Применение стационарных досмотровых рентгеновских установок и инспекционно-досмотровых комплексов
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение В статье 107 Таможенного кодекса Таможенного Союза, по этому поводу указывается: «В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств - членов таможенного союза». Технические средства таможенного контроля - комплекс специальных технических средств, применяемых таможенными службами непосредственно в процессе оперативного таможенного контроля всех видов перемещаемых через границу объектов с целью выявления среди них предметов, материалов и веществ, запрещенных к ввозу и вывозу или не соответствующих декларированному содержанию. Все более широкое использование таможенниками современных технических средств при проведении таможенного контроля - это объективная реальность. Объем и разнообразие перемещаемых через границу товаров и транспортных средств настолько велики, а способы сокрытия контрабандных товаров настолько изощренные, что быстрый и эффективный таможенный контроль невозможен без их применения. При проведении досмотровых операций должностные лица таможенных органов применяют как простые технические средства (фонари, комплекты досмотровых зеркал, оптико-механические эндоскопы, досмотровые щупы, портативные металлоискатели, фонари, детекторы драгоценных металлов и камней), так и очень сложные в техническом отношении средства: инспекционно-досмотровые комплексы, досмотровую рентгеновскую технику для просвечивания багажа и грузов. Досмотровая рентгеновская техника применяется при таких формах таможенного контроля, как таможенное наблюдение, таможенный осмотр и таможенный досмотр, она позволяет быстро и достаточно эффективно осуществлять таможенный контроль предметов ручной клади, международных почтовых отправлений, грузов, уложенных на паллеты, труднодоступных мест транспортных средств, а также контейнеров, легкового и грузового транспорта, железнодорожных вагонов, людей. Данная техника имеет генерирующие источники ионизирующего излучения и попадает под действие норм и правил санитарного законодательства Российской Федерации.
Очевидно, что эффективность использования любых технических средств во многом зависит от знаний персонала об их технических возможностях, особенностях применения, в том числе правовых и организационно-методических. Это обуславливает актуальность изучения данного вопроса. Целью работы является изучение основ применения досмотровой рентгеновской техники при таможенном контроле и определение основных направлений ее развития. Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач: - изучение основных принципов применения досмотровых рентгеновских установок и инспекционно-досмотровых комплексов; - изучение основных принципов применения мобильных досмотровых рентгеновских установок и передвижных рентгенотелевизионных установок; - определение основных направлений развития применения ДРТ при таможенном контроле.
Применение стационарных досмотровых рентгеновских установок и инспекционно-досмотровых комплексов
Стационарные досмотровые рентгеновские установки типа «HI-SCAN 145180» (85120, 9075, 5170А и др.), «GILARDONI FEP ME CARGO» (FEP МЕ 975, FEP МЕ 1000), «REHTEX-120 90Z», «RAPISKAN 632XR-W» и другие предназначены для контроля содержимого ручной клади и багажа пассажиров, контроля содержимого среднегабаритных упаковок, контроля содержимого международных почтовых отправлений. С оперативно-технической точки зрения они должны:
- обнаруживать скрытые и запрещенные для свободного перемещения вложения в контролируемых объектах; - не оказывать вредного воздействия на продукты питания, лекарственные препараты, фоточувствительные и иные материалы, находящиеся в объектах контроля; - быть безопасными для обслуживающего персонала и окружения; - иметь высокую производительность контроля; - быть удобными в эксплуатации. Стационарные досмотровые рентгеновские установки являются ГИИИ, устанавливаются в специально оборудованных помещениях и подпадают под действие норм и правил санитарного законодательства Российской Федерации. Действия таможен в связи с эти рассмотрены далее. По способам просвечивания объектов контроля и формирования изображений различают проекционные и сканирующие установки. Сканирующие установки - это установки, в которых последовательно просвечиваются отдельные участки объекта. Итоговое изображение формируется путем «складывания» результатов просвечивания отдельных участков. В установках имеется механизм перемещения объекта вдоль источника рентгеновского излучения в виде ленты, движущейся по транспортеру. Эти установки относятся к рентгеновским установкам для досмотра багажа и товаров 1 типа, с закрытой досмотровой камерой, щелевым пучком излучения и движущимся объектом контроля по тоннелю определенного размера, зависящего от модификации и производителя. Параметры стационарных досмотровых рентгеновских установок (приведенных выше) примерно одинаковы, поэтому рассмотрим их на примере «HI-SCAN 85120», который комплектуется двумя мониторами: питание от однофазной сети 220 В; потребляемая мощность - 1200 ВА; толщина контролируемого груза по эквиваленту стали - 20 мм; пороговое разрешение (медный провод) - 0,15 мм; скорость движения ленты - 0,24 м/с; вес контролируемого груза - до 200 кг; габаритные размеры - 2015х1697х4560 мм; масса установки - 1300 кг; рабочая температура - от -200 до +500 С. Высокое качество формирования теневых изображений контролируемых объектов, простота и удобство управления, высокая радиационная и электробезопасность, надежность в работе, отличная техническая и эксплуатационная документация обеспечили этой аппаратуре признание оперативного состава наших таможен.
Таможенные службы постоянно сталкиваются с попытками провоза запрещенных предметов на теле человека или даже в желудке. Однако процедура личного досмотра физических лиц допускается только в исключительных случаях при наличии веских оснований. Личный досмотр - довольно длительная процедура, которая требует соблюдения определенных правил. Эффективный способ решения этой проблемы - применение специальной досмотровой техники типа SECURE 1000, разработанной фирмой RAPISCAN для упрощения процедур личного досмотра пассажиров. Человек становится перед установкой, и она начинает сканировать узким лучом рентгеновского излучения низкой интенсивности. Специальное устройство принимает отраженный сигнал, который после обработки отображается на выносном мониторе оператора. Разные по плотности участки тела или закрепленные на нем предметы дают разный по интенсивности отраженный поток. Время, затраченное на сканирование составляет не больше 8 с. Мощность излучения - не более 10 микрорентген. Получаемая человеком доза облучения эквивалентна получаемой от естественного фона в течение 5 мин. Аналогичная по назначению установка SecureScan фиксирует не отраженный, а прошедший через человека сигнал. Данная установка безопасна даже для беременных женщин и детей. За пределами рабочей зоны, которая составляет 1,5 м от сканера, уровень рентгеновского излучения не превышает фонового значения и поэтому не представляет никакой опасности для окружающих. Это позволяет размещать сканирующую систему на компактной площадке в местах массового скопления людей, например в аэропортах рядом с досмотровой установкой багажа. Особенностью установка SecureScan является: - формирование узкого (менее 2 мм) рентгеновского пучка с помощью системы коллиматора и фильтров с целью минимального облучения контролируемого человека; - использование в качестве приемника рентгеновского излучения сверхвысокочувствительной линейной матрицы полупроводниковых сцилляционных детекторов, расположенных вертикально;
- организация сканирования человека рентгеновским пучком путем его перемещения на специальной движущейся платформе; - возможность изменения дозы облучения и разрешающей способности в зависимости от решаемой задачи. Подобные установки необходимы в воздушных пропусках и на МАПП, где часто пытаются провезти наркотики на теле или в желудке. Инспекционно-досмотровые комплексы (далее - ИДК) - это досмотровые системы, предназначенные для просвечивания крупногабаритных объектов (контейнеров, цистерн, транспортных средств и др.). В ИДК для создания проникающего излучения используются изотопные источники и линейные ускорители электронов, являющиеся мощными источниками радиации. В связи с этим обстоятельством для обеспечения требования полной радиационной безопасности процесс «просвечивания» в идеале должен осуществляться в специально построенных зданиях - боксах, обеспечивающих абсолютное выполнение санитарных норм. Первые подобные комплексы были созданы германской фирмой «Heimann», они позволяли получать изображение содержимого контейнера при использовании двух вертикально и горизонтально расположенных источников излучения мощность до МэВ с циклом контроля контейнера 1 мин 51 с и одного трейлера - 2 мин 32 с, что соответственно обеспечивает производительность контроля до 30 контейнеров и 23 машин в час. Комплекс представлял собой бетонное здание специфической конфигурации высотой около 14 м, шириной до 20 м и длиной, определяемой видом машины,- 46 м. Потолок и стены здания, особенно в местах расположения источников излучения, приемных детекторов и собственно инспекционного тоннеля, были выполнены из толстого (до 1,5 м толщиной) армированного железобетона, гарантирующего обеспечение полной радиационной безопасности окружения и обслуживающего персонала. Въездные и выездные двери инспекционного тоннеля - железобетонные, открывающиеся путем отката и имеющие специальные конструкционные профильные «замки» для исключения проникновения через места соединения радиационного излучения во время просвечивания объектов. Комплекс обеспечивал следующие основные технические параметры: - скорость движения транспортирующей платформы - 0,4 м/с; - разрешающая способность - металлическая проволока диаметром 1,5 мм; - проникающая способность - 300 мм стали; - инспекционная доза - 25 мР; - электропитание - 380 В, 50 Гц, 60кВА. Современные ИДК более компактны и безопасны. Например комплекс ТС-SCAN китайской компании «Хуалисин» использует естественный источник излучения Со60 размером 4´4 мм. Он обеспечивает мощность излучения в 30-300 кюри. Источник подлежит замене примерно через 5 лет. Автомобиль с проверяемым контейнером въезжает в специальную зону досмотра. Водитель покидает автомобиль, после чего включается система. Источник излучения находится в раме, которая начинает перемещаться по двум параллельным рельсам вдоль автомобиля с контейнером. При этом осуществляется сканирование объекта контроля аналогично тому, как это делается в досмотровых установках конвейерного типа (отличие в том, что перемещается источник излучения, а не багаж). Прошедшее через объект излучение преобразуется в электрические сигналы, которые передаются в помещение, где находятся таможенные инспекторы. После соответствующей обработки сигналы поступают на экран ЭВМ.
В подобном ИДК для досмотра железнодорожных вагонов ТС-SCAN TFG сканирующая система излучения установлена стационарно. При этом вагоны перемещаются сквозь раму, в которой смонтирована система излучения и приема прошедшего через вагон излучения. Скорость перемещения состава через подобную установку до 15 км/ч. Подобны стационарные рентгеновские досмотровые установки все шире применяются в аэропортах, на железнодорожных и автотранспортных переходах, в морских портах для контроля багажа пассажиров, транспортных средств и различных упаковок товаров. Максимальной гибкостью применения для решения оперативных задач среди модификаций инспекционно-досмотровых комплексов обладает его мобильный вариант (МИДК). Зачастую стационарная установка инспекционно-досмотровых систем нецелесообразна. Именно поэтому использование мобильных рентгенотелевизионных досмотровых систем является идеальным решением. Время развертывания такой системы из походного состояния в рабочее составляет от пятнадцати минут до одного часа. С точки зрения энергетики излучения среди МИДК существует разделение на низкоэнергетические, среднеэнергетические и высокоэнергетические [5]. Началом внедрения МИДК в России можно считать эксплуатацию в интересах МВД России мобильной низкоэнергетической инспекционно-досмотровой установки «SilhouetteScan Mobile 300» (энергия излучения 300 кэВ), поставленной и введенной в эксплуатацию в 2001 г. ЗАО «Техно-С.Петербург». Преимуществом данных систем являются повышенная производительность и возможность обслуживания одним сотрудником, однако они имеют невысокое значение глубины проникновения излучения в объект - по стали не более 50 мм. Для решения оперативной задачи досмотра полностью загруженных контейнеров и транспортных средств предназначены среднеэнергетические и высокоэнергетические МИДК. Модели данного типа предлагаются ведущими производителями рентгеновских систем. В 2002 г. была проведена опытная эксплуатация инспекционно-досмотрового комплекса НСV-Моbilе с энергией линейного ускорителя 2,5 МэВ на многостороннем автомобильном пункте пропуска «Брусничное» Северо-Западного таможенного управления. В декабре 2007 г. два МИДК HCV-Mobile на базе автотранспортного средства марки «MERCEDES BENZ» типа ACTROS 2532 ELV поступили в Белгородскую таможню. После строительства площадок для их эксплуатации, обучения персонала, получения санитарно-эпидемиологических заключений и переоформления лицензии на деятельность, связанную с эксплуатацией генерирующих источников ионизирующего излучения с 1 марта 2008 года началась их эксплуатация. Результат применения МИДК - огромное количество уголовных и административных дел, заведенных на нарушителей Российского законодательства. Наиболее ярким примером из выявленных правонарушений стало обнаружение в 2009 году 100 кг героина, спрятанного в заваренных металлом нишах грузовика из Турции. Был перекрыт серьезный канал поступления наркотиков в нашу страну. С точки зрения эксплуатационных и технических параметров - это совершенно новая, усовершенствованная модель рентгенотелевизионной мобильной установки «НСV-Моbilе», выпущенная концерном «Smiths Heimann Gmbh», которая способна, по данным производителя, пропускать за час до 25-30 грузовиков. «НСV-Моbilе», смонтированный на базе шасси автомобиля Меrсеdеs, позволяет быстро перемещать комплекс для целей таможенного контроля. В работе системы, помимо общеизвестных транспортных средств, используются высококачественные компоненты (генератор, оборудование кондиционирования воздуха и т. д.) и оборудование, оптимально обеспечивающее множество дополнительных принадлежностей. Электроника имеет собственную систему обогрева, которая поддерживает оптимальную температуру и работает в условиях российской зимы. Комплекс полностью автономен - не требует внешней инфраструктуры, работая от установленного на нем дизель-генератора, но позволяет провести подключение и к стационарным 3-х фазным системам электроснабжения. Проверка происходит на месте без вскрытия печатей, с помощью рентгеновского просвечивания досматриваются (независимо от плотности его укладки) полностью груженые автомобили и контейнеры для выявления возможных контрабандных вложений, оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств и т. д. А новая конструкция манипулятора придает системе большую гибкость в использовании: для проведения работ не требуется значительного пространства, система готова к использованию по назначению на любой территории, имеющей ровную площадку 30 х 50 м с поперечным уклоном не более 3%. Уникальность комплекса в его технических характеристиках. Машина весит 23 т, что в полтора раза легче предыдущей установки. Все системы (однокорпусный дизайн и сканер, смонтированный на автомобиле) работают на пневматике и электричестве, а не на различных видах масел, что позволяет существенно сократить время развертывания (менее 15 мин.), увеличить скорость движения до 85 км/ч и маневренность. Мощность линейного ускорителя, равная 3,8 МэВ (ширина рентгеновского пучка 2 мм), позволяет рассмотреть в самом центре полностью загруженного транспортного средства замаскированный опасный груз. Система обладает проникающей способностью по стали до 270 мм. Максимальный размер проверяемого объекта: - ширина - до 2,8 м; - высота - до 4,5 м; - длина (для грузовых автомобилей) - от 18 до 27 м в соответствии с требованиями по зоне безопасности. Особое значение имеет система радиологической безопасности, которая: - гарантирует постоянную защиту операторов, водителей и пассажиров внутри и вокруг системы НСV-Моbilе; - обеспечивает включение/выключение устройств рентгеновского излучения; - дает световую и звуковую индикацию наличия рентгеновского излучения; - обеспечивает соответствие дозы радиации за пределами зоны ограниченного доступа требованиям для общественной зоны. Транспортное средство снабжено всеми предупредительными сиренами, такими как мигающие лампы, сигнализация обратного хода и т. д. Для анализа полученного изображения используются современные компьютеры и программное обеспечение. Практическое применение компьютерной системы требует мало времени и малого числа операций. Простой в эксплуатации интерфейс пользователя обеспечивает проведение анализа изображения и проверку сопровождающих документов. Оператор комплекса с помощью заранее введенных настроек яркости и контрастности, адаптированных к областям с разной поглощающей способностью, видит на экране монитора груз, находящийся внутри объекта, и может сделать вывод о его физической природе, например, металлический ли это предмет или изготовленный из пластмассы. Также оператор имеет возможность масштабирования объекта путем увеличения области изображения. Таким образом, использование такого комплекса позволяет эффективно применять форму дистанционного неразрушающего контроля грузов, что означает контроль без вскрытия упаковки товара.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|