Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Альтернативные теории стоимости




Величина стоимости товара

Так как стоимость есть овеществлённый в товарах абстрактный труд, то величина стоимости товара определяется количеством труда или рабочего времени, необходимого для его производства. Чем больше времени необходимо для производства товара, тем выше его стоимость. Однако различные товаропроизводители работают при неодинаковых технических условиях и поэтому затрачивают на производство тождественных товаров неодинаковое количество рабочего времени. Например, ремесленник, использующий ручной ткацкий станок, затрачивает на производство 1 м ткани больше времени, чем рабочий текстильной фабрики, работающий на механическом или автоматическом станке. Но это не означает, что стоимость единицы продукции, созданной ремесленником, будет большей, чем произведённой фабричным рабочим. Это происходит потому, что величина стоимости определяется не индивидуальным, а общественно-необходимым рабочим временем.

Общественно-необходимое рабочее время (ОНРВ)– это время, которое требуется для создания товара при наличии общественно нормальных условий производства, то есть при среднем для данного общества уровне техники и при среднем уровне умелости и интенсивности труда, при этом решающее влияние на величину общественно-необходимого рабочего времени оказывают те предприятия, на которых производится преобладающая часть данного товара.

ОНРВ не является какой-то раз навсегда неизменной величиной. Оно изменяется под влиянием изменения производительности труда. Производительность труда измеряется количеством продукции, создаваемой в единицу рабочего времени. Производительность труда как экономическая категория относится к конкретному труду. С развитием общественного производства производительность труда возрастает, т.е. в единицу рабочего времени создаётся всё большее количество продукции. Это обусловливает уменьшение общественно-необходимого времени, затрачиваемого на производство каждой единицы продукции, т.е.стоимость 1 единицы товара уменьшается, а масса же создаваемой стоимости остаётся той же.

Факторами повышения производительности труда являются: 1. прогресс техники и технологии; 2. повышение уровня квалификации работников;3. совершенствование организации всего процесса производства. В добывающей промышленности и в сельском хозяйстве производительность труда зависит также от природных условий: плодородия почвы, количества выпадающих осадков, мощности пласта полезных ископаемых, глубина их залегания и т.д.

При определении общественно-необходимого рабочего времени в качестве одного из факторов, определяющих его величину, указана нормальная интенсивность труда. Интенсивность труда - это степень его напряжённости. Как экономическая категория интенсивность - свойство абстрактного труда. Рост интенсивности труда означает увеличение затрат труда в единицу рабочего времени. Более интенсивный труд создаёт в единицу времени большую стоимость, чем труд менее интенсивный. Поэтому повышение интенсивности труда означает увеличение количества потребительных стоимостей с одновременным ростом воплощаемой в них стоимости. В результате стоимость единицы продукции остаётся неизменной.

Таким образом, величина стоимости товара прямо пропорциональна количеству общественно – необходимого рабочего времени и обратно пропорциональна его производительной силе.

Различают простой труд и сложный труд. Простой труд – это труд неквалифицированного работника, не обладающего специальной подготовкой. Сложный труд требует специального обучения. Чем больше времени требуется для этого обучения, тем более сложным, квалифицированным будет являться этот труд. Товары, производимые сложным трудом, имеют при одинаковых по продолжительности затратах рабочего времени более высокую стоимость, чем те, на создание которых затрачен простой труд. В сложном труде воплощён не только труд квалифицированного работника, но и тот труд, который был затрачен в период его обучения. Поэтому сложный труд представляет собой умноженный (возведённый в степень) простой труд. Величина стоимости товара определяется затратами простого труда. Сведение различных видов сложного труда к простому происходит стихийно на рынке.

Таким образом, величина стоимости товара определяется количеством абстрактного общественно – необходимого простого труда, затрачиваемого на производство товара.

Альтернативные теории стоимости

В экономической науке существует несколько теорий стоимости, в том числе факторов (затрат) производства, спроса и предложения, трудовой стоимости, предельной полезности и др.

Однако, несмотря на разнообразие концепций стоимости, понимание их сущности формировалось под влиянием двух наиболее распространенных теорий: классической теории трудовой стоимости и маржиналистской теории предельной полезности.

Мы рассмотрели трудовую теорию стоимости. Она была разработана К. Марксом, хотя основы её заложили В. Петти, А. Смит и Д. Рикардо, и послужила основой марксистского экономического учения.

Но экономическая теория доказала, а жизнь подтвердила, что трудовая теория стоимости – далеко не идеальна.

Одна из серьёзных ошибок марксистской теории стоимости заключается в том, что К. Маркс с самого начала отказался от анализа потребительной стоимости: он признал, что она не является предметом его анализа, и поэтому проследил лишь одну сторону товара – движение стоимости.

Ученые следующих поколений обратили внимание на вторую сторону товара – потребительную стоимость, на ее роль в развитии человека и общества, в поведении человека в общественном производстве. Результатом явилась другая теория стоимости – маржиналистская теория предельной полезности, которая в результате её уточнения, усовершенствования стала основой современных экономических теорий стоимости и цен. Она возникла в рамках австрийской школы, её основатели К. Менгер, Е. Бем – Баверг и Ф. Визер.

Если в трудовой теории стоимости представлен взгляд на товарно-рыночные отношения с позиции товаропроизводителя и продавца полезной веши, то австрийская школа дала объяснение стоимости (ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей.

Представители австрийской школы вводят в научный оборот такие понятия, как:

- «полезность»,

- «ценность»,

- «редкость товара».

При сравнении категорий «потребительная стоимость» и «полезность» на первый взгляд эти категории являются синонимами, т.е. кажется, что между ними нет разницы. Они выражают как бы одно и то же – способность экономических благ удовлетворять потребности человека, быть полезными для него. Однако это не совсем так.

У классиков потребительная стоимость есть объективная характеристика любого товара или услуги, которые производятся для того, чтобы удовлетворять человеческие потребности. Таким образом, потребительная стоимость для них – это природная полезность товара вообще, независимо от потребности конкретного человека.

Полезность у неоклассиков в отличие от потребительной стоимости, понятие чисто субъективное, индивидуальное для каждого конкретного человека. Она показывает степень удовлетворения, которое получает конкретный человек от потребления того или иного товара или услуги.

Один и тот же товар с одинаковой потребительной стоимостью может иметь разную степень полезности для отдельных потребителей. Например, полезность хлеба разная для сытого и голодного человека, сигареты – для человека, который курит и для того, который не курит. Однако все эти товары, независимо от разной полезности для разных людей, не утрачивают своей объективной основы – потребительной стоимости.

Ценность. Люди, покупая те или иные товары, тем самым как бы оценивают степень их полезности конкретно для себя. Неоклассики оценку степени полезности блага индивидом подают как ценность.

Поэтому ценность для них категория субъективная. Ценность имеет лишь то, что есть ценное в глазах покупателя, чьи субъективные оценки и есть основа для определения произведенного блага как стоимости. Люди оценивают товары и услуги не только потому, что на производство их затрачен общественно необходимый труд, а и потому, что они имеют полезность. По их мнению, только полезность товаров может давать затратам труда так называемый общественно - необходимый характер. Следовательно, ценность есть одновременно функцией затрат труда и функцией полезности.

С позиций неоклассических взглядов ценность благ зависит также и от их редкости.

Редкость – характеристика экономических благ, которая отражает ограниченность ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества.

Большую ценность имеют те блага, которые ограничены, редкие по сравнению с потребностями в них.

Например, вода имеет большую полезность для людей, чем алмаз. Однако воды достаточно, а алмазов мало. Поэтому алмазы, полезность которых намного меньше, для удовлетворения жизненных потребностей, оцениваются людьми дороже, чем вода.

Представители теории предельной полезности считали, что в основе ценности товара лежит не труд, а его полезность.

Предельная полезность – это дополнительная полезность, которую получает потребитель от дополнительной единицы товара или услуги.

Согласно маржиналистских взглядов субъективная ценность благ зависит от двух факторов: их редкости, т.е. наличного запаса и степени насыщения потребности в них.

Человек требует не все блага, а их определенное количество. Степень полезности каждой новой единицы блага зависит от уже наличного запаса подобных единиц. Потребность в новых единицах блага с увеличением их числа постепенно насыщается. Следовательно, по мере увеличения потребления каждой новой единицы блага степень насыщения увеличивается, а полезность каждой новой последующей дополнительной единицы блага уменьшается. Последняя единица товара, который потребляется субъектом, имеет для него наименьшую полезность.

Таким образом, ценность блага определенного вида определяется полезностью предельного (последнего) экземпляра, который удовлетворяет наименьшую потребность субъекта. Эта стойкая взаимосвязь между указанными экономическими явлениями получила у маржиналистов название закона убывающей предельной полезности открытого немецким экономистом Германом Госсеном (1810 – 1858гг.)

Теория предельной полезности и идеи маржинализма оказали существенное влияние на развитие теории стоимости и мировой экономической науки в целом. Прежде всего, они исходили из того, что анализ экономических процессов следует начинать не с производства, а с изучения потребностей людей. Тем самым экономические исследования были повернуты лицом к отдельному человеку, его потребностям, спросу, мотивам хозяйственного поведения.

Концепция маржинализма стала неотъемлемым элементом методологии современного неоклассического направления в экономической науке, и, прежде всего её раздела – микроэкономики.

Но маржиналистская теория полезности построена, как и теория трудовой стоимости, на монистичном подходе к изучению природы стоимости. Поэтому она не стала всеобщей и законченной теорией.

Если сопоставить теорию трудовой стоимости с теорией предельной полезности, то они как будто отрицают одна другую: первая определяет стоимость товара лишь затратами труда, другая – лишь его полезностью для потребителя.

Это придаёт обоим теориям однобокий характер.

Поэтому на рубеже ХІХ и ХХ столетий некоторыми экономистами были сделаны попытки синтезировать обе эти теории. Первую такую попытку сделал известный английский экономист А. Маршалл, который считал, что в формировании стоимости товара следует учитывать в равной мере как затраты производства, так и полезность товара. А. Маршалл отошел от поиска единого источника стоимости, соединив теорию затрат с теорией предельной полезности на основе спроса и предложения. А. Маршалл тем самым положил начало неоклассическому анализу в экономической науке.

Известный украинский экономист М.И. Туган – Барановский считал теории трудовой стоимости и предельной полезности не такими, которые исключают, а такими, которые дополняют друг друга. Труд и предельную полезность он подал как объективный и субъективный факторы, которые формируют стоимость. Любой экономический процесс не исключает ни объективную, ни субъективную стороны он имеет две стороны. Трудовая теория стоимости выявила объективные, а теория предельной полезности – субъективные факторы стоимости. А настоящая теория стоимости должна объединять и те, и другие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...