Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическое, политическое и культурное влияние хуацяо на процессы, происходящие в КНР




Китайцы, проживающие за рубежом, не стремятся к быстрой и полной ассимиляции, предпочитая ей компактное расселение, т.е сообществами, сохранение многих национальные традиций и черт, в том числе и языка.

Большинство эмигрантов никогда не забывали о своей этнической родине, всегда желали ей счастья и процветания. И не только желали, но и многое делали.

Как говорил Дэн Сяопин «Китай имел немного возможностей для бурного развития, но отличался от других стран мира наличием десятков миллионов патриотических соотечественников»

Среди основных направлений деятельности хуоцяо можно выделить следующие:

· создание условий для установления и поддержания дружественных связей со странами и международными организациями;

· стимуляция экономического развития Китая через инвестиции, внедрение передовой техники, передачу управленческого опыта и знаний;

· ускорение продвижения китайских товаров на международные рынки.

Хуацяо обладает преимуществами глобальной коммерческой сети. По данным экономического ежегодника зарубежных китайцев, в 2012 г. сбытовой доход диаспоры достиг 410 млрд дол., особенно в ЮВА, Европе, США и Австралии, где коммерческая сеть хуоцяо наиболее развита.

У зарубежной диаспоры китайцев имеется немало ценных качеств. Бывший председатель ВК НПКСК Ли Жуйхуань так обозначил основные качества хуацяо: способность напряженно работать с надеждой на отдаленные результаты; соблюдение законов и обычаев страны проживания; сплоченность и взаимная поддержка земляков; память о своих корнях; содействие процветанию Китая. Многие качества хуацяо как наемных работников, так и индивидуальных предпринимателей прекрасно подходят для работы за рубежом.

Экономические связи хуацяо с Китаем можно проследить с начала прошлого века. Ряд обстоятельств обусловили объективную заинтересованность хуацяо в глубокой модернизации цинского Китая. К числу таковых относятся:

неспособность императорского двора следовать очевидным для хуацяо трендам мирового развития;

несоответствие социального положения хуацяо их экономическим возможностям как на этнической родине, так и в странах проживания;

надежды хуацяо на новый могучий Китай, как защитника своей собственности и человеческого достоинства;

увеличение доли реформаторов и революционеров в рядах хуацяо за счет вынужденной эмиграции.

Хуацяо приветствовали Синхайскую революцию и поддержали ее не только своим личным участием, но и материально.

После начала экономических реформ и политики открытости экономические связи с хуацяо и зарубежной диаспорой китайцев перешли на качественно новый уровень, особенно в сфере привлечения капиталов. Первое предприятие с иностранным капиталом было создано в 1980 г. Привлечение капиталов в Китай проходило в два этапа.

Первый этап, длительностью около десяти лет, проходил на фоне тяжелого идейного бремени дореформенного периода в условиях острых дискуссий на тему выбора источников инвестиций по идеологическим соображениям. На этом этапе привлекались капиталы хуацяо и соотечественников из Гонконга, Макао и Тайваня. Причем инвестиции были сконцентрированы в регионах исторического исхода хуацяо – Чжецзян, Фуцзян и Гуандун. По этой причине уровень экономического развития юго-восточных областей, особенно Гуандуна, быстро превысил средний по стране.

На втором этапе основным инвестиционным субъектом становятся транснациональные корпорации. В этот период на основе углубления реформы, ускорения темпов экономического развития, совершенствования инфраструктуры и законодательства удалось создать конкурентную среду для инвесторов, в результате чего появилась возможность корректировать региональную и отраслевую структуру инвестиций. Экономические связи, созданные на основе фактора «единой крови», перерастают во взаимовыгодный симбиоз, в котором экономические интересы играют ведущую роль.

До азиатского финансового кризиса объемы инвестиций хуацяо и зарубежной диаспоры китайцев быстро нарастали. По статистическим данным за период с 1979 по 1994 гг. объем инвестиций хуацяо составил 4,8 млрд дол. США, а доля от общей суммы привлеченного иностранного капитала – 5,04 %. С 1995 по 1999 гг. капиталы хуацяо и зарубежной диаспоры китайцев из Юго-Восточной Азии увеличились с 2,62 до 3,29 млрд дол. США. В этот период (до азиатского кризиса) структура инвестиций имела следующие особенности:

1) инвестиционными субъектами в основном выступали традиционные комплексные корпорации. В 90 гг. капиталовложения крупных холдингов Юго-Восточной Азии в экономику КНР составили 60 % от суммы всех инвестиций в данном регионе;

2) Гонконг стал важным источником капиталов для материковой части Китая. Число предприятий хуацяо и зарубежной диаспоры китайцев в Гонконге резко возросло. Также оживился фондовый рынок, что предоставило китайскому государству дополнительные инструменты влияния на инвестиционные потоки;

3) инвестиции были сосредоточены преимущественно в традиционных для хуацяо сферах: финансы, недвижимость, перерабатывающая промышленность, объекты инфраструктуры. По расчетам профессора Го Лян из Сямэньского университета 70 % всех инвестиций корпораций Юго-Восточной Азии в Китай связаны с приобретением недвижимости;

4) капиталы концентрировались в привычных (родных) для хуацяо местах. Например, капиталы из Таиланда размещены в провинциях Гуандун и Хайнань, а инвестиции из Филиппин, Малайзии и Сингапура – в провинции Фуцзян.

После азиатского кризиса в ситуации с инвестированием в Китай оформились новые тенденции:

во-первых, практика показала, что во время финансового кризиса предприятия с высокой степенью интернационализации, особенно расположенные на материковой части Китая, в Европе или США, имеющие при этом соответствующий опыт работы, понесли ограниченный ущерб. Поэтому пристальное внимание стало уделяться интернационализации хозяйственной деятельности. В настоящее время Хуацяо и зарубежная диаспора китайцев увеличили темпы вложения капиталов в Китай, где в условиях экономической стабильности и относительно низкой себестоимости рабочей силы можно получать гарантированную прибыль. Китай превратился в «мировую фабрику». Спрос на инвестиции настолько велик, что государство даже проводит политику сдерживания темпов роста некоторых отраслей;

во-вторых, такие сферы приложения капиталов, как жилищное строительство и здравоохранение становятся привлекательными для инвесторов;

в-третьих, внутренние районы Китая попадают в сферу экономических интересов хуацяо. Например, инвестиции Сингапура в Северо-Восточный регион уже превысили его капиталовложения в Гуандун и Фуцзян;

в-четвертых, инвестиционная стратегия хуацяо перешла от модели создания совместного предприятия к прямой купле–продаже бизнеса с последующим размещением ценных бумаг на фондовом рынке.

Говоря об экономической поддержке хуацяо КНР необходимо упомянуть так называемую в англосаксонской традиции Bamboo Network.

Bamboo Network - это сеть компаний в Юго-Восточной Азии, которыми владеют хуацяо. Около 50 млн китайцев проживает за рубежом, и их общую производительность оценивают в 600 млрд долл США. Сеть связывает китайскую диаспору в странах Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Таиланд, Вьетнам, Филиппины, Сингапур) с Великим Китаем (Континентальный Китай включая Гонконг и Макао; Тайвань). Компании китайцев, живущих за рубежом, играют огромную роль в частном секторе экономики ЮВА. Это, как правило, семейный бизнес с централизованной системой управления. Компании обычно среднего размера, в отличие от конгломератов, характерных для Японии. Бизнес передается из поколения в поколение. Формализму предпочитают семейные узы.

История “Bamboo Network” начинается в 16 веке, когда китайские мигранты приехали в Индонезию, Таиланд и другие страны ЮВА. На развитие «BN” большое влияние оказало конфуцианство, которая поощряет уважение родителей и прагматизм. Как правило, все начинали с малого, тяжело трудились, постепенно зарабатывая капитал. После кризиса 1997 г. было введено новое законодательство по контролю за торговлей, и влияние “BN” ослабло. Впоследствии, деловые отношения строились на контрактной основе, одного доверия между семьями стало недостаточно.

Реформы, начатые Дэн Сяопинем еще в 1980-х, позволили китайским бизнесменам за рубежом установить связи с компаниями Континентального Китая. “BN” вкладывает значительные стредства в экономику Китая.

В дальнейшем, в зависимости от пути, по которому пойдет Китай, есть два направления развития «BN»: если Китай пойдет по капиталистическому пути и уменьшит контроль за своими гражданами, «BN» наладит с ним еще более тесные связи и продолжит вкладывать средства на Восток; если Китай пойдет по коммунистическому пути, «BN», скорее всего, предпочтет вкладываться в Запад, что более выгодно.

На региональном уровне картина с привлечением капиталов хуацяо в КНР выглядит следующим образом:

● провинция Гуандун является основной территорией исхода хуацяо и проживания их родственников: 30 млн хуацяо и 20 млн родственников. Правительству Гуандуна удалось в полной мере использовать данное преимущество при решении экономических проблем провинции. К настоящему времени привлечено более 177 млрд дол. США прямых иностранных инвестиций в целом, из них 120 млрд – это капиталы хуацяо, зарубежной диаспоры китайцев и соотечественников из Гонконга, Макао, Тайваня. По состоянию на конец 2004 г. в провинции зарегистрировано более 3300 крупных (то есть с капиталом более 5 млн дол.) предприятий хуацяо. Средний размер вложений в предприятие хуацяо составляет 2,63 млн дол. Кроме того, благотворительность стала нормой поведения китайских эмигрантов на родине предков: с начала проведения экономической реформы и политики открытости объем пожертвований достиг 40 млрд китайских юаней, что составляет 70 % аналогичного показателя для всей страны. На пожертвования хуацяо построены школы, больницы, детские сады, дома престарелых, дороги и т. д. – всего более 30 тысяч объектов социальной сферы;

● провинция Фуцзян – еще одна малая родина хуацяо. Формирование экспортно-ориентированной экономики, реконструкция промышленности, оптимизация использования ресурсов, внедрение новых технологий и передача управленческого опыта, создание рабочих мест – вот основные результаты экономической деятельности хуацяо. В начале нового века количество предприятий с капиталами хуацяо составило более 20 тысяч, а объем инвестиций превысил 30 млрд дол. – более 50 % иностранного капитала;

● в провинции Чжецзян доля предприятий с капиталами хуацяо достигает 60 % от всех иностранных компаний, их количество приблизилось к 20 тысячам, а общий объем более 90 млрд дол.;

● в 2010 г. темпы прироста привлечения капиталов зарубежной диаспоры на Запад и Северо-Восток страны впервые превысили аналогичный показатель для КНР в целом. В провинции Хэйлунцзян приблизительно 60 % зарубежного капитала принадлежат Хуацяо. Для провинции Сычуань инвестиции хуацяо, зарубежной диаспоры китайцев и соотечественников в последнее время стали основным источником развития. По данным провинциального правительства, суммарные портфельные инвестиции хуацяо достигли 2,4 млрд дол., из которых более 800 млн уже освоены. На сегодняшний день в городе Чэнду (административный центр провинции) существует более 2,2 тысяч предприятий с капиталами хуацяо, что составляет 62 % всех предприятий с иностранным капиталом. При этом предприятия с новыми и высокими технологиями играют ведущую роль.

Говоря о хуо цяо, необходимо упомянуть, что это мощное оружие «мягкой силы» КНР. Ведь oversesas Chinese занимаются не только денежными вливаниями в историческую родину, но и способствуют популяризации в мире китайского языка и китайской культуры.

2003 году в своей работе «Мягкая сила. Как добиться успеха в мировой политике» Дж. Най выделил три пути осуществления власти: принуждение, подкуп и привлекательность. Два первых подпадают под понятие жесткой силы, тогда как привлекательность (притягательность культуры, ценностей и легитимность политики государства) – способ осуществления мягкой силы.

В современном мире «мягкий» компонент набирает все большую значимость и страны начинают уделять его развитию все больше внимания, времени и средств!

КНР в какой-то степени повезло, особенности менталитета граждан, упрощают этот процесс в разы.

Так ареал распространения китайского языка неуклонно расширяется. В Европе, США и развивающихся странах Африки в последнее время изучение китайского языка стало модным, а зачастую необходимым для ведения бизнеса. В США более 100 тысяч учащихся овладевают китайским языком. В 500 школах Великобритании открыты соответствующие курсы.

Образ китайца рассматривается в положительном свете, культура вызывает живой интерес, а поколения хуацяо, родившиеся за пределами Китая, только разжигают интерес к китайской культуре. Сами хуацяо с юмором преподносят некоторые культурные различия и способы их преодоления.

Все чаще со стороны видных политологов, представителей политического истэблишмента разных стран можно услышать о наличии в ряде государств мира влиятельного китайского лобби. Как такого документального подтверждения данным слухом и утверждениям нет, но ряд фактов говорит сам за себя.

Львиная доля усилий китайского лобби направлена на укрепление экономических связей со странами их функционирования (самым мощным и эффективным считается лобби в США), а также на сохранение культурно-этнической самобытности китайских общин. Хотя бытует мнение, что китайцы – малоискушенные игроки на рынке масс-медиа, что резко ограничивает их потенциал в плоскости политических закулисных игр, многие эксперты не согласны с данным утверждением, считая, что китайская община контролирует некоторые СМИ на Западе не в прямую, а опосредственно. Так, «китайское лобби» в США добилось сохранения за Китаем статуса страны наибольшего экономического благоприятствования и нейтрализовало попытки применить поправку Джексона — Вэника. А в Казахстане, по мнению некоторых политологов, на «китайское лобби» работают почти все СМИ и социальные исследовательские институты.

Когда Китай встал на путь реформ, его главными партнерами и инвесторами стали именно хуацяо. Они вложили в страну своих предков больше капиталов, чем США, Западная Европа и Япония вместе взятые.

До конца 2012 г. в Китае создано 550 тысяч иностранных предприятий, объем реально использованного иностранного капитала достиг 670 млрд дол. Предприятия с капиталами хуацяо, зарубежной диаспоры китайцев и соотечественников из Гонконга, Макао и Тайваня составляют 70 % от общего числа, а объем их инвестиций – 60 % от реально использованного иностранного капитала. А теперь Китай выходит на международные рынки, и роль хуацяо и китайской диаспоры в развитии китайской экономики не будет уменьшаться. Используя накопленные преимущества в финансовой сфере и близость к родине по менталитету и культуре, хуацяо смогут получать двойные выгоды и для родины, и для своего бизнеса.

Колоссальный потенциал китайской диаспоры далеко не исчерпан: составляя по численности несколько процентов населения «материка», она контролирует объем товаров и услуг, эквивалентный по стоимости половине ВВП Китая, а их ликвидность (наличные, золото, акции) оценивается в 2,5 трлн дол. США. По меньшей мере 12 китайских семейств владеют состояниями свыше 5 млрд дол., а 16 из 200 самых богатых людей мира – представители китайской диаспоры в ЮВА.

По мнению профессора Сингапурского университета Денни Роя, наличие за рубежом китайских общин обеспечивает Китаю долговременные преимущества в конкуренции за создание экономической империи в Азии.

Преимущества и выгоды, которые дает растущая зарубежная диаспора китайцев все в большей степени несет в себе признаки сетевых благ, то есть таких благ, для которых в первую очередь характерна зависимость ценности самой сети от числа акторов.

 

 

Литература

 

1. Кириллова Е.С. Инвестиционная политика КНР в отношении китайских эмигрантов «хуацяо» после начала внешней открытости. [Электронный ресурс] / II Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», 2010. - Режим доступа: http://rae.ru/forum2010/pdf/article374.pdf. - Дата доступа: 09.03.2014.

2. Ларин А. Г. Китайская диаспора и "китайская угроза". / А.Г. Ларин. Китай и зарубежные китайцы. Экспресс-информация №2 (147), М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2008, с. 52-59 [Электронный ресурс] - Демоскоп Weekly. - Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2008/0347/analit03.php. - Дата доступа: 09.03.2014.

3. As China's power grows, the diaspora starts to flex its worldwide muscle. [Electronic Resource] – The Guardian, 2008. - Mode of access: http://www.theguardian.com/commentisfree/2008/jun/11/china.comment. - Date of access: 11.03.2014.

4. Chinese diaspora: United States. [Electronic Resource] – BBC, 2005. - Mode of access: http://news.bbc.co.uk/2/hi/asia-pacific/4308955.stm. - Date of access: 11.03.2014.

5. Dewar S. Australia and China and the United States. Responding to changing great power dynamics. Scott Dewar. / Australian Centre on China in the World. Anu College of Asia & the Pacific. [Electronic Resource] - Mode of access: http://ciw.anu.edu.au/research_papers/Scott%20Dewar_Australia%20and%20China%20and%20the%20United%20States_ArticleFinal.pdf. - Date of access: 11.03.2014.

6. Jin B., Rousseau R., Suttmeier R. P., Cao C. The role of ethnic ties in international collaboration: the Overseas Chinese Phenomenon. [Electronic Resource] / Proceedings of the ISSI, Madrid, 2007, pp. 427-436. – Mode of access: http://eprints.rclis.org/10009/1/Jin-Rousseau.pdf. – Date of access: 09.03.2014.

7. Li W. W., Groot S. At Home in the Chinese Diaspora: Memories, Identities and Belongings. / Wendy Wen Li, Shiloh Groot. / London: Palgrave Macmillan, 2008. Pp. 259 [Electronic Resource] - Journal of Chinese Overseas 6, 2010, pp. 139-152. - Mode of access: http://booksandjournals.brillonline.com/content/journals/10.1163/179325410x491527. – Date of access: 11.03.2014.

8. Mapping migration. Where are the world's biggest Chinese and Indian immigrant communities? [Electronic Resource] / The Economist, 2008. - Mode of access: http://www.economist.com/blogs/dailychart/2011/11/diasporas. - Date of access: 11.03.2014.

9. Overseas Chinese: A Foreigner at Home. [Electronic Resource] – The New York Times, 2013. - Mode of access: http://mobile.nytimes.com/blogs/rendezvous/2013/05/22/overseas-chinese-a-foreigner-at-home/. - Date of access: 11.03.2014.

10. Overseas Chinese. 2005 Population: Countries Compared [Electronic resource] / NationMaster, 2003-2014. – Mode of access: http://www.nationmaster.com/country-info/stats/People/Overseas-Chinese/2005-Population. – Date of access: 11.03.2014.

11. President Hu calls for more role of overseas Chinese [Electronic Resource] / Embassy of the People's Republic of China in the United States of America, 2008. - Mode of access: http://www.china-embassy.org/eng/ywzn/lsyw/oca/t412977.htm. - Date of access: 11.03.2014.

12. Seah L. Asian Diasporas: New Formations, New Conceptions. Leander Seah. / Stanford, California: Stanford University Press, 2007. Pp. 305. [Electronic Resource] - Journal of Chinese Overseas, Volume 6, Issue 1, pp. 139 – 141. - Mode of access: http://booksandjournals.brillonline.com/content/journals/10.1163/179325410x491509. – Date of access: 11.03.2014.

13. The Bamboo Network: Asia's Family-run Conglomerates. [Electronic Resource] – «strategy+business», 2014. - Mode of access: http://www.strategy-business.com/article/9702?gko=4a3c6. - Date of access: 11.03.2014.

14. The Importance of the Overseas Chinese [Electronic Resource] / Ohio University, 2014. - Mode of access: http://www.library.ohiou.edu/about/collections/international-collections/overseas-chinese-collection/the-importance-of-the-overseas-chinese/. - Date of access: 11.03.2014.

15. World's best Chinatowns. [Electronic Resource] – CNN, 2012. - Mode of access: http://travel.cnn.com/explorations/escape/worlds-best-chinatowns-324704. - Date of access: 11.03.2014.

16. Zhuang G. Migration and Trade: The Role of Overseas Chinese in Economic Relations between China and Southeast Asia. Zhuang Guotu, Wang Wangbo. / Xiamen University. [Electronic Resource] / International Journal of China Studies, Vol. 1, No. 1, January 2010, pp. 174-193. - Mode of access: http://cmsad.um.edu.my/images/ics/IJCSV1N1/zhuangwang.pdf. - Date of access: 11.03.2014.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...