Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СССР на международной арене во второй половине 1920-х гг.




Предыстория и значение

Как отмечал Г.Киссинджер, подписание Рапалльского договора было неизбежно, потому что западные союзники предопределили это событие, «подвергнув остракизму две крупнейшие европейские державы посредством создания пояса малых, враждебных друг другу государств, а также посредством расчленения как Германии, так и Советского Союза».

Переговоры об урегулировании имевшихся спорных вопросов начались ещё до Генуи, в том числе в Берлине в январе — феврале 1922 года и в ходе встречи Г. В. Чичерина с канцлером К.Виртом и министром иностранных дел В.Ратенау во время остановки советской делегации в Берлине на пути в Геную.

Рапалльский договор означал окончание международной дипломатической изоляции РСФСР. Для России это был первый полномасштабный договор и признание де-юре как государства, а для Германии первый равноправный договор после Версаля.

Благодаря соглашению Красная Армия получала возможность использовать технические достижения германской военной промышленности и изучать современные организационные методы германского генштаба. Рейхсвер получил возможность готовить группы летчиков, танкистов и специалистов по химическому оружию, а также обучать своих офицеров обращению с новым оружием, изготовление и владение которым было запрещено Германии.

Основные положения и подписание

Договор предусматривал немедленное восстановление в полном объёме дипломатических отношений между РСФСР и Германией. Стороны взаимно отказывались от претензий на возмещение военных расходов и невоенных убытков и договаривались о порядке урегулирования разногласий между собой. Германия признавала национализацию германской государственной и частной собственности в РСФСР и отказывалась от претензий, вытекающих «из мероприятий РСФСР или её органов по отношению к германским гражданам или к их частным правам при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичных претензий других государств». Размер национализированного в Советской России германского акционерного капитала был оценен в служебной записке Г. В. Чичерина от 2 марта 1922 года в 378 миллионов рублей.

Обе стороны признали принцип наибольшего благоприятствования в качестве основы их правовых и экономических отношений, обязывались содействовать развитию их торгово-экономических связей. Германское правительство заявляло о своей готовности оказать немецким фирмам помощь в деле развития деловых связей с советскими организациями.

Текст договора не содержит секретных военных соглашений, но в Статье 5 говорится, что немецкое правительство объявляет о своей готовности поддерживать деятельность частных компаний в Советском Союзе. Такая практика позволила избежать компрометации немецкого правительства, хотя расходы покрывались напрямую военным министерством.

Со стороны России (РСФСР) подписан Георгием Чичериным. Со стороны Германии (Веймарская республика) — Вальтером Ратенау. Договор был заключён без указания срока. Постановления договора вступали в силу немедленно. Лишь пункт «б» ст. 1 об урегулировании публичных и частноправовых отношений и ст. 4 о наибольшем благоприятствовании вступали в силу с момента ратификации.[7] 16 мая 1922 года постановлением ВЦИК, Рапалльский договор был ратифицирован. 29 мая 1922 года, правительство Германии поставило договор на обсуждение в рейхстаге и 4 июля 1922 года он был ратифицирован. Обмен ратификационными грамотами был произведен в Берлине 31 января 1923 года.

По соглашению, подписанному 5 ноября 1922 года в Берлине, он был распространен на союзные советские республики — БССР, УССР и ЗСФСР. Договор подписали их полномочные представители: Владимир Аусем (УССР), Николай Крестинский (БССР и ЗСФСР) и директор МИД Германии барон Аго фон Мальцан. Ратифицировано: БССР 1 декабря 1922 года, ССР Грузии 12 февраля 1922 года, УССР 14 декабря 1922 года, ССР Азербайджана и ССР Армении 12 января 1923 года. Обмен ратификационными грамотами произведен в Берлине 26 октября 1923 года.

Россия и Германия развили политику Рапалло в Берлинском договоре от 24 апреля 1926 года.

Военное сотрудничество

Первые соглашения по военному сотрудничеству были заключены в конце ноября 1922 года между фирмой «Юнкерс» и советским правительством: они предусматривали производство металлических самолётов и моторов, а также устройство транзитного сообщения Швеция-Персия и организацию аэрофотосъёмки (всего при участии немцев к концу 1925 года на заводе в Филях было построено 170 самолётов). 14 мая 1923 года в Москве состоялось подписание договора о строительстве химического завода по производству отравляющих веществ (акционерное общество «Берсоль»). После подписания в июле 1923 года договора о реконструкции военных заводов и поставках артиллерийских снарядов рейхсверу, фирма «Крупп» помогла советской стороне наладить производство гранат и снарядов.

 

Весной 1925 года в Липецке была организована авиационная школа. В результате договорённостей, достигнутых в ходе визита заместителя Председателя РВС СССР И. С. Уншлихта в Берлин в 1926 году были заключены договоры о создании двух аэрохимических станций (полигонов) — под Москвой (Подосинки) и в Саратовской области под Вольском (объект «Томка» у ж/д станции Причернавская) — и танковой школы в Казани.

Договоры с фирмой Юнкерс были расторгнуты в 1926—1927 годах, так как она не исполнила взятые на себя обязательства по поставке металлических самолётов и строительству заводов. Договор о совместной постройке ипритного завода также был расторгнут в 1927 году, так как оборудование не соответствовало условиям договора и методы изготовления иприта были признаны устаревшими и негодными. Военные объекты на территории СССР функционировали с весны 1925 года по осень 1933 года (то есть до момента прихода Гитлера к власти).

«ПОЛОСА ПРИЗНАНИЙ»

Вместе с тем, успехи советской дипломатии в начале 1920-х гг. ещё не решали главной задачи советской внешней политики на этом этапе развития нашей страны — дипломатическое признание РСФСР ведущими странами Запада достигнуто не было. Первым успехом в отношениях со странами Запада подписанное в марте 1921 г. советско-британское торговое соглашение. Находившееся у власти в Великобритании лейбористское правительство Д. Ллойд-Джорджа признавало необходимость налаживания партнёрских отношений с Россией для преодоления трудностей, возникших в английской экономике в результате I Мировой войны. Следом за Англией торговые отношения с Советской Россией в мае 1921 г. возобновила Германия, в сентябре 1921 г. — Норвегия, а в декабре 1921 г. — Италия. Обосновывая политику налаживания взаимовыгодных связей со странами Запада Наркомом иностранных дел Г.В. Чичерин отмечал: “В нынешнюю историческую эпоху, делающую возможным существование параллельное существование старого и нарождающегося нового социального строя, экономическое сотрудничество между государствами, представляющими эти две системы собственности, является повелительно необходимым”.

Масштабных успехов советской дипломатии удалось достичь в ходе Генуэзской конференции, проходившей в Италии с 10 апреля по 19 мая 1922 г. Официальной целью конференции провозглашался поиск путей экономического восстановления Центральной и Восточной Европы, но в действительности основным вопросом, оказавшимся в центре внимания участников конференции, являлся вопрос о налаживании взаимоотношений между РСФСР и капиталистическим миром после провала попыток свержения Советской власти путём военной интервенции. В советскую делегацию входили Л.Б. Красин, М.М. Литвинов, В.В. Воровский и др. Её председателем был назначен В.И. Ленин. Заместителем главы делегации являлся Г.В. Чичерин, который в Генуе, куда Ленин не выезжал, пользовался всеми правами председателя. Помимо РСФСР, советская делегация представляла интересы всех остальных советских республик.

На конференции Западные державы предъявили советскому правительству ряд претензий, серьёзно ущемлявших суверенитет и национальные интересы РСФСР. От Советской России требовали признать все долги царского и Временного правительств, общий объём которых составлял 18,5 млрд. золотых руб., вернуть иностранным предпринимателям национализированные после революции предприятия или в полном объёме возместить их стоимость, ликвидировать монополию внешней торговли и т.д. Советская сторона отвергла такую постановку вопроса и, в свою очередь, потребовала у стран Запала покрыть расходы Советов на отражение военной интервенции и на борьбу с белыми правительствами, щедро финансируемыми Антантой. Эта сумма во много раз превосходила задолженность России, приближаясь к 39 млрд. золотых руб. Переговоры зашли в тупик. Советская делегация, желая найти почву для возможного диалога и восстановления экономических связей с развитыми государствами мира, внесла несколько компромиссных предложений, но и они не встретили понимания.

Вместе с тем, помимо стран победительниц, в Генуэзской конференции принимала участие Германия. Перед ней стояли проблемы, очень похожие на те, которые приходилось решать Советской России. Возникли условия, способствовавшие сближению позиций двух стран, результатом чего стал мирный договор, подписанный 16 апреля 1922 г. в Рапалло Чичериным и министром иностранных дел Германии В. Ратенау. По условиям договора, РСФСР и Германия устанавливали дипломатические отношения, отказывались от возмещения военных расходов и уплаты прежних долгов, а так же предоставляли друг другу статус наибольшего благоприятствования в экономической сфере. Рапалльский договор означал прорыв внешнеполитической блокады РСФСР со стороны ведущих стран Запада, являлся важным успехом советской внешней политики. В 1923 г. он был дополнен подписанным между Россией и Германией секретным военным договором, по которому Германия получала возможности производить и испытывать на территории Советской России те виды вооружения, которые ей запрещалось иметь по Версальскому мирному договору, а советская сторона использовать немецкий опыт в строительстве своих вооружённых сил.

Постепенно начинают налаживаться отношения РСФСР, а позже и СССР с другими странами. Этому способствовала стабилизация большевистской власти внутри страны. Важное значение для СССР имело сближение с Великобританией. Отношения двух стран часто сопровождались острыми политическими конфликтами. Так, 8 мая 1923 г. английское правительство вручило советской стороне меморандум, составленный министром иностранных дел Великобритании Дж. Керзоном. Меморандум носил характер ультиматума. В нём правящие круги Англии требовали от Советского Союза отозвать своих дипломатов из Ирана и Афганистана и принести извинения за их якобы неправильные действия против Британской империи; установить 3-мильную зону береговых вод вдоль Мурманского побережья вместо признаваемой советской стороной 12-мильной; отменить смертные приговоры британским подданным, уличённым в шпионаже. Помимо этого английская сторона настаивала на предоставлении ей прав вмешательства во внутренние дела СССР под предлогом борьбы с так называемыми религиозными преследованиями.

Советское правительства решительно отклонило претензии, содержащиеся в ультиматуме Керзона согласившись лишь на второстепенные уступки (освобождение арестованных в советских территориальных водах английских рыболовных судов, разрешён лов рыбы в спорных водах, выплачены компенсации семьям расстрелянных и др.). Одновременно с этим рабочие стран Запада, и прежде всего самой Великобритании развернули широкую компанию солидарности под лозунгом “Руки прочь от СССР!”. Попытка диктата в отношении Советского государства потерпела провал. Урегулирование конфликта, вызванного ультиматумом Керзона, способствовало установлению 1 февраля 1924 г. дипломатических отношений между двумя странами. В августе того же года новое британское правительство лейбористов подписало с СССР новый договор об экономическом сотрудничестве, по которому предусматривалось установление режима наибольшего благоприятствования в торговле, а советская сторона при условии предоставления английских кредитов соглашалась на частичное погашение довоенных долгов частным лицам.

Вслед за Великобританией в том же 1924 г. СССР признали Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция и другие страны. Это означало, что отныне советское правительство могло выступать на международной арене в качестве законного преемника дореволюционной российской власти, а СССР становился полноправным субъектом международных отношений. Так, в ноте Председателя совета министров и министра иностранных дел Франции от 28 октября 1924 г. отмечалось: “Правительство [Французской] Республики, верное дружбе, соединяющей русский и французский народы, признаёт де-юре … Правительство Союза Советских Социалистических Республик как правительство территории бывшей Российской империи, где его власть признана населением, и как преемника на этих территориях предшествующих российских правительств”.

В исторической литературе период установление дипломатических отношений между Советским Союзом и другими странами получил название “полосы признания” СССР мировым сообществом. К 1925 г. более 20 государств восстановили дипломатические отношения с нашей страной. Из великих держав только США упорно отказывались идти на сближение с большевистским режимом до тех пор, пока в СССР не будет восстановлено право частной собственности и “демократические свободы”, защитниками которых США провозглашали себя. Тем не менее экономическое сотрудничество между двумя странами успешно налаживалось, на неофициальном уровне с советским правительством сотрудничали десятки американских предпринимателей, в том числе таких крупных, как А. Хаммер и Г. Форд.

В то же время и в самом большевистском руководстве далеко не все готовы одобряли экономическое и политическое сближение со странами Запада. Официальная политика страны находилась под постоянной критикой левых. Для многих из них нормализация отношений с капиталистическими странами представлялась отступлением от классовых позиций, предательством идей мировой революции. Инструментом, направленным на проведение классовой политики вне пределов СССР в эти годы становится Коминтерн, в руководстве которого сторонники левой оппозиции имели сильные позиции. Тем самым во внешней политике сказывалось наследие периода гражданской войны и военной интервенции. По сути, как показывают новейшие исторические исследования, в 1920-е гг. Коминтерн стремился если и не оттеснить государственные органы от выработки внешнеполитической линии СССР, то, по крайней мере, стать вторым, наряду с Наркоматом иностранных дел, внешнеполитическим ведомством, принимающим важнейшие решения.

Оживление деятельности Коминтерна приходится на 1923 г., когда, по мнению его лидера Г.Е. Зиновьева, сразу в нескольких европейских государствах складывается революционная ситуация. Особый интерес у левых вызвала Германия. Несмотря на тесное сотрудничество СССР с официальными властями Веймарской республики, руководство Коминтерна продолжало поддерживать германских коммунистов. Переоценив собственные силы и одобряемые своими сторонниками в Москве, осенью 1923 г. германские коммунисты решились начать в стране подготовку социалистической революции. В Германию тайно была направлена руководящая пятёрка, в состав которой входили К.Б. Радек, Г.Л. Пятаков, а так же советский посол в берлине Н.Н. Крестинский и др. Присланная из Москвы эмиссары призваны были осуществлять военно-политическое руководство и материально-техническое обеспечение революции. Для финансирования этих целей было выделено 400 000 долларов. В Германию шли поставки оружия, направлялись военные советники.

Однако поднять германских рабочих на всеобщую забастовку не удалось, а вспыхнувшее в Гамбурге вооружённое восстание, где местные коммунисты под руководством Э. Тельмана два дня вели тяжёлые бои с армейскими частями и полицией, было жестоко подавлено. В том же году провалилась и Болгарская революция. Неудачей окончились попытки организовать революционные выступления польских рабочих. В следующем, 1924 г. в центре внимания стратегов Коминтерна оказалась маленькая Эстония. Но и там попытки привнести революцию извне, без каких-либо серьёзных внутренних предпосылок, не привели к желаемому результату. Политика Коминтерна была изменена только в 1926 г., когда Зиновьев был отправлен в отставку с поста его председателя. Но и позже проблемы взаимоотношения СССР со странами Запада были предметом жарких дискуссий в межфракционных столкновениях внутри большевистской партии.

СССР НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-Х ГГ.

Во второй половине 1920-х гг. ситуация в мире претерпевает ряд важных изменений. Экономическая и политическая стабилизация в развитых капиталистических странах создавала предпосылки выработки ими общих позиций по ключевым вопросам послевоенного устройства, в том числе и по отношению к СССР. Согласованию позиции развитых капиталистических стран была посвящена работа Локарнской конференции, проходившей в октябре 1925 г. в Швейцарии. Результатом конференции становится подписанный Великобританией, Францией, Бельгией, Италией, Польшей, Чехословакией и Германией Рейнский пакт. Целью пакта являлось прямое или косвенное втягивание Германии в антисоветский военный блок. Именно с этой целью Рейнский пакт гарантировал только западные границы Германии, тогда как её восточные границы чётко прописаны не были и под систему гарантий не подпадали.

В июне 1927 г. в Женеве состоялась ещё одна представительная международная конференция, в которой принимали участие министры иностранных дел ряда развитых европейских государств и Японии. Женевская конференция проходила в обстановке назревавшего международного кризиса и широкой антисоветской компании в некоторых западных средствах массовой информации. На ней по инициативе министра иностранных дел Великобритании О. Чемберлена готовилось принятие совместной декларации «против пропаганды Коминтерна и её связи с Советским правительством». Однако намерение английских правящих кругов подготовить объединённое антисоветское выступление потерпело неудачу из-за противоречий между участниками конференции и желания некоторых из них продолжить курс на взаимовыгодное экономическое сотрудничество с СССР.

К поддержанию добрососедских отношений с Советским Союзом прежде всего стремилась Германия. После заключения Рейнского пакта, германские правящие круги берут курс на сближение с другими странами Запада, но, предпочитая сохранять самостоятельность во внешнеполитической сфере, они отказывались пойти на замораживание партнёрства с СССР. Не дожидаясь окончания переговоров в Локарно, 12 октября 1925 г. германское правительство заключило с Советским Союзом новое торговую конвенцию. Следом за ней, 24 апреля 1926 г. был подписан Берлинский договор, продлевавший на пять лет действие соглашений, достигнутых в Ропалло. По определению М.М. Литвинова, он лишал Локарнский пакт его “антисоветского жала”. В том же 1926 г. Германия становится членом Лиги Наций. С трибуны этой международной организации новый руководитель германского внешнеполитического ведомства Г. Штреземан заявил, что Германия осудит любую агрессию против СССР, а в случае, если против него будут применены “санкции”, которые Германия признает неправомочными, она обязуется не пропускать через свою территорию войска, направляемые на их осуществление. Хотя в 1927—1930 гг. рапальский курс внешней политики Германии подвергался постоянным колебаниям, в целом сотрудничество двух стран развивалось, и на Германию приходилось до 30% внешнеторгового оборота СССР.

Более драматично складывались отношения с Великобританией. В 1924 г. в ней приходит к власти правительство консерваторов. Их победа стала возможной не в последнюю очередь благодаря громкой антисоветской провокации. Незадолго до выборов в Англии стало известно так называемое “Письмо Зиновьева”, в котором руководство Коминтерна якобы призывало английских коммунистов готовить революционное выступление в армии. Лишь существенно позже стало известно, что письмо было сфабриковано группой русских эмигрантов в Берлине. Пользуясь антисоветскими настроениями в британском обществе, консерваторы пошли на серьёзные ограничения дипломатических и экономических контактов с Советским Союзом. В последующие годы взаимоотношения между двумя странами продолжали осложняться. В 1926 г. в Англию потрясла грандиозная стачка горняков, которым значительную помощь оказали советские профсоюзы. Правительство Великобритании обвинило СССР во вмешательстве во внутренние дела Объединённого Королевства. В мае 1927 г. британская полиция разгромила советское торгпредство в Лондоне и штаб-квартиру советского кооперативного общества по торговле с Англией (АРКОС). После этого последовал разрыв дипломатических отношений с СССР.

Дипломатические осложнения периодически возникали и в советско-французских взаимоотношениях. Так, в 1925—1927 гг. сторонам не удалось урегулировать разногласия по вопросу о царских долгах. Со своей стороны СССР выражал крайнюю озабоченность политической линией, которую Франция проводила в Восточной Европе. В частности, заключённый в 1926 г. франко-румынский договор создавал серьёзные препятствия для СССР в вопросе о возвращении румынами Бесарабии, незаконно отторгнутой ими в 1918 г. Пик обострений взаимоотношений между Советским Союзом и Францией можно отнести на 1927 г., когда французская сторона потребовала отозвать советского посла Х.Г. Раковского. Будучи последовательным сторонником Троцкого, он видел перспективы СССР только в случае победы революции в развитых странах Европы. В один из своих приездов в Москву он поставил подпись под документом, в котором звучал призыв к солдатам капиталистических стран переходить на сторону Красной Армии. Такая позиция советского посла вызвала недоумение и озабоченность правительства Франции, заявившего о недопустимости двойных стандартов в позиции советского дипломата.

Вместе с тем, в целом позиции Советского Союза в Европе к концу 1920-х гг., по сравнению с начальным периодом нэпа, укрепились. Продолжая наращивать усилия на тех направлениях внешней политики, которые были свойственны дореволюционной дипломатии, СССР отчасти сумел занять место России в большой европейской политике. Помимо этого, советское руководство стремилось способствовать общей стабилизации на континенте, укреплению атмосферы доверия и партнёрства. В 1928 г. СССР присоединился к пакту Бриана—Келлога о всеобщем отказе от войн, а в 1929 г. в его развитие Советским Союзом было подписано специальное соглашение с Латвией, Эстонией, Польшей, Румынией, а ещё через некоторое время с Литвой, Персией и Турцией, по которому предусматривался отказ от применения силы при урегулировании споров между этими странами и СССР.

Важнейшим партнёром СССР в Азии в этот период являлся Китай. Дипломатические отношения с ним были установлены в 1924 г. Советский Союз отказывался от всех неравных соглашений, которые с Китаем были заключены царским правительством, со своей стороны Китай соглашался временно сохранить совместное управление КВЖД. Вместе с тем, поддерживая взаимоотношения с официальным Пекином, советское руководство делало ставку на сотрудничество с национально-революционным движением Гоминьдан, сформировавшим своё правительство в Кантоне (Гуанчжоу). После смерти основателя Гоминьдана Сунь Ятсена, его возглавил генерал Чан-Кайши. В 1926 г. Чан-Кайши начинает активные действия против Пекинского правителства, одновременно с этим он разрывает сотрудничество с СССР. Сотни китайских коммунистов и рабочих были уничтожены гоминдановцами. В 1928 г. диктатура Чан-Кайши установилась во всём Китае. На восточных границах страны возник обширный очаг напряжённости. Китайская сторона устраивала частные провокации против СССР, самыми крупными из которых становятся вооружённое столкновения на КВЖД в 1929 г.

В целом, несмотря на все трудности, возникавшие во второй половине 1920-х гг. советская дипломатия продолжала линию на восстановление позиций страны в послевоенном мире, налаживания сотрудничества с другими странами. По мере успехов в развитии нэповской экономики, укреплялся престиж СССР на международной арене. Страна стояла перед очередным этапом в своём развитии, когда на повестку дня выходили задачи уже не восстановление разрушенного, а создание новой мощной индустриальной базы. А для этого Советскому Союзу требовалось обеспечить мир на своих границах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...