Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основания и виды ответственности за нарушения требования заповедного дела.

Основной целью создания объектов ПЗФ как особо охраняемых территорий является сохранение биологического ландшафтного разнообразия. Общественные отношения, которые возникают в связи с использованием и охраной территорий и объектов ПЗФ, урегулированы действующим законодательством. В тоже время, важное значение в урегулировании указанных отношений имеет утвержденная Постановлением ВР Украины от 22.09.1994 г. Программа перспективного развития заповедного дела в Украине. Также важны указы Президента Украины «О мерах по дальнейшему развитию ПЗФ» от 23.05.2005 г. и «О неотложных мерах по обеспечению соблюдения законодательства в пределах территорий и объектов ПЗФ»

от 11.11.2004 г. Названными документами предусмотрено разрешение следующих основных задач в становлении и развитии заповедного дела в стране:

-определение стратегии и развития заповедного дела;

-оптимизация сети природных и биосферных заповедников, национальных природных парков;

-активизация научных исследований на основе заповедных территорий.

Административная ответственность:

Административная ответственность за нарушения в области заповедного дела предусмотрены в Кодексе Украины об административных правонарушениях (КоАП), который содержит специальную главу 7, в которой предусмотрены административные правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов (ст. ст. 52 - 91).

Административная ответственность является оперативным средством воздействия на правонарушителей, совершающих общественно вредные поступки в области заповедного дела. В подавляющем большинстве случаев ответственность применяется в административном порядке и для ее возложения не требуется определение размера труда. Рассматривать административные правонарушения и налагать административные взыскания имеют право:

-главный государственный инспектор Украины по охране окружающей природной среды и его заместители,

-главные государственные инспекторы по охране окружающей природной среды Автономной республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и их заместители,

-главные государственные инспекторы по охране окружающей природной среды Черного, Азовского морей и их заместители, старшие государственные инспекторы и государственные инспекторы по охране окружающей природной среды.

Административная ответственность, как правило, бывает связана с применением уполномоченными органами и должностными лицами административных взысканий к субъектам, виновным в совершении административного проступка в области заповедного дела. Эта ответственность является оперативным средством влияния на правонарушителей, т. к. применяется в административном, иногда судебном порядке и для ее применения не нужны подсчеты убытков. Она налагается на виновных лиц только за те проступки, которые не являются общественно опасными и предусмотрены действующим административным законодательством. Административные меры влияния на правонарушителей стимулируют соблюдения ими природоохранных требований и правил.

В соответствии с административным законодательством за совершение правонарушения в области заповедного дела применяются следующие виды взысканий: штраф, предупреждение, конфискация предметов, которые были орудием правонарушения или непосредственными объектами правонарушения, лишение права вести деятельность, связанную с некоторыми видами эксплуатации природных ресурсов и охраны природы.

Уголовная ответственность:

Уголовная ответственность — один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления.

Уголовная ответственность является формой негативной реакции общества на противоправное поведение и заключается в применении к лицу, совершившему преступление, физических, имущественных и моральных лишений, призванных предотвратить совершение новых преступлений[2].

Выделяют регулятивную, превентивную, карательную, восстановительную и воспитательную функции уголовной ответственности. Регулятивная функция направлена на формирование поведения граждан и организаций, на определение границы между правомерным и преступным. Суть превентивной функции заключается в предупреждении совершения преступлений как самим лицом, которое подвергается уголовной ответственности (частная превенция), так и другими участниками общественных отношений (например, за счёт создания впечатления о неотвратимости наступления ответственности как результата определённых действий). Карательная функция предполагает наложение на субъекта, несущего ответственность, неблагоприятных для него ограничений его прав и свобод. Воспитательная функция связана с формированием у лица убеждения о недопустимости совершения действий, влекущих уголовную ответственность; она тесно соприкасается с превентивной. Восстановительная функция направлена на достижения цели реставрации нарушенных преступлением общественных отношений, восстановление общественного спокойствия, которое было поколеблено совершением преступления.

Гражданско-правовая ответственность:

Гражданско-правовая ответственность может быть применена вместе с другими видами юридической ответственности. Это обстоятельство объясняется тем, что мероприятия ответственности в случае применения дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за своей юридической природой являются мероприятиями взыскания, а не возмещения ущерба, хотя во многих случаях эти взыскания имеют имущественный характер (лишение премии, штраф, конфискация).

Лица, которые в результате нарушения экологического законодательства причинили вред, должны ее возместить в полном объеме независимо от того, были ли их действия (бездеятельность) преднамеренными или неосторожными. Исключение составляют случаи, когда вред нанесенный физическим или юридическим лицом, деятельность которых связана с повышенной опасностью для ПЗФ. Лица, которые владеют источниками повышенной экологической опасности, обязаны компенсировать причиненный вред физическим и юридическим лицам, если не докажут, что вред возник в результате стихийных природных явлений или преднамеренных действий потерпевших (ст. 1187 ГК Украины, часть вторая ст. 69 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды»). В этом случае ответственность наступает независимо от наличия вины, при условии, если нарушитель не докажет, что вред возник в результате непреодолимой силы или умысла потерпевшего лица.

Действующее законодательство предусматривает судебный и внесудебный порядок возмещения экологического ущерба. Этот долг может быть выполнен на основании решения суда (общей юрисдикции или хозяйственного).

В сфере нарушения законодательства о ПЗФ могут быть приняты такие меры как:

1. Взимание штрафов;

2. Конфискация орудий и средств совершения нарушений. К ним относятся орудия отлова и отстрела, средства добычи и приспособления сбора, технические средства и специальные орудия;

3. Лишение права заниматься деятельностью связанных с использованием объектов природы ПЗФ;

4. Изъятие незаконно добытых природных ресурсов. В случае безвозмездного изъятия природных ресурсов все вырученные средства направляются в государственные и местные фонды охраны окружающей природной среды;

5. Применение административных взысканий к нарушителю.

Дисциплинарная ответственность:

Дисциплинарная ответственность применяется в отношении должностных лиц, работников и служащих за невыполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, повлекшее нанесение вреда природе, и предусматривает наложение дисциплинарных взысканий в соответствии с трудовым законодательством.

Сущность этого вида юридической ответственности заключается в наложении работодателем (владельцем предприятия или уполномоченным им органом) на работника дисциплинарных взысканий. Также может взыскиваться на лица, виновные в невыполнении или неподобающем выполнении своих трудовых обязанностей, связанных с осуществлением природоохранных мероприятий, при условии, что соответствующие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным между работником и владельцем предприятия, учреждения, организации (уполномоченным им органом).

В статье 68 Закона Украины «Об охране окружающей естественной среды» перечисленны основания такой ответственности. Ими является: нарушение прав граждан на экологически безопасную окружающую естественную среду; нарушение норм экологической безопасности; нарушение требований законодательства Украины при проведении экологической экспертизы, в том числе представление заведомо неправдивого экспертного вывода; невыполнение требований государственной экологической экспертизы; финансирование, строительство и внедрение, в производство новых технологий и оборудование без позитивного вывода государственной экологической экспертизы; нарушение экологических требований при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, введении в действие, эксплуатации и ликвидации предприятий, сооружений, передвижных средств и других объектов; допущения сверхнормативных, аварийных и залповых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и других вредных влияний на окружающую естественную среду; превышение лимитов и нарушение других требований использования природных ресурсов; самовольное специальное использование природных ресурсов; нарушение сроков внесения собраний за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей естественной среды; неупотребление мероприятий по предотвращению и ликвидации экологических последствий аварий и другого вредного влияния на окружающую естественную среду; невыполнение распоряжений органов, которые осуществляют государственный контроль в отрасли охраны окружающей естественной среды, и совершения сопротивления, их представителям; нарушение природоохранных требований при хранении, транспортировке, использовании, обезвреживании и захоронении химических средств защиты растений, минеральных удобрений, токсичных радиоактивных веществ и отходов; невыполнение требований охраны территорий и объектов естественно заповедного фонда и других территорий, которые подлежат особенной охране, видов животных и растений, занесенных к Красной книге Украины; отказ от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей естественной среды, а также об источниках загрязнения, укрывательства случаев аварийного загрязнения окружающей естественной среды, или фальсификация сведений о состоянии экологической обстановки или заболеваемости населения; унижение чести и достоинства работников, которые осуществляют контроль в отрасли охраны окружающей естественной среды, посягательства, на их жизнь и здоровье.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...