Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель закрытой экономики с участием государства




Рынок товаров и услуг
Домашние хозяйства
Фирмы
Рынок ресурсов
Покупки товаров и услуг
Товары и услуги
Выручка
Платежи
Доходы
Расходы
Предложение ресурсов
Ресурсы
Государство
Налоги
Субсидии
Налоги
Трансферты
Ресурсы
Платежи
Товары и услуги
Расходы

№5. Основные макроэкономические тождества

Составные части национального дохода находятся в определенной соподчиненности, выразить которую можно рядом тождеств.

Проанализируем сначала модель закрытой экономики.

Стоимость произведенной продукции обозначим через Y, потребление – через С, инвестиционные расходы – через I. Первое ключевое тождество связывает произведенный и реализованный продукт. Объем реализованного продукта можно представить как сумму потребительских и инвестиционных расходов:

Y = С + I (1).

В то же время фирмы не всегда могут реализовать весь объем произведенной продукции, и часть ее скапливается на складах.

Теперь можно рассмотреть соотношение между сбережениями, потреблением и ВВП. При этом весь предпринимательский сектор будем считать как частный. В такой ситуации можно утверждать, что доход частного сектора равен стоимости произведенного продукта (Y), так как частный сектор получает стоимость произведенных продуктов и услуг в качестве дохода.

Часть этого дохода будет израсходована на потребление, другая часть – на накопление то есть

Y = S + С (2).

Левые части тождеств (1) и (2) одинаковы, поэтому можем записать:

С + I = Y = S + С (3).

Данное тождество подчеркивает тот факт, что произведенный продукт равен реализованному.

Теперь преобразуем тождество (3) для того, чтобы установить взаимосвязь между сбережениями и инвестициями. Для этого вычтем потребление из каждой части тождества (3) и получим

I = Y – С = S (4).

Тождество (4) показывает, что в закрытой экономике сбережения равны доходу за вычетом потребления. Сравнение левой и правой частей тождества показывает равенство инвестиций и сбережений.

Проанализируем теперь соотношение между объемом произведенного продукта и располагаемым доходом. При этом следует учитывать, что часть дохода расходуется на выплату налогов и что частный сектор в дополнение к национальному доходу получает трансфертные выплаты (ТR). Таким образом, располагаемый доход (YD) равен доходу плюс трансферты минус налоги, то есть

YD = Y +TR – ТА (5).

Располагаемый доход в свою очередь испол-ся на потребление и сбережения, т.е.

YD = С + S (6).

Объединение тождеств (5) и (6) позволяет заключить, что потребление равно сумме дохода и трансфертов за вычетом налогов и сбережений, то есть

С + S = YD = Y + ТR – ТА (7).

Преобразовав данное тождество, получим:

С = YD – S = Y + ТR – ТА – S (7а).

 

№6. Товарный рынок в классической модели

Класс-кая макроэкон-ая модель основана на нескольких важнейших положениях:

1. предполагается, что объем валового выпуска зависит только от количества имеющихся в стране производственных ресурсов — труда и капитала, а также от технологий производства.

2. изменения технологий и объемов используемых факторов производства происходят медленно.

3. уровни заработной платы и цен являются гибкими (изменяющимися как в одну, так и другую стороны), что позволяет поддерживать экономику в состоянии равновесия.

4. в экономике используются все производственные ресурсы (она находится на кривой производственных возможностей), т.е. наблюдается полная занятость, а реальный объем национального производства равен потенциально возможному.

Сов-ный спрос характер-ся опред-ной эластичностью по цене, т.е. кривая сов-го спроса имеет отрицательный наклон. Изменения сов-го спроса приводят к изменению уровня цен на товарном рынке. Валовой выпуск увел-ся или умен-ся лишь под воздействием изменений в сов-ом предложении, обусл-ном изменениями величины производ-ных ресурсов, их производ-сти и технологий произв-ва.

Для дальн-шего анализа в классической модели макроэкон-ки вводятся допущения:

1. экономика представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешним миром, т.е. отсутствуют экспорт, импорт;

2. отсутствует государственное вмешательство в экономику, т.е. нет государственных налогов и расходов, а также государственных сбережений;

3. фирмы не рассматриваются как субъекты с самостоятельной финансовой стратегией, т.е. не осуществляют сбережений.

Уровень произв-ва ограничен только производ-ными возможностями общества. Однако дом. хоз-тва часть доходов сберегают. Соотв-но, нац-ный доход распадается на ту часть, кот-ая потребляется, и ту часть, кот-ая сберегается: Y=C+S (Y — сов-ные доходы; С — потребит-ие расходы; S — сбережения домашних хоз-в ).

Совокупные расходы в закрытой экономике равны расходам домашних хозяйств на потребление и расходам частных фирм на инвестирование: Е=C+I (Е — совокупные расходы; I — инвестиции частных фирм).

№7. Рынок труда в классической модели. Агрегированная производственная функция

При анализе рынка труда в классической модели макроэкономического равновесия обычно исходят из предпосылки, что работник сам определяет количество работы, которое готов выполнить, исходя из величины реальной заработной платы. Соответственно, предложение труда зависит от уровня реальной заработной платы: SL = f (W/P) (SL — предложение труда; W — номинальная заработная плата; P — уровень цен; W/P — реальная заработная плата).

Чем выше реальная заработная плата, тем больше работник предложит своего труда на рынке.

Предложение труда в масштабах национальной экономики включает в себя предложение труда всеми работниками и является агрегированной функцией от реальной заработной платы.

Спрос на труд зависит от производительности труда и уровня заработной платы.

Равновесное состояние рынка труда характер-ся устойчивостью и полной занятостью.

Фирма имеет возможность набрать персонал на заработную плату, кот-ая соответствует их ожиданиям.

Если заработная плата опустится ниже равновесного спроса – спрос на рынке труда превысит предложение. За этим последует рост уровня цен. В конечном итоге зараб. Плата вернется к равновесному состоянию. Т.о. согласно классической модели длительная безработица не возможна.

Функции рынка труда определяются не только равновесием величины занятости, но и величиной национального дохода У.

Вывод: равновесие на рынке труда определяется уровнем реальной зараб. Платы, занятости и выпуска.

№8. Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег и общий уровень цен

В классической модели предполагается относительная независимость денежного рынка от рынка товаров и ресурсов.

В реальном секторе независимо от денежного определяются объем и структура выпуска, занятость, относительные цены благ, а денежный сектор устанавливает только уровень цен.

Деньги существуют лишь для того, чтобы облегчать протекание реальных экономических процессов, но не влияют на результат данных процессов.

Количество денег (предложение денег), находящихся в обращении, есть в классической модели величина заданная (экзогенная величина, не зависимая от внутренних экономических переменных макроэкономической модели).

Формула денежного обмена (предложена И. Фишером): MV = PТ: (М — количество денег, находящихся в обращении; V — скорость обращения денег; Р — средний уровень цен; Т — количество сделок в экономике).

Кол-во денег в эк-ке равнозначно, то формулу можно преобразовать: M V = P Y.

Средний уровень цен прямо пропорционален денежной массе. Чем больше денег в обращении, тем выше уровень цен в эк-ке. Выпуск дополнительных денег приведет к инфляции.

Спрос на деньги и их предложение уравновешиваются в т. Е. Снижение цены до уровня Р, создает избыточное предложение денег и влечет их обесценивание.

№9. Классическая модель в целом. Эластичность соотношения цен и заработной платы. Понимание экономистами классич-й школы роли гос-ва в регулировании объемах нац-го произв-ва

Функциональность трех рынков в классич-кой модели представляется системой уравнений:

Рынок товаров:

1) S = S (i) — предложение сбережений;

2) I = I (i) — спрос на инвестиции;

3) S = I — равновесие инвестиций и сбережений.

Рынок труда:

4) SL = SL (W/P) — предложение труда;

5) DL = DL (W/P) — спрос на труд;

6) SL (W/P) = DL (W/P) — равновесие спроса и предложения труда;

7) Y = Y (L) — производственная функция.

Рынок денег:

8) Ms = M0 — предложение денег;

9) Md = k P Y — спрос на деньги

10) M0= k P Y — равновесие спроса на деньги и предложения денег

Равновесие на рынке товаров, характеризуемое (1 – 3) первыми тремя уравнениями, определяет уровни сбережений, инвестиций, ставки процента независимо от уровня занятости и дохода, складывающихся на рынке труда.

Равновесные уровни занятости, дохода, реальной зарплаты определяются функциями спроса на труд и предложения труда, условием равновесия рынка труда, а также производственной функцией (уравнения 4–7.

Рынок денег определяет средний уровень цен независимо от других макроэкономических параметров (уравнения 8–10).

В условиях совершенной конкуренции равновесие на рынке труда характеризуется полной занятостью. Если по каким-либо причинам появится безработица, это приведет к снижению номинальной заработной платы. С другой стороны, будет наблюдаться падение цен на товары, так как из-за безработицы и снижения заработной платы уменьшится потребительский спрос.

В классической модели безработица носит добровольный характер. Всякий, кто желает трудиться при более низком уровне зарплаты, может найти работу.

 

 

№10. Методологические основы кейнсианской теории

По мнению Дж. Кейнса он являлся создателем теории более высокого уровня, чем неоклассическая. Кейнс фактически заложил основы макроэк-кого анализа. Центральным положением кейнсианской модели явл-ся понимание макроэк-кого равновесия.

Основные методологические положения Кейнса:

1. эк-ка не явл-ся эк-кой совершенного конкурента, более того несовершенство рынков явл-ся не результатом воздействия внешних факторов

2. цены не явл-ся гибкими, в силу институционных факторов, особенности поведения эк-ких субъектов

3. эк-кие субъекты действуют не рационально, а руководствуясь субъективными факторами, такими как традиции, привычки и т.д.

4. деньги явл-ся богатством и имеют самостоятельную ценность

5. все рынки явл-ся взаимосвязанными, и любые изменения на одном рынке влекут за собой изменения на другом

6. ситуация в полной занятости не характерна для эк-ки в силу особен-сти функц. Труда

7. ведущий в модели сов-ный спрос или сов-ное предложение принадлежат сов-ному спросу

Существенным отличием кейнсианской методологии от неоклассической является использование моделей массового поведения фирм и владельцев факторов производства (т.е. домохозяйств), а не моделей индивидуального поведения типичной фирмы и типичного потребителя.

№11. Функции потребления в кейнсианской модели

Личное потребление является самой значительной категорией расходов. Оно составляет около 2/3 всех покупок товаров и услуг. Располагаемый доход (Yd) – доход, остающийся после всех налоговых выплат, Кейнс рассматривал как первостепенный фактор, определяющий структуру потребительских расходов.

Выраженная в процентах доля любого данного располагаемого дохода, идущая на потребление, называется средней склонностью к потреблению (apc); доля располагаемого дохода, идущая на сбережения, – средней склонностью к сбережению (aps). Т.е.: apc = С/Yd и aps = S/Yd.

С увеличением располагаемого дохода apc падает, а aps возрастает. Потребляемая доля располагаемого дохода умен-ся и по мере его увеличения увел-ся доля сбережений. Поскольку располагаемый доход либо потребляется, либо сберегается, сумма потребляемой и сберегаемой долей должна поглотить всю величину располагаемого дохода любого уровня: apc + aps = С/Yd + S/Yd=(С + S)/Yd = Yd/Yd =1.

Доля прироста (сокращения) располагаемого дохода, идущая на потребление, называется предельной склонностью к потреблению (mpc): mpc = ΔС/Δ Yd.

Доля любого прироста (сокращения) располагаемого дохода, идущая на сбережения, называется предельной склонностью к сбережению (mps): mps = ΔS/ΔYd.

Сумма mpc и mps для любого изменения в доходе после уплаты налогов всегда должна быть равной единице.

Функцию потребления можно изобразить в виде прямой, при условии, что mpc и Са (автономное потребление) – параметры, не зависимые от Yd.

Кейнс отметил 3 свойства, кот-ми характер-ся ф-ция потребления:

1. mpc находится м/у 0 и 1 и меньше средней склонности к потреблению

2. средняя склонность умен-ся по мере роста дохода и приближается к величине mpc

3. доход явл-ся основным фактором определяющим потребление

Факторы, определяющие уровни потребления и сбережений:

§ Имущество

§ Инфляция

§ Ожидания

§ Потребительская задолженность

§ Налогообложение

№12. Альтернативные теории потребления

Теория временных предпочтений И. Фишера. Текущее потребление, согласно Фишеру, зависит от равновесной ставки процента финансового рынка. При низкой ставке текущее потребление может оказаться выше величины текущего национального дохода, т.к. объем потребляемых прошлых сбережений будет выше объема текущих. При высокой ставке процента потребление может оказаться ниже уровня текущего национального дохода, поскольку объем текущих сбережений превысит объем потребляемых прошлых сбережений.

Теория перманентного дохода М. Фридмена. Данная теория утверждает, что потребление пропорционально национальному доходу, но не текущему, а перманентному. Перманентный (непрерывный) национальный доход – средний национальный доход, рассчитанный за несколько лет.

Теория жизненного цикла Ф. Модильяни. Согласно данной теории, величина текущего потребления от уровня ожидаемого дохода. Др. словами, каждый индивид тратит на потребление в данном году сумму, эквивалентную среднегодовому реальному доходу, который он рассчитывает получить в оставшиеся годы жизни.

Ожидания разных возрастных групп агрегируются т.о., что для каждого года существует некоторая величина потребления, являющаяся функцией не от текущего, а от ожидаемого национального дохода.

№13. Инвестиции. Ф-ция спроса на инвестиции. Понятие мультипликатора инвестиций

Инвестиции – долгосрочные вложения гос-ва и частного капитала в различные отрасли эк-ки с целью извлечения прибыли.

Выделяют 3 типа инвестиций:

1. производственные (здания, оборудование)

2. инвестиции в жилищное строительство (приобретение домов для проживания)

3. инвестиции в запасах (сырье, материалы, готовые изделия)

В эк-ке различают валовые инвестиции (это общие расходы на инвестиции в основной капитал в течении года) и чистые инвестиции.

Инвестиционный спрос – самая динамическая и изменчивая составляющая сов-ного спроса, она зависит от объективных факторов.

Совокупный спрос или совокупные расходы – это общая сумма на приобретение товаров и услуг для потребления и инвестиционные расходы.

Поскольку уровень инвестиций не зависит от дохода, любое изменение совокупного спроса связано с изменениями в потреблении.

В экономической теории принято деление инвестиций на: 1) автономные, не зависящие от размера процентной ставки и связанные с неравномерным развитием научно-технического прогресса; и 2) индуцированные, подверженные влиянию изменений процентной ставки.

Изменения совокупного спроса рождают мультипликационный эффект, который влияет на изменения национального дохода. Мультипликатор инвестиций показывает, насколько изменился выпуск ВВП при изменении инвестиционного спроса.

Абсолютное значение мультипликатора больше 1 и имеет следующий вид:

M = = .

Концепция мультипликатора инвестиций имеет большое значение для экономики, находящейся в состоянии кризиса, с высоким уровнем безработицы. Именно в таких условиях проявляется эффект мультипликатора.

 

№14. Равновесный объем нац-ного произв-ва в кейнсианской модели «доходы-расходы»

В классической модели спрос не рассматривается в качестве фактора, определяющего уровень производства национального дохода и занятости, т.к. предложение, по мнению классиков, само порождает спрос.

В кейнсианской модели положение кривой совокупного предложения определяется запасом наличного капитала, ресурсов труда, сырья, техническими и технологическими условиями производства.

Кривая совокупного предложения отражает доходы, которые получат предприниматели для покрытия расходов, соответствующих занятости большего или меньшего количества работников.

Кривая совокупного спроса отражает доходы, которые предприниматели прогнозируют получить в зависимости от количества и квалификации работников, используемых на производстве, т.е. от расходов, соответствующих различным уровням занятости.

В модели Кейнса представлена следующая зависимость: чем больше доходы факторов производства (прибыль, рента, зарплата, процент), тем больше величина национального дохода. Поэтому кривая совокупного спроса имеет положительный наклон.

 


Доходы AS

 

E AD

 

 

О Занятость (N)

L

Точка пересечения кривых гос-ного спроса и предложения – т.Е, отражает кол-во занятых (О), а отрезок ОL – показывает величину эффективного спроса в экономике и выражает равенство ожидаемых доходов с теми, которые необходимы для покрытия производственных издержек.

Уровень производства и занятости в национальной экономике определяется функцией совокупного спроса.

Совокупный спрос в зависимости от характера расходов покупателей подразделяется на две составляющие: спрос на потребительские и инвестиционные товары.

 

 

№15. Равновесие и валовый внутренний продукт в условиях полной занятости. Дефляционный и инфляционный разрывы

Рынок товаров находится в состоянии равновесия в том случае, если при постоянном уровне цен уровень ВВП равен уровню совокупного спроса. Графическая интерпретация состояния макроэкономического равновесия – это пересечение линий совокупного спроса и линии, проведенной под углом 45° к оси координат (показывает равные величины доходов и расходов).

Достижение уровня равновесного дохода не гарантирует, что данный уровень соответствует полной занятости. Поэтому необходимо различать фактический и потенциальный ВВП (соответствующий уровню полной занятости).

При равновесном уровне выпуска может существовать безработица, вызванная дефицитом выпуска. При данном уровне цен экономика не имеет движущих факторов, способных стимулировать увеличение выпуска. В этом случае у фирм нет экономических мотивов для найма дополнительной рабочей силы и расширения объема производства, так как увеличение выпуска до уровня полной занятости приведет к дефициту совокупного спроса. В случае, когда совокупные расходы ниже уровня полной занятости, их недостаток вызывает свертывание объемов производства.

В состоянии равновесия сумма сбережений домашних хозяйств равна сумме инвестиций фирм. Когда уровень выпуска продукции выше равновесного и сбережения превышают планируемые инвестиции, наблюдается дефицит совокупного спроса (дефляционный разрыв) и фирмы снижают выпуск, что ведет к снижению занятости и дохода.

Если фактический выпуск ниже равновесного уровня, планируемые инвестиции превышают сбережения, то рост совокупных расходов сопровождается ростом цен (инфляционный разрыв), так как в краткосрочном периоде фирмы не могут наращивать производство.

 

 

№16. Взаимодействие модели AD – AS и кейнсианской модели сов-ных доходов и сов-ных расходов

Кейнсианский анализ взаимозависимости расходов и доходов – это модель при постоянном уровне цен, а анализ соотношения совокупного спроса и предложения – модель с переменным уровнем цен.

Между расположением кривой потребления и уровнем цен существует обратная зависимость: повышение последнего служит причиной сдвига вниз графика потребления, а, следовательно, и графика расходов, и наоборот. Т. о., здесь находит выражение эффект реальных кассовых остатков. Так, повышение уровня цен приводит к снижению реальных кассовых остатков, т.е. покупательной способности населения. Для восстановления их первоначальной величины домохозяйства должны больше сберегать и, соответственно, меньше потреблять.

Когда активы домохозяйств возрастают, они становятся более склонны к потреблению и менее – к сбережениям, производимым из текущего располагаемого дохода. При более низком уровне цен кривые функций потребления и совокупных расходов смещаются вверх и реальный ВНП повышается.

Тождество двух аналитических моделей равновесия – «доходы-расходы» и АD – АS достигается только при неизменных ценах.

 

 

№17. Понятие, цели, инструменты бюджетно-налоговой пол-ки. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика

Бюджетно-налоговая (фискальная политика) — это система регулирования экономики посредством изменения государственных расходов и налогов.

Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой политики являются налоги и государственные расходы.

В зависимости от воздействия на совокупный спрос в экономике, можно разделить фискальную политику на стимулирующую и сдерживающую.

Правительство прибегает к стимулирующей фискальной политике для поощрения расходов и увеличения реального объема производства (ВВП).

Если экономическая система находится в состоянии спада, то возникает необходимость в стимулирующей фискальной политике. Совокупный спрос может быть расширен из состояния AD1 до AD2 путем увеличения государственных расходов, снижения налогов, или сочетанием этих мер.

Сдерживающая фискальная политика направлена на борьбу с инфляцией спроса. В этом случае требуется устранить чрезмерный спрос на товары и услуги, который толкает цены вверх. Рисунок демонстрирует сокращение совокупного спроса из состояния AD3 до AD4 вследствие применения следующих мер: сокращения государственных расходов, повышения налогов или их сочетания.

Стимулирующая фискальная политика обычно приводит к возникновению дефицита бюджета, а сдерживающая к бюджетному излишку.

 

№18. Дискрециональная фискальная политика и ее механизм. Мультипликатор госуд-ных расходов

Дискреционная фискальная политика — целевое изменение гос-ва величины расходов, налогов.

Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым – изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения).

Механизм дискреционной фискальной полити­Ки:

1) государственные расходы не влияют ни на потребление, ни на инвестиции;

2) чистый экспорт равен нулю;

3) уровень цен постоянен;

4) первоначально в экономике не существует налогов;

5) фискальная политика оказывает воздействие на совокупный спрос, но не на совокупное предложение.

Мультиплика­тор государственных расходов (закупок) MG показывает изменение национального дохода, выпуска (ВВП), в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле:

 

Мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций, так как они оказывают на экономику аналогичный эффект.

Рост государственных заку­пок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на това­ры и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов.

мультипликатор государст­венных расходов тоже можно рассчитать по формуле:

 

№19. Социальные выплаты (трансферты), их влияние на совокупный выпуск. Мультипликатор трансфертов

Трансфертные платежи – все выплаты, осуществляемые государством в лице правительства домашним хозяйствам (пенсии, выплаты различных пособий по отдельным социальным программам, включая и пособия по безработице и т.д.).

Мультипликатор трансфертов — отношение изменения объема национального производства к вызвавшему его изменению трансфертных расходов.

На объем доходов, выпуска действуют изменения трансфертных платежей, которые являются элементом государственных расходов. Однако эффективность их влияния на совокупные расходы, а значит, и на объем нацио­нального дохода несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть ихнаселение использует на потребление, уве­личивая на ту же величину совокупные расходы.

Механизм влия­ния изменения трансфертных выплат на доходы и выпуск, анало­гичен тому, который действует при изменении налогов.

Если увеличение на­логов приводит к сокращению национального дохо­да, продукта, то рост трансфертных платежей, наоборот, способствует их возрастанию.

№20. Налогообложение. Налоговый мультипликатор

Инструментом дискрецион­ной фискальнойполитики являются изменения в налогообложе­нии.

Мульти­пликатор налогов меньше мультипликатора государствен­ных расходов. Это объясняется тем, что изменение государствен­ных закупок на одну денежную единицу приводит к такому же изменению совокупных расходов, а изменение аккордного налога на одну денежную единицу сопровождается изменением совокупных расходов.

Налоговый мультипликатор — отношение изменения объема национального производства к вызвавшему его изменению налогов.

 

№21. Взаимосвязь м/у гос-ными расходами и налогами. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Фискальная политика, как правило, оперирует одновременно как расходами государства, так и его налогами.

Особый интерес представляет случай, когда государство, имея сбалансированный бюджет, увеличивает свои закуп­ки G и налоги T на одинаковую величину. Сальдо государствен­ного бюджета при этом не изменяется.

Мультипликатор сбалансированного бюджета – коэффициент, показывающий во сколько раз возрастет (сократится) реальный национальный доход (ВВП), при одновременном и равном увеличении (уменьшении) государственных закупок и чистых автономных налогов.

Он не зависит от предельной склонности к потреблению.

 

 

№22. Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы

Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение суммы налоговых поступлений и размера социальных пособий в зависимости от состояния экономики, способствующее ее стабилизации. Называемая иначе политикой «встроенных стабилизаторов».

Встроенный (автоматический) стабилизатор — экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

Встроенные стабилизаторы могут увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительное сальдо (или уменьшать дефицит) в период инфляции без специального вмешательства со стороны правительства.

К встроенным стабилизаторам относятся: налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смягчения реакции экономики на изменения реального объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.

Политика встроенных стабилизаторов, основана на факте автоматического изменения суммы налоговых поступлений и размера социальных пособий в зависимости от состояния экономики.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертных платежей, тем более действенна недискреционная политика.

 

№23. Финансирование бюджетного дефицита. Внутренний и внешний государственный долг

Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую в данном году расходы государственного бюджета превышают его доходы. Его называют первичным бюджетным дефицитом (ВD) и он равен: ВD = G – T (G – все государственные расходы; Т – налоги).

Способы финансирования бюджетного дефицита:

1. повышение налоговых ставок, введение специальных налогов. Он используется крайне редко, так как ведет к снижению деловой активности и в конечном счете к сокращению объема производства

2. долговое финансирование

3. денежное финансирование

Государственный долг — это накопленный за ряд лет бюджетный дефицит.

Внутренний г осударственный долг это сумма задол­женности страны своим юридическим, физи­ческим лицам. В раз­витых странах его определяют как об­щий объем непогашенных государственных ценных бумаг.

Если государственные ценные бумаги продаются субъектам хозяйствования, населению, то такой способ финансирования бюджетного дефицита считается безинфляционным или малоин­фляционным.

Внешний государственный долг — задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. Внешний государственный долгможет появиться по двум основным причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных госу­дарств, международных кредитно-финансовых институтов, частных компаний и путем продажи им государственных ценных бумаг.

 

№24. Эффективность фискальной политики

Эффективность фискальной политики, прежде всего в том, что она способна помочь экономике избежать значительных отклонений от положения равновесия. Стимулирующая политика может быть использована для предотвращения длительного спада, о чем говорит опыт ряда стран с переходной экономикой, Японии, США. Сдерживающая – для упреждения инфляции.

Бюджетно-налоговая политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса.

Ее инструменты являются либо непосредственно его составляющими (государственные закупки), либо оказывают прямое воздействие на элементы совокупного спроса (налоги, трансферты). Это позволяет использовать фискальную политику в целях стабилизации экономического развития.

Выполняя стабилизационную роль фискальная политика, может способствовать решению целого ряда других задач. Например, увеличение социальных трансфертов и снижение нижней ставки подоходного налога.

Чаще бюджетно-налоговую политику рассматривают как инструмент регулирования совокупного спроса, но она влияет и на совокупное предложение.

Главное достоинство недискреционной бюджетно-налоговой политики в том, что встроенные стабилизаторы включаются автоматически, немедленно при малейшем изменении экономической конъюнктуры.

Одна из серьезных проблем реализации фискальной политики – эффект вытеснения. Поскольку рост государственных расходов приводит к увеличению бюджетного дефицита, государству для его финансирования приходится прибегать к дополнительному выпуску ценных бумаг.

Эффект вытеснения — снижение инвестиционных расходов из-за роста ставки процента, обусловленного увеличением государственных расходов.

Этот эффект может возникнуть вследствие двух причин:

1) стимулирующая фискальная политика приводит к росту деловой активности

2) при анализе эффекта вытеснения исходят из предположения о неизменности объема сбережений

№25. Особенности бюджетной политики РБ

В РБ бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления.

Т.к. из республиканского бюджета финансируются расходы на оборону, правоохранительные и судебные органы, республиканские программы, мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и др., то все поступления от общегосударственных налогов зачисляются в общереспубликанский бюджет.

Налогово-бюджетная политика в нашей стране направлена на:

1. обеспечение роста экономики укрепление финансово-кредитной системы;

2. поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы;

3. повышение уровня жизни посредством роста зарплаты, пенсий, пособий и др. выплат населению, укрепления материальной базы учреждений социальной сферы, государственной поддержки строительства жилья;

4. обеспечения гос-ной поддержки приоритетных отраслей реального сектора эк-ки.

Признаком стабильности бюджетно-налоговой системы и результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие значения:

· дефицит бюджета – не более 3% ВВП;

· уровень государственного долга для переходных эк

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...