Требования к эксплуатации систем водоподготовки бассейнов
10.1 Общие положения 10.1.1 Основная задача эксплуатации системы водоподготовки - обеспечение на должном уровне санитарно-гигиенической надежности воды бассейна при условии строгого соблюдения режимов и параметров выбранной технологии водоподготовки. 10.1.2 Для предупреждения распространения инфекций необходимо как обеспечение чистоты воды бассейна, так и соблюдение санитарного режима эксплуатации бассейна и вспомогательных помещений, а также принятие посетителями мер личной гигиены. Задача эксплуатации систем водоподготовки бассейнов, следовательно, состоит не только в том, чтобы обеспечивать поступление в бассейн воды надлежащего качества, но и в том, чтобы непрерывно сохранять и поддерживать ее в ванне на требуемом уровне, прогнозируя и, по возможности, сводя к минимуму поступление загрязнений из внешней среды - как с посетителями, так и непосредственно из помещения бассейна (из окон, с обходных дорожек) и вспомогательных помещений. Таким образом, надежность и эффективность работы системы водоподготовки напрямую зависит от того, в какой мере соблюдены правила, режимы и условия эксплуатации сооружения бассейна (аквапарка) в целом. 10.1.3 В связи с этим, согласно требованиям соответствующих нормативных документов, в том числе настоящего стандарта, следует обеспечивать строгое соблюдение: а) надлежащих санитарно-гигиенических условий функционирования бассейна; б) выбранной технологии водоподготовки (в том числе заданной допустимой нагрузки, времени водообмена и т.п.); в) условий бесперебойной, четкой и согласованной работы оборудования и приборов системы водоподготовки, а также - осуществления регулярного контроля автоматизированных процессов и качества воды.
10.2 Требования к материалам, оборудованию и документации 10.2.1 Всю продукцию, оборудование, материалы (в том числе и для загрузки фильтров), а также реагенты следует применять в практике эксплуатации бассейна только при наличии гигиенического заключения на продукцию и сертификатов соответствия. 10.2.2 Все измерения в химической лаборатории (если таковая имеется) следует проводить в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками, перечень которых приведен в ГОСТ Р 51232. 10.2.3 Используемые оборудование и средства измерений должны быть адекватны контрольным функциям. 10.2.4 Закупку испытательного, измерительного оборудования и средств измерений следует проводить только при наличии сертификатов соответствия при условии их регистрации в Государственном реестре средств измерений. 10.2.5 Для обеспечения эффективной работы системы водоподготовки должна быть в наличии техническая, эксплуатационная и исполнительная документация, в том числе рабочая документация: рабочие инструкции, технологические карты, памятки, журналы, протоколы проверок и т.п. 10.2.6 В соответствии с требованиями и рекомендациями настоящего стандарта (см. приложения Г, Д) работу системы водоподготовки при эксплуатации учитывают путем заполнения режимных карт и регулярных записей в журналах: а) эксплуатации, в которых ежедневно регистрируют количество израсходованных реагентов и их дозы; периодичность промывок фильтров, время и расход воды на промывку; сведения о чистке бассейнов; перечень оборудования, находящегося в работе, очистке, ремонте и т.д.; б) анализов, в которые ежедневно вносят результаты определения состава исходной воды, воды в ванне бассейна, а также воды на отдельных стадиях ее подготовки; в) складском, в котором ведут записи о поступлении и расходовании реагентов и других материалов, хранящихся на складах системы водоподготовки.
10.2.7 В дополнение к указанному перечню документов система водоподготовки должна быть обеспечена технологической схемой водоподготовки. 10.3 Инструкции по эксплуатации 10.3.1 Эксплуатацию сооружений, оборудования и коммуникаций системы водоподготовки осуществляют в соответствии с должностными и эксплуатационными инструкциями, разрабатываемыми на основе настоящего стандарта, эксплуатационных документов, паспортов и инструкций заводов-изготовителей с учетом местных условий. 10.3.2 Инструкции должны быть составлены специализированной пусконаладочной организацией, утверждены администрацией эксплуатирующей организации, внесены в журнал инструктажа и выданы под расписку лицам, для которых знание данных инструкций и прохождение проверочных испытаний по ним обязательны. 10.3.3 В инструкциях должны быть определены: а) права, обязанности и ответственность эксплуатирующего персонала; б) назначение инструкции и перечень нормативных документов, использованных при ее составлении; в) стадии (этапы) процесса водоподготовки, а также дано описание технологического процесса в целом; г) перечень точек отбора проб воды (дано описание схемы отбора проб), временной график, объем и описание методов химического контроля проб (ручного и автоматизированного); д) допустимый интервал значений показателей качества исходной воды в соответствии с санитарными правилами и нормами [8], [9], с учетом рекомендаций настоящего стандарта и пусконаладочной организации; е) нормативные требования к качеству подготовленной воды и воды в ванне бассейна; ж) сведения о технических параметрах и описание оборудования системы водоподготовки; и) последовательность операций по пуску, включению в работу и остановке оборудования; ГАРАНТ: Нумерация приводится в соответствии с источником к) порядок технологического контроля работы системы водоподготовки; л) перечень возможных неполадок в работе и способы их устранения; м) порядок обслуживания сооружений, оборудования, коммуникаций и средств контроля и автоматизации в эксплуатационном режиме и при возможных нарушениях нормальной работы;
н) порядок и сроки проведения осмотров, ревизий и ремонтов сооружений и оборудования; п) меры по предупреждению аварий, а также действия персонала при их возникновении и ликвидации последствий; р) меры по технике безопасности; с) персональная ответственность за выполнение операций, предусмотренных должностными инструкциями, а также инструкциями по обслуживанию и ремонту оборудования. В приложении к инструкции должны быть приведены: а) характеристики используемых материалов и реагентов (паспорта, сертификаты); б) нормы расхода реагентов и материалов (в день, в месяц, в квартал, в год); в) спецификация (экспликация) основного технологического оборудования, технических устройств и аксессуаров; г) чертеж технологической схемы процесса водоподготовки. 10.3.4 Инструкции следует пересматривать по мере изменения условий и режимов эксплуатации, схем, технологии и оборудования, а также при внесении изменений в соответствующие нормативные документы. 10.4 Этапы сдачи-приемки системы водоподготовки в эксплуатацию 10.4.1 Общие положения 10.4.1.1 Сдаче системы водоподготовки в эксплуатацию предшествует этап пусконаладочных работ и временной эксплуатации. 10.4.1.2 Ввод во временную эксплуатацию оформляют соответствующим актом. В процессе осуществления пусконаладочных работ и временной эксплуатации необходимо: а) проверить готовность специалистов к производственному и технологическому контролю; б) провести инструктаж эксплуатирующего персонала о целях и задачах временной эксплуатации и технике безопасности при ее осуществлении; в) нанести краской хорошо видимые порядковые номера (или повесить таблички) на управляемые элементы оборудования (задвижки, затворы, агрегаты и т.п.) соответственно инвентаризационным номерам по исполнительной документации; г) провести технологическую наладку системы водоподготовки: 1) отработать заданные проектом эксплуатационные режимы; 2) уточнить дозы применяемых реагентов; 3) провести испытания системы водоподготовки на проектную производительность;
4) выявить и устранить недостатки в работе технологического оборудования и коммуникаций, запорно-регулирующего оборудования и средств контроля и автоматизации. 10.4.1.3 Для проведения пусконаладочных работ рекомендуется привлекать специализированные пусконаладочные организации. Представители организации, осуществляющей пусконаладочные работы, используя инструкции по эксплуатации, чертежи оборудования и другую необходимую документацию, должны провести соответствующий инструктаж обслуживающего персонала.
Примечание - Присутствие посетителей в ванне бассейна в период пробной (временной) эксплуатации недопустимо.
10.4.2 Порядок сдачи-приемки работ 10.4.2.1 Законченные строительством и подлежащие приемке в эксплуатацию сооружения должны быть выполнены по утвержденному проекту, утвержденным изменениям и дополнениям к нему. 10.4.2.2 Приемку системы водоподготовки в постоянную эксплуатацию осуществляют после завершения временной эксплуатации, проведения всесторонних комплексных испытаний и выведения системы водоподготовки на нормальный эксплуатационный режим с достижением проектной производительности и эффективности. 10.4.2.3 Приемка в эксплуатацию должна быть проведена приемочной комиссией в соответствии с [28]. Строительно-монтажная и пусконаладочная организации обязаны предоставить приемочной комиссии пакет документов согласно перечню [см. Е.1 (приложение Е)]. 10.4.2.4 С момента подписания акта приемочной комиссией систему водоподготовки считают введенной в постоянную эксплуатацию.
Примечание - В службе эксплуатации должны храниться документы и материалы согласно Е.2 - Е.4 (приложение Е).
10.5 Требования к режимам и условиям проведения пусконаладочных работ и ввода системы водоподготовки в эксплуатацию 10.5.1 Общие положения 10.5.1.1 Перед началом пусконаладочных работ и запуска во временную эксплуатацию бассейна и систем циркуляции и водоподготовки (после завершения монтажных/ремонтных работ или длительного простоя бассейна и оборудования) необходимо провести соответствующую подготовку сооружений, коммуникаций и оборудования. Для этого следует: а) выполнить ревизию префильтров (удалить возможные загрязнения, промыть), напорных песчаных и сорбционных фильтров (проверить состояние внутренних патрубков, количество и качество материала для загрузки), насосов, арматуры, приборов и электротехнических устройств; б) провести очистку, санитарную обработку и дезинфекцию балансного резервуара, фильтров, трубопроводов, префильтров насосов, ванны бассейна, системы перелива и обходных дорожек согласно рекомендациям настоящего стандарта [см. Ж.1 (приложение Ж)];
в) провести загрузку фильтров и подготовку их к работе согласно рекомендациям настоящего стандарта [см. Ж.2 (приложение Ж)].
Примечания 1 При санитарной обработке ванны необходимо провести генеральную уборку всего помещения бассейна (аквапарка) с последующей дезинфекцией, используя только те реагенты и препараты, которые входят в перечень материалов и реагентов [37] и приведены в санитарных правилах и нормах [11], рекомендациях по обеззараживанию [38], а также в В2 - В.3 (приложение В). 2 Для чистки и мытья ванны бассейна, переливных лотков, обходных дорожек, а также стен и окон зала бассейна, во избежание снижения качества воды, кольматирования фильтрующей и отравления сорбирующей загрузки, категорически не следует применять моющие средства (в том числе и с обеззараживающим эффектом), содержащие поверхностно-активные вещества. 3 До проведения дезинфекции бассейна и системы водоподготовки должен быть решен и согласован с местным органом управления использованием и охраной водного фонда вопрос о месте, порядке и режиме выпуска хлорной воды или других дезинфицирующих растворов в водный объект или на прилегающие территории. При невозможности отвода в водный объект или на прилегающие территории обеззараживающие растворы должны быть предварительно нейтрализованы согласно инструкции по контролю за обеззараживанием [40] (раздел 16).
10.5.1.2 Качество дезинфекции сооружений и оборудования системы водоподготовки должно быть подтверждено соответствующим актом. 10.5.1.3 В целях обеспечения длительной и бесперебойной работы оборудования системы водоподготовки и собственно бассейна, а также своевременного и с надлежащим качеством обслуживания и ремонта системы водоподготовки в гарантийный и постгарантийный периоды для запуска в работу оборудования системы водоподготовки (установок/систем дозирования реагентов и контроля качества воды, УФ-обеззараживания, озонирования и т.п.) необходимо провести комплекс подготовительных и профилактических работ, а также их проверку и пусконаладку по специальной программе с обязательным привлечением специалистов, имеющих соответствующую квалификацию и опыт наладки систем водоподготовки. 10.5.2 Первоначальное заполнение бассейна, запуск систем циркуляции и водоподготовки 10.5.2.1 Поскольку исходная вода без дополнительной обработки не может сохранить свой бактерицидный эффект и обеспечить надлежащую санитарно-эпидемиологическую обстановку в ванне в течение всего времени заполнения бассейна, в ванну, уже с первыми порциями воды, следует добавлять хлорсодержащий реагент из расчета того, чтобы к окончанию заполнения его концентрация в воде составляла не менее 2 по активному хлору. Значение рН воды в процессе заполнения следует поддерживать в интервале 7,2-7,6, а для эффективной очистки воды следует добавлять флокулянт из расчета 2 - 5 воды в ванне (в зависимости от мутности и цветности исходной воды).
Примечание - Если заполнение бассейна происходит дольше, чем 24 ч, необходимо обеспечить циркуляцию воды в ванне по временной схеме (см. 8.2.2.3).
10.5.2.2 Систему циркуляции включают в работу после окончания заполнения ванны водой и начала процесса перелива. 10.5.2.3 Перед тем как вводить в эксплуатацию следующие этапы системы водоподготовки, необходимо, чтобы вода должным образом осветлилась в течение времени, кратного нескольким циклам водообмена (см. таблицу 1), а концентрация остаточного хлора снизилась до нормируемого уровня (см. таблицу 2). 10.5.2.4 Вводить в работу систему контроля качества воды и дозирования реагентов следует только после фильтрования воды в течение двух-трех циклов водообмена.
Примечание - Предварительно следует проверить наличие химических реагентов в баках с рабочими растворами и, при необходимости, дополнить их.
10.5.2.5 Систему озонирования/УФ-обеззараживания следует вводить в работу не ранее чем через 6 - 8 циклов водообмена, когда прозрачность воды обеспечит визуальный просмотр всего дна ванны.
Примечание - Воду на сорбционные фильтры следует подавать только после включения в работу системы озонирования и стабилизации требуемого уровня содержания озона в воде, поступающей на эти фильтры (см. 9.6.3.4).
10.6 Производственный контроль при эксплуатации системы водоподготовки 10.6.1 Общие положения а) Производственный контроль должен быть организован на всех этапах и стадиях обработки воды. Систематический анализ результатов производственного контроля должен быть направлен на своевременное обнаружение нарушений в технологии водоподготовки, а также на эффективность работы системы водоподготовки в целом. б) В зависимости от производительности системы водоподготовки и степени сложности применяемой технологии обработки воды для производственного контроля рекомендуется организовать физико-химическую, микробиологическую и технологическую лаборатории, а также отдел контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации (КИП и А). в) При невозможности организации производственного контроля по перечисленным показателям исследования проводят на договорной основе в аккредитованных лабораториях. г) Объем и график работы производственного контроля должен быть определен с учетом местных условий и утвержден руководителем эксплуатирующей организации. д) При организации производственного контроля следует руководствоваться указаниями ГОСТ Р 51232. е) Производственный контроль проводят с применением средств измерений на основе методик и определений согласно ГОСТ 4192, ГОСТ 18190, ГОСТ Р 51232, ГОСТ Р 52407, ГОСТ Р 52769, рекомендаций по обеззараживанию [38] и инструкции по контролю за обеззараживанием [40] по соответствующей рабочей программе. 10.6.2 Контроль качества воды 10.6.2.1 Контроль качества воды необходимо осуществлять на основании рабочей программы производственного контроля качества воды. Отбор, консервацию, хранение и транспортирование проб воды для анализа следует выполнять согласно ГОСТ Р 51232, ГОСТ Р 51592 и ГОСТ Р 51593. 10.6.2.2 Контроль качества воды по микробиологическим и паразитологическим показателям (а также смывов с поверхностей) необходимо проводить согласно требованиям санитарных правил [2], в местах отбора проб и с периодичностью, установленной в санитарных правилах и нормах [11] (пункты 5.3.2 - 5.3.3, 5.3.6). 10.6.2.3 Контроль качества воды по физико-химическим и органолептическим показателям осуществляют по следующему графику: а) один раз в сутки - запах, прозрачность (по кресту); б) два раза в сутки - хлор, рН, температура; в) один раз в месяц - щелочность, общая жесткость, общее железо, окисляемость; г) один раз в квартал - полный химический анализ (приложения Г, Д). 10.6.2.4 Ежедневно, в начале и в конце работы бассейна, определяют химическими (физико-химическими) методами содержание в воде бассейна свободного (общего) хлора и рН. Содержание свободного (общего) хлора и рН сравнивают с показаниями приборов непрерывного контроля качества воды. При отклонениях измерительные и регулирующие приборы калибруют и заново сравнивают показания.
Примечания 1 Необходимо также периодически контролировать температуру воды в ванне бассейна. 2 Все результаты измерений необходимо вносить в таблицу соответствующей режимной карты.
10.6.3 Приборный контроль 10.6.3.1 Приборному контролю и регистрации подлежат: а) расход воды: 1) поступающей в систему водоподготовки, 2) на технологические нужды (на промывку сооружений, на приготовление растворов реагентов и др.); б) потери напора - в фильтрах; в) уровень: 1) воды - в балансном резервуаре, 2) растворов химических реагентов - в баках для дозирования. 10.6.3.2 Все контрольное измерительное и испытательное оборудование (приборы) следует использовать таким образом, чтобы обеспечить уверенность в том, что погрешность измерения известна и адекватна назначению требуемых измерений. 10.6.3.3 Все приборы должны быть поверены в сроки, указанные в их технических паспортах, организацией, имеющей аккредитацию на деятельность соответствующего вида. 10.7 Требования к эксплуатации фильтров 10.7.1 Осветлительные фильтры 10.7.1.1 При эксплуатации осветлительных фильтров следует: а) обеспечивать равномерное распределение воды между фильтрами и по площади каждого фильтра; б) поддерживать заданный циркуляционный расход, вести наблюдения за приростом потерь напора и качеством воды; в) своевременно отключать фильтры на промывку и вести наблюдение за эффектом промывки; г) не допускать перемешивания слоев и смещения фильтрующей загрузки в горизонтальной плоскости; д) следить за состоянием задвижек, затворов, гидро- и электроприводов, приборов контроля и средств автоматики, циркуляционных (промывных) насосов и другого оборудования; е) вести систематический учет работы оборудования с помощью соответствующих отметок в журнале; ж) обеспечивать надлежащее санитарное состояние технических помещений. 10.7.1.2 Контроль работы фильтров следует осуществлять с помощью технологических карт, содержащих контролируемые технологические параметры работы системы водоподготовки и качества воды, включая продолжительность рабочего цикла, расход воды на промывку и периодичность ее проведения, необходимость изменения дозы применяемых реагентов и указания по методикам, способам и периодичности их контроля [см. таблицу Г.3 (приложение Г)]. 10.7.1.3 Окончание рабочего цикла и необходимость проведения промывки и дозагрузки (перезагрузки) фильтров определяют согласно требованиям настоящего стандарта. 10.7.1.4 В процессе эксплуатации проверяют соответствие состава и высоты слоя загрузки проектным параметрам. При необходимости заменяют фильтрующий материал с учетом требований настоящего стандарта. 10.7.1.5 В осветлительных фильтрах контролируют: а) потери напора в загрузке - ежедневно и перед каждой промывкой; б) интенсивность промывки - при каждой промывке; в) длительность промывки и расход воды на промывку - при каждой промывке; г) степень расширения фильтрующего слоя во время промывки - один раз в месяц и чаще, по мере изменения высоты и состояния фильтрующего слоя; д) высоту фильтрующего слоя - один раз в год на каждом фильтре при постоянной загрузке и чаще, по мере изменения фильтрующей загрузки (догрузка и снятие мелкого слоя фильтрующего материала); е) остаточные загрязнения в фильтрующей загрузке - по результатам микробиологического анализа при прогрессирующем загрязнении загрузки; ж) состояние поверхности загрузки фильтра - один раз в месяц. 10.7.2 Сорбционные фильтры Эксплуатацию и контроль работы сорбционных фильтров следует осуществлять в соответствии с 10.7.1 с поправкой на то, что в 10.7.1.5, перечисления г), д), е), должна быть указана сорбирующая загрузка. 10.7.3 Промывка фильтров 10.7.3.1 Загрузку осветлительных фильтров промывают водой из балансного резервуара. 10.7.3.2 Сорбционные фильтры с активированным углем, если они в технологии водоподготовки стоят на второй ступени доочистки и кондиционирования воды после осветлительных (песчаных) фильтров, промывают фильтратом после песчаных фильтров. 10.7.3.3 Интенсивность и длительность промывки загрузки фильтров устанавливают опытным путем по требуемому проценту расширения загрузки и достигаемому эффекту отмывки зерен загрузки при минимальном количестве воды, расходуемой на промывку с учетом режимов и условий эксплуатации, а также согласно требованиям настоящего стандарта (см. 9.3.5).
Примечание - Все данные о периодичности и продолжительности промывок следует вносить в журнал по эксплуатации (см. приложение Д).
10.7.3.4 Выбранный режим промывки должен исключать возможность выноса и/или перемешивания слоев загрузки. По окончании промывки поверхность фильтрующей/сорбирующей загрузки должна быть однородной, в многослойных фильтрах должно быть восстановлено расслоение.
Примечания 1 Для предупреждения выноса фильтрующей/сорбирующей загрузки из фильтра необходимо обеспечить приборный контроль интенсивности промывки. 2 Во избежание смещения подстилающих слоев и перемешивания фильтрующих/сорбирующих слоев загрузки при промывке начало/окончание промывки проводят с постепенным (в течение 1 - 1,5 мин) наращиванием или снижением расхода промывочной воды. 3 При промывке многослойных фильтров между этапами обратной промывки и уплотнения должен быть интервал 5 - 10 мин (в зависимости от времени оседания загрузки) во избежание перемешивания слоев [см. 9.3.5.2 перечисление б)].
10.7.3.5 Не реже одного раза в квартал необходимо наблюдать за процессом промывки фильтра, а именно: контролировать степень расширения загрузки и качество ее отмывки, степень равномерного распределения загрузки в поверхностном слое по окончании промывки. 10.7.3.6 Качество отмывки загрузки оценивают по постоянству начальной потери напора при одинаковой скорости фильтрования для предыдущих и последующих циклов. После каждой промывки на фильтре должно сохраняться постоянство начальной потери напора. В противном случае промывку следует повторить. 10.7.3.7 Систематический рост начальной потери напора указывает, что режим промывки выбран неправильно, эффективность промывки недостаточна и происходит накопление в загрузке остаточных загрязнений. Объем остаточных загрязнений следует контролировать один раз в два года. Он не должен превышать 1% (считая по массе пробы загрузки) за 3 мес. 10.7.3.8 При накоплении остаточных загрязнений в объеме более 1% принимают меры по их удалению из загрузки согласно правилам технической эксплуатации [41] (пункт 2.8.41). 10.7.4 Режимы и особенности эксплуатации фильтров 10.7.4.1 Если песчаный фильтр не был включен в работу более 24 ч, необходимо провести его "шоковое" хлорирование по Ж.1, перечисление в) (приложение Ж), и только после этого - описанную выше штатную промывку.
Примечание - Для фильтров, загруженных активированным углем, "шоковое" хлорирование неприменимо. Во избежание разрушения и/или осмоления загрузки на угольные фильтры не должна поступать вода, содержащая более чем 0,1 мг/л озона и/или 0,5 мг/л свободного хлора.
10.7.4.2 При отключении угольного фильтра более чем на 24 ч (но не дольше, чем на месяц) необходимо полностью осушить его (спустить воду из фильтра ниже уровня дренажной системы) и периодически, один раз в 8-10 дней, промывать обратным током фильтрата после песчаных фильтров (если в технологии водоподготовки предусмотрена первая ступень фильтрования) или непосредственно из балансного резервуара (если эта ступень отсутствует) с концентрацией общего остаточного хлора в промывочной воде от 0,6 до 0,8 мг/л, каждый раз полностью осушая фильтр после промывки (без уплотнения загрузки).
Примечание - Если угольный фильтр выведен из работы более чем на месяц, активированный уголь должен быть выгружен и просушен на воздухе, а песчано-гравийный поддерживающий слой законсервирован путем хлорирования фильтра по Ж.1, перечисление в) (приложение Ж).
10.8 Требования к эксплуатации сооружений и установок обеззараживания воды 10.8.1 Общие положения 10.8.1.1 Обеззараживание воды бассейна должно обеспечивать значения микробиологических и паразитологических показателей качества воды в ванне не выше нормативов, установленных санитарными правилами и нормами [8], [9], [11]. 10.8.1.2 При эксплуатации сооружений и установок обеззараживания воды в системе водоподготовки бассейна дозы хлора (хлорреагентов) устанавливают опытным путем: а) в процессе пусконаладочных работ - в соответствии с 10.5.2.1: б) при эксплуатации - согласно 9.6.2.1, перечисление ж). При этом в воде бассейна содержание остаточного свободного хлора должно быть от 0,3 до 0,5 мг/л, связанного хлора - не более 0,8 мг/л (см. таблицу 1). 10.8.1.3 При эксплуатации систем и установок обеззараживания воды необходимо: а) поддерживать заданный режим работы основного и вспомогательного оборудования, обеспечивать их безаварийную работу; б) своевременно по графику выполнять планово-предупредительные ремонты оборудования; в) следить за показаниями контрольно-измерительных приборов и функционированием средств автоматизации; г) принимать меры к устранению неполадок в работе установок; д) следить за работой системы вентиляции, в том числе аварийной; е) выполнять требования техники безопасности. 10.8.2 Сооружения и установки хлорирования а) Эксплуатацию хлорного хозяйства осуществляют в соответствии с требованиями [32], инструкциями изготовителей основного и вспомогательного оборудования, правилами по технике безопасности и настоящим стандартом. б) При эксплуатации систем хлорирования воды необходимо: - следить за соблюдением установленного расхода обеззараживающего агента; - контролировать концентрацию остаточного хлора в воде в установленном интервале времени; - проводить ревизию хлораторов и запорной арматуры не реже одного раза в квартал (с заменой сальниковой набивки), ревизию грязевиков - не реже одного раза в два года. в) Хлораторные (склады хлора) должны быть оборудованы табельными техническими средствами в соответствии с требованиями [32]. г) При эксплуатации электролизных установок следует: - руководствоваться инструкцией завода-изготовителя; - поддерживать заданный режим работы установок и подачу заданных доз раствора гипохлорита натрия; - во время работы установок непрерывно вентилировать помещение; - наблюдать за работой всех элементов и оборудования установок; - вести учет расхода электроэнергии, продолжительности работы установки и вносить соответствующие записи в журнал эксплуатации; - принимать меры к устранению неполадок в работе установок; - не реже одного раза в год проводить осмотр и текущий ремонт элементов токопроводящей сети, блока управления и выпрямителей напряжения. 10.8.3 Установки УФ-обеззараживания 10.8.3.1 При эксплуатации бактерицидных установок УФ-облучения следует: - обеспечивать подачу на установки заданного количества воды требуемого качества, не допуская снижения дозы облучения ниже регламентированного уровня; - обеспечивать своевременную очистку кварцевых чехлов и замену ламп; - вести наблюдение за работой установок и систематически регистрировать данные об интенсивности излучения в камере обеззараживания, расходе воды, времени работы ламп и их исправности, а также данные о профилактических осмотрах, очистке кварцевых чехлов, выполненных ремонтах и замене ламп. 10.8.3.2 При эксплуатации бактерицидных установок с помощью УФ-облучения следует руководствоваться указаниями [33]. 10.8.3.3 Общую техническую эксплуатацию бактерицидной установки осуществляют в соответствии с инструкцией изготовителя. Обслуживающий персонал должен пройти специальную подготовку, в том числе по общим и дополнительным правилам техники безопасности для установок каждого типа.
Примечания 1 Пуск бактерицидной установки в работу с включением ламп без заполнения камер водой запрещается. 2 В случае применения озонообразующих УФ-ламп следует контролировать концентрацию озона в воздухе рабочей зоны.
10.8.4 Озонаторные установки 10.8.4.1 При эксплуатации озонаторных установок, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51706 и настоящего стандарта, необходимо: - обеспечить нормальную работу всего оборудования: компрессоров, установок очистки и осушки воздуха, генераторов озона, источников питания, контактных резервуаров и деструкторов озона; - проводить профилактические ремонты оборудования в соответствии с намеченным графиком и вносить соответствующие отметки в журнал; - следить за работой приборов, показывающих концентрацию озона в озоно-воздушной смеси, обрабатываемой воде и воздухе рабочих помещений; приборов, регистрирующих влажность воздуха, с соответствующей записью показаний в журнале; - следить за работой системы автоматизации функционирования озонаторного оборудования, в том числе аварийного включения вентиляторов, отключения генераторов озона; - контролировать концентрацию озона в воздухе рабочей зоны. 10.8.4.2 В процессе эксплуатации необходимо обеспечивать строгое соблюдение технологических параметров и режимов работы озонатора, принятых (установленных) в процессе пусконаладочных работ. 10.8.4.3 Озонаторная установка должна быть немедленно отключена при внезапном прекращении подачи воздуха в озонатор, подачи охлаждающей воды, при утечках озона, а также прекращении работы системы вентиляции и/или в других аварийных ситуациях. 10.9 Требования к эксплуатации систем автоматизации 10.9.1 Средства автоматизации и диспетчерского контроля системы водоподготовки должны обеспечивать: - поддержание заданного технологического режима и нормальные условия работы сооружений, установок, основного и вспомогательного оборудования и коммуникаций; - сигнализацию отклонений и нарушений от заданного режима и нормальных условий работы сооружений, установок, оборудования и коммуникаций; - сигнализацию возникновения аварийных ситуаций на контролируемых объектах, включая возникновение пожара; - оперативное устранение отклонений и нарушений от заданных условий эксплуатации; - быструю локализацию аварий и ликвидацию их последствий. 10.9.2 Эксплуатация контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации (КИП и А) осуществляется службой эксплуатации бассейна и силами специализированных организаций.
Примечание - Состав, численность и квалификация персонала службы КИП и А устанавливаются штатным расписанием в соответствии с объемом и уровнем автоматизации.
10.9.3 В своей работе служба КИП и А руководствуется: - настоящим стандартом; - проектно-технической документацией на системы автоматизации; - технологическими описаниями, инструкциями и руководствами заводов-изготовителей по эксплуатации приборов и средств автоматизации (микропроцессоров и компьютеров, контрольно-измерительных приборов, датчиков исполнительных механизмов и пускорегулирующей аппаратуры); - программным обеспечением программируемых контроллеров и компьютеров. 10.9.4 При эксплуатации КИП и А следует: - поддерживать нормальные условия работы контрольно-измерительных приборов, устройств автоматики и телемеханики, микропроцессоров и компьютеров путем систематической проверки состояния, исправности, правильности показаний и функционирования датчиков, вторичных приборов, преобразователей, контроллеров и др.; - регулярно проверять состояние и исправность систем сигнализации, блокировок, систем автоматического регулирования и управления; - при обнаружении неисправности в работе элементов системы автоматизации технологического процесса своевременно обеспечивать переключение на резервные элементы либо переход на дистанционное, местное или ручное управление этим технологическим процессом; - выполнять профилактику и ремонты систем, приборов и средств автоматизации и диспетчеризации контрольно-измерительных приборов в сроки, предусмотренные инструкциями, или по утвержденным графикам; - предъявлять в установленные сроки для калибровки и поверки средства измерений, автоматического контроля, регулирования и управления работой сооружений и оборудования, к которым установлены требования обязательной государственной поверки. 10.9.5 Ответственность за состояние и сохранность приборов и автоматических устройств несет персонал, обслуживающий технологическое оборудование, на котором они установлены. 10.9.6 Служба КИП и А должна быть обеспечена технической документацией: - функциональной схемой автоматизации; - оперативными технологическими схемами средств автоматизации и телемеханизации сооружений и оборудования; - инструкциями предприятий-изготовителей для контроллеров и компьютеров; - журналом контроля и учета работы средств автоматизации/диспетчеризации; - формулярами (паспортами) для отметок проведения калибровки и планово-предупредительных ремонтов, свидетельствами о поверке. 10.9.7 Служба КИП и А должна быть оснащена: - контрольными приборами и переносными установками для проверки и наладки; - материалами и инструкциями для планово-предупредительного и капитального ремонтов приборов и аппаратуры систем автоматизации. 10.10 Эксплуатация системы водоподготовки и сооружения бассейна 10.10.1 Общие положения 10.10.1.1 Систему водоподготовки следует эксплуатировать постоянно. Все оборудование необходимо подвергать ежедневному осмотру, регулярному техническому обслуживанию и плановой профилактике при строгом соблюдении ЭД и инструкций изготовителя оборудования с обязательным ведением журналов по эксплуатации в соответствии с программой ежедневных работ и перечнем работ по техническому обслуживанию (см. приложения Г,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|