тоталитарный режим - люди бояться проявить свою индивидуальность и привыкают к этому; мыслят в соответствии с общественными стандартами, идеологией).

 

Мера конформности – это мера подчинения индивида группе в ситуации конфликта, когда происходит противопоставление мнений индивида и группы.

Конформность:

внешняя – когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает сопротивляться; реальная позиция индивида остается неизменной (подчинение индивида нормам группы под влиянием желания остаться ее членом);

внутренняя - (подлинный конформизм) – индивид принимает и усваивает мнение большинства.

1) бездумное принятие мнения группы (отличающееся от позиции индивида) на основании, что «большинство всегда право».

2) осознание правильности данной позиции.

Эксперимент С.Московичи обнаружил феномен влияния группового меньшинства (подсадной уткой была не вся группа, а меньшая ее часть).

Установлено, что влияние меньшинства в группе приводит к появлению значительно большего числа разнообразных вариантов решения. Важную роль при этом имеет уверенность в своей позиции, изложении и структурировании соответствующих аргументов.

Существование позиции меньшинства может привести к появлению инноваций (С.Московичи).

 

Позднее М.Дойч и Г.Джерард разработали информационную теорию конформности. Были выделены 2 вида группового влияния:

1) нормативное – давление на индивида оказывает большинство – мнение большинства воспринимается индивидом как норма;

2) информационное – давление оказывает меньшинство – мнение группы рассматривается индивидом как информация, на основе которой он должен сделать свой выбор.

 

На степень конформности влияют:

 

Характеристики индивидуальности Характеристики группы Степень значимости для индивида
* интеллект * самосознание; * другие (менее развитые - усиливают конформность); * состав, * структура, * нормы, стандарты группы * ситуации; * высказываемого мнения

 

***

Позиция негативизма – это конформизм наоборот – когда человек стремиться поступить вопреки правилам группы, демонстрируя на первый взгляд независимую позицию, но фактически он зависит от групповых норм, так как активно демонстрирует антигрупповое поведение.

***

Нонконформизм – позиция, противостоящая конформности, характеризует самостоятельность, независимость человека от группы, при данной позиции групповое давление слабо влияет на человека.

Нонконформист –

* имеет независимый взгляд на явления окружающего мира – у него свое мнение;

* он с уважением относится к другим мнениям, но поступать будет в соответствии со своими представлениями;

* он способен реализовать в своих социальных отношениях наиболее продуктивные стратегии взаимодействия - сотрудничество и компромисс, избегая приспособления и соперничества.

Чем выше уровень культуры человека, тем он более способен быть нонконформистом.

А. Маслоу связывал развитие нонконформизма с такими качествами, как честность, смелость (т.к. противостояние группе требует определенного мужества).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...