Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования

 

Преемственность в декоративной работе младших школьников

В целях интенсификации обучения на уроках декоративного рисования необходимо осуществлять преемственность изобразительной деятельности младшего школьника; Комарова Т. С. Учитесь рисовать. М., 1974;Русское декоративно-прикладное искусство в детском саду. М., 1973.

Художественные расписные изделия близки и понятны ребенку, они правдиво и просто передают красоту окружающей жизни. В узорах, выполненных народными умельцами, ребенок с радостью узнает знакомые силуэты ягод, листьев, птиц и зверей. Декоративная трактовка (плоскостное изображение, локальность цвета, контурность рисунка, ритмичность нанесения пятен и мазков) соответствует возрастным особенностям изобразительной деятельности ребенка.

Стрезикозин В. П. Актуальные проблемы начального обучения. М., 1976, с.

произведений народного искусства, но и освоение приемов работы кистью, широко и разнообразно используемых народными мастерами.

Видный исследователь детского творчества Н. П. Сакулина убедительно доказывает преимущества развития детского творчества средствами народного искусства: «Знакомство детей с народными орнаментами, формирование у них некоторых приемов народной росписи вызвали бурное развитие декоративного творчества детей. Относительно простая изобразительная основа орнамента — многократно повторяющиеся растительные мотивы — позволяет детям сосредоточить внимание на построении пространственно-цветовой композиции рисунка». Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965, с. 129.

Дети легко и свободно лепят игрушки, выкладывают панно, рисуют кистью. Общий цветовой строй работ повышенно жизнерадостный, построенный на контрастах белого и черного, красного и зеленого, желтого и синего. Эти работы — свидетельство того, как содействует успешному развитию творческих способностей детей умелое использование произведений народного прикладного искусства. Рассмотренные задания представляют лишь часть системы декоративных тематических заданий: «Веселые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Волшебный конь» и др. В работе над ними органично сочетались два момента: процесс восприятия народных образцов и участие детей в создании самостоятельных композиций. Практика подтвердила, что влияние народного искусства на детей выразилось в их повышенной творческой активности и самостоятельности, в усилении художественной выразительности созданных ими декоративных работ. См.: Максимов Ю. В. Народное декоративно-прикладное искусство — детям. — В кн.: Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство — детям. М., 1976, с. 48—100.

На занятиях декоративным рисованием с первоклассниками учитель должен принимать во внимание успехи, достигнутые дошкольниками в детских садах. На уроки рисования необходимо активно привлекать произведения народного искусства, изучать приемы кистевой росписи, развивать восприятие детей.

Содержание декоративной работы в начальных классах значительно усложняется. Уже в первом классе на уроках декоративного рисования учащиеся должны получить определенные знания: о выразительных приемах цветочной росписи в изделиях народных мастеров Городца и Полхов-Майдана. Происходит дальнейшая систематизация умений и навыков в создании собственных композиций узора.

В процесс педагогического руководства детским декоративным творчеством на уроках органично вписывается группа методических приемов, которые находят применение и в работе с детьми детского сада: вопросо-ответная беседа о произведениях народного искусства; устное рисование, воссоздающее сюжет, который предстоит решать декоративными средствами; приемы кистевой росписи; использование аппликации как элемента, организующего декоративную композицию, и как средства познания форм действительности для декоративного обобщения.

В итоге на занятиях изобразительным искусством в первом классе учитель должен принимать во внимание сенсорный и эстетический опыт, приобретенный ребенком в детском саду. Отсюда активное привлечение на уроки декоративной работы природного материала для расширения опыта детей по наблюдению действительности. Учитель должен уметь сочетать развитие мышления и речи первоклассников с эстетическим познанием и художественным развитием.

Шпикалова Т. Я.

Ш83 Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. — 2-е изд., доп. и перераб. —М.: Просвещение, 1979. — 192 с, ил.

Дополнительное образование детей – это поисковое образование, апробирующее иные, нетрадиционные пути развития графических навыков у детей младшего школьного возраста.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль учереждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактики правонарушений, наркомании и других асоциаьных проявлений среди несовершеннолетних.

Осмысление различных взглядов на сущность дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, Л.Н. Буйлова, А.К. Бруднов, А.В. Золоторева, М.Б. Коваль, Г.Н. Попоыва, А.Б. Фомина) даёт основание сформулировать социально-педагогическую миссию учереждений дополнительного образования детей – обеспечение конвенции интересов воспитанника(его родителей, семьи) и общества.

Индивидуализация воспитательно-образовательного процесса выступает как регулирование времени, темпа и организации пространства при освоение содержания социального опыта и образования. Это является преимуществом учреждений дополнительного образования.

Проблемы дополнительного образования трудно назвать малоисследованными, однако, разработка теоретических основ функционирования и развития данной сферы не утрачивает своей актуальности.

Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование» всю ту сферу образования, которая находиться за пределами общеобразовательного стандарта.

В настоящие время дополнительное образование детей представлено целым рядом направленностей. Основными среди них принято считать следующие: художественно-эстетическая; научно-техническая; спортивно-техническая; эколого-биологическая; физкультурно-оздоровительная; туристско-краеведческая; военно-патриотическая; социально-педагогическая; культурологическая; экономико-правовая. Куприянов Б.В.,Салина Е.А., Крылова Н. Г., Миновская О..В. Учреждение дополнительного образования детей как воспитательная организация.- Москва: ГОУ ЦРСДОД, 2003 г. – С. 22.

Убеждение, что дети — маленькие взрослые, привело к тому, что мы стали обучать их по взрослой методике. От простого к сложному, от части к целому. В основе же специфически детского сознания лежит образ, сложный, но цельный.

Так уж устроен ребенок: все он познает в игре, через создание второй реальности — текста, рисунка, скульптуры. Он постоянно изобретает, фантазирует. Каждый ребенок — это отдельный мир, со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь ' детям в обретении самих себя в мире и мира в себе — наша основная взрослая задача.

Искусство лечит. Это давно поняли те, кто всерьез думал о детях. Как и во взрослых, в детях есть и дурное, и доброе. Преодолевать дурное помогают родители, сказки, где постоянно присутствует мотив борьбы со злом, и собственное творчество. Творя, дети обдумывают мир, находят выход «темным страстям». Часто само содержание рисунков указывает на эти самые «темные страсти»: войны, битвы, танки, бабы-яги с кощеями бессмертными, взрывы, пожары. Иногда агрессивное, озлобленное состояние выражается в композиции рисунка и скульптуры, в отношениях цветов в живописи.

К 6—7 годам в рисунках детей появляются профильные изображения, люди со спины; прежде неподвижные уточки и лебеди склоняют пластилиновые шеи, пьют воду из пластилиновой лужи. Мир приходит в движение.

Метаморфозы, превращения теперь так занимают ребенка, что он, увлекшись изображением какого-то одного предмета, забывает о цельности всей композиции. Персонаж, многократно освоенный ребенком, заживает своей жизнью. Солнце, небо, цветы остаются на рисунках, но уже как фон, от которого освободиться мешает только привычка.

Графический сюжет, как и словесный, строится по хорошо усвоенной (из сказок), жестко структурированной схеме, где непременно наличие завязки, кульминации и развязки.

Теперь на рисунках все приходит в движение. Одушевленные и неодушевленные предметы становятся персонажами. Молоток гонится за гвоздем, еж убегает от телеграфного столба, приняв его за удава.

Если ребенок остановится на изображении персонажей, на рисовании комиксов — дело плохо. Так случается часто, поскольку высокий уровень изображения достигается им как раз к школе. В школе поначалу ребенка поощряют, ставят пятерки за «свободную тему». К концу первого класса, а иногда и первого полугодия ребенок приходит в тупик. Его способности эксплуатируются, но не развиваются. Он начинает повторяться. Тиражирует своих персонажей, пока ему не надоест рисовать вообще. Именно так случилось с сотнями моих талантливых учеников.

Чего не было в детстве, что через детство не прошло — того и нет в культуре. Детство не отравлено массово-усредненным взглядом на мир, и потому явления мас-культуры временны и преходящи. Детство не знает угодливости и фальши, — значит, не может быть долговечной культура, в основе которой эти качества.

«Я верю и исповедую, что в начале было детство, когда каждый из нас был гениален, — сказал Н. В. Кузьмин в одном из последних писем ко мне. — У вас есть своя собственная страна, которую вы обязаны возделывать».

И я следую его завету.

Макарова Б. Г. В начале было детство: Записки педагога. — М.: Педагогика, 1990. — 256 с

Декоративно-прикладное искусство— вид художественной деятельности по созданию предметов быта, соединяющих в себе эстетические и практические качества. Этот вид искусства отражает все многообразие человеческих потребностей.

Декоративно-прикладное творчество способствует художественному развитию детей, учит видеть красоту в реальной действительности, развивает фантазию и воображение, изобразительность и технические навыки, чувство композиционного равновесия и цветовой гармонии. Кроме того, декоративная работа развивает композиционное мышление, способствует овладению материалом, активному использованию цвета, фактурных средств.

Декоративно-прикладная деятельность отличается большим разнообразием художественных видов работ и техник: роспись гуашью, различные виды аппликации и печати, мозаика из цветной бумаги, из осколков стекла, фарфора, керамики, камешков: конструирование из бумаги, тканей, природного и подсобного материала, декоративная лепка из глины или пластилина с последующей росписью. Занятия декоративно-прикладной деятельностью требуют большого иллюстрированного материала для показа.

Обратимся к отдельным художественным техникам росписи по дереву и какие задачи они решают.

1. Декоративное рисование—работа в цвете на плоскости по воображению или на основе творческой переработки впечатлений от действительности.

Задача этого вида деятельности — развитие фантазии, чувства цветовой гармонии, ритма, композиции, умения оценивать роль взаимного расположения элементов, их согласованности по цвету, по величине, по форме.

Занятия декоративным рисованием отличаются большой свободой, раскованностью, импровизацией, изобретательностью. Выполняются они без предварительного рисования карандашом, сразу кистью.

Эти задания хороши тем, что при выполнении их почти все дети добиваются интересных результатов и получают удовлетворение от процесса рисования и от работы красками. Даже если ребенок обладает минимальными навыками изображения, то декоративные задания позволяют ему утвердиться в изобразительной деятельности. Эстетическое наслаждение процессом и продуктом творчества вселяет надежду на успех, способствует развитию интереса к занятиям изобразительным искусством.

Примерные задания по декоративному рисованию: орнаменты для закладки в книгу, для одежды, обоев; эскизы тарелок, сахарниц, дощечек; декоративные, панно, вазы и т. д.

Необходимо требовать от детей заполнять краской весь лист, не оставляя пустых не закрашенных мест. Следует приучать детей к крупному изображению, к использованию всей поверхности листа, и наоборот — отучать их от мелких рисунков в одном углу листа, когда вся остальная поверхность остается неиспользованной.

Желательно. Предлагать детям не только белую, но и цветную бумагу. Особое внимание следует уделить разнообразию форматов бумаги. Большой формат расковывает, дает большую свободу, смелость в работе кистью и красками. Малый формат позволяет увидеть всю работу в целом, скорее осуществить замысел, способствует развитию аккуратности и усовершенствованию мелких движений кисти руки. Не следует приучать к одному и тому же формату еще. И с той целью, чтобы не притуплять, а развивать композиционное отношение к листу, чтобы не вырабатывать стереотипов. Поэтому надо иметь на выбор разные форматы бумаги (большой, малый, квадратный, прямоугольный, круглый) и приучать детей самим выбирать формат в зависимости от их желания и замысла. Постепенно это научит детей осмысленно подходить к выбору формата и компоновке изображения.

Некоторые технические сведения о работе гуашью. Гуашь - наиболее доступный и любимый детьми младшего школьного возраста красочный материал. Гуашь легко ложится па бумагу, дает яркие, сочные цвета, что очень нравится младшим школьникам. Работать гуашью можно по белой и цветной бумаге или картоне беличьими кистями. Большое преимущество гуаши состоит в том, что ею можно работать, нанося один слой на другой, даже более светлый на более темный. Густота красочного слоя должна быть, как сметана. С самого начала надо приучать детей смешивать один цвет с другим для получения разных оттенков. Это удобно делать на белом блюде, кафельной плитке, отдельной белой бумажке (палитре) или в крышках от гуашевых баночек.

Работать гуашью следует смело, активно, крупными мазками, пятном, не бояться перекрывать один цвет другим.

Важно воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение ко всему, с чем они играют и трудятся. Это в полной мере относится и к художественным принадлежностям. Надо рассказать детям о правилах работы гуашью и напоминать им о них до тех пор, пока это не войдет в постоянную привычку. Речь идет о следующих правилах:

— не нажимать с большой силой на кисть;

— не тереть ею бумагу, поверхность которой от этого разрушается;

— следить, чтобы на кисти всегда была краска, не работать сухой кистью;

- для получения сложного, составного цвета 2-4

краски нужно смешать на палитре, при этом важно промывать кисть после каждой краски, чтобы не испачкать другую;

— нельзя грязной кистью макать в банку с краской, особенно после темной краски в светлую; особенно бережного обращения требуют белила;

— промывать кисть в банке с кодой надо вращательными движениями, не ударяя кистью о дно банки;

нельзя оставлять кисть в банке с водой; от этого конец кисти может деформироваться, и кистью неудобно будет работать;

— воду в банке нужно регулярно менять по мере загрязнения;

— для промачивания лишней воды на кисти нужно пользоваться тряпочкой.

Следует учить детей вести работу гуашью сразу кистью без предварительного рисунка карандашом. Однако отдельные задания со сложным сюжетом можно предварительно легко разметить карандашом, а потом приступать к работе.

2. Декоративная роспись—украшение поверхности плоских или объемных предметов узорами или сюжетными рисунками; выполняется гуашью или другими красками с помощью различных приемов кистевой росписи (заливкой по контуру, мазком, примакиванием и т. п.).

В декоративной росписи допустима творческая переработка элементов народного искусства. При этом обязателен показ образцов декоративного народного творчества: Городец, Мезенская, Полохов-Майдан, прялки, шкатулки, изразцы, разделочные доски, росписные тарелки, панно, вазы, лошадки и т. д.

И основе росписи лежит орнамент из геометрических и растительных форм (цветы, ягоды, листья), упрощенных фигурок человека, животных и птиц. Следует объяснить детям специфику декоративной росписи, которая заключается в том, что элементы природной формы (растительные и животные мотивы, фигура человека, предметы быта) необходимо художественно переработать в декоративно-орнаментальные: упростить природную форму, усилить цветовое звучание, ритмически чередовать элементы, использовать цветовые контрасты или нюансы, цветные контуры.

Можно сделать по-другому: на плотной бумаге вычертить контуры предмета и вырезать по контуру. Это могут сделать сами дети. Для заготовки используется плотная белая, черная или цветная бумага или картон. Поскольку детям сложно па первых порах ровно нарисовать и вырезать симметричную форму, то воспитатель может им помочь в этом и сам заготовить формы для росписи заранее, до занятий. Роспись рекомендуется выполнять сразу гуашью, без предварительного рисунка карандашом. Для шкатулок можно использовать картонные упаковочные коробки прямоугольной (из-под конфет, сахара) и цилиндрической (от зубного порошка) формы.

Волков И. П. В67 Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1982. — 144 с.

В процессе педагогического руководства детским декоративным творчеством на занятиях органично вписывается группа методических приёмов, которые находят применение и в работе с детьми кружка росписи по дереву: вопросно-ответная беседа о произведениях народного искусства; устное рисование, воссоздающее сюжет, который предстоит решать декоративными средствами; приёмы кистевой росписи. Использование элементов в декоративную композицию, и как средства познания форм действительности для декоративного обобщения.

Занятия кружка целесообразно проводить два раза в неделю, выделяя на каждое занятие по два часа.

Графические средства изображения информации широко используются во всех сферах жизни. Графические изображения характеризуются образностью, символичностью, компактностью, относительной лёгкостью прочтения. Именно эти качества графических изображений обуславливают их расширенное использование

На занятиях декоративным рисованием с первоклассниками педагог должен принимать во внимание успехи достигнутые первоклассниками в детских садах. На занятия декоративным рисованием необходимо активно привлекать произведения народного искусства, изучать приёмы кистевой росписи.

Беседа о народном декоративно-прикладном искусстве.

Программное содержание. Узнавать предметы, характерные для каждого промысла: Полохов-Майдан, Мезенская, Городецкие декоративные доски; характер орнамента, цветовую гамму, построение узора.

Методика проведения занятия. Воспитатель сообщает детям: «Открывается выставка красивых предметов, которые сделали народные мастера». Показываются заранее подготовленные изделия разных промыслов. Дети должны сказать, что им больше всего понравилось и почему.

В ходе беседы воспитатель подчеркивает характерные особенности мезенской росписи характерные цвета красный и чёрным оживка, Полохов-Майдан (на Желтоватом фоне — красочные крупные цветы), деревянных городецких досок цветные круги с применением тёмной и белой оживки геометрический орнамент – круги, сетка, полоски; геометрические полосы; орнамент в квадрате (Мезенская). Дети самостоятельно определяют предметы разных промыслов. В конце занятия воспитатель передает изделия детям и предлагает украсить ими групповую комнату.

У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.

Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Нередко вся подготовка к занятию возлагается на дежурных. Это неверно. В школе каждый ребенок должен сам готовить свое рабочее место, и важно, чтобы он к этому был приучен. Уже в детском саду необходимо развивать у каждого воспитанника трудовые навыки, приучать его начинать работу лишь тогда, когда все приготовлено, а по окончании все принадлежности убирать в определенное место, оставляя в порядке свой стол.

Декоративное рисование. Обучая детей составлять узоры. воспитатель обращает их внимание на освоение способов расположения узора в квадрате, кругу, розетке, на симметричное размещение элементов в узоре на силуэтах, изображающих различные предметы быта (посуда, одежда, вещи).

Составление узоров. На занятиях в подготовительной к школе группе воспитатель учит детей осваивать некоторые элементы узора, характерные для народных орнаментов и современного декоративного искусства. Дети составляют более сложные узоры на предметах разной формы на основе образцов декоративного искусства, как народного, так и современного (роспись по дереву, керамика, ткань, вышивка, кружево и пр.).

Освоение приемов украшения предметов быта дает возможность знакомить детей с различными вариантами узоров, которые характерны для того или иного изделия. Они быстро познают, для чего создается украшение (узор для платья маме, кукле, сестре на день рождения или узор для красивой шапочки, тюбетейки, платочка).

Воспитатель учит детей приемам сочетания в декоративной композиции разных материалов. Так, дети могут создавать рисунки на ткани (по типу декоративной росписи). Например, для участников хоровода нужно украсить фартучки декоративным узором. Воспитатель показывает, как можно быстро на слегка накрахмаленном материале нарисовать элементы узора или напечатать, используя готовую форму (клише из пенопласта, полистирола).

Детям показывают не только таблицы, образцы, рисунки с изображением произведений прикладного искусства, но и сами предметы искусства. Воспитатель стремится познакомить детей с различными промыслами, чтобы обратить их внимание на разнообразие материала: глина, береста, дерево, ткань, стекло, камень, металлы, папье-маше, кость и т. д. Это позволит развить у них вкус, научит сознательно отдавать предпочтение тому или иному материалу.

Каждый новый вид декоративного искусства предлагается в сравнении с уже известным; обучающиеся учатся сравнивать, анализировать, опираясь на известный им материал.

В течении обучения проводятся контрольные срезы, устанавливающие уровень усвоения детьми декоративно-прикладного творчества. Цель кружкового объединения: поиск эффективных способов развития графических навыков у детей младшего школьного возраста в росписи по дереву.

Рассмотрим развитие графических методов на примерах росписи Городца, Полхов-Майдана, Мезенской росписи по дереву.

Красочный, мажорный мир народного искусства близок и понятен ребёнку. Для преподавателя ведущий занятия декоративного рисунка с младшими школьниками, эмоциональный настрой детей очень важен.

Емкое содержание и своеобразное отражение действительности, яркий и выразительный язык народного творчества помогает учителю сделать процесс развитие графических навыков у детей увлекательным и интересным с первых же занятий декоративным рисованием.

Городец — центр народного художественного промысла. Роспись выполняется масляными красками по текстуре дерева и по цветному фону.

Упругие ветки и букеты, составленные из ярких декоративных цветов, придают этим вещам неповторимый облик. Мастер наносит легкие, уверенные мазки, не прибегая к подробному контуру.

Вся композиция узора строится кистью. Приемы декоративной разделки цветов — розанов и купавок — отрабатывались в течение многих десятилетий.

Интересно разобрать приемы, с помощью которых народный мастер быстро и уверенно наносит цветочный узор. Розан и купавка отражают самые главные признаки, присущие многим цветковым растениям, — венчик из лепестков, ярко выраженный центр цветка и т. д. Несколькими уверенными круговыми движениями кисти мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Яркие и плотные по цвету, эти разноцветные круги быстро наносятся на поверхность украшаемого предмета таким образом, что сразу становится ясным замысел цветочной росписи. Круги для розана делаются побольше, для купавки— поменьше. Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называют подмалевком или замалевком. Уже на этой стадии видны характерные для городецкой росписи цвета, обычно составленные из двух красок. Одна из них— красная, оранжевая или синяя, другая— белила. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок. Следующий этап — определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка. У купавки он смещается влево или вправо; обычно он заполняется чистой краской, без белил. Особую прелесть цветам придают лепестки, выполненные полукруглыми дужками. Чтобы получить дужку красивой формы, ее начинают прописывать кончиком кисти, почти не нажимая на нее, затем сильным нажимом (он приходится на середину дужки), и заканчивается контур опять без нажима. Мастер держит кисть перпендикулярно расписываемой поверхности. Цвет дужек совпадает с цветом центра каждого вида цветочного узора. После прописывания дужек-лепестков цветы преобразились: поверх первоначального силуэта цветного круга обозначился ажурный венчик розана и купавки.

Завершающий этап росписи — оживка, или линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще всего белилами. Белые штрихи и точки как будто освещают цветы, придают особую выразительность ритму лепестков, заставляют празднично сиять весь рисунок.

С помощью элементарных средств декоративного решения: силуэта, линии и ритма — достигается эстетическая значимость изделия, выполненного из простого материала.

В методических рекомендациях я привела примерный цикл уроков с использованием Городецкого цветочного узора. Задания постепенно усложняются. Сначала дается упражнение на выполнение отдельных элементов цветочного мотива, затем предлагается выполнить простейший узор в полосе, предназначенный для спинки стула, и, наконец, сделать эскиз узора в форме прямоугольника для крышки стола или скатерти. Усложняется ритм элементов, увеличивается их количество. Вводится новый изобразительный элемент в декоративный рисунок— листочек. Нужно показать детям, как движением кисти можно добиться овальной формы листка, как определить место оживки черным штрихом. Следует обратить внимание на цвет листьев — зеленая краска не просто переносится с палитры на листья в узоре. В городецкой росписи листья намного темнее и теплее по цвету, чем розаны и купавки. Для этого следует смешивать зеленую краску с охрой и добавлять еще чуть коричневой.

Роспись, которая родилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой – так велико её своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходиться без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной.

Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность.

Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта.

Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием синих, красных, белых и черных цветов. В наши дни мастера перешли на масляную краску, сильно расширили цветовую гамму, и уже не расписывают донца прялок, но технология росписи осталась такой же как и много лет тому назад и те же образы и мотивы присутствуют в их работах. Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия. Это —декоративные панно, ларцы, шкатулки, разнообразные комплекты для кухни: шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, наборы поставков, а также игрушки, детская мебель. Люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия городецких мастеров и украшают ими свой дом.

Задания строятся так, чтобы даже на первой стадии знакомства учащихся с приемами народной росписи не было прямого подражания.

Полхов-Майданская роспись — центр народного художественного промысла. При изучении полхов-майданской росписи открывается своеобразный мир народного искусства. Деревянные точеные грибы, матрешки, копилки, свистульки, солонки сплошь покрывает яркая, буйная, плотная роспись из крупных цветов и листьев вперемежку с гроздьями ягод смородины и винограда. Встречаются в росписи и сельские пейзажи, птицы и животные.

Самобытная система художественного письма сложилась в Полховском Майдане сравнительно недавно, с начала 30-х годов, когда красильщицы — так здесь называют мастериц, которые расписывают токарную форму изделий, — стали пользоваться анилиновыми красками. Краски выбирают яркие — алую, желтую, синюю, фиолетовую, применяют и черную тушь. В росписи преобладают чистые, локальные тона. Смешивая желтую с синей, получают насыщенный зеленый цвет, алая с желтой дают красный.

Особую прелесть и завершенность росписи придает умелое использование приемов лессировки (наложение одного прозрачного цветового слоя на другой). Этот прием особенно наглядно виден в самой известной и самобытной росписи — цветы с наводкой. Изделие предварительно грунтуют несколько раз белым крахмалом, чтобы краску «не тянуло дерево». Нанесенные на белую поверхность грунта жидко разведенные краски звучат особенно интенсивно: белый грунт, просвечивая сквозь красочный слой, как бы освещает их. Очень часто майданцы применяют наложение на желтый цвет. Именно этот цвет, покрывая все изделие, служит как бы фоном— полем, как говорят мастерицы. Дополнительные цвета— синий и оранжевый, желтый и фиолетовый, красный и зеленый, противопоставленные друг другу по спектральному кругу, создают наибольший цветовой контраст, что во всю силу и эксплуатируют майданские красильщицы, придя к закону эмпирически, в процессе своей художественной практики. Яркий, как бы светящийся изнутри красно-желтый или красно-розовый цветок положен на сверкающие яркой зеленью листья. Берега из зеленого или красного переходят в ярко-желтый, чтобы соприкоснуться вплотную с синей гладью воды.

Наложение других цветов по полю осуществляется неровными свободными мазками. На иллюстрации этот прием виден в исполнении цветка и птички. Алая краска, положенная неровными мазками, создает впечатление сияющего венчика лепестков, которые переливаются от алого к желтому в центре цветка. Яблочко написано ярко-красным около листиков и желтым на макушке.

В последние годы в росписи Полховского Майдана все большее место занимают приемы скорого письма кистью, без предварительного рисунка — так называемое пестрение.

Колорит майданских изделий, особая манера народного письма, создающаяся буквально на глазах за последние десятилетия, привлекают многих искусствоведов, стремящихся определить художественно-историческую ценность этого родника народного творчества.

В народе с яркими красками всегда связывались представление о празднике. Только внимательно присмотревшись к майданской росписи с удивлением понимаешь, что красок не так уж много: красная, синяя, жёлтая и ещё чернильно-фиолетовая, а остальные цвета получились путём смешения исходных красок. Случайно или специально, но все цвета связаны между собой; подобраны таким образом, что усиливают яркость друг друга. Если зелёный поставить рядом с красным, то каждый зазвучит ещё ярче. Так же сияют рядом синий и жёлтый. Порой кажется, будто бы краски светяться изнутри, как витраж.

В ярких красках раскрывается мироощущение деревенских живописцев, простодушное восхищение деревенских живописцев, простодушное восхищение жизнью. Все на картине бесхитростно и красиво – домик жёлтый, крыша красная, трава зелёная, река синяя.

Современная полхов – майданская роспись необычайно яркая, чистая, непосредственная, а чём-то близкая детскому рисунку и детскому восприятию.

Майданские образы не копируют настоящие. Они создают свой особый мир. И не форму, а душу этого особого мира стараются передать мастера.

После упражнения, в котором дети познают приемы полхов-майданской росписи, можно рекомендовать использовать впечатления от изделий майданцев для самостоятельной работы первоклассников над композицией узора, украшающего тарелочку или круглую салфетку, при этом учитель должен объяснить особенности узора в круге, который компонуется иначе, чем в полосе или квадрате.

Например, полхов-майданские яблоки – это не обычная плодово-ягодная культура, а символ изобилия. Таких плодов не бывает. Где вы видели ягоды, которые намного больше самого дома, в палисаднике которого они растут? Самое интересное, что яблоки в Полхов-Майдане не растут вовсе. Тут невольно вспомнишь русскую народную сказку о золотых молодильных яблоках.

Жизнь сильно меняется, особенно в наше бурное время. Но несмотря ни на что люди по-прежнему покупают изделия майданских мастеров. Ими украшают квартиры, кухни; в поставцах и солонках хранят различные сыпучие продукты; игрушки и свистульки до сих пор вызывают неподдельный восторг не только у детей, но и у взрослых. Полхов-Майданская роспись – это живая ветвъ на могучем стволе русского народного искусства, продолжающая расти и радовать нас.

Мезенская роспись – известность мезенской росписи дало село Палащелье Мезенского (Лешуконского) района Архангельской области, поэтому её ещё называют и палащельской. Происхождение росписи довольно загадочно, даже местные жители не могут вспомнить, когда и с чего она пошла. Такие известные исследователи и знатоки крестьянского искусства, как Воронов, Рыбаков, Круглова, Жегалова, Арбат, Миловский, высказывают разные версии.мастера были разные.

Палащельцы расписывали короба, сундучки, лукошки, рамы и интерьеры дома.

Частично эту роспись приняли коми-заряне. Исследователи этой росписи расшифровывают её с точки зрения аграрной символики, угадывая в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни, в «уточке» и «коне»- знаки закатного и восходящего солнца. Кстати сказать, за этими животными в народном представление устойчиво сохраняется связь с солнцем: утицы-солоницы (соль-солнце),конь-огонь. Фигурка как коня так и «уточки» (по местному «курицы») украшали крыши изб, даже и теперь бытуют на Мезене поговорка: «Курицы и конь на крыше – в доме тише».

Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» имеет в составе своей коллекции около полутора сотен музейных предметов с мезенской росписью. Свыше ста из них – прялки, а остальные представлены коробами для хранения одежды и расписными хлебцами.

Мезенские (палащельские) прялки имеют длинную ножку в виде четырехгранного столбика и небольшую, срезанную по нижним углам лопастку с городками. Боковые рёбра лопасти вырезаны зубчиками.

Для росписи мезенские мастера приняли всего два цвета: красный – охру, добытую из береговой глины, чёрный – сажу, смешанную с раствором лиственничной смолы.

Работали глухариным пером или заостренной палочкой и кистью-«тиской», нередко из пряди собственных волос. Рисунок покрывали олифой. При высы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...