Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Население, трудовые ресурсы




Япония — страна однонациональная. Японцы составляют более 90 % населения. Но по расовому облику, достаточно однородному, японцы представляют специфический вариант тихоокеанской ветви большой монголоидной

расы. Однонациональность обусловлена несколькими причинами, во-первых, спецификой географического (островного изолированного) положения Японии. Во-вторых, японцы очень ревностно относятся к чистоте своей нации и не очень дружелюбно встречают переселенцев (даже и японцев по национальности) и туристов. Это объясняет такое слабое развитие туризма в Японии. К тому же и японцы не относят себя к путешествующим нациям.

Из небольшого числа национальных меньшинств, имеющихся в стране, наиболее многочисленны корейцы — около 600 тыс. человек. Они были ввезены в Японию в качестве рабочей силы в годы Второй мировой войны и расселены в городах Центральной и Южной Японии. На острове Хоккайдо, в основном в сельской местности, в округе Хидака и отчасти в других округах, проживает около 16 тыс. айнов коренного населения Японских островов. Большая часть молодежи айнов говорит по-японски, айнский язык помнят только старики. Сейчас айнский народный костюм, обрядность, танцы можно увидеть на Хоккайдо лишь в качестве аттракциона для туристов, чем зарабатывает себе на существование часть айнского населения. Среди отдельных этнографических групп большим своеобразием диалекта и некоторыми особенностями культуры (народным костюмом, обычаями), особенно прочно сохраняющимися в сельской местности на отдельных островах, отличаются жители Рюкю.

Совершенно специфическое этнографическое явление представляет собой каста "эта", официально именуемая "буракумин". Это наследие феодальной эпохи, когда наряду с четырьмя четко разграниченными сословиями (знатью, рыцарством, крестьянством и горожанами) выделялись в особую, фактически бесправную группу так называемые "люди подлых профессий" — кожевники, мусорщики, скоморохи и т. п. Потомки этих людей и по сей день живут в специально выделенных для них поселках, которых по всей Японии насчитывается около 600. Официально жители этих поселков давно уравнены в правах с остальным населением Японии, но на деле их дискриминация во всех сферах общественной и производственной жизни сохраняется. По своим занятиям это преимущественно мелкие торговцы, лотошники, мусорщики, поденные неквалифицированные рабочие, огородники.

В основу общеяпонского государственного литературного стандартного языка (кокуго, или хедзюнго) легли диалекты равнины Канто в окрестностях Токио. Этим языком сейчас владеет почти каждый японец. В то же время в стране имеются три большие группы диалектов, распадающихся на множество говоров. Каждый из диалектов имеет значительные фонетические и лексические особенности и на слух малопонятен носителям других диалектов. Сфера употребления диалектной речи ограничена семейно-бытовым общением и неуклонно сужается.

Система современной японской письменности очень сложна. Ее основу составляют китайские иероглифические знаки, каждый из которых обозначает определенное корневое понятие. Этими знаками записываются как заимствованные слова китайского происхождения, так и корни собственно японских слов. Таким образом, каждый знак имеет одно или два китайских чтения и одно или несколько близких по значению исконно японских чтения. Система латинской транскрипции японского языка (ромадзи) хорошо разработана, но имеет ограниченное применение, в основном на станционных вывесках, дорожных указателях и др. надписях, адресованных скорее иностранцам, чем японцам.

В Японии весьма своеобразна религиозная ситуация. Древние родоплеменные культы многочисленных местных божеств и духов в процессе формирования раннего средневекового японского государства постепенно трансформировались в единую систему, которой было присвоено наименование "синто" (божественный путь). Центральное место в пантеоне "синто" занял образ солнечной богини Аматэрасу. В дальнейшем все большую роль в общественной жизни страны приобрели различные секты буддизма, который впервые проник в Японию еще в начале VI в. Однако буддизм не вытеснил синтоизма, а выработал с ним форму сосуществования, и оба культа исповедались параллельно.

В 1945 г., после поражения империалистической Японии во Второй мировой войне, синтоистская церковь, несколько десятилетий бывшая своеобразным эпицентром шовинистической, монархической пропаганды, была отделена от государства. В настоящее время она существует в качестве независимой религиозной организации — Ассоциации синтоистских храмов. Хотя за последние сто лет в Японии активно действовали европейские и американские католические и протестантские миссионеры, общая численность японцев, принявших христианство, не превышает 1 млн человек. Подавляющая масса японцев, за исключением христиан и последователей "новых религий", сейчас малорелигиозна и может считаться стихийными атеистами.

Японцы стойко придерживаются традиционной семейной обрядности, соблюдение которой считается необходимым условием приличий и достойного общественного поведения. А вся эта обрядность так или иначе связана с религией.

Научно-технический прогресс последних десятилетий оказал большое влияние на состояние народонаселения Японии: усилилась урбанизация, выявились новые тенденции миграции и размещения трудовых ресурсов, изменился характер занятости рабочей силы, ее технический уровень, социальная структура. За последние десятилетия произошли значительные изменения в структуре занятости по отраслям: возросла роль занятых в обрабатывающей промышленности, в сфере услуг, в строительстве, в городском хозяйстве, на транспорте и в связи.

Велика численность женщин, вовлеченных в производство. Доля женского труда высока не только в старых отраслях промышленности (текстильной), но и некоторых новых, особенно в радиоэлектронике. Пережитком старины является существенное различие в оплате женского и мужского труда.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...