Жест в историко-культурной перспективе.
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) Отделение социокультурных исследований
Современные методы изучения культуры – IX. Научная конференция. Уважаемые коллеги!
Приглашаем вас принять участие в ежегодной научной конференции «Современные методы изучения культуры - IX». Конференцию проводит кафедра истории и теории культуры Отделения социокультурных исследований РГГУ 14-15 апреля 2017 г.
Работа конференции предполагается по следующим секциям: Неявные воздействия: роль интуиции, чувствительности и прогностики в социально-гуманитарных исследованиях современности. Руководитель секции Светлана Анатольевна Еремеева. Ханс Ульрих Гумбрехт в своей недавней книге использовал понятие latency, которое сложно уложить в рамки строгого и однозначного определения. Он пытался прояснить его через столь же трудно описываемые и неокончательные определения «присутствия» и одновременного «сокрытия», «укромного места», «утаенности». Это нечто, что находится больше в сфере опыта, чем интеллектуальных возможностей и инструментов, что не говорится прямо, но проговаривается о себе. «В ситуации latency, когда укромное место наличествует, мы чувствуем, что есть что-то (или кто-то), чего мы не можем схватить или коснуться – и что это что-то (или кто-то) имеет материальное выражение, что означает, что оно (или он, или она) занимает пространство. Мы не в состоянии точно сказать, откуда берется наша уверенность в «присутствии», или что мы знаем, где оно и что именно утаенное/латентное находится здесь». Речь идет о неких возможностях, появляющихся и проявляющихся в обществе, которые совсем не обязательно будут реализованы в будущем, но существуют здесь и сейчас, и влияют на нас, даже если мы не замечаем или не признаем этого влияния. Что таится под обычной жизнью? Как коснуться тех невидимых связей в мире, о которых мы не думаем, но которые создаем и сами оказываемся под их влиянием? Latency – это то, что не говорится, когда говорится. Анализировать нечто, разлитое в воздухе, трудно, но можно попытаться указать на него и отчасти описать. Есть в этом занятии что-то от алхимии, что-то не укладывающееся полностью в границы рациональности, и мы понимаем и принимаем критику этого подхода. Это приблизительно то же, как вдруг заметить в конце зимы, что пахнет весной, поделиться своими мыслями с окружающими, и обнаружить, что есть те, для которых это очевидно и не стоит разговора, и есть те, кто говорит, что этот разговор беспредметен. Но это и способ, и возможность говорить о времени.
Темы для обсуждения: · Насколько допустимы в современном гуманитарном знании попытки работать с объектами, интерес к которым обосновывается интуицией? · Как могут строиться отношения между исследовательской субъективностью и личной ответственностью? · Насколько корректно включать в исследования современности прогностический аспект? Жест в историко-культурной перспективе. Руководители секции Анна Вячеславовна Стогова и Мария Сергеевна Неклюдова. Жест - семиотическая практика, дополняющая и усложняющая соотношение слова, визуального образа и поступка, и, одновременно, выходящая за пределы коммуникации, обмена и языка, поскольку (как утверждает Юлия Кристева), она предшествует созданию знака (смысла) в ходе коммуникации, - в последнее время настойчиво привлекает внимание специалистов в разных областях знания. Многочисленные исследования и сопровождающие их научные полемики связаны с попытками сформулировать специфичность этого поля исследований, обозначаемого как кинесика, карпалистика и т.п. Чтобы не потеряться среди разноплановых вопросов, связанных с культурологическим изучением жеста, в качестве ориентира мы берем понятие перспективы, позволяющее организовать темы выступлений в нашей секции, С одной стороны, оно позволяет рассуждать об исторической, социальной, национальной и т.п. специфике и многообразии жестовой культуры. Чем отличаются жесты разных типов сообществ, культур, исторических эпох? Как они трансформируются со временем? Как наследуются, заимствуются, распространяются? С другой – понятие перспективы подчеркивает пространственную природу жеста, что дает возможность осветить вопросы его «производства» и интерпретации. Жест крайне ситуативен, ибо существует лишь очень краткий момент времени и вместе с тем предполагает куда более длительное культурное существование, необходимое для его интерпретации. Будучи движением, даже если речь идет о символическом действии, жест определяется семиотической и физической конфигурацией пространства и среды, в которой он возникает. Но, являясь актом коммуникации, он зависим также и от ракурса и дистанции (как пространственной, так и временной) его рассмотрения, от культурного пространства интерпретатора, от специфики медиа, определяющих существование жеста и, возможно, отдаляющих его от изначальной коммуникационной ситуации, задавая новые рамки интерпретации. Весь этот круг вопросов связан, безусловно, и с проблемой исследовательской перспективы – темпоральной, пространственной, культурной, методологической позицией исследователя.
Темы для обсуждения: · «Производство» жеста: от движения к знаку. · Слово и жест – соотношение и взаимодействие. · Жест в контексте визуальной культуры и искусства прошлого и настоящего. · Субверсивные и неконвенциональные жесты: проблема культурных границ и их нарушения. · «Политический жест»: жесты в истории политического и социального взаимодействия. «Человеческое» и «нечеловеческое» в популярной фантастике. Руководитель секции Александра Владимировна Тарасова. Определение границ человеческого, вопрос «что есть Человек?» – к этой теме не раз обращалась фантастическая литература философского толка, ей посвящено немало «серьезных» фильмов, которые относят к жанру фантастики. Как отражается эта тематика в популярной фантастике, или, точнее, фантастике и фэнтези, внешне не претендующих на сложность: книжных сериях, кинокартинах, телесериалах, комиксах, компьютерных играх и т.д.? Их создатели не имеют возможности углубляться в экзистенциальные вопросы, да и насколько часто перед ними стоят подобные задачи? Однако необходимость поддерживать интерес аудитории как будто подталкивает к поискам баланса между «человеческим» в своих повествованиях – понятной мотивацией, эмоциями, которые возможно разделить с персонажами, – и «нечеловеческим», так или иначе противопоставленным человеческому. Какие средства при этом используются, за счет чего происходит очеловечивание персонажей, которые людьми не являются и какие сигналы указывают на чуждое человеческому? Какие признаки оказываются базовыми при определении человеческого? И как может быть использован читательский и зрительский опыт, уже накопленный потенциальной аудиторией? Эти и другие подобные вопросы могут стать основой для академического общения на нашей секции.
Темы для обсуждения: · Люди и нелюди – язык описания и способы маркировки. · Выявление внутренней нормы для человеческого и нечеловеческого в фантастическом повествовании. · Человеческое/нечеловеческое и «хорошее»/«плохое». · Человеческие критерии в выстраивании иерархии вымышленных существ. · Взаимопроникновение человеческого и нечеловеческого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|