Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вехи жизни и творчества В.С. Соловьева




Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) родился в семье знаменитого историка, профессора Московского Университета С. М. Соловьева. По отцу В. С. Соловьев принадлежал к духовному званию (его дед был священником в Москве), по матери происходил из старинного украинского рода. Семья Соловьевых была многочисленна - в ней было девять детей. Семья жила дружной жизнью, однако в большей степени имела светский вид, -и в ней будущий философ долго оставался погруженным в детские мечты и грезы.

«Странным ребенком был я тогда, Странные сны я видал» -писал впоследствии о себе Вл. Соловьев. Эти «странные сны» никогда не теряли власти над его душой, в духовном складе Вл. Соловьева «царство мистических грез», действительно, всегда занимало не малое место. Во всяком случае, сам Соловьев относит первое видение «Софии» - уже к девятому году жизни.

11-ти лет Вл. Соловьев поступает в гимназию, которую он окончил 18-ти лет. Гимназические годы Соловьева имели решающее значение в формировании его личности: за это время он от детской религиозности перешел к атеизму, очень страстному и бурному. Уже в 13 лет у него начался период сомнений; по словам самого Соловьева, он «в возрасте от 14 до 18 лет прошел через различные фазы теоретического отрицания»: «совестно вспомнить даже, - писал он через несколько лет, - какие глупые кощунства я тогда говорил и делал».

Близкий друг (с юности) В. С. Соловьева, известный философ Л. М. Лопатин пишет о нем: «была пора в его жизни, начиная с 15 лет, когда он был совершенным материалистом... Я никогда потом не встречал материалиста, столь страстно убежденного. Это был типический нигилист 60-х годов».

Но в эти юные годы начинается и некоторое возвращение к вере. По свидетельству того же Лопатина, в 16 лет Соловьев знакомится со Спинозой, который стал «первой философской любовью» В. Соловьева и имел, несомненно, глубокое влияние на него именно своей религиозной стороной, о чем так хорошо свидетельствует сам Соловьев в статье о Спинозе (т. IX). Справедливо также и то, что от Спинозы Соловьев взял не только живое чувство реальности Бога, но и яркое «переживание духовного всеединства мира», от Спинозы же идет и гносеологическая трихотомия у Соловьева (три вида познания - эмпирическое, рациональное и мистическое).

Духовный перелом, раз начавшись, стал развиваться очень быстро и решительно. Он приходится как раз на студенческие годы Соловьева (1869-1874), из которых первые три года Соловьев провел на естественном факультете, который бросил, не окончив. Перейдя на историко-филологический факультет, Соловьев в течение одного года подготовляется к государственному экзамену, каковой и сдает в 1873 г. Следующий учебный год (с осени 1873 г. по лето 1874) Соловьев проводит в Московской Духовной Академии. В течение этих пяти лет Соловьев очень много занимается философией, а также специальным изучением религиозно-философской литературы[14], - и в это время сложились первые основы его будущей системы. Кандидатское сочинение Соловьева в переработанном виде было напечатано в журнале «Православное Обозрение» за 1873 г. под названием «Мифологический процесс в древнем язычестве».

Уже к этому времени Соловьев стал страстным и пламенным последователем христианского учения (что не помешало ему испытать очень сильное влияние Шопенгауэра); у Соловьева начинают уже в это время формироваться грандиозные планы. В 1874 г. он публикует магистерскую свою диссертацию под заглавием «Кризис западной философии. Против позитивистов»; защита ее состоялась в Петербургском Университете. Молодому ученому было всего 21 год, но его солидная эрудиция, глубокая вера в свои идеи и замыслы, вдохновенная, почти пророческая речь на диспуте, - все это сразу снискало ему славу.

Любопытно, что известный историк Бестужев-Рюмин заявил после диспута: «Россию можно поздравить с гениальным человеком». Уже в начале следующего года Соловьев стал читать лекции в Московском Университете и на Высших Женских Курсах, - а летом он и спросил себе командировку для научных занятий в Англию, куда и уехал летом 1875 г.

В эти годы умственные интересы Соловьева сосредоточивались не на философии в точном смысле слова, а на мистической литературе, которую он пристально изучал и раньше, а в Лондоне всецело отдался ее изучению. Но уже через несколько месяцев он неожиданно покидает Лондон и едет в Египет. Официальным поводом для этой поездки, остающейся и ныне достаточно загадочной, была необходимость изучить некоторые материалы в Египте. Конечно, это так же мало правдоподобно, как и сообщение Соловьева одному приятелю, что на спиритическом сеансе (Соловьев в эти годы очень интересовался спиритизмом) духи сообщили ему о существовании в Египте тайного Каббалистического Общества (в Лондоне Соловьев, между прочим, усиленно занимался изучением Каббалы).

Сам Соловьев в известном стихотворении «Три свидания» объясняет свою внезапную поездку в Египет «таинственным зовом Софии». Так или иначе, Соловьев в разгаре занятий в Британском Музее неожиданно бросает Лондон, едет в Каир на «таинственное свидание» (которое, судя по рассказу Соловьева, состоялось).

Через несколько месяцев Соловьев возвращается в Европу и летом 1876 г. был уже в Москве. Осенью 1876 г. он возобновил преподавание в Университете, но весной 1877 г. он из-за раздоров в профессорской среде бросил Университет, переехал в Петербург, где получил службу в Ученом Комитете Министерства Народного Просвещения. Весной 1880 г. он с большим успехом защитил в Петербурге докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал», но кафедры и здесь не получил, а читал лекции, как доцент, в Университете и на Женских Курсах. Надо отметить, что еще в 1877 г. появилась в печати (незаконченная) работа Соловьева «Философские начала цельного знания».

Работа эта, представляющая первый очерк философской системы Соловьева, чрезвычайно ярко вскрывает то направление, по которому движется творческая мысль Соловьева, оставшегося, по существу, верным до конца жизни идеям, высказанным в указанной работе. Несколько позже (в начале 1878 г.) он выступил с публичными лекциями на общую тему «Чтения о Богочеловечестве», в которых мы находим уже все (почти вся) метафизические идеи Соловьева. «Чтения о Богочеловечестве» собирали многочисленную аудиторию и положили начало всему тому большому, доныне еще не сказавшему своего последнего слова религиозно-философскому движению, которое связано с именем Соловьева.

В 1881 г., после убийства Александра II (1 марта), Соловьев в публичной лекции, посвященной вопросу о критике Просвещенства, закончил свою речь осуждением революционных действий, а затем воскликнул: «царь должен простить преступников». Этот призыв Соловьева к необходимости отказаться от смертной казни привел его к вынужденной отставке от преподавания в Университете; ему было предложено воздержаться от публичных выступлений. Соловьев навсегда отошел от Университета, целиком ушел в писание книг и статей, а публично выступил лишь один раз за год до смерти. Отныне Соловьев уходит в церковно-общественную работу, - и это справедливо считают поворотным пунктом в жизни Соловьева.

Новый период в жизни и творчестве (его можно считать утопическим), не отрывая его от философии, все же отмечен чрезмерным вниманием к проблемам конкретной жизни. Вслед за многими русскими мыслителями Соловьев отдает очень много своего вдохновения публицистике, пишет целый ряд статей по наиболее жгучим вопросам современности. Но, конечно, не эта, по преимуществу, журнальная работа придает утопический характер его творчеству в этот период, а теократическая утопия, которая овладевает его сознанием с начала восьмидесятых годов.

В 1884 г. он работает над задуманным им трудом «История и будущность теократии» (задумано в трех томах). Первый том не мог появиться (вследствие цензурных условий) в России и вышел (на русском языке) в Загребе только в 1887 году. Некоторые главы этой книги печатались в России в журнале «Православное Обозрение» (в 1885 и 1886 гг.), но книга в целом, в виду католических симпатий Соловьева, выраженных в книге, не была допущена к печатанию.

Надо иметь в виду, что еще в 1883 г. Соловьев выступил с большими статьями под общим заглавием «Великий спор и христианская политика», в которых он с большим подъемом, с разнообразной аргументацией высказывается в защиту примата Рима. Эта позиция Соловьева вновь еще более окрепла вследствие сближения его с известным католическим епископом Штроссмайером, встреча с которым имела бесспорное влияние на Соловьева в его стремлении к соединению Церквей.

Вл. Соловьев в своей защите католической Церкви порвал со всеми славянофильскими кругами, с которыми он был связан, -но он не отходил от Православия. Однако, когда Соловьев приехал в 1887 г. в Париж и в салоне одной русской княгини прочитал доклад о России, то в этом докладе он так резко восстает против русской Церкви, что его обличения идут дальше даже, чем шел Чаадаев... Доклад этот в дальнейшей переработке составил содержание небольшой книги под заглавием «L'idee russe» (Paris 1888),-по-русски перевод этой книги («Русская идея») увидел свет лишь в 1909 г. Несколько позже вышла по-французски книга «La Russie et l'Eglise Universelle» (1889),-по-русски опубликованная лишь в 1913 г. Это была вершина католических увлечений Соловьева, после чего начинается постепенное угасание теократической утопии у Соловьева, - Соловьев уже отходит от непосредственного ожидания сдвигов в исторической Церкви и даже пишет (в 1892 г.): «я так же далек от ограниченности латинской, как и от ограниченности византийской. Исповедуемая мною религия Св. Духа шире и вместе содержательнее всех отдельных религий» ".

Утопические элементы никогда окончательно не исчезали у Соловьева, но основная идея его теократической утопии, мечта о соединении власти Римского папы с властью русского Царя, как основе для осуществления на земле Царства Божьего, окончательно рассеивается в 90-х годах,и мироощущение Соловьева приобретает пессимистический характер. В его философских взглядах происходят серьезные сдвиги, первые проявления которых мы находим в большой его книге «Оправдание Добра» (1897 г.), еще сильнее в его неоконченных статьях по «теоретической философии» (1897-1899). К этому же времени относятся эсхатологический этюд Соловьева «Три разговора» и связанная с ним «Повесть об Антихристе» (1900).

В июле 1900 г. Соловьев, вообще отличавшийся хрупким здоровьем, неожиданно заболевает в имении кн. С. Трубецкого, где очень скоро и скончался (31 июля 1900 г.), исповедавшись и причастившись Св. Тайн перед смертью.

 

 

Анализ работы - «Три разговора о войне, прогрессе и конце

всемирной истории» «Краткая повесть об Антихристе».

 

Хотелось бы проанализировать произведение Владимира Соловьёва-«Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории». Это произведение по моему мнению актуально и по сей день, так, как в нём обсуждаются проблемы того времени и современности. Это произведение, являющееся апокалипсическим и завершающим в жизни В.С Соловьёва даёт нам конечное и более ясное отношение Соловьёва к церкви православной и католической. А также ко всему всемирному процессу. Сам он характеризует это так: «Моя задача здесь скорее полемическая, то есть я хотел ярко выставить связанные с вопросом о зле жизненные стороны христианской истины. Также обсуждаются вопросы об уничтожении военной силы в мире, о значении военных действий, а также пацифистские вопросы. Эти и другие вопросы сравниваются и трактуются с помощью христианских истин.Приводится и апокалипсические мысли в «Повести об Антихристе» и писатель высказывает свою мысль об объединении двух христианских церквей. Объясняет это объединение, объединением при помощи общего врага. Однако существует и мнение об объединении церквей для принятия антихриста. [15]Наиболее интересен довод генерала об осуществлении насилия и ненасилия и возможности убийства и неубийства. Образ генерала с моей точки зрения заслуживает уважения и сочувствия к нему.Во некоторых частях затрагивается вопрос о всемирном прогрессе, о значении его и приведении человечества в определённое качество и состояние.

Над каждым вопросом приводящимся со стороны автора человек имеет право подумать, определить свою точку зрения, осмыслить доводы героев произведения и занять определённую сторону. Можно добавить его слова об этом- «K тpeм paзгoвopaм я пpибaвил pяд нeбoльшиx cтaтeй, нaпeчaтaнныx в 1897 и 1898 гг. (в гaзeтe «Pycь»). Heкoтopыe из этиx cтaтeй пpинaдлeжaт к нaибoлee yдaчнoмy, чтo кoгдa-либo мнoю нaпиcaнo. Пo coдepжaнию жe cвoeмy oни дoпoлняют и пoяcняют глaвныe мыcли тpex paзгoвopoв.».

Поэтому можно говорить об этом произведении, как о самой многозвучной работе В.С Соловьёва по моему мнению.

 

Заключение.

 

Проанализировав творчество Владимира Сергеевича, изучив основные этапы и вехи его жизни, а также его кончину я сделал для себя ряд выводов. Наиболее интересно изменение его собственного мировоззрения и это влияние на дальнейшее развитие его мыслей. Несмотря на отдалённость его мировоззрения от христианства и сближение с каббалистическими принципами спинозизма, прослеживаются его некоторые интересные и близкие идеи и статьи к православию. Где и проявляется его огромный вклад в мировую и российскую философскую мысль. [16]Чувствуется сильное влияние Барух Спинозы и существенное влияние формирования сознания и заложение этих идей в подсознание в раннем возрасте. Из этого выходит вывод о влиянии книг и окружения на любого молодого человека и зависимость его дальнейшего хода жизни.

В годы расцвета ощущается увлечение мистицизмом и каббализмом и дальнейшие отрицательные последствия от этих связей. Такие, как неприятные видения и события в жизни философа. Также ясно прослеживается его сближение с католицизмом и отсюда его теократические идеи.

Сближение с католицизмом сопровождалось знакомством философа с видными деятелями, как, например, с епископом Штроссмайером в Загребе, куда Вл. Соловьев ездил в 1886 г., ввиду чего в области богословия у Вл. Соловьева появилось много неприятностей вплоть до запрещения ему писать на церковные темы. Таким образом после своих церковных увлечений Вл. Соловьев опять вернулся к теоретической философии, и если и касался религиозных вопросов, то уже вне всякой конфессиональной проблематики. Философско- теоретическими интересами был продиктован также новый перевод некоторых диалогов Платона.

Свидетельство о значимости этого автора я также подтверждаю для себя наличием многократных портретов философа в музеях Москвы и Петербурга кисти Н. Ярошенко, И.Н Крамского и других художников.

Интересно и описание его внешнего вида, которое может многое о нём сказать, особенно в юности.-«Вл. Соловьев был худой и высокого роста. У него были грустные, ласковые и проницательно видящие глаза, что еще и теперь можно разглядеть на дошедших до нас фотоснимках и портретах. Он всегда носил большую бороду и длинные волосы, доходившие до плеч, так что мальчишки иной раз называли его «боженька», а кое-кто называл его «батюшкой» и даже подходил под благословение, которого он, не будучи духовным лицом, конечно, не мог дать. Исходя из иконописных традиций, говорили, что он похож на Иисуса Христа, а его голова как будто напоминала голову Иоанна Креститель.».[17]

Однако при исследовании творчества прослеживается его титанический труд и необъятная широта мысли этого автора.


[1] Книга Cоловьева В.С.: "Чтения о Богочеловечестве"

В начале ХХ века, вскоре после его смерти, его вклад в развитие отечественной философии сравнивали по значимости с вкладом А.С.Пушкина в развитие русской литературы.

 

[2] Бердяев Н.А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Владимира Соловьева. Также увидим ниже.- стр.- 7

[3] Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 1, с. 234–239

«Рассматриваются отношения А.А. Киреева и Вл.С. Соловьёва в 1875–1900 гг., в особенности их

полемика о католицизме». Показано, что Соловьёв вплоть до 1887 г. не порывал со славянофильством.

В последующие годы он выступал в основном с либеральных позиций, но в его учении сохранялись и

элементы консерватизма. В то же время консерватор Киреев был не чужд некоторым минимальным

требованиям либерализма, что и сделало возможным драматический диалог двух мыслителей.

[4] (Беме и др.)

[5] Скорее всего он шёл специально, ища литературу о Софии.

[6] Мы можем увидеть также в произведении «Чтения о богочеловечестве».

[7] «Философские начала цельного знания» (1877).

[8] Однако как о таковом о богочеловечестве там ничего нет. Название не соответствует содержанию.

[9] Книга Cоловьева В.С.: "Чтения о Богочеловечестве"

[10] «Философские начала цельного знания» (1877 г.).

[11] (История и будущность теократии. Исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни. 1885–1887).

[12] (Оправдание добра. 1897).

[13] (Оправдание добра).

[14] - а также идеями Софии.

[15] По мнению профессора МДА А.И Осипова- «Путь разума в поисках истины».

 

[16] Однако вспоминается его отрицательное отношение к святоотеческой литературе.

 

 

[17] http://www.vevivi.ru/ Жизнь и творчество Владимира Сергеевича Соловьева.

Список используемой литературы.

1. В.С. Соловьев. Сочинения в двух томах. М., 1988-89 г.

2. Бердяев Н.А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Владимира Соловьева. Сборник первый о Владимире Соловьеве. М., 1911 г.

3. История философии. Запад-Россия-Восток. Часть 2, М., 1996 г.

4. В.В. Сербиенко. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева.

М., 1994 г.

5. А.Ф. Лосев. Владимир Соловьев и его время.

6. “Логос”, М., 1991 г. № 2.

7. Книга Cоловьева В.С.: "Чтения о Богочеловечестве"

8. Соловьев В. С. Смысл любви: Избранные произведения М., "Современник", 1991.

9. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 1, с. 234–239

10. А.И Осипова - «Путь разума в поисках истины».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...