Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приемы обучения, используемые С.Н. Лысенковой





...Как мы работаем с первоклассниками? Весь первый год мы учим их находить противоречия и разрешать с помощью волшебной палочки - идеальности. [6] Благодаря перспективному обучению удается значительно сэкономить время. В результате создается общее опережение в прохождении программного материала. Четко вырисовываются основные этапы работы по трудной теме.
Первый этап - перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. Идет активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы при комментируемом управлении. При ответах учитывается желание ребят. Активны в ответах на этом этапе, как правило, сильные ученики.
Второй этап - работа по учебнику: уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Задается домашнее задание по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе происходит опережение, так как в перспективный период многие задания на страницах учебника уже выполнены.
Третий этап - использование сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется навык беглого действия. На этом этапе рождается новая перспектива, не сталкиваясь уже ни с какими трудностями.
Контрольные работы по теме проводятся в программные сроки (вовремя!) на фоне глубоко, всесторонне изученного материала. И главное, ни на одном этапе нет напряжения в работе учителя и учеников. С первой до последней минуты урока дети активны: с опорными схемами и без них, устно и письменно, под управлением и самостоятельно. Каждому ученику посильный вопрос, доступное задание (но не ниже требований программы!). Так
осуществляется дифференцированный подход у нас на уроках. И все 45 минут соблюдаем основной принцип - делать все обоснованно, аргументировано. «Доказываю, вспоминаю правило, проверяю», - звучит голос отвечающего. Ни шагу без мысли!
В школе №587 (Москва) в классе учительницы Софьи Николаевны Лысенковой учатся необычно радостно и увлеченно и не только хорошо подготовлены (показывают хорошие знания), но и высоко развиты. В этой школе в 1979 году по новой методике была проверена эффективность «опережающего» обучения методики С.Н. Лысенковой. Какую разницу в продуктивности работы покажет класс в сравнении с нормой? В 1-м "В" классе было 33 ученика, средний возраст их - 8 лет, а продуктивность их работы оказалась как у 9-летних. Значит, дети ее класса получили за год такое развитие, какое другие приобретают за 2 года. Второе такое измерение в 1984 году, но уже в 3-м "В" классе С. Н. Лысенковой поразило еще больше: 23 ученика, средний возраст которых был 10 лет, показали такую продуктивность, на какую способны дети в 12,5 года. Значит, можно не менее чем вдвое
быстрее развивать "творческий компонент" способностей. Значит, современная методика работы в начальной школе может быть усовершенствована и весьма значительно. [7].
Жаль только, что меру этого совершенства никто больше не измеряет и удивительные успехи учительницы С. Н. Лысенковой известны немногим.
Дети-дошкольники имеют большую возможность решать "новые" задачи, которым их не обучали, так как могут находить их в жизни, особенно в тот период, когда взрослые еще не могут давать им объяснения (так как дети не умеют еще говорить). Они располагают для этого и достаточным свободным временем, и поэтому ранний расцвет их творческих способностей встречается нередко. Но стоит им пойти в школу и начать систематическое
обучение, как количество "новых" задач резко сокращается. В школе ни одному учителю не придет в голову мысль дать задачу, не объяснив предварительно, как ее решать. Значит, в школе ребенок почти не встретит задач, способных продвинуть его в развитии творческих способностей, а свободного времени у него становится все меньше и меньше, пока к старшим классам его совсем не остается. Значит, поступление в школу и переключение на усиленное формирование исполнительских способностей неизбежно приводит не только к остановке, но и к угасанию ярко вспыхнувших творческих способностей. Проблемное обучение, которое способствует в какой-то мере развитию творческих способностей учащихся, только начинает разрабатываться, и его значение в школе пока мало ощутимо.
А как объяснить многочисленные факты, когда младшие по возрасту дети обгоняют в развитии своих старших братьев и сестер, или что получается, если дети разного возраста попадают в одинаковые условия? Если условия благоприятны для развития - младшие выигрывают больше старших. Вот примеры этого. Сережа и Саша Беленькие в один год поступили в 5-ю школу Киева, хотя Сережа на два года моложе. Уже в 3-м классе стало заметно превосходство младшего, а в 4-м он значительно ушел от брата. Жора Агзамов, одиннадцатилетний ученик 1-й алмалыкской школы Ташкентской области, стал чемпионом города Алмалыка по шахматам. В соревнованиях, в которых принимали участие перворазрядники, он набрал 16 очков из 17 возможных... На очко меньше юного чемпиона набрал его старший брат Валерий. Х. Р. Капабланка в 4-летнем возрасте с одной партии научился правилам игры в шахматы. Экс-чемпионка мира по шахматам Нона Гаприндашвили с пяти лет играла в шахматы с отцом и пятью старшими братьями. Условия для развития способностей, видимо, были в семье примерно одинаковые для всех, но высших результатов достигла младшая - Нона. Эти последние факты, видимо, нельзя считать строгой закономерностью, потому что, кроме возраста, на весь ход развития влияет
еще и напряженность деятельности, а это уже продукт увлеченности самого ребенка.
Суть проблемного обучения в том, что преподаватель наводящими вопросами помогает ученику самостоятельно решить проблему, сделать некоторый вывод и т.п., а не дать в готовом виде. Но каждый раз преподаватель, зная результат, подводит к нему ученика. Никакой закономерности в постановке вопросов нет. А задача состоит в том, чтобы ребенку дать метод, с помощью которого он мог прийти к результату, которого и учитель не
знает. Учителя такого не могут, а у нас есть аппарат, с помощью которого это можно сделать, - ТРИЗ. В частности, методика решения исследовательских задач. Какая бы ни была исследовательская задача, вопросы, которые необходимо задать для решения, одинаковы. Этим вопросам и надо научить ребенка. Иначе проблемное обучение превращается в метод проб и ошибок. Изучив опыт педагогов-новаторов, мы пришли к выводу, что каждый из них использует какой-то изобретательский прием, они дают ученикам творческиезадачи.
С.Н. Лысенкова использует два приема:
Первый - согласование ритмики, он позволяет ей вести весь класс в одном режиме.
Второй - принцип предварительного действия. Трудный материал, вместо того, чтобы потом проходить его многократно с неуспевающими учениками, она по частям дает заранее, когда же приходит время изучения этого материала он уже знаком детям, его надо только свести в систему. [7]
«Первого сентября на партах у этих детей лежат учебники второго класса: "Родная речь" - 1-я книга. "Русский язык-2". "Математика-2".
Трудно работать с шестилетками. "Не берите их, Софья Николаевна, с нимипрыгать надо, играть", - отговаривали меня молодые учителя, когда я набирала свой первый класс шестилеток. А в письмах учителя писали о тех же трудностях: "Рассыпается урок, не складывается общение", "не умеют работать с учебником", "как опережать программу, когда даже палочка с закруглением внизу не получается", "что главное на первых порах", "следите ли за каллиграфией, обходите ли для этого класс?"» Кроме того необходимо упомянуть еще один очень важный прием обучения, используемый С.Н. Лысенковой. Это управление.
Управление - это такая организация учебной деятельности, когда каждый ученик - учитель. Учит не только учитель, учит ученик, когда он думает вслух и ведет за собой весь класс. Каждый ученик может быть в роли ведущего. Это заметили и наши гости - студенты. Удивляются: "Как хорошо говорят дети!" и учат удивлять сами. Дети принимают то, что понимают. Методический прием становится движущей силой урока. За короткий букварный период для разных групп детей, разных программ (1-3, 1-4) одинаково доступно становится такое трудное задание - набрать в кассе или написать за ведущим предложение: "Юлькой кошку звать мою". При этом ведущий чувствует: весь класс подчиняется его управлению, он учитель, от него одного зависит работа всех. Значит, надо
говорить громко, четко, ясно, чтобы всем было понятно. В результате у детей хорошая дикция, развитая, выразительная речь: Понятная, а следовательно, принятая детьми структура слога стала структурой каждого шага управления. И выселила все имевшие место трудности букваря. А палочка с закруглением внизу обязательно получится. Да она просто отработается вместе с другими элементами в слове - через несколько
уроков. Урок должен сложиться сразу. Время - золото. Сорить им на уроке нельзя. Конец первой четверти. Все тот же 1-й класс С.Н. Лысенковой. На уроке гости - учителя нашей школы. Урок математики и след на доске от проделанной на уроке работы. (Рис. 1).
Лежащие на столе учителя карточки и сводные таблички показывают, что это материал, задействованный в устном счете. На левом крыле доски выставлены оценки детям.
- Что это за шестерки? - спросили учителя.
- Оценки за ответы сверх программы (теперь можно говорить "сверх
стандарта").
Изумление: "Оценки?! В первом классе, сразу?"
- Да, сразу!
Спросите наших детей, как они хотят учиться: с отметками или без? Они все скажут: "С отметками. Только с теми, которые получаем мы!"
Вторая четверть. Первая самостоятельная работа по математике. "5" - тринадцать, "4" - одиннадцать, "3" - нет!
Успех, успевающий, успевать - однокоренные слова. Последнее напрямую
связано с понятием "время". Успевать - значит получить время, необходимое для успеха дела. Так сам русский язык пришел мне на помощь, подсказав главное направление в борьбе за успех. [9].


«Мне учебник нужен как текст»


Вот уж верно: "мы –страна крайностей. Вчера - "учить всех и учить хорошо". Сегодня - безудержное разделение детей почти во всех школах. Отбор и отсев по теории на благо детей: "корректировать, выравнивать, окружать вниманием". На деле: этот класс на показ, а этот - на выброс! Результат этих диссертаций у всех на виду. Два миллиона отставших от учения детей. Со всеми вытекающими последствиями. Мы их тоже нередко видим. Выглядывают из камер малолетние преступники, малолетние бомжи дают интервью с улиц, даже столичных. [4]
А отпавшие от выбранной профессии учителя! Кстати, классы для изгнанных эту проблему усугубили. Новичку и карты в зубы. Старожилы не поддадутся, им отберут лучшее.
Таня лет шесть назад пришла в школу на "русский язык". Вся горела желанием работать. Дали "выравнивание". Я с ней встречалась в столовой в "окошки". Светло, просторно, уютно. Проверяли тетради. Откровенничала: сорок-тридцать ошибок у каждого почти за урок - такой багаж набрали. И этому все равно радовалась: "Петя стал делать на десяток ошибок меньше, значит, растет". Но время взрослит понимание этих детей, понимание того, что движутся в никуда. Хоть и с протянутой рукой поддержки учителя. Путь неуспеха воспитывает хамство, открытое отторжение от добра. Отсюда и ответное решение Тани: "Я ухожу, они меня уже съели, а мне еще замуж нужно выйти да ребенка растить здорового. Ведь с кем поведешься, от того и наберешься».

Ну а так называемые классы "на показ"? Сегодня таких множество. Что здесь? Новые учебники, новые эксперименты. От них не откажешься, их спускают сверху. Да и для школы заманчиво: разряд сулят повысить и престижно. Но раз "взялся за гуж, не говори, что не дюж". Надо добывать результат. Любыми способами. Отсюда отбор. Этого еще мало. Практически нет чистоты эксперимента. Приспосабливаются коллеги. Начинают по заказу, продолжают по накатанному.
Вот письмо. Совсем свежее: "В школе очень тяжело, так как мешают работать, помогает Господь и Ваше Слово. До сих пор все кричат о развивающих программах, а работаем с вашими опорами, советами". Короче, методы тех, кого называли новаторами, стали "бульдозерами"бизнес-учебников. Вот так, косвенно. Да и напрямую. Скажу о своем печальном "опыте". В каждом выходящем сегодня учебнике для начальной школы целые "куски" "из Лысенковой".Отбор! Отсев! Перегрузки! Сегодня все перемешалось: добро и зло, чистота и грязь, востребованность и воровство. Что бы сказали Матвеев и Соловейчик? А не пришлось бы говорить, все давно сказано. Просто в жизни все повторяется. 30 лет назад (юбилей!) пришли Новые программы. Вместо четырехлетки (начальная школа) - трехлетка, вместо арифметики - математика, вместо трудно - еще труднее. Забегали родители: носовые кровотечения у детей. Учителя придумывали новые дополнительные занятия (сколько шуму было!) Пугачева запела "То ли еще будет". Методисты и ученые стали думать: "Чтобы убрать из расписания?" В какой это школе сегодня при наборе детей не произносят ставшую уже избитой фразу:
- Ваш ребенок этот учебник, эту программу не потянет.
На "переходах" отсев еще и еще пополняется. Мне и самой все чаще приходится слышать от коллег:
- С.Н., отберите себе класс, смотрите, все так делают.
А я опять свое:
- Буду учить всех, без отбора. Без отстающих. Без перегрузок.
- Какой учебник предпочитаете? - спрашивают меня.
- Любой, - отвечаю. - Главное, методика. Пока в моих правилах (как я уже не раз заметила): а) бесплатный, б) идущий на страну, в) остановилась на учебниках программы 1-4, которые приняла когда-то для шестилеток.
Кстати, мне его в то время очень оригинально представили в ИУУ: "С.Н., учебники 1-4 - это все ваше, только об этом говорить не надо". Да, в этих учебниках достаточно моей методики. Только я-то сама сегодня "в новом варианте" с теми самыми шестилетками - в глубоком Опережении. Тетрадь - зеркало работы. Работы ученика и методики учителя. Шестнадцатое апреля. Словарь: опасный, прекрасный, вкусный, ужасный, интересный, чудесный, блеснул.
Недалеко от ручья паслись телята.
Подошел теленок.
Выбежал волк.
Угрожала опасность.
Забилось сердце.
Он свистнул.
Свист напугал.
Опасный враг убежал.
Обратите внимание на выбранное нами для урока упражнение из учебника 1-3 (2-й класс) Закожурниковой. А что же случилось, почему вмешался учебник из программы 1-3? Очень
просто. Последний вариант Опережения, Золотая программа. Класс с предшкольной подготовкой ("Я читаю", "Я считаю", "Я пишу"). Сентябрь (1-й класс), на партах наших первоклассников учебники 2-го класса (1-4), скоро потребуется и третий учебник. Вот их в библиотеке школы не оказалось, разобрали в помощь новым экспериментам (о чем я уже сказала).
Ну что ж, я по своему принципу: пусть будет любой учебник, главное - методика. Беру учебники второго класса (1-3) Закожурниковой. Меня еще спрашивают: все ли упражнения в учебнике по порядку выполняете, нам так указывают методисты. Отвечаю: учебники для меня - материал, не искать тексты, примеры, не сочинять задачи. А распределение: что? куда? когда? как? и, главное, зачем? - диктует методика рука об руку с программой "Опережение". А государственная программа с ее задачами, требованиями рядом: "она" и
"Я". "Я" всегда в выигрыше. Это ориентир и утверждение в творчестве. Уверен - обгоняй.
Еще в любом учебнике обязательно встречаются упражнения и по русскому и по математике, прямо скажем, бестолковые, ничего не дающие. Такие не грех опустить, вставляю свой материал, подобранный из других источников. Зато есть упражнения толковые, пусть даже очень трудные, замысловатые. Такие можно выполнить даже не один раз, в таком случае первый раз возвращаемся "с поддержкой", повторно-самостоятельно. Также в учебнике математики некоторые умные задачи решаем даже по три раза. Благо, время (!) есть.
На опережении задания к упражнениям тоже часто "перекраиваются". Вот и в этой работе (с.104, упр. 284) к упражнению в учебнике задания: верхнее - из данных предложений составьте рассказ. Напишите предложения в нужном порядке. Внизу: к выделенным словам подберите проверочные слова устно. Коротко можно охарактеризовать урок так: "Закрепление темы "Непроизносимые согласные" в работе с деформированным текстом".
В тетради нашей ученицы (1-й класс - 7-летки) работа по развитию речи значительно расширена. Не только определен порядок предложений, получение текста, а и затронута по ходу работы грамматическая основа предложения (главная пара); безусловно, идет освоение темы "Непроизносимые согласные" на опережение (мостик), безударные гласные - попутчики каждого урока. Присутствовало восстановление текста по наработанным строчкам тетради. Присутствовал, как видите, разбор предложения по членам, частям речи. И даже определение падежей имен существительных (глубокое опережение - мост с 3-м классом).
На уроке были учителя начальных классов, русского языка - старших. Их мнение мне интересно. А они отметили развитие детей, заинтересованность, умение работать. И литературную окраску урока. А мы к ней, к литературе, и идем: в третьем классе будем учиться... и по 5-му. Посмотрим вперед: в десятом... и по одиннадцатому; в одиннадцатом... и по... Каждый выберет сам. Взрослые дети. Можно и по вузу. Можно - прямо в вуз. Способности разные, целеустремленность у каждого своя.
Мои Э-ники (я о них много писала) только что вышли из 11-го с выигранным годом и двумя серебряными медалями, так у них сложилось на опережении. Главное, опять надо заметить, в 9-м не потеряли ни одного, сдав экзамены лучше всех в параллели. А Наташа Харчевникова из этого "Э" класса в 10-м взяла и вырвалась еще вперед: сдала экстерном за 10-й и 11-й. Ей сейчас 16 нет, так она на 2-м курсе Финансовой академии. Так сама захотела (вместе с семьей решали).
Мои эксперименты опережения продолжаются. Англия, лето 1997/1998 учебного года. Здесь проходила стажировка детей Классического пансиона МГУ (теперь я работаю здесь) по английскому языку, и фактически заканчивался учебный год (начался он с опозданием на месяц). Надо было несколько протянуть математику и русский язык. Конечно, очень (!) непринужденно, иногда просто используя записи только на доске, без тетрадей. И вот однажды записи с урока на доске остались - "Действия с многозначными числами" (в том числе деление углом). 1-й класс. Вошли учителя-англичане. Так и присели! А я тоже присела. Весной этого года делали новый набор в пансион. Девочку привезли из Америки, будет теперь учиться в Москве. Девочке математика - везде математика. "100 - 23" - для нее оказалось проблемой. Давайте осознанно делать хорошо то, что можем лучше Америки. Даже без двенадцатилетки.
"Перебор" в реформах - не лучшая стратегия. Может, поглубже покопаться в
методах?
В начальных классах общение строится на эмоциях, на пробуждении чувства интереса и успеха, там главное слово - то, которое Софья Николаевна Лысенкова повторяет до пятидесяти раз за урок: "Молодец, молодцы дети". Там общим является язык похвалы, потому что дети в этом возрасте сосредоточены большей частью на себе. Но чем старше становятся ученики, чем больше общий язык становится языком понятий, тем большую роль играет постижение понятий учителем прямо на уроке, здесь и сейчас. Тогда-то и появляется вдохновение, педагогическую ценность которого невозможно переоценить. Несчастна та школа, несчастны те дети, у которых нет ни одного вдохновенного и, значит, вдохновляющего учителя.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...