Особенности культуры на рубеже веков
Стр 1 из 3Следующая ⇒ «Серебряный век» русской культуры оказался на рубеже веков. «Век» продолжался недолго — около двадцати лет, но он дал миру замечательных философов, продемонстрировал мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, возникли новые направления в живописи, музыке, театральном искусстве. «Серебряный век» - период формирования русского авангарда. Никогда не было в русском искусстве столько направлений, группировок, объединений, ассоциаций, как в начале XX века. У каждого из них были свои творческие теоретические программы, почти все они отрицали достижения предыдущих поколений, враждовали друг с другом и пытались предсказать будущее, которое было для них самих неясным и туманным, поэтому почти всегда трагический оттенок в творчестве многих художников и поэтов. Выражение и название "серебряныйвек" является поэтическим и метафорическим, не строгим и не определенным. Его придумали сами представители серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...". Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман "Серебряный голубь". Редактор журнала "Аполлон" С. Маковский использовал его для обозначения всего времени начала XX века. В самом названии имеется некое противостояние предшествующему, золотому веку, когда русская культура переживала бурный расцвет. Она излучала яркий, солнечный свет, освещая им весь мир, поражая его своей силой, блеском и великолепием. Искусство тогда активно вторгалось в общественную жизнь иполитику. Оно в полной мере соответствовало известной формуле Е. Евтушенко: "поэт в России - больше, чем поэт". Напротив, искусство серебряного века стремится быть только искусством. Излучаемый им свет предстает лунным, отраженным, сумеречным, таинственным, магическим и мистическим.
В 90-е годы в литературе восприятие мира становится более свободным. Личность художника становиться более раскрепощенной, ощущение замкнутости мира начинает ослабевать. Однако реальной действительности противопоставлены несколько вариантов. Одни утверждают, что изображение жизни в произведениях искусства должно быть «не такой, как она есть, и не такой, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах». Другой подход—изображение действительности и попытка «сконструировать жизнь», сделать ее такой «какой она должна быть». Период «переходных» культур всегда драматичен и противоречив. Всегда сложны и непримиримы отношения между традиционной классикой прошлого — знакомой, привычной, понятной, хотя уже не особо интересной, и формирующейся культурой будущего, культурой нового типа, такой новой, что ее проявления непонятны, она пугает, вызывают негативную реакцию. Это понятно: в сознании общества смена культур происходит достаточно болезненно. Изменение ценностных ориентиров, идеалов и норм духовной культуры вызывает недовольство у представителей старшего поколения. Старые ценности выполнили свою функцию, а новых ценностей еще не создали, они только складываются, они только зарождаются и историческая культурная сцена остается пустой. В России сложность состояла в том, что общественное сознание складывалось в условиях, когда Россия переходила к новым формам экономических отношений. Теряются традиционные общинные связи, происходит маргинализация, которая захватывает все большее количество людей. Российская интеллигенция оказалась беспомощной перед новыми требованиями политического развития: развивалась многопартийность, и реальность значительно опережала теоретическое осмысление принципов новой политической культуры. Русская культура в целом начинает терять один из основополагающих принципов своего существования — «соборность» — ощущение единства человека с другим человеком и социальной группой, развивается ощущение «внеземного» существования человека. Характерной чертой новой культуры является космологизм — элемент и новой картины мира, и нового ее осмысления. Космологичность русской культуры формируется как неотъемлемая необходимость нового времени, как выражение настроения. В философии этого периода космологизм обосновывается теоретически — он присущ Вл. Соловьеву, В. Розанову, Н. Лосскому. Космическая направленность ощущается в русской поэзии (В. Брюсов, А. Белый, А. Блок), в русской живописи (М. Врубель) и русской музыки (А. Скрябин).
Пессимистические настроения возникают в переходные периоды, крепнет чувство наступления конца мира. Последние десятилетия XIX века в России – это глубокое разочарование в путях истории, неверие в существование плодотворных исторических целей, ожидаемый конец мира связан с предчувствием конца русской империи, русской государственности, которые считались священными. Новый тип культуры формируется на основе критицизма:духовная культура строится на фундаменте переосмысленного опыта и новых идей. Невозможно за два десятилетия решить вопросы, волновавшие веками русскую интеллигенцию, полностью использовав преимущества и недочеты культуры предшествующего периода. Главным в формировании нового типа культуры выступает вера,а не разум, поэтому в России ищут не просто новые ценности и новые идеалы, ищут ценности «вечные» — «абсолютное добро», «вечную и нетленную красоту». Критицизм, основой которого является вера, вызвал к жизни неоднозначное отношение и к культуре, и к цивилизации. К концу XIX века в России возникает вопрос о цене культуры и даже, как замечает Бердяев, «о грехе культуры». С позитивной стороны пытается осветить взаимосвязь культуры и цивилизации Петр Лавров в неоконченных «Исторических письмах», который считает, что цивилизация дает «условную ложь» человеческого существования, а идеалом его является «неприкрашенная правда». Разоблачение «возвышенной лжи» привело к выводу о том, что «в природе больше истины и правды, больше божественного, чем в культуре».
Силуэт Серебряного века Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру. Отношение к Западу для русского общества всегда было показателем ориентиров в его поступательном историческом движении. На протяжении столетий Запад представлялся не как определенное политическое, а тем более географическое пространство, а, скорее, как система ценностей — религиозных, научных, этических, эстетических, которые можно либо принять, либо отвергнуть. Возможность выбора рождала в истории России сложные коллизии (вспомним хотя бы противостояние "никонианцев" и старообрядцев в XVII в.). Антиномии "свое" — "чужое", "Россия" — "Запад" особенно остро сказывались в переходные эпохи. Конец XIX — начало XX в. был именно такой эпохой, и проблема "русской европейскости" приобрела в это время особый смысл, образно выраженный в известных строках А. А. Блока: Мы любим все — и жар холодных чисел, И дар божественных видений, Нам внятно все—и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений... Идеалы "русской европейскости", ориентирующие развитие русского общества по пути европейских культур, получают достойное воплощение в просвещении, науке, искусстве. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно-технического прогресса — телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Многие русские ученые вели научную и педагогическую работу за рубежом. Самое же важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях.
Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный подъем гуманитарных наук. "Второе дыхание" обрела история, в которой заблистали имена В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Н.А.Рожкова и др. Подлинных вершин достигает философская мысль, что дало основание великому философу Н.А. Бердяеву назвать эпоху "религиозно-культурным ренессансом". Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящих гуманитариев — Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Д.С. Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Ум, образованность, романтическая страстность были спутниками их трудов. В 1909 г. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие философы выпустили сборник "Вехи", где призвали интеллигенцию к покаянию и отречению от разрушительных и кровожадных революционных планов. Русский "ренессанс" отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Как считал К.Д. Бальмонт, люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося, развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предшествуя новому, они сами, выросшие на старом, не в силах видеть это новое воочию, — вот почему в их настроениях рядом с самыми восторженными вспышками так много больной тоски. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на "больные вопросы" российской действительности, пытаясь соединить несоединимое — материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику. Конец XIX — начало XX столетия сегодня часто называют "серебряным веком". Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих "золотых" эпох. Поэты, зодчие, музыканты, художники той поры были творцами искусства, поражающего напряженностью предчувствий надвигающихся социальных катаклизмов. Они жили ощущением неудовлетворенности "обыденной серостью" и жаждали открытий новых миров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|