Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Миф 2. Крав-мага – это очередной миксфайт, или просто обычная рукопашка.

Миф 1. Крав-мага – это израильское боевое искусство.

Израильское – да. Боевое – да. Искусство – нет.
Крав-мага отличается от традиционных боевых искусств приблизительно так же, как молоток – от рапиры. И речь здесь идет не об эффективности или преимуществе молотка перед рапирой (все системы-новоделы противопоставляют свой «прикладной, реальный, уличный, тотальный, смертоносный и т.д.» стиль «устаревшим, нежизнеспособным, замшелым т.д.» традиционным системам) – речь идет о сфере применения.
Попробую объяснить.
Рапира – оружие, появившееся в определенный исторический период (16-17 в.в.), как эволюция более древнего оружия (меча) в следствие изменений в обществе (облегчение, а позже - исчезновение доспехов), и потерявшее всякий смысл с изобретение многозарядного ручного огнестрельного оружия (капсюльных револьверов).
Молоток – это инструмент, состоящий из ручки (деревянной, пластиковой, металлической) и насаженной на него головки (каменной, пластиковой, металлической, деревянной). Появился в каменном веке и используется до сих, всячески видоизменяясь.
Фехтование на рапирах развивалось как система стоек, перемещений, ударов, защит и финтов во множестве европейских школ, что привело к появлению разных стилей – французского, итальянского, испанского, немецкого. Значительно позже появилось спортивное фехтование. Но все эти школы объединяет несколько общих принципов: бой ведется с помощью рапиры, используется определенная стойка, набор характерных для данной школы приемов и тактических маневров. Именно это позволяет считать фехтование на рапирах – боевым искусством, где недопустима замена рапиры катаной, фехтовальной стойки – боксерской, а фланконада – рычагом кисти наружу. Конечно, в реальном бою все это сделать никто не запрещает – но тогда это уже не будет фехтованием на рапирах, которое изучают в залах со времен Талгофера и Мароццо, а некой системой «тотального реального прикладного боя на рапирах» - т.е. пресловутым «грязным уличным кэндзюцу».
Молоток же, в свою очередь, всегда останется молотком. Кувалда кузнеца или молоточек дантиста, плотницкий гвоздодер или киянка, безынерционный молоток или молоток психотерапевта, боевой клевец или чекан, альпеншток или даже отбойный пневматический молоток – это все равно молоток. Инструмент, предназначенный на решения определенных задач. Меняющий свои размеры, форму, способ применения в зависимости от поставленных задач. И все равно остающийся при этом молотком.
Крав-мага – это не боевое искусство.
Крав-мага – это инструмент для решения проблем.
Ядро крав-мага – базовые принципы и основной набор тактико-технических действий – позволяют приспособить этот инструмент для решения широкого спектра проблем.
Армии необходимо за полтора месяца учебки научить солдат азам рукопашного боя – пожалуйста, армейская крав-мага: «пнул и дострелил». Полиции надо скрутить преступника – вот вам полицейская крав-мага: «лежать, козел». Гражданские тоже хотят жить? Гражданская крав-мага: «ударил и беги». В основу самозащиты для женщин ложится задача «слезь с меня, урод», а рукопашка для телохранителей строится по схеме «уводи клиента». А ведь еще существуют разработки крав-мага для детей, для таксистов, для стюардов авиакомпании «Эль-Аль», для санитаров скорой помощи и сотрудников психбольниц…
При этом крав-мага все равно остается крав-мага (а молоток – молотком)! Меняется задача, но не средства ее решения. Меняются внешние признаки (ни один инструктор крав-мага не станет спорить до хрипоты на тему «можно ли отрывать пятку в дзэнкуцу-дати»), базовые принципы остаются те же («точка угрозы», «рекойлинг» и многие другие).
Именно наличие этих принципов (так же как наличие рукоятки и головки определяет понятие «молоток – ручной ударный инструмент») позволяет говорить о крав-мага как о специфическом инструменте для решения проблем в области личной безопасности.
И это подводит нас к развенчанию мифа №2.

Миф 2. Крав-мага – это очередной миксфайт, или просто обычная рукопашка.

Первая синтетическая система рукопашного боя, объединившая в себе приемы разных стилей, возникла в Европе в 1898 году. Ее автором был английский инженер Эдвард Уильям Бартон-Райт. Система называлась Бартитсу (название было образовано из фамилии автора «Бартон» и традиционного «джиу-джитсу») и включала в себя техники из классических школ джиу-джитсу, дзюдо, английского бокса, савата и школы фехтования тростью швейцарского профессора Пьера Виньи. Именно с помощью бартитсу (ошибочно названной «баритсу») Шерлок Холмс ниспроверг профессора Мориарти в бездну Рейхенбахского водопада.
Бартитсу не пережила своего создателя и практически забыта теперь; но именно она проложила дорогу любителям сочинять хитрые слова и придумывать синтетические стили. В двадцатом веке таких стилей родилось множество. Перечислю лишь некоторые из них: дзюкадо, кадзюкэнбо, джиткундо, вун-хоп-куэн, укидокан... Отечественные авторы предпочитают аббревиатуры: УНИБОС, СПАС, ИЗБОР, ИСРБ, РУБ, СРУБ… А ведь есть еще «Боевая машина» А.Тараса и «Боевая машина» В.Шлахтера, «Бойбо», «Стальной сокол», Да-цзе-шу и многие, многие другие.
История создания крав-мага, на первый взгляд, заставляет отнести эту систему в разряд синтетических. Есть один автор – Ими Лихтенфельд, известно, что он серьезно занимался борьбой, боксом и джиу-джитсу, следовательно, крав-мага есть синтез приемов бокса, борьбы и джиу-джитсу.
Данное заключение не верно. История создания крав-мага гораздо больше напоминает создание советского самбо. И в том, и в другом случае имел место быть Его Величество Госзаказ. Крав-мага изначально разрабатывалась не по прихоти Отца-Основателя, а для нужд армии и полиции. Крав-мага ориентировалась не на способности Отца-Основателя, а на простого неподготовленного человека. Наконец, крав-мага создавалась «с нуля», а не путем заимствований приемов.
Сперва И.Лихтенфельдом были выработаны теоретические принципы крав-мага. На них была наложена двигательная база – стойки, перемещения, удары, защиты, болевые контроли. Да, стойка напоминают стойку из бокса, а болевые контроли – из джиу-джитсу, но только потому, что все люди имеют две руки, две ноги и одну голову, и удар кулаком всегда останется ударом кулаком – по крайней мере, внешне, потому что в основе простого удара кулаком может лежать принцип «челнока», «хикитэ», «волны», «центральной линии» или, в случае крав-мага, «рекойлинга».
Поэтому можно говорить только о внешнем сходстве крав-мага с боксом или джиу-джитсу. На уровне двигательной базы крав-мага является уникальной системой, что подводит нас к развенчанию второй части данного мифа – «крав-мага – это обычная рукопашка».
Под так называемой «нонейм»-рукопашкой (или Армейским рукопашным боем – АРБ) обычно понимают смесь приемов бокса, каратэ и самбо, преподаваемую в вооруженных силах СССР с середины 1980-х годов – причем пропорции этих приемов, как правило, определяются предыдущим, до-армейским опытом инструктора: бывший боксер делает ставку на удары, самбист – на броски, а каратист незаменим при разбивании кирпичей на День десантника. Армейские наставления по физической подготовке (НПРБ-38, НФП-59, НФП-66, НФП-78, НФП-87) отводят подготовке к рукопашной схватке максимум 20-25 страниц, практически не изменяясь за последние 60 лет.
Отличие крав-мага от АРБ или «нонейм»-рукопашки видны невооруженным глазом: приемы крав-мага узнаваемы, в отличие от «кикбоксинга в камуфляже». Узнаваемы они в основном благодаря наличию «коронок», или специфических приемов, характерных только для крав-мага – это и захват за затвор пистолета, и захват вооруженной руки локтевым сгибом, и вход в атаку «клювом»…
Конечно, эти приемы можно найти и в джиу-джитсу, и в самбо, и в айкидо. Но систему определяет не наличие тех или иных приемов, а общая двигательная база и теоретические принципы, лежащие в их основе.
Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что крав-мага – это не очередной миксфайт, и уж точно – не плод индивидуального творчества армейских или полицейских инструкторов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...