Таким образом, внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к единой рыночной стоимости и единой рыночной цене.
Зависимость нормы прибыли от этих факторов обратная Если норма прибыли есть величина относительная, то масса прибыли – ее абсолютная величина, выраженная в определенных денежных единицах. p = К * p', где p – масса прибыли, К – авансированный капитал, p' – норма прибыли.
Образование средней нормы прибыли и превращение стоимости товара в цену производства. Мы определили факторы, влияющие на норму прибыли, но они не могут складываться одинаково во всех отраслях капиталистического производства. Развитие различных отраслей промышленности происходит неравномерно. Это можно показать с помощью таблицы: Влияние органического строения капитала на отраслевую форму прибыли
Из таблицы следует, что передовые отрасли промышленности (автомобильная, электроэнергетическая, химическая и другие) оснащаются более новой техникой. В результате в различных отраслях промышленности устанавливается различный уровень технического развития, и главное, различное органическое строение капитала. Если предприниматели будут продавать свои товары по стоимости, то они получат разные нормы прибыли, причем наиболее низкую норму прибыли получат предприниматели в отраслях с высоким органическим строением капитала (химическая в нашем примере). Но это противоречит сущности капиталистического производства, целью которого является получение наибольшей прибыли. Предприниматели не станут вкладывать свои капиталы в химическую промышленность, если она дает только 5% прибыли, т. е. в 8 раз меньше, чем в текстильной промышленности.
Условием, при котором одинаково выгодно вкладывать капиталы в любую отрасль является равная норма прибыли во всех отраслях. При одинаковой норме прибыли успешно будут развиваться отрасли, как с низким, так и с высоким органическим строением капитала. В действительности в различных отраслях предприниматели получают примерно равные нормы прибыли. Процесс уравнения нормы прибыли происходит стихийно в результате ожесточенной конкурентной борьбы между предпринимателями, которая осуществляется в 2-х видах: 1) внутриотраслевая; 2) межотраслевая. Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между отдельными предпринимателями, действующие внутри каждой отрасли, за более выгодные условия сбыта товаров, за получение избыточной прибыли. В каждой отрасли имеются предприятия, производящие однородные товары, но имеющие различную мощность, различную техническую оснащенность. Вследствие этого затраты на единицу продукции, а следовательно, индивидуальные стоимости одного и того же вида товаров на различных предприятиях различны. Однако одинаковые товары на одном и том же рынке не могут продаваться по ценам, соответствующим их индивидуальным стоимостям. В таком, случаи товары с высокой индивидуальной стоимостью оставались бы непроданными. В процессе реализации товаров на рынке между предприятиями возникает конкуренция, в результате которой стихийно устанавливается примерно единая цена на однородную продукцию. В основе этой цены лежит общественная стоимость товара, которая определяется не индивидуальными, а общественно-необходимыми затратами труда на производство единицы данной продукции. Эту общественную стоимость называют рыночной стоимостью товаров.
Рыночная стоимость – общественная стоимость товаров, которые производятся при средних условиях производства данной отрасли и составляют в ней преобладающую массу товаров. Таким образом, внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к единой рыночной стоимости и единой рыночной цене. Владельцы предприятий с более высокой техникой, где индивидуальная стоимость ниже рыночной стоимости, получат, кроме обычной прибыли, добавочную прибыль или сверхприбыль, в размере разности между рыночной и индивидуальной стоимостью, напротив, технически отсталые предприятия с высокой индивидуальной стоимостью продадут товары по цене ниже индивидуальной стоимости и получат прибыль ниже среднего уровня. Погоня за сверхприбылью заставляет предпринимателей совершенствовать производство, применять новую технику, что ведет к росту органического строения капитала на каждом отдельном предприятии и в отрасли в целом. В различных же отраслях норма прибыли будет выше там, где органическое строение капитала в целом в отрасли ниже и наоборот. Таким образом, если товары продаются по цене, соответствующей рыночной стоимости, то это обуславливает различие норм прибыли на предприятиях с различной индивидуальной стоимостью. В силу этого в нормах прибыли предприятий различных отраслей складываются существенные различия, однако прочным и долгим такое положение быть не может. Выравнивание различных норм прибыли в среднюю норму прибыли получается в результате межотраслевой конкуренции. Межотраслевая конкуренция – конкурентная борьба между предпринимателями разных отраслей за наиболее прибыльное приложение капитала. Через колебания спроса и предложения и механизм перелива капитала из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли межотраслевая конкуренция приводит к выравниванию различных норм прибыли в общую среднюю норму прибыли и превращение рыночных стоимостей в цены производства. Таким образом, результатом межотраслевой конкуренции является образование средней нормы прибыли и цены производства.
Если в одной отрасли более низкая норма прибыли, чем в других отраслях, то предприниматели будут стремиться изъять свои капиталы из этой отрасли и вложить их в более рентабельную, то есть прибыльную, с более низким органическим строением капитала (c/v). В результате в этой отрасли, где высокое органическое строение капитала (c/v) и потому низкая норма прибыли произойдет: 1.отлив капитала; 2. сокращение производства; 3. будет наблюдаться уменьшение предложения; 4. повышение цен; 5. повышение нормы прибыли. В результате же притока капитала в отрасль с высокой нормой прибыли и низким органическим строением капитала произойдёт: 1. прилив капитала; 2 расширение производства; 1. увеличение предложения; 2. понижение цен; 3. понижение нормы прибыли. В результате перелива капитала происходит уравнивание различных норм прибыли в общую, среднюю норму прибыли. Средняя норма прибыли выражает экономические отношения между предпринимателями различных отраслей по распределению совокупной прибавочной стоимости. Она равна норме прибыли, складывающейся в отрасли со средним строением капитала. Таким образом, в условиях межотраслевой конкуренции действует закон средней нормы прибыли. Средняя норма прибыли – это равная норма прибыли, приходящаяся на различные по величине и органическому строению капиталы, независимо от отрасли, в которую они вложены. Она равна отношению суммы прибавочной стоимости, созданной во всех отраслях производства, ко всему капиталу, вложенному в эти отрасли. P`ср.= m1+ m2 + … +mn / k1 + k2 + … + kn * 100% = Σm / Σ(c+v) * 100% = Σm / Σk * 100%. Р'ср. = Σm / ΣКаван. * 100 %. Средняя норма прибыли в крупных компаниях равна приблизительно 12%. Средняя норма прибыли – не только произведенная и реализованная, но и перераспределенная прибавочная стоимость. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью. Ее величина зависит от 2-х факторов: 1. средней нормы прибыли; 2. величины авансированного капитала. Pср. = P'ср. * Каван. Образование средней нормы прибыли в результате межотраслевой конкуренции обуславливает превращение стоимости в цену производства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|