Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности культуры на рубеже веков




«Серебряный век» русской культуры оказался на рубеже веков. «Век» продолжался не­долго — около двадцати лет, но он дал миру замечательных философов, продемонстрировал мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, возникли новые направления в живописи, музыке, театральном искусстве. «Серебряный век» - период формирования русского авангарда. Никогда не было в русском искусстве столько на­правлений, группировок, объединений, ассоциаций, как в начале XX века. У каждого из них были свои творческие теоретические программы, почти все они отрицали достижения предыдущих поколений, враждовали друг с другом и пыта­лись предсказать будущее, которое было для них самих неясным и туманным, поэтому почти всегда трагический оттенок в творчестве многих художников и поэтов. Выражение и название "серебряныйвек" является поэтиче­ским и метафорическим, не строгим и не определенным. Его придумали сами представители серебряного века. У А. Ахмато­вой оно присутствует в известных строчках: "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...". Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман "Серебряный голубь". Редактор журнала "Аполлон" С. Маковский исполь­зовал его для обозначения всего времени начала XX века.

В самом названии имеется некое противостояние предше­ствующему, золотому веку, когда русская культура переживала бурный расцвет. Она излучала яркий, солнечный свет, осве­щая им весь мир, поражая его своей силой, блеском и велико­лепием. Искусство тогда активно вторгалось в общественную жизнь иполитику. Оно в полной мере соответствовало из­вестной формуле Е. Евтушенко: "поэт в России - больше, чем поэт". Напротив, искусство серебряного века стремится быть только искусством. Излучаемый им свет предстает лунным, отраженным, сумеречным, таинственным, магическим и мис­тическим.

В 90-е годы в литературе восприятие мира становится более свободным. Личность художника становиться более раскрепощенной, ощущение замкнутости мира начинает ослабевать. Однако реальной действительности противопоставлены несколько вариантов. Одни утверждают, что изображение жизни в произведениях искусства должно быть «не та­кой, как она есть, и не такой, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах». Другой подход—изображение действи­тельности и попытка «сконструировать жизнь», сделать ее та­кой «какой она должна быть».

Период «переходных» культур всегда драматичен и противоречив. Всегда сложны и непримиримы отношения между традиционной клас­сикой прошлого — знакомой, привычной, понятной, хотя уже не особо интересной, и формирующейся культурой будущего, культурой нового типа, такой новой, что ее проявления непонятны, она пугает, вызывают негативную реакцию. Это понятно: в сознании об­щества смена культур происходит достаточно болезненно. Изменение ценност­ных ориентиров, идеалов и норм духовной культуры вызывает недовольство у представителей старшего поколения. Старые цен­ности выполнили свою функцию, а новых ценно­стей еще не создали, они только складываются, они только зарождаются и историческая культурная сцена оста­ется пустой.

В России сложность состояла в том, что общественное созна­ние складывалось в условиях, когда Россия переходила к новым формам эко­номических отношений. Теряются традиционные общинные связи, происходит маргинализация, которая захватывает все большее коли­чество людей. Российская интеллигенция оказалась беспо­мощной перед новыми требованиями политического развития: развивалась многопартийность, и реальность значительно опережала теоретическое осмысление принципов но­вой политической культуры. Русская культура в целом начинает терять один из основополагающих принципов своего существования — «собор­ность» — ощущение единства человека с другим челове­ком и социальной группой, развивается ощущение «внеземного» существо­вания человека. Характерной чертой новой культуры является космологизм — элемент и новой картины мира, и нового ее осмысления. Космологичность русской культуры формиру­ется как неотъемлемая необходимость нового времени, как выражение настроения. В философии этого периода космологизм обосновывается теоретически — он присущ Вл. Соловьеву, В. Розанову, Н. Лосскому. Космическая направленность ощущается в русской поэзии (В. Брюсов, А. Белый, А. Блок), в русской живописи (М. Врубель) и русской музыки (А. Скрябин).

Пессимисти­ческие настроения возникают в переходные периоды, крепнет чувство наступления конца мира. По­следние десятилетия XIX века в России – это глубо­кое разочарование в путях истории, неверие в существование плодотворных исторических целей, ожи­даемый конец мира связан с предчувствием конца русской импе­рии, русской государственности, которые считались священными. Новый тип культуры формируется на основе критицизма:духовная культура строится на фундаменте переосмысленного опыта и новых идей. Невозможно за два десятиле­тия решить вопросы, волновав­шие веками русскую интеллигенцию, полностью использовав преимущества и недочеты культуры предшествующего периода. Главным в формировании нового типа культуры выступает вера,а не разум, поэтому в России ищут не просто но­вые ценности и новые идеалы, ищут ценности «вечные» — «абсо­лютное добро», «вечную и нетленную красоту».

Критицизм, основой которого является вера, вызвал к жизни неоднозначное отношение и к культуре, и к цивилизации. К концу XIX века в России возникает вопрос о цене культуры и даже, как замечает Бер­дяев, «о грехе культуры». С позитивной стороны пытается осве­тить взаимосвязь культуры и цивилизации Петр Лавров в неокон­ченных «Исторических письмах», который считает, что цивилизация дает «условную ложь» человеческого существования, а идеалом его является «не­прикрашенная правда». Разоблачение «возвышенной лжи» привело к выводу о том, что «в природе больше ис­тины и правды, больше божественного, чем в культуре».

Силуэт Серебряного века

Конец XIX — начало XX в. представляет собой перелом­ную эпоху не только в социально-политической, но и ду­ховной жизни России. Великие потрясения, которые пере­жила страна за сравнительно небольшой исторический пе­риод, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.

Отношение к Западу для русского общества всегда было показателем ориентиров в его поступательном историческом движении. На протяжении столетий Запад представлялся не как определенное политическое, а тем более географическое пространство, а, скорее, как система ценностей — религиоз­ных, научных, этических, эстетических, которые можно либо принять, либо отвергнуть. Возможность выбора рожда­ла в истории России сложные коллизии (вспомним хотя бы противостояние "никонианцев" и старообрядцев в XVII в.). Антиномии "свое" — "чужое", "Россия" — "Запад" особенно остро сказывались в переходные эпохи. Конец XIX — нача­ло XX в. был именно такой эпохой, и проблема "русской европейскости" приобрела в это время особый смысл, об­разно выраженный в известных строках А. А. Блока:

Мы любим все — и жар холодных чисел,

И дар божественных видений,

Нам внятно все—и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений...

Идеалы "русской европейскости", ориентирующие раз­витие русского общества по пути европейских культур, по­лучают достойное воплощение в просвещении, науке, ис­кусстве. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возрос­ли ее связи с другими странами. Это отразилось на широ­ком применении новейших достижений научно-техническо­го прогресса — телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Многие русские ученые вели научную и пе­дагогическую работу за рубежом. Самое же важное заклю­чается в том, что Россия обогатила мировую культуру дости­жениями в самых разнообразных областях.

Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный подъем гуманитарных наук. "Второе дыхание" об­рела история, в которой заблистали имена В.О. Ключевско­го, С.Ф. Платонова, Н.А.Рожкова и др. Подлинных вер­шин достигает философская мысль, что дало основание ве­ликому философу Н.А. Бердяеву назвать эпоху "религиозно-культурным ренессансом".

Русский культурный Ренессанс создавался целым созвез­дием блестящих гуманитариев — Н.А. Бердяевым, С.Н. Бул­гаковым, Д.С. Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Иль­иным, П.А. Флоренским и др. Ум, образованность, роман­тическая страстность были спутниками их трудов. В 1909 г. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие филосо­фы выпустили сборник "Вехи", где призвали интеллиген­цию к покаянию и отречению от разрушительных и крово­жадных революционных планов.

Русский "ренессанс" отразил мироощущение людей, жив­ших и творивших на грани веков. Как считал К.Д. Бальмонт, люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народив­шегося, развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предше­ствуя новому, они сами, выросшие на старом, не в силах видеть это новое воочию, — вот почему в их настроениях ря­дом с самыми восторженными вспышками так много боль­ной тоски. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на "больные вопросы" россий­ской действительности, пытаясь соединить несоединимое — материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.

Конец XIX — начало XX столетия сегодня часто называ­ют "серебряным веком". Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествую­щих "золотых" эпох. Поэты, зодчие, музыканты, худож­ники той поры были творцами искусства, поражающего на­пряженностью предчувствий надвигающихся социальных катаклизмов. Они жили ощущением неудовлетворенности "обыденной серостью" и жаждали открытий новых миров.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...