Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила использования полиграфа при расследовании

Ограничения на использование полиграфа

Согласно ст. 2 и ст. 17 ч.3 Конституции РФ, применение полиграфа допускается только при полном добровольном согласии допрашиваемого. Исходя из положений закона, права и свобода человека – высшие ценности, и осуществление мер по расследованию не должно нарушать интересы лиц.

ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 11 марта 1992 г. N 2487–1 предусматривает использование полиграфа в криминалистике, в том числе и в сыскной деятельности, если тестирование не представляет угрозы жизни и здоровью человека:

-Запрещается тестировать на полиграфе субъектов, страдающих острыми заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной системы, психическим и физическим истощением, психическими расстройствами.

-Беременность.

-Лица до 14 лет.

-Алкогольное и наркотическое опьянение испытуемого

Правила использования полиграфа при расследовании

1.Проверка на полиграфе проводится только с письменного согласия тестируемого.

2.Результаты экспертизы строго конфиденциальны. Этот закон предусмотрен в ТК РФ и ФЗ «О персональных данных», глава 14.

3.Перед диагностикой на полиграфе следует ознакомить испытуемого с содержанием вопросов допроса.

4.Для правильной интерпретации результатов желательно специальное образование полиграфолога. В некоторых странах для работы на полиграфе необходимо специальное разрешение и соответствующий сертификат.

 

2.классификация веществ и материалов,которые являются источникамикриминалистически значимой информации.

Источники криминалистической информации - это материальные объекты в широком понимании, которые взаимосвязаны с обстоятельствами события преступления и содержат о них информацию. Материальные объекты, взаимодействующие при совершении преступления и отражающие информацию о его обстоятельствах, по виду и уровню организации делятся на вещественные и личные. Таким делением подчеркивается различие доказательств, источниками которых являются вещи и люди.

 

Вещественные источники информации - это материальные объекты, понимаемые в широком смысле, т.е. не только твердые, сыпучие, жидкие и газообразное объекты материального мира, но и растения, животные.

 

Личные источники информации - это люди, которые, взаимодействуя с материальной средой и участниками события преступления, отражают их в виде субъективных мысленных образов, называемых идеальными следами либо «следами памяти».

 

Источники, содержащие информацию об одном виде, отражения, называются простыми. Если источник одновременно несет информацию об идеальном и материальном отображениях, то он называется сложным, составным либо комплексным. Следовательно, источниками криминалистической информации служат: 1) вещи; 2) люди; 3) системы люди - вещи. Первые два источника простые, третий – сложный [2, с. 144].

 

Характеристика источников материальных отображений. Значительное количество информации о событии преступления и преступнике несут вещи, которые еще на заре криминалистики называли «немыми свидетелями» преступления. Действительно, они так или иначе «присутствуют» на месте происшествия и «запечатлевают», т. е. отражают его процесс. В криминалистическом аспекте вещи, отображающие событие происшествия, делятся на следующие группы: предметы обстановки места происшествия (стул, стол, строения и т. д.); объекты непосредственного преступного посягательства (вещи, ценности, деньги, человек, животные, растения и т. д.); средства совершения преступления (нож, оружие, транспорт, камень, палка, кислота, газ, сыпучее вещество и т. д.); предметы и вещи, оставленные преступником, потерпевшим на месте происшествия (окурок, спички, носовой платок, обувь, одежда и т. п.); предметы и вещи, случайно занесенные на место происшествия иными лицами после события преступления.

 

Все эти объекты несут криминалистическую информацию о событии преступления, участвующих в нем лицах и его обстоятельствах. Вещи подлежат всестороннему исследованию на месте происшествия в двух планах: как средства совершения преступления и как носители следов преступления [3, с. 407].

 

Источники идеальных отображений - это люди, которые выступают в уголовном процессе в качестве обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, специалиста, гражданского истца и ответчика. Механизм образования идеальных отображений для каждого источника зависит от вида взаимодействия. По характеру формирования мысленного образа всех участников события преступления можно разделить на три группы: 1) лица, непосредственно воспринимающие событие преступления либо участвующие в нем (обвиняемый, потерпевший, свидетель-очевидец); 2) лица, опосредствованно воспринимавшие событие преступления или получившие информацию из других источников (свидетели, потерпевшие, гражданский ответчик, гражданский истец, понятые, должностные лица, подсобные рабочие, специалисты); 3) лица, вообще не взаимодействовавшие с событием преступления, но имеющие общую информацию о нем в виде обобщенных типичных научных знаний. Таким источником информации является специалист. Человек - особый источник информации, он отражает объективную реальность на уровне общественного сознания. Возникающий вследствие этого мысленный образ, «след памяти», характеризуется рядом свойств, принципиально отличающих его от иных материальных отображений, а именно: а) относительной адекватностью, т. е. он не тождественен отображаемому объекту. Поэтому отображение всегда беднее объективной реальности, воспринимаемой субъектом; б) субъективностью, т. е. мысленный образ, несет отпечаток источника (лица), который воспринимает мир индивидуально. Поэтому мысленный образ называют субъективным, поскольку он трансформирован сознанием конкретного человека; в) латентностью, т. е. мысленное отображение - «след памяти» скрыт от посторонних наблюдателей. Мысленный образ нельзя выявить осмотром либо отыскать «лупой специалиста», здесь нужны иные методы и средства- извлечения информации.

 

Вещи как элемент сложного источника информации - это средства совершения преступления и все предметы, несущие материальные следы преступления. Сложный источник люди - вещи характеризуется тем, что он порождает новую информацию, которая отдельно в каждом его элементе не содержится. Механизм образования такой информации состоит в соединении идеального отображения с материальным, т. е. в интерпретации (объяснении) материального следа на основе идеальных отображений «следов знаний» о нем. Например, след обуви на земле непосредственно не отражает рост человека, которым он оставлен. Специалист, обладающий специальными знаниями (идеальными отображениями) о закономерностях соотношения между длиной стопы и ростом человека, оценивает след и на этой основе выдает новую информацию о примерном росте преступника, оставившего след на месте происшествия. Аналогичным образом по элементам дорожки следов ног специалист может судить о функциональных признаках человека, а по следам взлома - о. способе совершения преступления.

 

Таким образом, при получении новой информации используется система двух объектов: человек - вещь, где идеальное отображение проецируется на материальный след, и в процессе исследования рождается новое знание.

 

3.Диагностические и идентификационные задачи, разрешаемые при исследовании веществ и материалов.

-Диагностическиезадачи, разрешаемые в процессе криминалистического исследования веществ и материалов, подразделяются на:

 

простые (прямые),связанные с установлением состава веществ и материалов, их природы, сферы применения, свойств. Например, установление того факта, что кольцо из желтого металла с прозрачным камнем изготовлено из золота 583-й пробы, а камень является бриллиантом весом 0,4карата; или порошок белого цвета, изъятый при обыске, -— это кокаин, жидкость в бутылке —этиловый спирт; температура самовоспламенения данной горючей жидкости составляет 80°С;

 

сложные (составные)задачи, предполагающие установление факта и причины изменения первоначального состояния вещества или материала, их состава и структуры, химического или физического воздействия;

 

установление технологии производства, "биографии" изготовленного из данного материала изделия. Поскольку очень часто такие задачи позволяют проследить путь от следствия к причине, т. е. по продуктам воздействия установить первоначально имевшиеся вещества и материалы, их называют обратными.

 

В соответствии с порядком диагностического исследования первым этапом в работе над сложной задачей является решение простой —установление состава и свойств веществ и материалов, являющихся продуктами воздействия. На основании этой информации может быть произведена реконструкция механизма события или каких-то его элементов. Например, в очаге пожара был обнаружен налет вещества зеленого цвета. Анализ состава и структуры этого вещества показал, что в него входят соли и окислы марганца. Анализ условий горения позволил заключить, что при данном температурном режиме такие соединения могли образоваться в результате разложения перманганата калия ("марганцовки") в присутствии окислителя, что сопровождается выделением большого количества тепла и могло инициировать горение, приведшее впоследствии к пожару.

 

-Идентификационныезадачи (данный кусочек металла —обломок данного ножа) разрешаются путем сравнительных исследований по совокупности признаков, выявленных в процессе диагностики. Заметим, что индивидуальное конкретное тождество объекта устанавливается достаточно редко (обычно при комплексном исследовании с целью идентификации целого по части для объектов, имеющих устойчивое внешнее строение). Так, по делу об убийстве при вскрытии трупа из раны была извлечена микрочастица металла, предположительно обломок ножа — орудия преступления. При обыске у подозреваемого был изъят нож, изучение которого показало, что недавно он подвергался заточке. Поэтому, даже если фрагмент и был частицей этого ножа, линия отделения на нем отсутствовала. Однако сравнительное исследование морфологии поверхности частицы и центральной части клинка показало, что и там, и здесь имеются микротрассы одинакового рельефа. Количественный элементный состав частицы и ножа совпал, что свидетельствовало об одной и той же марке стали. Исследование структуры выявило, что условия термообработки (закалки) стали клинка и микрочастицы одинаковы. По совокупности признаков был сделан вывод о тождестве: микрочастица стали ранее составляла единое целое с клинком данного ножа.

 

К сожалению, индивидуальная идентификация веществ и материалов (особенно жидких и сыпучих —не имеющих устойчивого внешнего строения) хотя принципиально и возможна, но удается достаточно редко и, как правило, в ходе комплексного исследования. Обычно же итогом бывает отнесение объекта к какой-либо группе и, по возможности, сужение ее границ. Например, данная бумага изготовлена на Кондопожском целлюлозно-бумажном комбинате и относится к такой-то партии; частица лакокрасочного покрытия, обнаруженная на месте дорожно-транспортного происшествия, и лакокрасочное покрытие автомобиля ВАЗ имеют общую групповую принадлежность.

 

Диагностические и идентификационные исследования веществ и материалов производятся и с целью установления факта контактного взаимодействия объектов.Например, установление принадлежности волокон на одежде потерпевшей к ткани одежды подозреваемого по делу об изнасиловании. Факт контактного взаимодействия определяется обычно в ходе комплексной экспертизы ряда веществ и материалов, например по делам о дорожно-транспортных происшествиях контакт потерпевшего и автомобиля выявляется при исследовании частиц лакокрасочных покрытий, стекла, волокна, смазочных материалов.

 

4.основные методы исследования веществ и материалов

При производстве предварительных исследований обычно используются следующие общенаучные методы исследования.

1. Наблюдение - преднамеренное, планомерное, целенаправленное восприятие с целью изучения объекта или явления. В ходе предварительного исследования оно может осуществляться двумя способами:

• визуально невооруженным глазом при естественном освещении;

• с использованием технических средств - луп, микроскопов, специальных осветителей в рассеянном и направленном под различными углами свете, в отраженном, проходящем и контровом свете, в невидимой области спектра (в ультрафиолетовом свете с использованием ртутно-кварцевых осветителей, инфракрасном свете с использованием электронно-оптических преобразователей, в рентгеновских лучах с использованием излучателя «Рейс»), соответствующие технические средства могут находиться в унифицированном чемодане или передвижной криминалистической лаборатории. Следует учитывать, что в отдельных случаях оптические методы также могут приводить к разрушению объектов (например, при исследовании в УФ-лучах происходит разрушение ДНК крови), поэтому облучение УФ-лучами в этом случае необходимо производить ограниченное время.

2. Измерение - это совокупность действий, которые выполняются с помощью измерительных инструментов с целью нахождения числового значения величины в принятых единицах измерения. На месте происшествия чаще всего приходится определять линейные и угловые величины.

3. Сравнение - это сопоставление и оценка свойств и признаков изучаемых объектов с целью установления их тождества или различия. Сравнение возможно как путем сопоставления признаков материальных объектов по их следам (отображениям), так и путем сопоставления объектов с самими следами, самих объектов, признаков следов со справочными данными. Сравнение обнаруженных следов с объектами проводится при исследовании следов орудий взлома, разруба, транспортных средств, обуви и др.

4. Эксперимент - специальное воспроизведение элементов события при заданных или изменяемых условиях. Частным случаем применения экспериментального метода при производстве предварительных исследований является получение образцов для сравнительного исследования.

5. Моделирование - это исследование каких-либо явлений, процессов или объектов путем построения и изучения их аналогов (образцов). На практике применяются материальные (вещественные) модели, например слепок следа, план, схема, чертеж, рисунок объекта, или идеальные (логические). При проведении предварительных исследований важная роль принадлежит материальному виду моделей.

5. Понятие микрообъектов и их классификация

Под микрообъектами обычно понимают мелкие, связанные с событием преступления материальные объекты, обнаружение, изъятие и исследование которых ввиду малых размеров и массы затруднительно и невозможно без специальных средств и аппаратуры.

В понятие «микрообъект» входят следующие понятия:

«микрочастица» – это микроцелое или микрочасть целого, отделенная от него под воздействием определенных факторов, и представляет собой микроколичество вещества или материала, находящегося в твердой фазе;

«микрослед» – это отображение микрообъекта;

«запаховые следы» – микроколичества летучих соединений, оставленных на материальных объектах. Они представляют собой газообразное облако, смесь воздуха с пахучими веществами при отсутствии источника запаха в месте обнаружения запахового следа.

Для использования в практических целях в криминалистике принята совокупность классификаций микрообъектов по различным основаниям.

1. В зависимости от агрегатного состояния все микрообъекты можно разделить на жидкие (растворы, эмульсии, суспензии), твердые (кристаллические, аморфные) и газообразные.

2. По природе происхождения различают микрообъекты органические и неорганические, которые, в свою очередь, делятся на природные и продукты деятельности человека.

3. Учитывая происхождение микрообъектов, их можно подразделить на происходящие: а) от преступника (его тела, одежды, обуви и др.); б) потерпевшего; в) орудия преступления или транспортного средства; г) обстановки места происшествия.

4. В зависимости от механизма возникновения различают микрообъекты механического отделения, механического расчленения, появившиеся в результате термического или химического воздействия.

Или

Классификация микрообъектов проводится по следующим основаниям:

1. По форме их материального существования.

2. По степени видимости.

З. По наличию устойчивой формы.

4. По источнику происхождения.

5. По видовой принадлежности.

6. По виду контактной связи с объектом-носителем.

7. По физическим свойствам

8. По другим основаниям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...