Тема 01-04. Развитие представлений о материи
Основные дидактические единицы, изучаемые в курсе КСЕ
Содержание ДЕ
Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира Тема 01-01. Научный метод познания Методология Свойства научного знания: - объективность - достоверность - точность - системность Эмпирическое познание (происходит накопление эмпирического материала (научные факты, эмпирические обобщения), преобладает чувственное познание) и теоретическое познание (на этом уровне происходит выявление законов, преобладает рациональное познание. Формы теоретического знания: проблема, гипотеза, теория) Методы научного познания: - наблюдение (чувственное отражение явлений) - измерение (определение количественных значений свойств объектов с помощью приборов) - индукция (получение общего вывода на основе частных посылок) - дедукция (получение частных выводов на основе общих положений) - анализ (разделение объекта на части) - синтез (соединение частей объекта, познание его в единстве и взаимосвязи частей) - абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественных свойств объекта) - моделирование (изучение с помощью модели) - эксперимент (активное, строго контролируемое воздействие исследователя на объект) Гипотеза Требования к научным гипотезам: - соответствие эмпирическим фактам - проверяемость (принципы верификации (эмпирическая подтверждаемость) и фальсификации (эмпирическая опровергаемость)) Научная теория (система законов, объясняющая явления в определенной области действительности) Область применимости теории Принцип соответствия (новая научная теория содержит в себе в качестве частного случая старую теорию, справедливость которой установлена экспериментально) Тема 01-02. Естественнонаучная и гуманитарная культуры Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук (физика, химия, биология, астрономия, география, геология, экология)
Дифференциация наук (разделение наук на отдельные дисциплины) Интеграция наук (объединение наук) Гуманитарные науки (науки об обществе и человеке) Гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической: - субъективность знания - нестрогий образный язык - интерес к индивидуальным свойствам изучаемых предметов - сложность (или невозможность) верификации и фальсификации Математика как язык естествознания Псевдонаука как имитация научной деятельности (астрология, уфология, парапсихология, биоэнергетика) Отличительные признаки псевдонауки: - фрагментарность - некритический подход к исходным данным - невосприимчивость к критике - отсутствие общих законов - неверифицируемость и/или нефальсифицируемость псевдонаучных данных Тема 01-03. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития) Научная (исследовательская) программа (серия сменяющих друг друга теорий, объединенных основополагающими принципами) Древняя Греция: появление программы рационального объяснения мира Принцип причинности в первоначальной форме (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение (причина должна предшествовать следствию) Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: всё состоит из дискретных атомов; всё сводится к перемещению атомов в пустоте Континуальная исследовательская программа Аристотеля: всё формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте Взаимодополнительность атомистической и континуальной исследовательских программ Научная (или натурфилософская) картина мира как образно-философское обобщение достижений естественных наук Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира: - о материи - о движении - о взаимодействии - о пространстве и времени - о причинности, закономерности и случайности - о космологии (общем устройстве и происхождении мира) Натурфилософская картина мира Аристотеля (геоцентризм)
Научные картины мира: механическая (17 в.), электромагнитная (19 в.), неклассическая (1-я половина XX в.), современная эволюционная
Тема 01-04. Развитие представлений о материи Фалес: проблема поиска первоначала (Фалес: первоначалом всего сущего является вода) Абстракция материи (материя – объективная реальность) Механическая картина мира: единственная форма материи – вещество, состоящее из дискретных корпускул Материальная точка — основная абстракция классической механики (тело, обладающее массой, размерами которого в данной задаче можно пренебречь) Атомно-молекулярное учение Учение о составе — первый уровень научного химического знания Учение о строении — второй уровень научного химического знания Электромагнитная картина мира: две формы материи — вещество и непрерывное электромагнитное поле Волна как распространяющееся возмущение физического поля Длина волны Спектр электромагнитных волн (по мере уменьшения длины волны: радиоволны, инфракрасное излучение, видимый свет, ультрафиолетовое излучение, рентгеновское излучение, гамма-излучение) Эффект Доплера: зависимость измеряемой длины волны от взаимного движения наблюдателя и источника волн (если источник отдаляется от наблюдателя, то измеряемая длина волны увеличивается) Современная научная картина мира: три формы материи — вещество, физическое поле, физический вакуум
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|