Правила оформления курсовой работы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание
Правила оформления курсовой работы Работа над курсовой работой индивидуальна, поэтому ее план составляется соответственно логике написания каждой отдельной работы (названия тем курсовых работ по вариантам смотри в приложении А). Вместе с тем, в любом случае должна быть выдержана определенная структура курсовой работы. Структурными элементами курсовой работы являются: 1) титульный лист (образец оформления титульного листа приведен в приложении Б); 2) содержание (пример оформления содержания приведен в приложении В); 3) введение; 4) основная часть (с разбивкой на главы); 5) заключение; 6) список использованных источников. Каждый структурный элемент курсовой работы рекомендуется начинать с нового листа. Все главы входят в состав одного структурного элемента – основной части, поэтому они следуют одна за другой на том же листе и отделяются друг от друга только с помощью рекомендованных интервалов. Основную часть курсовой работы следует делить на главы. Главы могут делиться на разделы; разделы - на подразделы. Каждый подраздел должен содержать законченную информацию.
Главы курсовой работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части и обозначаться арабскими цифрами без точки, например 1, 2, 3 и т.д. (слово «Глава» не пишется). Пункты должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой, например: 1.1, 1.2, 1.3, или 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д. Страницы текста и включенные в курсовую работу иллюстрации, таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327 (297 х 210 мм). Текст курсовой работы выполняется на ПК в текстовом редакторе Word для Windows. При этом в качестве основного используется шрифт Times New Roman размером 12 пт и полуторным межстрочным интервалом. Рекомендуемые форматы приведены в приложении Г. Отступ в начале абзаца – 1,5 см, выравнивание текста – по ширине. Таблицы формируются в таблицах Word, графики – в редакторе Microsoft Graph или Microsoft Excel. Текст курсовой работы печатается на одной стороне листа белой бумаги, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 20 мм, верхнее - не менее 20 мм, нижнее - не менее 20 мм. Заголовки структурных элементов курсовой работы следует располагать по центру относительно текста (без отступа) и печатать с первой прописной буквы полужирным шрифтом, без точки в конце, не подчеркивая. Заголовки глав основной части, разделов и подразделов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы полужирным шрифтом, без точки в конце, не подчеркивая, и выравнивать по левому краю. Расстояние между заголовком и текстом должно быть не менее 3-4 интервалов (15 мм). Расстояние между заголовками раздела и подраздела – 2 интервала (8 мм). Перечисления внутри текста оформляются с помощью нумерованного (ставится арабская цифра со скобкой) или ненумерованного (ставится графический элемент, единый для всей работы) списка и печатаются с абзацного отступа. Положение текста второй и последующей строк каждой позиции списка отступа не имеет.
Например: 1) ……………………; 2) ……………………; 3) ……………………. Или: · ……………………; · ……………………; · ……………………. Страницы курсовой работыследует нумеровать арабскими цифрами, автоматически, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту выпускной работы. Номер страницы проставляют внизу, выравнивая от центра, без точки в конце. Титульный включают в общую нумерацию страниц, но номер страницы на нем не проставляют. Таким образом, впервые номер страницы (2) ставится на листе с содержанием. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах включают в общую нумерацию страниц курсовой работы и проставляют на них номера страниц.
В тексте не допускается: · сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр; · употреблять без цифр такие математические знаки, как > (больше), < (меньше), = (равно) и т.п., а также знаки № (номер), % (процент), ‰ (промилле), о (градус) и т.п.; · применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин; следует писать слово «минус» (при указании отрицательной величины в скобках, допускается применение знака минус). То же – для математического знака плюс (+) перед положительными значениями величин, в частности, температуры, хотя обычно он в это случае не указывается; · применять сокращения слов, кроме установленных правилами орфографии и соответствующими государственными стандартами (сокращения max и min правилами и стандартами не установлены). Если приводится ряд числовых значений физической (химической и т.п.) величины, то ее указывают только после последнего в предложении числового значения. Например: 1) вода с соленостью 24,7 ‰ замерзает при температуре минус 1,3 0С; 2) вода с соленостью 24,7 ‰ замерзает при отрицательной температуре (-1,3 0С); 3) в отдельные дни средняя суточная температура воды повышается до 2 0С; 4) в отдельные дни средняя суточная температура воды повышается до плюс 2 0С; 5) соленость воды соответственно 31, 33 и 34 ‰;
6) годовые колебания температуры воды на поверхности составляют на северо-западе акватории около 8, а на юго-востоке только 2 0С; 7) среднемесячная температура 10,4…11,5 0С ( нельзя: 10,4-11,50С). Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы) следует по возможности располагать на той же странице, где они впервые упоминаются. В случае нехватки места – на следующей странице после текста, в котором они обсуждаются. На все иллюстрации должны быть ссылки в работе. Например: Распределение среднегодовой температуры воды на поверхности океана показано на рисунке 3. Или: В годовом ходе температуры воды на поверхности исследуемой акватории отчетливо выражен максимум (14,1…15,8 0С), приходящийся на август, и минимум в марте, когда среднемесячная температура воды составляет 13,0… 15,3 0С (рисунок 3). Чертежи, графики, схемы, диаграммы следует выполнять на ПК или четким почерком черной пастой (при необходимости допускается использование цветной пасты), размеры шрифта и оформление – такие же, как и для основного текста. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Иллюстрации должны иметь наименование и (при необходимости) могут сопровождаться пояснительными данными (подрисуночный текст). Слово «Рисунок …» и наименование помещают после пояснительных данных без точки в конце и располагают следующим образом (пример): Рисунок 1 – Схема района исследований
Иллюстрации следует располагать так, чтобы их удобно было рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке (при альбомной ориентации рисунка), т.е. нижняя часть рисунка и пояснительный текст должны идти параллельно правому краю страницы. Образец оформления графика приведен в приложении Д.
Цифровой материал оформляют в виде таблиц. На все таблицы в работе должны быть ссылки. Например: Средние месячные температуры воды на поверхности исследуемой акватории для ее юго-западной и северо-восточной частей приведены в таблице 2. Или: Годовая амплитуда температуры воды на поверхности исследуемой акватории возрастает с северо-востока к юго-западу (по направлению к побережью … - назвать материк) от 7,4 до 11,0 0С (таблица 2).
Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Название таблицы помещают над таблицей, выравнивают по левому краю таблицы без отступа, печатают с одинарным интервалом. Таблицы нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией. Номер следует размещать перед названием, отделяя его с помощью тире (приложение Е). Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента и номера, названия, значения величин не допускается. При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире). Образцы оформления таблиц приведены в приложении Е. При наличии в работе небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать текстом, располагая цифровые данные в виде колонок. Например: Основные морфологические характеристики водоема приведены ниже:
Список использованных источников должен содержать сведения обо всех (литературных, картографических, веб-сайтах) источниках, использованных при написании курсовой работы (т.е. те, на которые есть ссылка в тексте). на учебную и методическую литературу ссылаться не следует. Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на них в тексте курсовой работы и нумеровать арабскими цифрами без точки. Ссылки в тексте дают в квадратных скобках. Образец оформления списка приведен в приложении Ж. Основным источником фактического материала при написании курсовой работы является «Атлас Атлантического океана» [1].
Общие рекомендации Приступая к работе над любой из глав, прежде всего, необходимо проработать соответствующий вопрос по конспекту лекций и учебнику. Без знания теории невозможно достаточно полно раскрыть и проанализировать рассматриваемую проблему. Характеристику любой гидрологической величины следует начинать с описания общих природных законов, тенденций и закономерностей их распределения, однако избегая при этом расшифровки терминов и констатации общеизвестных фактов.
Необходимо идти от общего к частному, стараясь «увязать» данный район в общую систему (ссылаясь при этом на использованную литературу), а затем уже давать конкретно его характеристику по фактическим данным на основании «Атласа океанов» (обязательно ссылаясь на карты с указанием их номеров). При этом обязательным условием получения отличной оценки за курсовую работу, помимо аккуратного и грамотного оформления рисунков, является непременное объяснение всех полученных результатов, особенно тех, которые отличаются от теоретически ожидаемых (нарушения годового хода, отклонения от широтного распределения и т.д.), а также выявление взаимосвязей между отдельными показателями и их анализ. Работая с картами «Атласа океанов», следует учитывать следующее. Если по какой-либо характеристике приведена одна карта, следовательно, на ней дается распределение среднегодовых значений рассматриваемого элемента, если 12 карт – распределение среднемесячных значений. Иногда может быть приведено менее 12 карт, но с указанием месяца, - в этом случае на этих картах также показаны среднемесячные данные. Этот факт следует учитывать при составлении характеристики акватории, обязательно указывая, о каких значениях, среднегодовых или среднемесячных, идет речь. Простейшие измерения по картам и арифметические вычисления с помощью масштаба карты позволят дополнить курсовую работу важными фактическими данными (пространственная протяженность различных форм рельефа дна – ширина хребтов, диаметр котловин и др.; ширина участков, занятых различными вещественно-генетическими и гранулометрическими типами донных осадков; расстояние, на которое поднимается приливная волна вверх по течения рек и т.д.) Если для какого-либо района в Атласе отсутствуют данные (например, в зоне распространения плавучих льдов и т.д.), то картину распределения той или иной гидрологической величины описывают по другим (в первую очередь, литературным) источникам. Например: В [1] данные по исследуемому району отсутствуют, но... (описание по литературным источникам). В конце каждой главы целесообразно делать небольшой вывод, подводя итог написанному. Например: Таким образом, в пределах данной акватории преобладают биогенные карбонатные осадки, что связано с высокой биологической продуктивностью западного побережья континента (указать конкретные районы Мирового океана, о которых идет речь). Терригенный материал, представленный преимущественно песками, и слабо переработан на шельфе в результате незначительного волнения. Следует отметить, что к наиболее типичным ошибкам при написании курсовых работ относятся: · отсутствие целей и задач во «Введении», что приводит к получению неверных выводов в «Заключении» (зачастую выводы не логичны и не соответствуют даже названию работы, в результате чего может быть полностью утерян смысл работы и не раскрыта ее тема); · отсутствие упоминания того, о каких значениях рассматриваемой характеристики, среднегодовых или среднемесячных, идет речь; · приведение «точных» цифровых данных (без употребления таких слов, как «около», «более», «менее», «примерно» и т.п.), снимаемых с карт и зачастую получаемых путем интерполяции; · применение термина «территория» для обозначения исследуемого участка Атлантического океана (правильнее - «акватория»); · несоблюдение логики изложения в отдельных главах, за которой необходимо строго следить (порядок описания характеристик изложен ниже); · употребление словосочетаний «январь-месяц», «февраль-месяц» и т.д., недопустимых с точки зрения норм литературного русского языка; · при работе над характеристикой акватории, расположенной в южном полушарии, нельзя забывать, что летними месяцами там являются декабрь-февраль, а зимними – июнь-август; · использование союзов «и», «а», «а также» и др. в начале предложений. Важно строго следить за тем, чтобы все упомянутые в тексте курсовой работы литературные, картографические и прочие источники были обязательно перечислены в списке использованных источников, и, наоборот, на каждый источник из списка в тексте должна присутствовать ссылка. Всего в основной части курсовой работы должно быть представлено не менее семи рисунков (схема района исследований, годовой ход средних высоты и периода волн, максимальной высоты и среднего периода максимально высоких волн, среднегодовая температура воды на поверхности, годовой ход температуры воды на поверхности океана, распределение температуры воды на гидрологическом разрезе, вертикальное распределение среднегодовой солености воды, вертикальное распределение растворенных в воде гидрохимических элементов – кислорода, фосфора и кремнекислоты), а также в приложении А – от одного до четырех графиков вертикального распределения среднегодовой температуры воды, использовавшихся для построения гидрологического разреза (рабочий вариант). Содержание разделов курсовой работы Во «Введении» описываются состояние рассматриваемого вопроса, значение гидрологической характеристики при проведении любых работ по природообустройству и рациональному природопользованию, цель курсовой работы, перечисляются ее основные задачи (по пунктам). Кроме того, во введении необходимо указать, где располагается рассматриваемая акватория (в какой части океана, берега каких континентов омывает), экономические зоны каких государств она в себя включает, привести ее схематическое изображение. Например: Заданный район расположен в восточной части Атлантического океана у западных берегов Центральной Африки и включает в себя экономические зоны Сенегала, Гамбии, Гвинеи-Бисау, Гвинеи, Сьерра-Леоне, Либерии, Кот-д’Ивуара, Ганы, Того, Бенина, Нигерии, Камеруна, Экваториальной Гвинеи, Габона (рисунок 1). С помощью карт географических атласов найти и перечислить крупные реки, впадающие в Мировой океан в пределах данного района. Например: На побережье исследуемой акватории расположены устья многих небольших рек. Наиболее крупной из них является Гамбия, впадающая в Атлантический океан в северной части акватории (рисунок 1). Должны быть названы географические координаты точек, для которых в работе составлены графики хода гидрологических величин. Для составления графиков хода гидрологических величин требуется выбрать в пределах рассматриваемой акватории одну или две репрезентативные точки в зависимости от условий района (выбор точек следует обосновать). Одна репрезентативная точка, расположенная приблизительно в центре акватории и обладающая средними показателями, выбирается в том случае, если рассматриваемый участок более или менее однороден по гидрологическим условиям. Если для изучаемого района характерны значительные горизонтальные градиенты гидрологических величин, следует выбирать две репрезентативные точки, лежащие в наиболее различающихся частях описываемой акватории. Выбор точки (точек) для построения кривых вертикального распределения гидрохимических характеристик (соленость, растворенный кислород и др.), кроме того, обусловлен глубиной района – необходимо по возможности выбирать точки с максимальными глубинами. Во введении также должно быть указано, по каким исходным данным построены гидрологические карта и разрез. Например: Гидрологические карта и разрез построены по среднегодовым (многолетним) данным, осредненным по пятиградусным квадратам в Международном центре данных (ВНИИГМИ – МЦД). Эти данные отнесены к точкам (в соответствующих квадратах), координаты которых указаны в исходных данных, и которые в дальнейшем будем называть гидрологическими станциями.
В главе «1 рельеф дна и строение берегов» рассматриваются названные характеристики. Для этого с помощью карт «Атласа Атлантического океана» [1] в пределах изучаемой акватории необходимо проанализировать: · основные формы рельефа дна (шельф, материковый склон, материковое подножие, каньоны, котловины, хребты, возвышенности и т.д.) с указанием их глубин и пространственной протяженности (карты на страницах 14-15, 18-19, 22-23); · расчлененность дна и ее основные категории (карты на страницах 16-17); · географическое распределение эпицентров сильных землетрясений, подводных вулканов и вулканических островов в сочетании с элементами структуры земной коры (карты на страницах 26-27); · основные черты тектонического строения дна акватории (карты на страницах 30-31); · главнейшие геоморфологические особенности рельефа дна – элементы его геотектуры, морфоструктуры и морфоскульптуры (карты на страницах 34-35). При этом первые две категории рельефа дна океана – геотектура и морфоструктура – произошли в результате эндогенных процессов и различаются между собой в основном порядком величин, а морфоскульптура возникла при ведущей роли экзогенных процессов; · типы берегов, сформировавшиеся в различных физико-географических условиях (карты на страницах 36-37). Например: Исследуемый район пересекает почти все морфологические зоны океана. По данным карт 14-15, 16-17, 18-19, 26-27, 30-31, 34-35, 36-37 [1] получены следующие результаты. Материковая отмель узкой полосой огибает восточное побережье … (указывают материк), постепенно расширяясь к югу и образуя у берегов острова … две банки: … с глубинами до … м и протяженностью около … км и банку … с глубинами до … м и протяженностью около … км. В западной части океана материковая отмель довольно широко простирается только у берегов …. Повсюду она представлена эрозионно-аккумулятивными равнинами с небольшими неровностями в зоне воздействия придонных течений. Материковый склон у побережья острова … и центральной части острова … ровный, а у побережья … слабо расчленен. Далее на юг материковый склон из слаборасчлененного переходит в сильнорасчлененный. На дне ложа океана расположен ряд котловин. На западе района лежит довольно обширная … котловина с максимальной глубиной … м. На северо-востоке района находится … котловина с максимальной глубиной … м, рядом с ней располагается … котловина (максимальная глубина … м). На северо-востоке участка расположена подводная возвышенность …, представляющая собой волнистую равнину со слаборасчлененными склонами. Через центральную часть района проходит … хребет, который на …0 с.ш. (ю.ш.) пересекает разлом …. В юго-восточной части располагается несколько действующих подводных вулканов, связанных с проходящим здесь тектоническим разломом земной коры и время от времени становящихся эпицентрами землетрясений. Берега данной акватории в настоящее время продолжают активно развиваться под воздействием как волновых, так и не волновых факторов. Преобладают биогенные – коралловые и мангровые – берега. Или: Основные морфоструктуры и морфоскульптуры дна океана последовательно сменяют друг друга по направлению от побережья … (указать материк) к западу, к центральной части Атлантики в соответствии с тектоническими структурами, лежащими в их основании, и процессами, происходящими на их поверхности. Как показывают карты 14-15, 22-23, 16-17 [1], у берегов … ширина материковой отмели не превышает 50 км, в юго-восточной части ее прорезает каньон … глубиной до … м. Поверхность материковой отмели имеет вид плоских равнин, переходящих местами в волнистые. К югу шельф сужается до 15 км, глубина его внешнего края составляет …-… м. Поверхность шельфа неровная, с многочисленными грядами и долинами. Материковый склон сменяется материковым подножием, представляющим собой слабонаклонную аккумулятивную равнину, сложенную суспензионными потоками. Располагающаяся далее абиссальная часть изучаемой акватории состоит из ряда хорошо выраженных элементов морфоструктуры и морфоскульптуры дна – по данным карты 34-35 [1]. В основном, она сформирована замкнутыми отрицательными элементами рельефа дна – глубоководными котловинами со сравнительно выровненной поверхностью. Северную часть ложа района занимает юго-восточная оконечность … котловины с глубинами …-… м. Ее продолжением является сравнительно небольшая … котловина (максимальная глубина … м), ограниченная на юге подъемом морского дна в области западного склона … хребта. Этот глыбовый хребет является одним из важнейших элементов тектоники дна Атлантического океана и простирается от … до …. Поскольку данная зона находится в месте перехода земной коры переходных областей в океаническую (карта 30-31) [1], здесь располагается большое число подводных вулканов, ряд островов (указать названия) имеют вулканическое происхождение, часто случаются сильные землетрясения – карта 26-27 [1]. Побережье исследуемого участка Атлантики, согласно карте 36-37 [1], по большей части молодое и мало изменено морем. Здесь преобладают крупно- и мелкобухтовые берега, на севере их сменяют фьордовые берега. Глава «2 Донные осадки» отводится рассмотрению отложений, покрывающих дно исследуемого участка Атлантического океана. Осадкообразование является важнейшим экзогенным фактором формирования дна океана. Характеризуя вещественно-генетический и гранулометрический состав донных осадков – карта на страницах 38-39 [1], необходимо показать распространение основных типов современных осадков и их компонентов, отразить зональность процессов осадконакопления. Кроме современных осадков, на дне широко распространены выходы более древних отложений: от четвертичных до верхнемеловых и вулканических пород (базальтов). Они наиболее обильны на уступах материкового склона, на вершинах и склонах подводных гор и хребтов, особенно срединно-океанических, в зонах крупных разломов, на абиссальных холмах. В зонах разломов, пересекающих срединно-океанические хребты, и на склонах глубоководных желобов, кроме вулканических пород, местами встречаются интрузивные и метаморфические породы. Количественное распределение в поверхностном слое осадков отдельных гранулометрических фракций (содержание песков, алевритов, пелитов и субколлоидной фракции, %) дано на карте 40-41[1]. Карта 42-43 [1] позволяет проанализировать количественное распределение в поверхностном слое осадков основных химических компонентов, содержание которых влияет на физические свойства донных осадков и позволяет судить об условиях их образования: карбонат кальцияСаСО3, аморфный кремнеземSiO2, органический углерод и железо. Например: Донные осадки, по данным карт 38-39, 40-41, 42-43 [1], в исследуемом районе разнообразны. Терригенные осадки на большей части района представлены пелитовыми илами (более 70 % фракций меньше 0,01 мм). У берегов … (указывают материк) встречаются пески. По мере увеличения глубин появляются алевриты (0,1-0,01 мм), которые на материковом склоне и подножии сменяются алевритово-пелитовыми илами (50-70 % фракций до 0,01 мм). Дно … котловины (указать наименование котловины) глубже … м покрыто пелитами. В центре района происходит смена терригенных осадков на биогенные, сильно карбонатные (более 50 % СaСО3). Южнее (севернее) пелитовых илов находятся терригенные слабокремнистые(10-30 % SiO2) осадки. Параллельно береговой черте … расположены пески терригенные айсберговые, мористее – айсберговые алевриты и алевритово-пелитовые илы. На западе (востоке) района среди терригенных осадков встречаются также и биогенные, состоящие из кремнистых и сильнокремнистых (более 50 % SiO2). На севере (юге) находятся биогенные кремнисто-карбонатные (диатомово-кокколито-фораминиферовые) и слабокарбонатные кремнистые (10 % СаСО3, Или: Распределение донных осадков в пределах исследуемого участка Атлантического океана подчинено определенным закономерностям. Как показывают карты 38-39, 40-41, 42-43 [1], на большей части акватории распространены биогенные осадки, представленные органогенными карбонатными отложениями, причем по мере продвижения в открытую часть океана содержание карбоната кальция увеличивается и на крайнем западе рассматриваемого района, на дне … котловины (указать название), находится зона сильнокарбонатных (более 50 % СаСО3) пелитовых илов (более 70 % фракций меньше 0,01 мм). В северо-западной части данной котловины, где глубины наибольшие и достигают … м, в осадках также отмечены аутигенные образования (железо-марганцевые конкреции). В пределах шельфовой зоны преобладают терригенные осадки внеайсберговой зоны, гранулометрический состав которых изменяется от песков (1,0-0,1 мм) вблизи берега и, особенно у устьев крупных рек, до алевритов (0,1-0,01 мм). В главе «3 динамика вод» анализируются основные виды движений воды в океане: волнение, приливно-отливные колебания уровня, течения, вертикальная циркуляция водных масс. Работу над данной главой следует начать с нахождения основного звена циркуляции на поверхности вод района [2]. Выяснив, как данная акватория располагается по отношению к общей системе циркуляции вод океана, по картам 204-207 [1] определяют, какие крупные поверхностные океанические течения и на протяжении каких сезонов (месяцев) формируют здесь гидродинамический режим, насколько хорошо они выражены. Затем необходимо охарактеризовать преобладающие системы течений по ряду показателей: направление, термика (разделение течений на теплые и холодные дано на основании сравнения их температуры с температурой сопредельных вод), устойчивость (выраженное в процентах отношение скорости равнодействующего течения к средней арифметической скорости наблюденных течений), скорость. Например: По данным карт 204-207 [1], исследуемый район охватывает значительную часть циклонической (антициклонической) … макроциркуляции. В районе острова … (назвать) проходит теплое и соленое течение … (назвать течение), пересекая исследуемый район по диагонали, с юго-запада на северо-восток. Его скорость составляет 1,0-1,5 узла, устойчивость – до 75 %. На востоке … течение разветвляется. Одна ветвь уходит в сторону …, другая формирует течение … (указать, какое). В западной части района вдоль берегов (указывается материк) с севера на юг проходит несколько менее устойчивое (25-20 %) холодное и опресненное … течение со скоростью 0,5-1,0 узла. У берегов острова … (указать остров), на широте …-…0с.ш. (ю.ш.), оно встречается с … течением и, отклоняясь на юго-восток, сливается с … течением, замыкая … макроциркуляцию. При встрече … и … течений формируется ярко выраженный океанический фронт. Или: Исследуемый район лежит на западной (восточной) периферии антициклонического (циклонического) макроциркуляционного круговорота … широт Атлантического океана, который формируют …, …, … и … течения (назвать). Данная акватория, как видно из карт 204-207 [1], находится, в основном, под влиянием двух последних течений. Теплое слабосоленое … течение следует в общем южном (северном) направлении вдоль берегов (назвать материк) со скоростью …-… узла до … широт, где оно распадается на две ветви. Одна поворачивает на северо-восток (юго-запад, …) и с течением … (назвать течение) вовлекается в … макроциркуляцию. Другая часть вод под действием … (указать причины) поворачивает к … и меняет свое направление на юго-восточное (северо-восточное, …). Течения здесь довольно устойчивы (до 50 %), причем их устойчивость возрастает при приближении к побережью. Второй важный элемент макроциркуляции данного участка Атлантики - … течение (назвать) – зарождается у берегов … и оттуда распространяется в сторону высоких (низких) широт. По сравнению с окружающими его водами оно распреснено и значительно более холодное. По мере продвижения на юг (север) его скорость и устойчивость постепенно снижаются, особенно зимой, - до 0,5 узла и 25 % соответственно. Встреча … и … течений отмечена формирующейся здесь динамической зоной - … океаническим фронтом (назвать фронт), разделяющим воды … и …. От анализа поверхностных гидродинамических систем логично перейти к описанию движения вод в толще океана. Геострофическая циркуляция вод (т.е. такая, в которой внутреннее трение пренебрежимо мало, а действующая сила – градиент давления – уравновешивается только силой Кориолиса) на глубине 100, 200 и 500 м показана на картах 208-210 [1], которые дают ее средние годовые характеристики на этих глубинах: направление и скорость течений, положение районов дивергенции и конвергенции. Районы дивергенции и конвергенции, представляющие собой границы или граничные зоны между противоположно направленными течениями, соответствуют осям циклонических и антициклонических круговоротов, на которых скорость вертикального движения вод (поднятия и опускания) максимальна. Например: С глубиной система циркуляции вод претерпевает некоторые изменения по сравнению с той, что существует на поверхности – карты 208-210 [1]. Так, южнее (севернее) … макроциркуляции (назвать циркуляционную систему), отмечаются нисходящие движения воды, погружающейся в … зоне сходимости. Это приводит к размыванию поверхностного течения … (указать название) на глубинах более 200 м. В … широтах на глубинах до 500 м сохраняется отчетливо выраженная циклоническая (антициклоническая) макроциркуляция, центр которой, как и у поверхностной макросистемы, располагается в … (указать, где). В центральной части района на глубине 100-200 м на оси циклонического круговорота наблюдается дивергенция течений, скорость которых составляет здесь 0,2-0,5 узла. В результате происходит подъем глубинных вод к поверхности. Глубинная циркуляция вод существенно зависит от особенностей рельефа дна. Характер и наибольшую величину прилива (вычислена как максимальная теоретически возможная без учета сезонных колебаний уровня) описывают по материалам карт 212-213 [1]. Например: В пределах исследуемой акватории, как показывают карты 208-210 [1], преобладают полусуточные и, в юго-западной части, неправильные полусуточные приливы. Их величина колеблется от 0,6-1,0 м в открытом океане до 1,5-2,2 м у побережья и только на крайнем юго-востоке … (назвать континент) величина приливов резко возрастает до 6,5 м, и приливная волна даже может подниматься вверх по течению реки … (назвать) на 150-200 км. Карты 216-227 «Средние высота и период волн» и 228-230 «Максимальная высота и средний период волн» [1], на которых приведены характеристики режима волнения, позволяют построить графики годового хода средних высоты и периода волн, а также максимальной высоты и среднего периода максимально высоких волн. Для этого сначала необходимо составить таблицу (таблица Е.1), в которую выписываются среднемесячные значения высот (м) и периодов (с) волн для репрезентативных точек. Для дальнейшего анализа хода и размаха колебаний волновых характеристик для средних и экстремальных значений, графики удобнее разместить в общем поле. Например:
Далее на основании данных вышеуказанных карт и полученных графиков подробно характеризуют режим волнения в данном районе: особенности пространственного и временнóго распределения элементов волнения, максимальное и минимальное среднемесячные значения высоты и периода волн с указанием месяцев, когда они наблюдались, годовая амплитуда и т.д. В заключение главы, посвященной анализу гидродинамических особенностей исследуемой акватории Атлантического океана, с помощью карты 29 [1] следует дать краткую характеристику волн цунами по силе и происхождению, если этот район когда-либо подвергался их действию. Важно подчеркнуть наблюдаемое в большинстве случаев совпадение цунамигенных зон с сейсмическими. Например: Случающиеся в пределах данного участка Атлантики катастрофические (с подъемом воды более 8 м и отдельными всплесками более 20 м) и очень сильные (с подъемом воды 4-8 м и отдельными всплесками 8-20 м) цунами – согласно карте 29 [1] – в основном, вызваны землетрясениями и оказывают разрушительное воздействие на побережье крайней юго-западной части … (назвать материк), в районе … (уточнить место, указав близлежащий город, широту места и т.п.)
В главе «4 Термические условия» дается характеристика пространственного и временнóго распределения температуры воды в пределах изучаемой части Мирового океана. Для этого,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|